- Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач
- Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач
- Способы натяжения цепей.
- Натяжение приводной цепи. Как проверить и отрегулировать?
- Несколько важных моментов
- Проверка натяжения с демонтажем цепи
- Как проверить натяжение цепи с использованием шаблона?
- Как отрегулировать натяжение цепи?
- Как натянуть цепь на велосипеде
- Разновидности велоцепей
- Типы велоцепей
- Конструктивные особенности
- Зачем и как нужно проверять натяжение цепи
- Многоскоростной велосипед
- Велосипед типа синглспид
- Необходимый инструмент
- Как натянуть цепь на синглспиде
- Как натянуть цепь на многоскоростном велосипеде
- Итоги
- Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
- Добавить комментарий Отменить ответ
Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач
Натяжение цепи.По мере изнашивания шарниров цепь вытягивается, стрела провисания f ведомой ветви увеличивается (см. рис. 26.8), что вызывает захлестывание звездочки цепью. Для передач с углом Θ е При Θ > 60′ на ведомую ветвь в местах наибольшего провисания цепи устанавливают оттяжную звездочку.
Диаметр оттяжной звездочки выполняют больше диаметра меньшей звездочки передачи, она должна входить в зацепление не менее чем с тремя звеньями цепи.
4. Поскольку цепь в поперечном сечении не обладает гибкостью,! 8 валы цепной передачи должны быть параллельными, а звездочки установлены в одной плоскости.
5. Применение трех- и четырехрядных цепей нежелательно, так как они дороги и требуют повышенной точности изготовления звездочек и монтажа передачи.
1. Каковы достоинства и недостатки цепных передач по сравнению с ременными? Где применяют цепные передачи?
2. Какова конструкция роликовой и втулочной цепей?
3. В каких случаях применяют многорядные роликовые цепи?
4. Почему при высоких скоростях рекомендуется применять цепи с малым шагом?
5. Чем вызвана неравномерность движения приводных цепей и почему она возрастает с увеличением шага?
6. Чем обусловлены ограничения минимального числа зубьев малой звездочки и максимального числа зубьев большой звездочки?
7. Почему при определении длины цепи рекомендуется принимать четное число звеньев цепи?
8. Что является основным критерием работоспособности цепных передач? Как проводится проверка цепи по этому критерию?
9. Что такое коэффициент эксплуатации, от чего он зависит?
10.Чем вызвана необходимость в применении натяжных устройств в цепных передачах? Каковы способы натяжения цепи?
11.Какие способы смазывания применяют в цепных передачах?
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ВАЛЫ, ОСИ, ПОДШИПНИКИ, МУФТЫ
Глава 27 Валы и оси
Общие сведения
Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах и осях.
Валпредназначен для передачи вращающего момента вдоль своей оси, а также для поддержания расположенных на нем деталей и восприятия действующих на эти детали сил. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в некоторых случаях дополнительно растяжение или сжатие (рис. 27.2).
Осьтолько поддерживает установленные на ней детали и воспринимает действующие на эти детали силы (рис. 27.1). В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Оси могут быть неподвижными (см. рис. 27.9) или могут вращаться вместе с насаженными на них деталями (рис. 27.1).
По форме геометрической оси валы делят на прямые (рис. 27.2)и непрямые — коленчатые и эксцентриковые. Непрямые валы относят к специальным деталям и в учебнике не рассматриваются.
Оси, как правило, изготовляют прямыми (см. рис. 27.1). По конструкции прямые валы и оси мало отличаются друг от друга.
Прямые валы и оси могут быть гладкими (см. рис. 27.9) или ступенчатыми (см. рис. 27.2). Ступенчатая форма способствует равной напряженности отдельных участков, упрощает установку деталей на валу.
Рис. 27.1. Ось тележки
Рис. 27.2. Прямой ступенчатый вал:
1 — шип; 2—шейка; 3 — подшипник; 4—кольца с поперечным пазом для размещения тяг съемника для подшипников (см. рис. 29.26)
По форме поперечного сечения валы и оси бывают сплошные и полые (с осевым отверстием). Полые валы применяют для уменьшения массы или для размещения внутри них других деталей или смазочных материалов.
