Способы формирования политической элиты
Способы формирования, пополнения элиты различают в зависимости от «открытости» или «закрытости» общества, а точнее от политического режима (демократического или тоталитарного).
Открытая элита характерна для демократических стран. Ее отличительные черты:
— пополнение происходит спонтанно, осуществляется саморегуляция;
— главное значение при отборе имеет экономический вес, политическое влияние, профессионализм;
— она публична, т.е. она открыта для изучения политологов. Доходы декларируются. В США уже немало претендентов в президенты и парламент поплатились политической карьерой за недоплату налогов или за то, что когда-то имели «любовные связи».
Вообще средства массовой информации способны «откопать» такие страницы в биографии, что и сам хозяин забыл (да еще и зафиксировать на пленку). Поэтому прежде чем «идти во власть», нужно хорошо продумать, нет ли у тебя рыльца в пушку где-то в далеком прошлом.
Закрытые элиты присущи тоталитарным режимам. Характерные черты такой элиты особенно хорошо видны на примере СССР.
— Пополнение такой элиты специально регулируется. В СССР на руководящие посты, не будучи членом партии, попасть было практически невозможно. А партия жестко регулировала пополнение своих рядов. Рабочему или доярке предлагали анкеты (только заполни). А для интеллигенции было придумано жесточайшее «сито» из старых коммунистов при райкомах партии и людей годами не принимали в партию. А это тормозило профессиональный рост.
— При отборе главную роль играли не компетентность и профессионализм, а преданность системе или вождю (по принципу «ты — начальник, я – дурак»; не дай бог, показать свое интеллектуальное превосходство).
— Такая элита не публична. Биографии у «первых» (секретари ЦК, обкомов и т.д.) были как легенды у разведчиков. Все они непременно были от плуга и от станка. Вся жизнь политической элиты шла за закрытыми дверьми. Такая элита безразлична к общественному мнению и недоступна для научного исследования.
Следует учесть, что в политической реальности далеко не так все просто. Как, например, объяснить, что подавляющее большинство политической элиты наиболее развитых стран составляют выходцы из семей крупных собственников? Гидденс, английский социолог, как-то заметил, что лучший способ разбогатеть в Англии – это родиться богатым.
В свое время в ряде стран (в том числе в США, Англии, Германии) был проведен анализ состава политической элиты. Он показал, что наиболее активный возраст входящих в нее лиц – 50-65 лет; от 60% до 80% закончили одно-два высших учебных заведения (правда, наличие вуза за плечами не мешает, например, Бушу (младшему) путать инфляцию с дефляцией, вызывая содрогание на биржах, а Рейгану – не знать столицы латиноамериканских стран). Подавляющая часть политической элиты – крупные собственники.
Формирование элиты в различных странах имеет свои отличия. Так, например, в США политическая элита формируется преимущественно из представителей деловых кругов, государственных служащих, видных юристов и авторитетных ученых, политологов. Во Франции – это, как правило, руководители политических партий, государственные служащие, окончившие элитарные вузы.
Качество правителей – важнейший показатель, индикатор здоровья политической системы. На это обращали внимание многие ученые (Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев и др.). В частности Бердяев писал, что если коэффициент интеллектуальности правящей элиты падает ниже критической черты, это верный показатель упадка страны. Наверное, потому американцы после геронтологической цепочки «Брежнев – Андропов – Черненко» сумели «вычислить» Горбачева.
Главная задача политической элиты – сохранение стабильности в обществе, умение найти баланс между «верхами» и «низами». Неспособность элиты выполнять эту главную функцию приводит, как свидетельствует история, к катастрофическим последствиям. Об этом свидетельствуют все крупные революции. Не случайно кто-то из политологов заметил: «Наверху собираются сливки. И пена тоже».
Что собой представляет политическая элита современной Украины?
Прежде всего следует отметить, что явления, присущие в этом плане Украине, характерны для всего постсоветского пространства, где с распадом Союза произошла не столько смена политической элиты, сколько смена лозунгов.
В настоящее время формирование политической элиты Украины характеризуется следующими чертами:
— на смену бывшей партноменклатуре, которая длительное время сохраняла свое положение (в качестве губернаторов, депутатов Верховной Рады и т.д.) начинают приходить политические деятели нового поколения, не отягченные партийным прошлым;
— «новые украинцы» (это люди, которые сумели в короткий срок разными путями накопить капитал, стать руководителями фирм, предприятий, банков и др.); это новая поросль прагматически мыслящих деятелей;
— деятели культуры, партийные лидеры, т.е. интеллигенция, причем, между ними существуют глубокие расхождения в национальном плане (с одной стороны, это И. Драч, П. Мовчан, Л. Лукьяненко, Л. Танюк, а с другой – представители Крыма, восточных регионов).
