- Расчет объема пищи для детей первого года жизни
- Комментарии 2
- О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)
- О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Рациональное питание детей и подростков — Санитарный надзор
- Рациональное питание детей и подростков
Расчет объема пищи для детей первого года жизни
Обратите внимание!
Все приведенные ниже методы расчета являются ориентировочными и не претендуют на точность. Тем не менее, если количество пищи, съеденное вашим ребенком за сутки или за одно кормление, отличается от рассчитанного более чем на 25% — это реальный повод посоветоваться с врачом.
Еще раз подчеркнем: любые отклонения от ориентировочных норм — это повод для встречи с доктором, а не повод для экспериментов с едой и придумывания ребенку болезней!
Формулы Филькенштейна
Объем разового кормления в первые 10 дней жизни:
Объем разового кормления (мл) = 10 × n
Суточное количество пищи в первые 7 дней жизни:
Объем пищи в сутки (мл) = 70(80) × n
n –– день жизни новорожденного.
Коэффициент 70 используется при расчетах питания детям, родившимся с массой тела менее 3200 г, коэффициент 80 –– для детей с массой тела при рождении более 3200 г.
Калорийный метод
Литр женского молока в среднем содержит около 700 ккал.
- Ребенок в возрасте до 3-х месяцев должен получать 125 ккал на 1 кг веса.
- Ребенок в возрасте 3—6 месяцев должен получать 110 ккал на 1 кг веса.
- Ребенок в возрасте 6—12 месяцев должен получать 100—95 ккал на 1 кг веса.
Объемный метод
(по Гейбенеру и Черни)
Суточный объем пищи, необходимый ребенку со средним уровнем физического развития, составляет:
- ввозрасте от 10 дней до 2 месяцев — 1/5 массы тела;
- от 2 до 4 месяцев — 1/6 массы тела;
- от 4 до 6 месяцев — 1/7 массы тела;
- от 6 месяцев до 1 года — 1/8—1/9 массы тела.
Формула Шкарина
Ребенок в возрасте 2 месяцев (8 недель) должен получать в сутки 800 мл молока. На каждую неделю до 2 месяцев — на 50 мл меньше, на каждый месяц после 2 месяцев — на 50 мл больше.
Формула для детей младше 8 недель:
Суточный объем молока (мл) = 800 — 50(8 — n)
n — число недель жизни ребенка.
Формула для детей старше 2 месяцев:
Суточный объем молока (мл) = 800 + 50( n — 2)
n — число месяцев жизни ребенка.
опубликовано 27/06/2020 23:44
обновлено 10/10/2021
— Wiki доктора Комаровского
Комментарии 2
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник
О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)
О нормах физиологических потребностей детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии (к Всемирному дню прав потребителей в 2015 году)
Для гармоничного физического развития и роста детей и подростков питание должно удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.
В дошкольных организациях нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах должны быть не меньше значений, указанных в таблице№1.
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в дошкольных организациях
* – потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.
** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании
Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в дошкольной организации рекомендуется проводить с учетом таблицы№2.
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в дошкольных организациях, %
Для детей с круглосуточным пребыванием
Для детей с дневным пребыванием 8-10 час.
Для детей с дневным пребыванием 12 час.
дополнительный прием пищи перед сном – кисломолочный напиток с булочным или мучным кулинарным изделием
Полдник (10-15%) */ или уплотненный полдник (30-35%)
* вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30-35%)
В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
В общеобразовательных организациях при одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% (для обучающихся во вторую смену – до 20-25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
В суточном рационе питания обучающихся оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.
Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрастес 7 до 11 и с 11 лет и старше
Название пищевых веществ
Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп
с 11 лет и старше
Энергетическая ценность, ккал
Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Название пищевых веществ
Потребность в пищевых веществах для обучающихся юношей и девушек
Девушки 15-18 лет
в т.ч. животного происхождения
в т. ч. растительного происхождения
Энергетическая ценность, ккал
Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %
Завтрак в школе (первая смена)
Полдник в школе
Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.)
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии, %
Питание воспитанников детских домов и школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами (табл. №7). Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки: жиры: углеводы – 1:1:4). Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак – 25% калорий, второй завтрак – 10%, обед – 35-40%, полдник – 10%, ужин – 20-25%.
Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии
6 лет школьники
Примечание:Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).
Питание в загородных стационарных оздоровительных организациях должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 8.
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей
Название пищевых веществ
Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:
с 11 лет и старше
Энергетическая ценность – калорийность, ккал
* – без учета повышенных энерготрат
Распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в загородных стационарных организациях следует проводить с учетом таблицы 9.
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в течение дня
Доля суточной потребности в энергии, %
Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня в загородных стационарных оздоровительных организациях допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.
Распределение калорийности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%.Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей с учетом их возраста
Название пищевых веществ
Усредненная потребность в пищевых веществах для детей возрастных групп:
с 11 лет и старше
(допускается 335 за счет фруктов)
(допускается 383 за счет фруктов)
Энергетическая ценность – калорийность, ккал
(2359 при увеличении углеводов)
(2720 при увеличении углеводов)
Питание подростков в лагерях труда и отдыха должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (табл. №11).
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет
Показатели (в сутки)
от 14 до 18 лет
Энергия и пищевые вещества
При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности, нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 11.
В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным – 4-разовое.
Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.
Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:
1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%
1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30%.
Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.
Указанные нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах устанавливают ниже перечисленные документы:
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26;
— СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и реднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. №45;
— СП 2.4.990-00 «2.4.Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.);
— СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 г.;
— СанПиН 2.4.4. 3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №73;
— СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25;
— СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22.
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Рациональное питание детей и подростков — Санитарный надзор
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков
Международной Федерацией потребительских организаций определен девиз Всемирного дня защиты прав потребителей на 2015 год, который затрагивает права потребителей в наиболее актуальной сфере потребительских правоотношений. Девизом 15 марта 2015 года определен слоган – «Tofocusonconsumersrightstohealthyfood» — «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании».
Здоровое, рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу — калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др. (методические рекомендации № 0100/8604-07-34, рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей7-11 и 11-18 лет) и массе порций(СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»):
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки
Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки
6 лет (школьники)
11-13 лет (мальчики)
11-13 лет (девочки)
14-17 лет (девушки)
Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах)
для школьников
Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп
С 11 лет и старше
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники: мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Источник