По внешнему очертанию поперечного сечения валы разделяют на шлицевые и шпоночные, имеющие на некоторой длине шлицевой профиль или профиль со шпоночным пазом.
Источник
Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач
Причины выхода из строя цепных передач.
Цепные передачи выходят из строя по следующим причинам: износ шарниров, приводящий к удлинению цепи, увеличению шага цепи и, как следствие, к нарушению ее зацепления с зубьями звездочек; усталостное разрушение пластин по проушинам, характерное для закрытых быстроходных передач, работающих при хорошем смазывании, когда износ шарниров не является определяющим; проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки, связанное с низким качеством изготовления; усталостное выкрашивание и разрушение роликов; износ зубьев звездочек. Ресурс цепных передач в стационарных машинах должен составлять 10. 15 тыс. ч, он чаще всего ограничивается долговечностью цепи.
Натяжение цепи. По мере изнашивания шарниров цепь вытягивается. Что вызывает захлестывание звездочки цепью. Регулирование натяжения цепи осуществляют устройствами, аналогичными применяемым для натяжения ремня, т. е. перемещением вала одной из звездочек, нажимными роликами или оттяжными звездочками.
Натяжные устройства должны компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев, при большей вытяжке – два звена цепи удаляют. Увеличение шага цепи вследствие износа в шарнирах не компенсируется ее натяжением. По мере изнашивания цепи шарниры располагаются все ближе к вершинам зубьев и возникает опасность соскакивания цепи со звездочек.
Смазывание цепи оказывает решающее воздействие на ее долговечность. При скорости цепи м/с применяют капельное постоянное (4…10 кап/мин) или внутришарнирное смазывание. При
м/с – смазывание погружением в масляную ванну (ведомую ветвь цепи погружают на глубину высоту пластин) или масленками-капельницами (20 кап/мин). При
м/с – смазывание погружением в масляную ванну или циркуляционное смазывание от насоса.
В тихоходных малонагруженных передачах применяют периодическое смазывание ручной масленкой через 6…8 часов работы.
КПД передачи зависит от потерь на трение в шарнирах цепи, в контакте цепи с зубьями звездочек, в опорах валов, а также на перемешивание масла при смазывании погружением. Обычно среднее значение КПД .
Источник
Способы натяжения цепей.
1. Перемещение опор ведущей звездочки (наиболее распространено) с помощью винтового натяжного устройства (рис. 3)
2. Удаление двух звеньев (обязательно четное число т.к. цепь имеет замок) применяется при сильном вытягивании нерегулируемой цепи
3. Натяжная дополнительная подпружиненная звездочка (рис. 4)
4. Дополнительная плавающая звездочка (применяется очень редко)
Рис. 3 Винтовое натяжное устройство Рис. 4 Натяжение подпружиненной звездочкой
Cмазка цепных передач
Наиболее распространенная – периодическая смазка, применяется в основном для тихоходных передач при скоростях до 2 м/с, для смазки используются: литол, консталин (цилиндровое масло, загущенное натриевыми мылами жирных кислот касторового масла). Смазка осуществляется погружением демонтированной цепи в нагретое масло для лучшего проникновения смазки внутрь шарниров. Картерная смазка применяется реже, только для скоростных передач (масло – индустриальное 20, 30, 50). Капельная смазка — при скорости до 6 м/с, в масляной ванне — при скорости до 8 м/с, циркуляционная смазка — при скорости свыше 8м/с.
Источник
Натяжение приводной цепи. Как проверить и отрегулировать?
Приводные цепи эксплуатируются в условиях повышенной нагрузки. Они постоянно соприкасаются со звездочками, на них может воздействовать влага, высокая или пониженная температура. Эти факторы приводят к ухудшению технических характеристик не только непосредственно цепи, но и всего оборудования. Чтобы конвейеры, тяговые механизмы не выходили преждевременно из строя, необходимо контролировать натяжение приводной цепи. Специально для этого разработано несколько способов, о которых далее и пойдет речь.
Несколько важных моментов
Здесь сразу необходимо отметить, что одинаково плохи ситуации и когда цепь излишне натянута, и когда она свободно провисает, если это не предусмотрено конструктивными особенностями техники. В первом случае возможны разрывы звеньев, во втором — ухудшение эксплуатационных качеств оборудования. Звездочки прокручиваются вхолостую, механическое усилие не передается от ведущего звена к ведомому.
