- Опишите способы передвижения одноклеточных организмов.
- Конспект «Движение одноклеточных организмов и животных»
- Тема «Движение одноклеточных организмов» план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Общая характеристика одноклеточных животных
- Урок 4. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Общая характеристика одноклеточных животных»
Опишите способы передвижения одноклеточных организмов.
Направленные движения одноклеточных организмов, а также отдельных клеток, входящих в состав многоклеточных организмов, и внутриклеточных частей под влиянием различных факторов (раздражителей) называют таксисами (от греческого слова — порядок, расположение) .
Эти движения могут быть как по направлению к раздражителю — положительный таксис, так и от него — отрицательный. Те раздражители, которые привлекают к себе, называются аттрактантами (от латинского слова — притягиваю) , а раздражители, от которых отдаляются, — репеллентами (от латинского слова — отталкиваю, отгоняю) . Различают и движения, не ориентированные по отношению
к источнику раздражения.
Если раздражителем является свет, то движение носит название фототаксис, если химическое вещество — хемотаксис, температура — термотаксис, повреждение — травмотаксис, электрический ток — гальванотаксис, сила земного притяжения — геотаксис и т. д.
Один и тот же раздражитель для одних видов может быть аттрактантом, а для других — репеллентом. Так, одноклеточная эвглена всегда двигается к источнику света, а инфузория трубач — от него.
Таксис может зависеть от интенсивности раздражителя. Например, фототаксис при слабой интенсивности света может быть положительным, при значительной — отрицательным, а при средней — и вовсе не проявляться. Отрицательный гальванотаксис (когда движение идет в сторону катода) у инфузории туфельки при возрастании силы тока сменяется на положительный. И совсем сложно определить, какой термотаксис у этой инфузории. Если туфелек поместить в горизонтальную трубку, вдоль которой имеется перепад температуры от +40°С на одном ее конце до +15°С на другом, то через некоторое время все инфузории скопятся в том месте трубки, где температура +26°, +27°С. Здесь для них, видимо, самые благоприятные условия: ни жарко, ни холодно.
Благодаря таксисам одноклеточные организмы отыскивают пищу, находят места с более благоприятными условиями обитания, а также находят особей своего вида и избегают вредоносных воздействий.
Из внутриклеточных таксисов лучше всего изучен фототаксис хлоропластов в клетках листа растения.
В них содержится пигмент филл, благодаря которому на свету идет синтез. Обычно в листьях, находящихся в ноте, хлоропласты расположены более или нее равномерно вдоль всех стенок клетки. На умеренном свету они перемещаются к перпендикулярным к падающему свету, достигается максимальная освещенность ропластов.
Пример таксиса отдельных клеток многоклеточного организма — хемотаксис лейкоцитов (белых
кровяных клеток) . Под влиянием трактантов, образующихся при воспалениях, они передвигаются к месту воспалительного процесса, где участвуют в захватывании и переваривании болезнетворных микробов и остатков погибших здесь клеток. Благодаря киносъемке удалось определить: если в кадре находится неподвижный лейкоцит и в это время вносится какой-нибудь аттрактант, то у лейкоцита сразу начинают появляться выросты — ложноножки, с помощью которых он передвигается. Причем возникают они на стороне, обращенной к аттрактанту. Значит, лейкоцит обнаруживает разницу в концентрации аттрактанта по обе стороны своего тела, т. е. на расстоянии около 8 мкн. Доказано, что у лейкоцитов имеются особые чувствительные центры, которые реагируют на продукты выделения микробов.
Иной механизм хемотаксиса у бактерий, который помогает им находить пищу и спасаться от вредоносных химических компонентов среды обитания. Они как бы сравнивают концентрацию вещества в данный момент с той, которая была несколько раньше. Это временной принцип. Различными опытами с использованием биох
Источник
Конспект «Движение одноклеточных организмов и животных»
Урок № 28 .12.2018г. 6 класс БИОЛОГИЯ
ДВИЖЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ И ЖИВОТНЫХ
тема урока
ПРЕМЕТНЫЕ — формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения живых организмов: раскрыть черты приспособленности к условиям окружающей среды и образу жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ – воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к живым организмам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами; совершенствовать навыки устного общения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — определять и регулировать тему и цель урока с помощью учителя, вносить коррективы и оценивать свою деятельность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничество друг с другом и с учителем.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, электронный учебник.
Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.
Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности. Заполнение журнала.
2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Цель: фиксация причины затруднения. Формулировка цели урока учащимися путем наводящих вопросов учителя. Записывают тему урока и дату в тетрадь. Слайд
Какие мы можем поставить задачи перед собой на уроке?
1. Узнать, как передвигаются одноклеточные организмы.
2. С помощью каких приспособлений передвигаются животные в разных средах.
3. Узнать, у каких организмов – одноклеточных или многоклеточных движения сложнее и разнообразнее.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
Ученики в течении урока работают по карточке. (Приложение №1). Ученик с ОВЗ работает также по карточке (Приложение №2)
Слайд Одно из важнейших свойств всех живых организмов – способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.
Движение одноклеточных организмов
Одноклеточные организмы могут перемещаться в пространстве разными способами.
Задание №1. Заполните схему, ответ найдите в учебнике.
Многие бактерии, одноклеточные животные и водоросли передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся волнообразно.
Задание №2. Запишите организмов, которые передвигаются при помощи ЖГУТИКОВ
в схему.
Инфузории перемещаются в водной среде при помощи ресничек. Они более чем в 10 раз короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника.
Задание №3. Запишите организм, который передвигается при помощи РЕСНИЧЕК
в схему.
Амеба движется с помощью временных выростов цитоплазмы – ложноножек. Выпуская ложноножки, она словно перетекает с одного места на другое. Движется амеба со скоростью менее 1 мм в минуту.
Задание №4. Запишите организм, который передвигается при помощи ЛОЖНОНОЖЕК
в схему.
Большинство животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, избежания опасности. Именно поэтому у многоклеточных животных в процессе исторического развития сформировалась сложная опорно-двигательная система.
Вспомните! Чем представлена опорно-двигательная система животных?
Основа такой системы – скелет.
Вспомните! Какой скелет у позвоночных животных – наружный или внутренний?
У позвоночных животных скелет внутренний. Он построен из костной и хрящевой тканей. Части скелета соединяются неподвижно или с помощью суставов. К скелету прикрепляются мышцы. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит к различным движениям.
Пользуясь 32П учебника, найдите ответ на вопрос: С помощью каких приспособлений передвигаются животные разных сред жизни? – самостоятельно выполняют задание, оформляют в виде схемы.
НО, сначала, давайте вспомним, в каких средах могут обитать животные?
Для активного передвижения в разных средах у животных сформировались разнообразные конечности.
Задание №5. Пользуясь 32П учебника, найдите ответ на вопрос: С помощью каких приспособлений передвигаются животные разных сред жизни?
Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей – это видоизмененные передние конечности. Крылья бабочек и других насекомых – это выросты покровов.
5. ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Рефлексия. Выполнение заданий (электронный учебник) на электронном тренажере
6. Слайд ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 35 – учить п.1, 3.
7. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК
Источник
Тема «Движение одноклеточных организмов»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Знакомство учащихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl._dvizhenie_odnokletochnyh.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Движение одноклеточных организмов»
Дата проведения: 10.02.2012г.
Место проведения: ГБОУ СОШ с. Подбельск.
Учитель: Атаманова Надежда Викторовна
Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов; показать разнообразие способов движения животных; продолжить формирование умений узнавать животных на таблицах.
Оборудование: таблицы «Органы растений», «Простейшие», диск CD ROM for Windows. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. — М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Опрос домашнего задания.
— назовите характерные признаки живого организма (рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ);
— какие органы растений принимают участие в обмене веществ? (корень и побег).
— какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? (дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная системы).
III. Работа по теме «Движение одноклеточных организмов».
1.Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством живых организмов – движением. Живые организмы многоклеточные или одноклеточные находятся в постоянном движении. Какие одноклеточные животные вам известны? (слайд «Классификация одноклеточных животных» — определитель ).
а) в морских и пресных водоемах живут инфузории-туфельки. Они имеют постоянную, похожую на туфельку форму тела; обязательно 2 ядра: большое регулирует все жизненные процессы; маленькое – половой. Размножение бесполое путем поперечного деления надвое; половое путем обмена ядрами (слайд «Строение инфузории- туфельки» — поиск ).
б) а вот обитатели морей, пресных водоемов, почвы амебы не имеют постоянной формы тела. Захват пищи – ложноножками, пищеварительные вакуоли обеспечивают внутриклеточное переваривание пищи. Одно ядро. Размножение бесполое, путем митоза – деление надвое (слайд «Строение амебы обыкновенной» — поиск ).
в) обитатель луж, прудов эвглена зеленая имеет постоянную форму тела, одно крупное ядро, хлоропласты. Питание эвглены зеленой автотрофное и гетеротрофное. Размножение бесполое – путем деления надвое.
Итак, все одноклеточные организмы (простейшие: инфузория- туфелька, амеба обыкновенная, эвглена зеленая) имеют главные органоиды: ядро, оболочку, цитоплазму. Одни из них имеют постоянную форму тела, другие – не имеют.
2. Движение – одно из главных свойств всех живых организмов (слайд «Органоиды движения простейших» — практикум ).
— как двигаются одноклеточные животные? (амеба образует выпячивания, как бы «перетекает» с места на место, инфузория – туфелька быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело, жгутик эвглены зеленой работает как гребной винт, совершая вращательные движения, он, как бы ввинчивает тело животного в воду и тянет его за собой).
-какие органы передвижения имеют одноклеточные? (амеба — ложноножки или псевдоподии, инфузория-туфелька – реснички, эвглена зеленая — жгутик).
3 .Оформление лабораторной работы «Органоиды движения простейших».
4. Типы движения многоклеточных животных (слайд «Типы движения животных» — контроль ).
— раздели животных на группы:
хорошо бегают (лошадь, страус, рысь, заяц, носорог, собака);
хорошо летают (летучая мышь, аист, лебедь);
хорошо плавают (дельфин, кит);
5. Выполнение теста (слайд «Типы движения животных» — контроль ).
6. Подведение итогов.
Что такое «движение»?
Как двигаются одноклеточные организмы (а многоклеточные?)?
Чем отличается движение растений от движения животных?
7. Движение – это проявление жизни. Животные способны к активным перемещениям. У растений могут перемещаться только органы или их части.
IV. Домашнее задание: подобрать животных разных групп по способу передвижения и записать их в тетради.
Источник
Общая характеристика одноклеточных животных
Урок 4. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общая характеристика одноклеточных животных»
В 1675 году голландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая с помощью микроскопа каплю воды, увидел одноклеточных животных. Размеры большинства простейших очень малы, поэтому их можно рассмотреть только с помощью микроскопа. Существуют и довольно крупные виды, длиной до нескольких сантиметров.
Одноклеточных животных иначе называют простейшими. К одноклеточным, или простейшим, относятся животные, тело которых состоит только из одной клетки. Эта клетка представляет собой целый организм, который способен самостоятельно существовать, т.е. передвигаться, дышать, питаться, размножаться.
Рассмотрим общее строение одноклеточных организмов.
Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Основные компоненты клетки одноклеточных – ядро и цитоплазма. В цитоплазме содержатся все органоиды, характерные для животной клетки – это митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть. Кроме этого, у простейших имеются органоиды специального назначения. Функцию пищеварения выполняет пищеварительная вакуоль, функцию выделения – сократительные вакуоли. Органоидами движения у простейших могут быть ложноножки (они представляют собой выросты цитоплазмы), жгутики (движение тела происходит благодаря вращению жгутика), реснички (движение происходит благодаря гребным движениям ресничек).
Большинство простейших имеет гетеротрофный тип питания – они используют готовые органические вещества, но некоторые способны к фотосинтезу и являются автотрофами.
Рассмотрим способы питания простейших. Простейшие, не имеющие постоянной формы тела, способны захватывать пищу всей его поверхностью с помощью фагоцитоза и пиноцитоза. Фагоцитоз – захват пищевых частичек, а пиноцитоз – захват капелек жидкости с помощью ложноножек.
Одноклеточные с постоянной формой тела имеют клеточный рот, клеточную глотку, а также орган выделения – порошицу. Питаются одноклеточные другими простейшими, бактериями и водорослями.
Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. В организм простейшего постоянно поступает вода, содержащая кислород, и она удаляется вместе с углекислым газом через сократительную вакуоль.
Простейшие способны к раздражимости – они воспринимают изменения окружающей среды и реагируют на температурные, световые и химические раздражители. Например, они отплывают от кристаллов поваренной соли или приближаются к группе бактерий, которыми питаются. Кристаллы поваренной соли и бактерии – это раздражители. Такие передвижения называются таксисами. Движение к источнику раздражения называется положительным таксисом, движение от раздражителя – отрицательным таксисом. Например, эвглены зелёные всегда плывут к освещённой части водоёма, т.е. они обладают положительным фототаксисом.
Размножение простейших происходит преимущественно бесполым способом. Сначала надвое делится ядро, затем делится цитоплазма. Однако часто встречается и половой процесс.
Внешне они весьма разнообразны. Обитают одноклеточные животные преимущественно в морской и пресной воде, влажной почве. Известно много паразитических форм, обитающих в телах других животных или растений и питающихся за их счет.
При наступлении неблагоприятных условий, например, при высыхании водоемов, повышении или понижении температуры, простейшие превращаются в цисту. Клетка теряет органоиды движения, из цитоплазмы удаляется вода и клетка покрывается толстой защитной оболочкой и переходит в состояние покоя. В цистах процессы жизнедеятельности клетки практически прекращаются, они могут оставаться жизнеспособными в течении десятков и даже сотен лет. В состоянии цисты они могут перемещаться на большие расстояния и при наступлении благоприятных условий оболочка цисты растворяется, и клетка переходит в активное состояние.
В систематике Одноклеточные составляют подцарство в царстве животных. В подцарстве выделяют следующие типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории и Споровики.
Источник