Тот факт, что в центральных европейских странах (Венгрия, Чехословакия и др.) реформы пошли успешно, не в последнюю очередь объясняется и тем, что там партийная номенклатура и вообще коммунисты были лишены права на определенный срок занимать руководящие посты. В Украине же, оставаясь по сути у власти на всех уровнях, они только тормозили процесс глубокого и эффективного реформирования.
Когда-то В. Липинский заметил, что одна из главных бед Украины – это отсутствие качественной элиты. Действительно, на протяжении всей истории украинская элита то становилась польской шляхтой, то российскими вельможами.
Люди у власти должны быть не «калифами на час», а мыслить по-государственному, действительно заботиться о будущем страны и ее народа. Но формирование такой качественной элиты в Украине еще только начинается.
Источник
Основные факторы, условия и пути формирования политической элиты
Политическая элита – это организованное меньшинство, кон-тролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.
Существование элиты обусловлено действием следующих основных факторов:
1.психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3.высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4.широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); 5.практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 6.политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.
Выделяются две системы формирования элиты: открытая, где привилегированные позиции доступны для всех общественных групп, наблюдается высокая конкуренция за позиции, а вершин достигают те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами;
закрытая, где отбор кандидатов в элиту ведется узким кругом руководящих лиц и осложнен рядом формальных требований (происхождение, партийность, стаж и т.д.); такая система характерна,тля недемократических обществ.
Являясь представителями определенной социальной базы, элиты ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально благоприятных условий для их реализации. Политические элиты объединяются вокруг главной политической ценности, каковой является власть, «использование политики». Власть для политических элит самоценна, главное здесь – удержание и умножение власти всевозможными способами.
Способы (пути) формировния элиты:
1. Радикальный способ- связан с координальным обновлением персонального состава правящей группы, а не заменой её персонального состава. Инициативными группами создаются параллельные структуры власти. это: правительство, советы трудящихся, революционный комитет, которые начинают искать поддержку. Если она (поддержка) найдётся , паралельные структуры власти вытесняют официальные. Со старыми структурами власти вытесняются и люди => так и происходит смена политич. элит
2. Способ рекрутирования — связан с постепенным, непрерывным замещением освободившихся в политической иерархии статусных позиций новыми людьми.
Происходит движение человека по ступеням политической иерархии, а сама политическая элита не изменяется. Вхождение в политическую элиту не является свободной. Зависит от умения действовать в соответствии с опр. правилами. Чем влиятельнее поддерживающая его политическая партия, тем больше у него шансов попасть в политическую элиту. Таким образом, крупная политическая партия обеспечивает своим кандидатам выход в политическую элиту.
Основные факторы и пути формирования политической элиты.
Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Существование политической элиты в обществе обусловлено действием целого ряда объективных факторов:
1. общество, как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном управленческом воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых.
2. политическое неравенство в обществе является результатом неравенства психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политической деятельностью для разных социальных групп и индивидов;
3. управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей.
4. существование политической элиты обусловлено пассивностью большинства населения, которое, занимаясь решением собственных политических проблем, обычно предпочитает держаться, подальше от политики;
5. постоянная необходимость принятия решений в максимально короткие сроки.
Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерскую. Антрепренерская (предпринимательская) система ориентиров на на личностные качества кандидата, его способность найти поддеру широкой аудитории, увлечь ее яркими идеями, интересными предложи ниями и программами. Система гильдий предполагает медленное, постепенное продвижение кандидата вверх по ступенькам служебной лестницы.
Источник
Формирование политической элиты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пути формирования политических элит
Основные способы формирования элиты являются универсальными. В более общем виде они, в образе аристократической и демократической тенденций, формулировались Г. Моска. Наука современного периода толкует их соответственным образом как:
- антрепренерская (предпринимательская) система;
- система гильдий.
Система гильдий представляет постепенное продвижение кандидатов вверх по уровням власти. Выборка реализуется из определенных партий или социальных групп. Само же рекрутирование обладает закрытым и неконкурентным характером, реализуется довольно-таки узкой группой лиц.
В отношении кандидатов выдвигается много формальных требований, которые призваны подтвердить не столь их компетентность, сколь лояльность. Такая типология формирования элиты характерна для обществ традиционного типа, речь идет об элите — касте в древней Индии, элите — аристократии в средневековой Европе.
В двадцатом столетии более четко система гильдий проявлялась в тоталитарных (например, элита — партия в СССР), и авторитарных (например, элита — корпорация в Иране, Чили) государствах. Длительное применение системы гильдий приводит к вырождению господствующей группировки, к утрате ею способностей к государственному управлению.
Антрепренерская система ориентирована изначально на личностные качества кандидата, на его возможность привлечения к себе людского внимания, на способности доказывания своей компетентности. При этой системе отбор обладает открытым, конкурентным характером, реализуется большей численностью лиц, в идеальном варианте — всем населением посредством выборов, и из разных по собственному положению группировок.
Такой способ рекрутирования элиты, характерный для демократических государств современного вида, также не лишен недостатков. К самым важным из них необходимо отнести:
- возможность включения в политическую жизнь случайных людей;
- частую смену курса политики в силу отсутствия единства во взглядах разных политиков;
- возможность образования конфликтов в самой правящей элите.
Готовые работы на аналогичную тему
Названные способы рекрутирования, являются эталонными. Реально нет ни чистой антрепренерской системы, ни чистейшей системы гильдий, так как не существует полностью открытых и закрытых обществ.
С одной стороны, какая-либо закрытая система предполагает существование каналов, которые позволяют представителям «низов» прорываться во власть. В качестве примера можно ссылаться на роль партии как канала рекрутирования в границах СССР. По сведениям социологов отечественного происхождения в 1986 году средь членов ЦК КПСС процент выходцев из низших слоев достигал девяносто процентов. С иной стороны, — всякая демократическая (открытая) система испытывает непрерывное стремление элитарных группировок к самостоятельному замыканию.
На протяжении всего двадцатого столетия в демократических государствах в границах политической элиты доминировали выходцы из верховных общественных слоев. Как отметил Г.П. Артемов, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США тридцать один процент образовали бизнесмены, девятнадцать процентов- профессиональные политики. Те же самые группы из сотни участников Сената образовали соответственно двадцать семь и двенадцать процентов. Очевидным является, что приток в элиту представителей низких общественных слоев в такой ситуации представляется более чем затруднительным. Случаи, подобные выдвижению на главную роль в руководстве Великобритании Маргарет Тетчер, которая является дочерью мелкого торговца, больше представляются редкими исключениями, нежели правилами.
Механизм формирования политической элиты
В мировом пространстве есть две тенденции в образовании и производстве политической элиты. Первая является типичной для государств с недемократическими режимами и охарактеризована закрытостью, тонкой социальной базой образования, кругом лиц, производящих отбор.
Обычным является для стран с пониженной социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является первым в историческом плане, поэтому преимущественен в обществах консервативного типа.
Вторая тенденция является типичной для государств демократического типа и соответственным образом обуславливает ее наиболее широкий круг социальной базы, требует для собственного функционирования высочайшей политической культуры, что представляется следствием развития политической системы. Хоть и для государств с демократическими принципами степень открытости может в большой мере отличаться.
Системы формирования элиты
Выделяют следующие системы формирования политической элиты:
- Открытая система формирования политической элиты, где доминирующие позиции представляются доступными для всех групп общества, отмечается высочайшая конкуренция за позиции, а вершины могут достигать лишь те, кто обладает важнейшими качествами лидерства;
- Закрытая система формирования политической элиты, где выборка кандидатов в элиту производится посредством узкого круга руководящих лиц и осложнена множеством формальных требований, таких как партийность, происхождение, стаж и т.п.; эта система является характерной для обществ недемократического типа.
Ученый итальянского происхождения Вильфредо Парето отделил контрэлиту — группу людей, обладающих исключительными качествами лидерства, которым закрытость социальной системы не может позволить занимать руководящие позиции. Если же доминирующая элита начинает слабеть, контрэлита производит революционные преобразования и в результате сама обращается в доминирующую политическую элиту. Вся история политики, согласно Парето, является чередой смены элит.
В стабильном и открытом обществе человек, который обладает необходимыми качествами, обретает способность самостоятельного достижения высших позиций иерархии политической структуры. Главными «социальными лифтами» в этом процессе являются партийная деятельность и активная государственная служба.
Источник