Провисать цепь может по нескольким причинам:
- ее длина превышает необходимую. Данную проблему в большинстве случаев можно решить. Как отрегулировать натяжение цепи, расскажем ниже;
- за время эксплуатации звенья износились, ослабли связи между пластинами. В данном случае регулировка натяжения не поможет. Чаще всего цепь подлежит замене. Ее нельзя эксплуатировать в соответствии с требованиями техники безопасности. В частности, это делается обязательно, если цепь раз за разом соскальзывает с зубьев звездочки.
Далее расскажем, как проверить натяжение, какие способы для этого можно применить. Цепь либо снимают со звездочек, либо задействуют специальные шаблоны.
Проверка натяжения с демонтажем цепи
Если цепь имеет относительно небольшие размеры, ее можно снять при условии, что это предусмотрено конструкцией оборудования. Дальнейшие действия предельно просты. При помощи линейки или штангенциркуля измеряют двенадцать соседних звеньев.
Полученное значение сравнивают с аналогичным для нового изделия. Далее остается проверить, какие допуски возможны для конкретного типа техники. Если разница между реальным и нормативным значением превышает его, цепь придется менять.
Способ проверки и регулировки натяжения цепи имеет как преимущества, так и недостатки. Плюс в том, что значение получается достаточно точным. Минус — необходимость тщательно очищать поверхности, удалять масла, иные отложения. Да и качество проверки часто зависит от опыта и квалификации замерщика.
Как проверить натяжение цепи с использованием шаблона?
Производители обычно поставляют специальные шаблоны для проверки схемы натяжения цепи. Принцип проверки следующий. Шаблон имеет две стороны: проходную и непроходную. К цепи прикладывают сначала одной стороной, затем второй. Если непроходная полностью совмещается с измеряемым отрезком, цепь подлежит замене. Она изношена сверх допустимого лимита.
Предел установлен на уровне уже 1%. Если с учетом стандартного натяжения длина 5 звеньев (без диаметра ролика пятого) превышает исходную на 0,75–1%, далее эксплуатировать цепь нельзя. Если измерения вызывают сомнения в точности, можно повторить их уже на 12 звеньях с использованием того же шаблона.
Важно отметить, что замене подлежит вся система натяжения цепи, включая соединительные, переходные звенья. Чаще всего это относится и к звездочкам. Совместить новую цепь со старым приводным механизмом сложно, а порой и невозможно. Бывают провороты, соскакивания, иные проблемы.
Как отрегулировать натяжение цепи?
Результаты всех измерений показали, что звенья не изменили свою конструкцию, связи между ними не ослабли. Остается сделать вывод, что неправильно подобрана длина цепи. Исправить ситуацию можно несколькими способами:
- разборную цепь снимают и убирают несколько лишних звеньев, используя соединительные, переходные замки. Далее изделие возвращают на место и проверяют работоспособность системы. Если нагрузка на привод не превышает допустимую, отсутствуют провисания, все сделано правильно;
- неразборную цепь, если ее длина существенно превышает допустимые пределы, меняют;
- при незначительном провисании цепи устанавливают звездочки-натяжители. Они должны находиться на стороне ведомого узла. Количество, диаметр таких звездочек рассчитывает проектировщик с учетом параметров конкретного оборудования.
Еще раз повторим, что регулировка натяжения цепи целесообразна только при условии, что она исправна, длина звеньев не превышает исходную больше чем на 1%.
Источник
Как натянуть цепь на велосипеде
Неполадки велосипеда случаются, если обслуживание проводится недостаточно регулярно или не в полной мере. Ведь для каждого элемента существует определенный срок работы, но продлить хорошее состояние детали возможно. Для этого во время технического обслуживания нужно уделять внимание не только механизмам в целом, но и их комплектующим. На велосипеде много внимания приходится на трансмиссию, а именного движимую ее часть – цепь. Данная статья касается проблемных вопросов этой детали, а именно как натянуть цепь на велосипеде с несколькими скоростями или без них и необходимый инструмент для этого.
