Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей

Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей

Факультет Истории и права, 2 курс

Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].

Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:

  • если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
  • если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
  • если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
  • если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
  • если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Сущность и структура психологической саморегуляции

Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции:

  • постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция;
  • модель значимых решений — этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;
  • программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;
  • коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата [3].

Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы [2].

Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека.

Саморегуляция познавательных процессов

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Читайте также:  Легкий способ нарисовать брови карандашом

Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

Основные пути саморегуляции мышления:

  • анализ условия задачи, которую требуется решить;
  • сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата;
  • периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;
  • формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
  • проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;
  • запись идей или уже принятых действий и др.

Саморегуляция эмоционального состояния

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например:

  • дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;
  • релаксационные техники, которые снимают напряжение;
  • медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой);
  • аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике;
  • мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

Источник

Способы саморегуляции эмоционального сотояния учителя
статья по зож на тему

В материале представлена структура саморегуляции, описаны элементы самрорегуряции для учителя, упражнения для расслабления мышц лица и снятия напряжения.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_samoregulyatsi_emotsionalnogo_sostoyaniya_uchitelya.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Способы саморегуляции эмоционального состояния учителя

Какашинская Лилия Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №18 г. Белгорода

Саморегуляция ( от латинского regulare- приводить в порядок, налаживать ) – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Психическая саморегуляция осуществляется в единстве е энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

При всем разнообразии видов проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  • принятая субъектом цель произвольной активности;
  • модель значимых условий деятельность;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о реально достигнутых результатах;
  • оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализоваться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, преставления, понятия и другие).

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы.

Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы применять их при необходимости в ситуациях педагогической деятельности.

Элементы саморегуляции для учителя

«Разгладим море». Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие, жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.

«Как было бы, если бы. ». Если вы чувствуете себя подавленным, вообразите, как бы вы чувствовали себя и как бы выглядело все вокруг, если бы вы были жизнерадостным. Если вы чувствуете себя обессиленным, вообразите, как бы вы сегодня чувствовали, если бы были полны сил. Если вы чувствуете себя усталым, найдите в себе ту часть тела, которая никогда не устает. Вообразите себя активным и энергичным, поверьте в это – и все на самом деле начнет меняться!

Упражнения для расслабления мышц лица

Выполняя упражнения, надо стремиться к тому, чтобы не упражняемые в данный момент мышцы были расслаблены. Дышать следует ровно и спокойно, через нос. Внимание необходимо сосредоточить на состоянии упражняемых мышц.

Маска удивления . Закрыть глаза. Одновременно с медленным вдохом максимально высоко поднять брови, произнести про себя: «Мышцы лба напряжены». Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови (пауза 15 сек.).

Жмурки. Упражнение для глаз. С медленным выдохом мягко опустите веки. Выдыхая воздух, постепенно наращивать напряжение мышц глаз и, наконец, зажмурить их так, как будто в них попало мыло, жмуриться как можно сильнее. Произнести про себя: «Веки напряжены». Затем – секундная задержка дыхания, свободный выдох и расслабление мышц век. Оставляя веки опущенными, произнести про себя: «Веки расслаблены».

Возмущение. Упражнение для носа. Округлить крылья носа и напрячь их, как будто вы очень сильно чем-то возмущены, сделать вдох и выдох. Произнести про себя: «Крылья носа напряжены». Сделать вдох, на выдохе расслабить крылья носа. Произнести про себя: «Крылья носа расслаблены».

Маска поцелуя. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы, как будто для поцелуя, довести это усилие до предела и зафиксировать усилие повторяя: «Мышцы рта напряжены». На секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить мышцы. Произнести: «Мышцы рта расслаблены».

Снятие напряжения в 12 точках. Для снятия напряжения необходимо:

  1. начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом.
  2. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости.
  3. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться.
  4. После этого несколько раз широко зевнуть.
  5. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
  6. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить.
  7. Расслабить запястья и поводить ими.
  8. Сжать и расслабить кулаки, расслабить кисти рук.
  9. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  10. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног.
  11. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки.
  12. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх.

Повторить это упражнение три раза. После выполнения этого упражнения ваш организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.

Для оптимального педагогического общения важно также научиться распределять свое внимание к классу. Для этого можно использовать упражнение «Распределение внимания» в домашней обстановке в течение 15-20 минут. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Проследите за собой, через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

В заключении хотелось бы отметить, что общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей:

  • от конкретных условий,
  • от характеристик нервной деятельности,
  • от личностных качеств субъекта,
  • от привычек субъекта в организации своих действий, формируемых в процессе воспитания.

Также одним из условий успеха в педагогической деятельности – умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе беседы, общения с классом. Часто поглощенный тем, чтобы правильно сформулировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, своим поведением. Но известно, что даже самые правильные положения будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если учащиеся почувствуют ваше высокомерие, холодность, отчуждение.

Выполняйте систематически упражнение «Открытость» . Перед вами собеседник (ребенок, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания учителей.

Работа по профилактике профессионального «выгорания» учителя строится по следующим направлениям:Психологическое просвещение — формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, жела.

Профилактика эмоционального выгорания учителей.

По степени напряженностинагрузка учителя больше, чем у банкиров, генеральных директоров и президентовассоциаций.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния

Оформление стенда школьного психолога.

Игра как способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие.

Материал содержит теоретическую часть выступления на педсовете по применению игровой педагогической технологии в воспитательной работе с первоклассниками.

Эмоциональное состояние и способы саморегуляции

Способы саморегуляции, не только для детей, но и для взрослых. Для занятия в сенсорной комнате.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Саморегуляция эмоционального состояния у младших школьников

Произвольная саморегуляция эмоционального состояния — это процесс управления своими эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, полное и до.

Источник

Читайте также:  Как избавится от гнид домашним способом
Оцените статью
Разные способы