- План конспект «Способы записи алгоритмов» 8 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Учитель информатики
- Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
- § 2.2. Способы записи алгоритмов
- 2.2.1. Словесные способы записи алгоритма
- Словесное описание
- Построчная запись
- 2.2.2. Блок-схемы записи алгоритмов
- 2.2.3. Алгоритмические языки
- Школьный алгоритмический язык
- Самое главное
- Вопросы и задания
План конспект «Способы записи алгоритмов» 8 класс
Выбранный для просмотра документ План конспект урока СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ.docx
Тема урока: Способы записи алгоритмов.
Дата проведения : 18.12.2018г.
Цель урока: Формирование знаний об алгоритмах и способах записей алгоритмов. Формировать умение быстро и точно определять типы алгоритмических конструкций.
Познакомить со способами записи алгоритма.
Научить записывать алгоритм
развивать познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.
воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
воспитывать коммуникативные качества, умение слушать;
воспитывать культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Организационный момент — ___2_ мин.
(Приветствие, отметка отсутствующих).
Актуализация опорных знаний. — __10__ мин.
Вспомните, что изучали мы занимались на прошлом уроке?
Изучали алгоритмы, свойства алгоритма
Давайте вспомним, что же такое алгоритм?
Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату.
Нам часто встречаются алгоритмы в жизни? Да
Приведите примеры алгоритмов? 2 – 3 примера.
Кто может быть исполнителем алгоритма?
Человек, животное, техническое устройство.
Ребята, я недавно купил чайник взамен вышедшего из строя, а на нем вот такая инструкция. Давайте ее выполним.
Инструкция получения кипятка.
Включить базу в розетку
Налить в чайник воды
Выключить базу из розетки
Поставить чайник на базу
Ждать пока вода закипит
Включить кнопку на чайнике
Получилось вскипятить воду? Нет
Почему не получилось? Нарушена последовательность действий.
Какое свойство нарушено? Результативность.
Как должна выглядеть последовательность, чтобы ее можно было назвать алгоритмом?
Инструкция получения кипятка.
Включить базу в розетку
Выключить базу из розетки
Поставить чайник на базу
Включить кнопку на чайнике
Ждать пока вода закипит
Налить в чайник воды
Какие свойства алгоритма здесь нарушены? (Понятность , результативность).
А какие свойства мы изучили? Понятность, Дискретность, Результативность, Определенность, Массовость.
Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вспомните эти свойства и сопоставьте их названиям соответствующую, на ваш взгляд, формулировку. Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением.
Использование алгоритма для решения однотипных задач.
Все команды алгоритма истолковываются исполнителем однозначно
Разбиение алгоритма на конечное число шагов
Каждый шаг алгоритмадолжен входить в СКИ и быть записан на языке, понятном исполнителю.
Получение результата за конечное число шагов
Посмотрите на ключ к заданию «Свойства алгоритма» (показать ответы)
Объяснение нового материала — _27___мин.
Сейчас мы вернемся к алгоритму «Получения кипятка»
С помощью чего записан алгоритм?
Какими еще способами записать алгоритм? Графическим (пронумерованные картинки)!
— можете назвать тему нашего урока?
Предположения учащихся и формулирование темы урока
-Да, вы правы, Тема сегодняшнего урока «Способы записи алгоритма».
Какие поставим на урок задачи?
Вспомнить об алгоритмах и их свойствах
Узнать способы записи алгоритмов
Научиться составлять алгоритм и записывать их разными способами.
— Внимание на экран!
Вы видите здесь, что один и тот же алгоритм записан несколькими способами.
«Сколько способов записи алгоритма?» – три
Задание. Найти путь s при известной скорости v и времени t.
Чтобы определить путь нужно сначала определить скорость и время, затем перемножить значения этих величин
var v, t, s:integer;
— давайте подумаем,какие названия имеют способы записи алгоритмов.
Графический способ (на языке блок-схем), пронумерованные картинки.
Алгоритмические языки (на формальном языке) – школьный алгоритмический язык или языки программирования.
Давайте составим алгоритм в системе команд исполнителя РОБОТ. Садитесь за компьютеры. На экране монитора у каждого имеется лабиринт. Необходимо написать на языке исполнителя РОБОТ алгоритм посадки цветов в клумбах . Выполняем работу самостоятельно.
Учитель проверяет работу учеников которые завершили работу и выставляет оценки.
Подведение итогов — __1___ мин.
Запишите д/з — §2.2
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 598 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План конспект предназначен для учителей информатики, преподающих курс информатики в параллели 8 кл. План конспект разработан для уроков длительностью 40 минут. Здесь подробно описываются способы описания алгоритмов и завершающим этапом урока является использование учениками такого способа записи алгоритмов как использование системы команд исполнителя.
Номер материала: ДБ-374151
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 2.2. Способы записи алгоритмов
Информатика. 8 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
- словесное описание
- построчная запись
- блок-схема
- школьный алгоритмический язык
Существуют различные способы записи алгоритмов. Основными среди них являются:
- словесные;
- графические;
- на алгоритмических языках.
Теоретические исследования нашего соотечественника Андрея Андреевича Маркова (младшего) (1903-1979), выполненные в середине прошлого века, показали, что в общем случае алгоритмы должны содержать предписания двух видов:
- 1) предписания, направленные на непосредственное преобразование информации (функциональные операторы):
- 2) предписания, определяющие дальнейшее направление действий (логические операторы).
Именно эти операторы положены в основу большинства способов записи алгоритмов.
2.2.1. Словесные способы записи алгоритма
Словесное описание
Самой простой является запись алгоритма в виде набора высказываний на обычном разговорном языке. Словесное описание имеет минимум ограничении и является наименее формализованным. Однако все разговорные языки обладают неоднозначностью, поэтому могут возникнуть различные толкования текста алгоритма, заданного таким образом. Алгоритм в словесной форме может оказаться очень объёмным и трудным для восприятия.
Пример 1. Словесное описание алгоритма нахождения наибольшего общего делителя (НОД) пары натуральных чисел (алгоритм Евклида).
Чтобы найти НОД двух чисел, составьте таблицу из двух столбцов и назовите столбцы X и Y. Запишите первое из заданных чисел в столбец X, а второе — в столбец Y. Если данные числа не равны, замените большее из них на результат вычитания из большего числа меньшего. Повторяйте такие замены до тех пор, пока числа не окажутся равными, после чего число из столбца X считайте искомым результатом.
Построчная запись
Это запись на естественном языке, но с соблюдением некоторых дополнительных правил:
- каждое предписание записывается с новой строки;
- предписания (шаги) алгоритма нумеруются;
- исполнение алгоритма происходит в порядке возрастания номеров шагов, начиная с первого (если не встречается никаких специальных указаний).
Кроме слов естественного языка предписания могут содержать математические выражения и формулы.
Пример 2. Построчная запись алгоритма Евклида.
- 1. Обозначить первое из заданных чисел X, второе обозначить Y.
- 2. Если X = Y, то перейти к п. 8.
- 3. Если X > Y, то перейти к п. 4, иначе перейти к п. 6.
- 4. Заменить X на X — Y.
- 5. Перейти к п. 2.
- 6. Заменить Y на Y — X.
- 7. Перейти к п. 2.
- 8. Считать X искомым результатом.
Построчная запись алгоритма позволяет избежать ряда неопре- делённостей; её восприятие не требует дополнительных знаний.
Вместе с тем использование построчной записи требует от человека большого внимания.
2.2.2. Блок-схемы записи алгоритмов
Наилучшей наглядностью обладают графические способы записи алгоритмов; самый распространённый среди них — блок-схема.
Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма. Здесь предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий, соединяющих эти фигуры. Направления линий связи слева направо и сверху вниз считаются стандартными, соответствующие им линии связи можно изображать без стрелок. Линии связи справа налево и снизу вверх изображаются со стрелками.
Рассмотрим некоторые условные обозначения, применяемые в блок-схемах.
Выполнение алгоритма всегда начинается с блока начала и оканчивается при переходе на блок конца (рис. 2.2, а). Из начального блока выходит одна линия связи; в конечный блок входит одна линия связи.
Внутри блока данных (рис. 2.2, б) перечисляются величины, значения которых должны быть введены (исходные данные) или выведены (результаты) в данном месте схемы. В блок данных входит одна линия связи, и из блока исходит одна линия связи.
В блоке обработки данных (рис. 2.2, в) содержится описание тех действий, которые должны быть выполнены при переходе на этот блок (выполнение определённой операции или группы операций, приводящее к изменению значения, формы или размещения информации). В блок обработки данных входит одна линия связи, и из блока исходит одна линия связи.
Проверка условия изображается с помощью блока принятия решения, внутри которого записывается это условие (рис. 2.2, г). В блок принятия решения входит одна линия, а выходят две линии, около которых записываются результаты проверки условия.
Комментарии (рис. 2.2, д) используются для добавления пояснительных записей, делающих блок-схему более понятной.
Пример 3. Запись алгоритма Евклида с помощью блок-схемы (рис. 2.3).
Создание детальной блок-схемы сложного алгоритма — трудоёмкая задача. Кроме того, блок-схема, не умещающаяся на одном стандартном листе, теряет своё основное преимущество — наглядность. При разработке сложных алгоритмов блок-схемы удобно использовать в качестве средства для наглядного представлениям решения задачи в общем виде.
2.2.3. Алгоритмические языки
Алгоритмические языки — формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов. Каждый из них характеризуется:
- алфавитом — набором используемых символов;
- синтаксисом — системой правил, по которым из символов алфавита образуются правильные конструкции языка;
- семантикой — системой правил, строго определяющей смысл и способ употребления конструкций языка.
Класс алгоритмических языков очень широк. При изучении курса информатики в школах используются различные версии школьного (учебного) алгоритмического языка.
Школьный алгоритмический язык
Для записи алгоритмов на школьном алгоритмическом языке используется некоторое ограниченное множество слов, смысл и способ употребления которых заданы раз и навсегда. Это так называемые служебные слова: алг (алгоритм), дано, надо, нач (начало), кон (конец), арг (аргумент), рез (результат) и др. При записи алгоритмов в книгах служебные слова выделяются жирным шрифтом, в тетради и на доске — подчёркиванием.
В общем виде программу на школьном алгоритмическом языке можно представить так:
Пример 4. Алгоритм, позволяющий из полного сосуда ёмкостью 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами ёмкостью 8 и 5 л.
- алг переливания
нач - наполнить сосуд ёмкостью 8 л из сосуда ёмкостью 12 л
- наполнить сосуд ёмкостью 5 л из сосуда ёмкостью 8 л
- вылить всё из сосуда ёмкостью 5 л в сосуд ёмкостью 12 л
- вылить всё из сосуда ёмкостью 8 л в сосуд ёмкостью 5 л
- наполнить сосуд ёмкостью 8 л из сосуда ёмкостью 12 л
- долить из сосуда ёмкостью 8 л в сосуд ёмкостью 5 л
- вылить всё из сосуда ёмкостью 5 л в сосуд ёмкостью 12 л кон
По ссылке http://www.niisi.ru/kumir/ вы можете скачать систему КуМир (Комплект учебных Миров), в которой используется школьный алгоритмический язык, со встроенными исполнителями Робот, Чертёжник, Водолей и др. Кумир работает в операционных системах Windows и Linux.
Далее, говоря об алгоритмическом языке, мы будем иметь в виду именно школьный алгоритмический язык.
Самое главное
Существуют различные способы записи алгоритмов: словесное описание, построчная запись, блок-схемы, школьный алгоритмический язык и др. Каждый из этих способов обладает своими достоинствами и недостатками.
Вопросы и задания
8. В среде КуМир запишите и выполните алгоритм переливаний (пример 4) для исполнителя Водолей.
§ 2.2. Способы записи алгоритмов
Источник