Разновидности велоцепей
Цепь для велосипеда выполняет функцию передачи крутящего момента от ведущей части трансмиссии к ведомой, обеспечивая велосипеду передвижение. Составными частями цепи являются небольшого размера детали: пластинки внутренние и наружные, пины (валики), ролики и втулка.
Велоцепь может отличаться по нескольким показателям. Следующие показатели помогут разобраться в разновидностях велоцепей в зависимости от типа, количества передач, способу крепления звеньев.
Типы велоцепей
- Меньше всего используются велоцепи в виде зубьев. Иногда такой тип называют зубчатая ременная трансмиссия велобайка. Является выходцем из промышленной отрасли производства и устанавливается исключительно на экспериментальных велосипедах;
- Часто используется роликовая цепь. Каждое звено имеет небольшие ролики внутри, за счет чего такая конструкция более устойчива к изнашиванию. Однако используется редко, из-за высокой стоимости при производстве;
- Втулочная — похожа по конструкции на роликовую, но отличается установленной прямо сквозь звено втулкой. Конструкция ставится чаще остальных на подавляющее большинство велосипедов.
Конструктивные особенности
Отличие одних от других состоит в расстоянии и ширине от одного до второго пина. Наиболее узкая велоцепь используется в том случае, если количество звезд в кассете 10-12. При 7 — 8 звездочных кассетах устанавливается менее широкая.
Способ крепления звеньев между собой
- Стандартное крепление — подразумевает поочередное соединение звена. Данный способ на велосипедах используется чаще всего из удобства и простоты;
Половина звена или халфлинк, используется не так часто. По причине того, что из-за длительного использования теряется натяжение. Придется подтягивать. Принцип соединения основан на крепеже между собой однотипных полузвеньев, входящих при соединении одно в другое. Такие велоцепи имеют замок.
Вышеописанные два типа наиболее популярны, но производители часто устанавливают свой тип соединения велоцепей. Тем самым стараясь ввести новый тип крепежа.
Зачем и как нужно проверять натяжение цепи
Правильно натянуть цепь, значит, избежать поломок самой цепи или других неприятностей, связанных с данным элементом.
Многоскоростной велосипед
Натяжение велоцепи на многоскоростном велотранспорте полностью зависит от пружинного элемента на заднем переключателе. Но такое условие не исключает постоянной проверки ее натяжения. Иначе, при сильном натяжении, процесс переключения будет сложным и в результате можно испортить состояния зубьев звезды и самой цепи. При слабом натяжении — она будет постоянно биться об перо рамы, что приведёт к износу всей трансмиссии и испачканному перу.
Выделяют два способа измерения натяжения велоцепи:
- Цепь устанавливаем на переднюю и заднюю большие звезды. Внизу передней звезды оттягивают звенья вперед, в сторону переднего колеса, до недвижимого состояния переключателя передач на заднем колесе. Цепь от переключателя должна иметь прямую линию. Если при таком натяжении остается 2 звена лишними, то длина цепи соответствует требуемой.
- Велоцепь устанавливаем в положение, где ролик натяжителя и ролик направляющй на заднем колесе переключателя будут перпендикулярны земле и находиться на одной линии. То есть, цепь на заднем переключателе установлена на маленькую звезду, а спереди на большую.
Перед тем как отрегулировать натяжение на двухподвесе (велосипед с двумя амортизаторами), проводят проверку следующим образом. Надавливают на велосипед (маятник) до момента пока передняя звезда не опустится на максимальное расстояние от кассеты. Данный промежуток и есть показатель для измерения нужной длины цепи.
Велосипед типа синглспид
Синглспид — велосипед без скоростей. Имеет только две звезды, по одной звезде спереди и сзади. Модели велосипедов, в которых не предполагается возможным отрегулировать передачи, то есть выбрать значение скорости на переключателе. А также велосипеды с планетарной втулкой, которая аналогична коробке передач в машине и может переключать скорости механизмом, встроенным во втулку. Но общее в этих вариантах то, что натягивать цепь можно смещая ось задней втулки.
Каковы последствия для велосипеда без скоростей? При сильном натяжении — повышается нагрузка как на подшипники каретки, втулки, зубья звезд, так и на саму велоцепь. А это приведет к повышенному износу перечисленных элементов и к их скорейшему выходу из строя. А при слабом натяжении цепь может слететь со звезд во время езды.
Независимо от того одна звезда спереди или две, или установлена планетарная втулка, проверить насколько хорошо натянута цепь можно одинаковым способом. Установив велосипед, чтобы он не раскачивался, нужно пальцем оттянуть нижнюю часть велоцепи вниз до упора. Расстояние при натяжении не должно превышать 1-1,5 см. Обратите внимание, что и перетягивать не стоит. Ход цепочки при оттягивании составляет менее 0,5 см, то натяжение нужно ослабить.
Необходимый инструмент
Для того чтобы отрегулировать натяжение, используется довольно простой инструмент – выжимка (съёмник). Цена может варьироваться в зависимости от места продажи и от ее конструкции, но в основном стоимость не запредельная.
Представляет собой корпус со специальными бороздками, помогающими удерживать звенья во время извлечения из них пина и специального болта со штырем на конце, который вкручивается в резьбу корпуса по часовой стрелке.
Процесс снятия довольно простой, но требует внимательности, чтобы штырь выжимки попал точно в пин. Вначале прокручивание будет идти туго, но постепенно ход будет становиться легче, а в конце опять необходимо приложить усилие.
Выжатый пин останется на обратной (внешней) стороне пластины звена. После чего велоцепь аккуратно расстегиваем на том звене, где появился выжатый пин и затем снимаем.
При обратном процессе, соединении, можно также использовать выжимку, но процесс будет происходить обратный (вдавливание). Но стоит учесть, что изъятый ранее пин крайне непросто использовать повторно. Поэтому при процессе выжимки необходимо постараться не вытолкнуть его полностью, а оставить торчать в пластине звена.
Как натянуть цепь на синглспиде
Процесс начинается с переворачивания велосипеда вверх колесами. Ослабляем затянутые болты в пазах, которые закрепляли положение заднего колеса. В результате чего колесо можно двигать вперед или назад по отношению к большой звезде, тем самым подтянуть или ослабить натяжение велоцепи. Установив перпендикулярное положение, регулируем положение оси втулки заднего колеса по продольной оси. После чего затягиваем болты на велосипеде.
Если вышеописанные манипуляции не привели к нужному натяжению, то для того чтобы отрегулировать цепь (уменьшить количество звеньев) потребуется использование выжимки. Принцип действия инструмента описан выше.
Как натянуть цепь на многоскоростном велосипеде
Обычно на таких велобайках как шоссейный или горный, устанавливают несколько скоростей, то есть присутствует несколько задних и 1-3 передних звезды. Действовать по принципу синглспида здесь не получится, так как задняя втулка не имеет возможности сдвигаться по яду причин. В данном случае нужно изменять количество звеньев велоцепи. Поэтому, чтобы отрегулировать велоцепь, нужно для начала выяснить насколько хорошо она работает. После чего будет ясно требуется удлинить или укоротить количество звеньев.
В магазинах велоцепи продают не соединённые в единую петлю, поэтому чаще всего для того чтобы ее снять, нужно найти место, где расположен замочек и расстегнуть его. Но если цепь не укомплектована замком, то для того чтобы ее разжать потребуется специальный инструмент, описанный в разделе выше.
Чтобы подтянуть велоцепь отсчитывают необходимое количество звеньев, которые являются лишними и разъединяют ее при помощи выжимки. После извлечения пина, снимают лишнее количество звеньев и собирают все в обратном порядке. Соединяют звенья при помощи выжимки или замка.
Итоги
Итак, велоцепь не относится к сложным частям, но, как и любая часть велосипеда, требует постоянного наблюдения и своевременного вмешательства, в данном случае укорачивания, натяжения. Получив необходимую базу знаний из нашей статьи, остается подкрепить эти знания на практике. Натянуть цепь, независимо от количества и наличия скоростей можно, если аккуратно и внимательно подойти к выполнению данной задачи. Не пренебрегайте состоянием ходовой части велосипеда, иначе впоследствии будете вынуждены затратить больше энергии и денег на решение возникших проблем.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник