- Какова минимальная доля закупок конкурентными способами для заказчиков работающих по закону 223 фз
- Разъяснения о минимальной доле закупок по №223-ФЗ
- Разъяснены нюансы соблюдения заказчиками по Закону № 223-ФЗ установленной минимальной обязательной доли закупок российских товаров
- Статьи
- Минимальная доля закупок российских товаров по Закону № 223-ФЗ
- Суть Постановления № 2013
- Применение Постановления № 2013
- Как рассчитывать исполнение заказчиком минимальной доли?
- Отчет и ответственность за неисполнение заказчиком требований Постановления № 2013
Какова минимальная доля закупок конкурентными способами для заказчиков работающих по закону 223 фз
Разъяснения о минимальной доле закупок по №223-ФЗ
Минфин РФ в рамках своей компетенции разъяснил некоторые вопросы, связанные с применением Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013.
Постановление № 2013 определяет минимальную долю закупок товаров российского происхождения в 2021, 2022 и 2023 годах для заказчиков, работающих по № 223-ФЗ. При этом Постановление не конкретизирует, как именно исчисляется такая доля.
Минфин полагает, что минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД 2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД2.
Также ведомство обращает внимание, что минимальная доля закупок товаров российского происхождения, является для заказчиков обязательной, а значит, заказчики при формировании своего Положения о закупке должны учитывать необходимость ее достижения, в том числе путем осуществления как конкурентных, так и неконкурентных закупок.
О проекте Постановления № 2013 мы говорили ещё на этапе его общественного обсуждения. На тот момент проект содержал перечень из 293 товаров, по которым планировалось установить минимальную долю закупок. В итоговый перечень Постановления включено 251 наименование товаров.
Источник
Разъяснены нюансы соблюдения заказчиками по Закону № 223-ФЗ установленной минимальной обязательной доли закупок российских товаров
ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com |
В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что минимальной долей закупок товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 (далее – Постановление № 2013), от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД 2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по соответствующему коду ОКПД 2 (Письмо Минфина России от 15 января 2021 г. № 24-03-07/1390).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
При этом заказчики при формировании положения о закупке должны учитывать необходимость достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения, установленной Постановлением № 2013, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.
Источник
Статьи
Минимальная доля закупок российских товаров по Закону № 223-ФЗ
C 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федеации от 03.12.2020 № 2013 (далее — Постановление № 2013). Документ устанавливает размеры минимальных долей закупок российских товаров заказчиками, работающими по Закону № 223-ФЗ. Перечень таких товаров определен в приложении к документу и включает (на день подготовки настоящего материала к публикации) 251 позицию. В перечень вошли отдельные виды промышленной и радиоэлектронной продукции, в отношении которых заказчик должен постепенно, но при этом значительно увеличивать долю закупок российских товаров (при наличии закупок промышленной и радиоэлектронной продукции в структуре закупок заказчика в ближайшие три года: 2021-2023 годы). Под российскими товарами в данном случае понимаются именно российские товары, т.е. товары, произведенные на территории Российской Федерации, а не на территории стран, входящих в ЕАЭС.
Принятие документа сформировало большое количество вопросов, на которые мы постараемся ответить в настоящем материале, а точнее выразить позицию Центра закупок и продаж «Закон.гуру» по ним. Если после прочтения материала у читателя останутся какие-то вопросы, связанные с применением Постановления № 2013, он всегда может обратиться к нам за соответствующими разъяснениями и консультациями. Мы также будем рады оказать поддержку в проведении и в участии в закупках на поставку товаров, подпавших под действие Постановления № 2013.
Суть Постановления № 2013
Постановление № 2013 было принято в рамках изменений, внесенных в Закон № 223-ФЗ 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 250-ФЗ, согласно которым установление Правительством Российской Федерации минимальной доли закупок российских товаров является составной частью приоритета, предоставляемого российским товарам.
Напомним, что приоритет российской продукции по отношению к иностранной в рамках Закона № 223-ФЗ ранее был установлен Постановлением № 925, которое распространяется на закупки любых товаров, работ, услуг, вне зависимости от их наименования и суммы (за исключением случая осуществления закупок таких товаров, работ, услуг способом закупки у единственного поставщика). Однако, в отличие от аналогичных механизмов, применяемых в закупках по Закону № 44-ФЗ, действующая редакция Постановления № 2013 не позволяет нам говорить о том, что Постановление № 2013 является составной частью приоритета, установленного Постановлением № 925 и как-то связано с таким постановлением. Это, на наш взгляд, важно знать и понимать для правильного применения Постановления № 2013 и расчета минимальной доли закупок российских товаров.
По сути, Постановление № 2013, наряду с Постановлением № 925, устанавливает самостоятельную форму приоритета и делает это только в отношении российских товаров, относящихся к группам, указанным в его приложении. Мы оставим «за скобками» само право Правительства Российской Федерации устанавливать в закупках по Закону № 223-ФЗ какие-либо формы приоритета российской продукции по отношению к иностранной ввиду членства Российской Федерации в ВТО. Мы видим, что правила ВТО в последнее время эпизодически нарушаются, при этом не только российской стороной. Слово «приоритет» по Закону № 223-ФЗ, по нашему мнению, является собирательным (общим) понятием, разновидностями которого выступают Постановление № 2013 и Постановление № 925.
Применение Постановления № 2013
Для чего мы так подробно выше описывали суть и правовую природу Постановления № 2013? Для того, чтобы сказать:
Для сравнения: по Закону № 44-ФЗ минимальная доля закупок российских товаров рассчитывается только от объема закупок, в которых применялись механизмы ограничения допуска, а не от любых закупок товаров, попавших под действие Постановления № 2014.
Дополнительно еще раз отметим, что в соответствии с Постановлением № 925 российскими товарами являются не только товары, произведенные на территории Российской Федерации, но также часть иностранных товаров (в зависимости от толкования п. 8 Постановления № 925 это могут быть товары, произведенные на территории стран, входящих в ЕАЭС либо товары, произведенные на территории стран-участниц ВТО). По Постановлению № 2013 под российскими товарами понимаются непосредственно российские товары, которые включены в реестр российской промышленной продукции (далее — РРПП) и (или) в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее — РРРП), а не какие-либо иные. Например, если при подаче заявки в отношении предлагаемого к поставке товара участник укажет, что страной его происхождения является Российская Федерация, но при этом сведения о таком товаре будут отсутствовать в РРПП и (или) в РРРП, то закупки таких товаров не могут и не должны учитываться заказчиком при определении минимальных долей, установленных Постановлением № 2013.
Как рассчитывать исполнение заказчиком минимальной доли?
Постановление № 2013 не содержит ответа на данный вопрос. Мы считаем, что расчет доли должен осуществляться заказчиком по фактическим суммам приемки и оплаты товаров российского происхождения, сведения о которых включены в реестр РРПП и (или) в РРРП.
Пример 1
Предположим, что заказчик в отчетном году планирует закупку ноутбуков (другую радиоэлектронную продукцию не покупает) на общую сумму 1 300 000 рублей (код ОКПД2 26.20.11.110). В отношении кода ОКПД2 26.20.11 (позиция № 33 перечня, утвержденного Постановлением № 2013) установлена минимальная доля закупок российских товаров: на 2021 год – 50%, на 2022 год – 60%, на 2023 год – 70% (значения приведены на дату подготовки настоящего материала к публикации). Заказчик на закупку ноутбуков проводит в 2021 году 1 аукцион, 1 запрос котировок и осуществляет 1 прямую закупку у единственного поставщика:
- Аукцион (НМЦ = 600 000 рублей), цена победителя 500 000 рублей, к поставке предложены ноутбуки Lenovo ThinkPad (Китай);
- Запрос котировок (НМЦ = 600 000 рублей), цена победителя 300 000 рублей, к поставке предложены ноутбуки Aquarius Сmp (Россия);
- Закупка у единственного поставщика (Ц = 100 000 рублей), предметом закупки являются ноутбуки Aquarius Сmp (Россия).
Суммы и размеры начальных (максимальны) цен, указанные в извещениях об осуществлении закупок, в расчет не берутся, как не берутся в расчет и суммы заключенных заказчиком договоров на поставку продукции. В нашем примере суммы заключенных договоров составили 500 000 рублей (Китай) и 400 000 рублей (Россия), т.е. 55,56 % и 44,44 % соответственно. Минимальная доля заказчиком не набрана. Однако, если заказчиком к договору, заключенному по результатам запроса котировок, будет подписано дополнительное соглашение об увеличении объема и соответственно цены (при условии, что возможность подписания такого соглашения предусмотрена положением о закупке заказчика) на сумму 100 000 рублей, то доля иностранных и российских товаров составит 50%/50% и требования Постановления № 2013 заказчиком будут исполнены.
Конечно, в реальной жизни не все так просто и заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ очень часто имеют дело с переходящими договорами, действие которых распространяется не на один календарный год.
Пример 2
Предположим, что заказчик в 2021 году заключил договор на поставку ноутбуков Aquarius Сmp (Россия) на сумму 1 000 000 рублей, в рамках которого поставка продукции на сумму 600 000 рублей осуществлена в 2021 году, а на сумму 400 000 рублей в 2022 году. Следовательно, сумма 600 000 рублей (а не 1 000 000 рублей) должна быть учтена заказчиком в 50%, определенных Постановлением № 2013 на 2021 год, а сумма в 400 000 рублей в 60% на 2022 год.
Усложним ситуацию и приведем еще один пример.
Пример 3
Предположим, что заказчик в 2021 году заключил тот же договор на поставку ноутбуков Aquarius Сmp (Россия) на сумму 1 000 000 рублей, в рамках которого предполагалась поставка продукции на сумму 600 000 рублей в 2021 году и на сумму 400 000 рублей в 2022 году. Однако, при исполнении договора могли возникнуть следующие ситуации:
Ситуация 1
Заказчик в 2021 году принял ноутбуков на сумму 600 000 рублей, а оплатить успел только 500 000 рублей. Возникает вопрос: какую сумму учитывать в 2021 году: 600 000 рублей или 500 000 рублей? Мы полагаем, что 500 000 рублей, т.к. нельзя говорить о том, что ноутбуки на оставшиеся 100 000 рублей заказчик приобрел. Да, он их принял. Да, согласно условиям договора у заказчика возникло обязательство по их оплате. Однако нельзя говорить, что заказчик такие ноутбуки уже купил.
Ситуация 2
Заказчик в 2021 году произвел авансовый платеж на приобретение ноутбуков на сумму 600 000 рублей, а принять успел только на сумму 500 000 рублей. Опять же возникает вопрос: какую сумму учитывать в 2021 году: 600 000 рублей или 500 000 рублей? В данном случае могут быть два подхода, каждый из которых имеет право на жизнь. Первый – считать по сумме произведенной заказчиком оплаты (по аналогии с подходом, используемым в Постановлении № 1352 в части закупок у субъектов МСП). Второй – считать не только по оплате, но и по приемке, т.к. физическая поставка может не произойти, и поставщик будет вынужден вернуть перечисленный ему аванс. Центр закупок и продаж «Закон.гуру» в данном случае склоняется к применению заказчиками второго подхода, но не исключает, что на практике будет приняться первый.
Ситуация 3
Заказчик в 2021 году произвел авансовый платеж партии на сумму 30 000 рублей, но поставка ноутбуков произойдет в 2022 году и окончательная оплата на оставшуюся сумму партии в размере 70 000 рублей также будет осуществлена в 2022 году по факту поставки. Какую сумму должен учитывать заказчик в 2021 году: 30 000 рублей, 100 000 рублей или 0 рублей? С учетом того, что Центр закупок продаж «Закон.гуру» придерживается позиции, что считать минимальную долю нужно не только по сумме оплаты, но также и по сумме приемки (см. выше), мы полагаем, что в 2021 году именно 0 рублей должны быть учтены в минимальной доле, а 100 000 рублей в доле 2022 года. Если же читатель придерживается позиции, что минимальную долю нужно считать исключительно по сумме оплаты, то он должен учесть 30 000 рублей в 2021 году и 70 000 рублей в 2022 году.
Отчет и ответственность за неисполнение заказчиком требований Постановления № 2013
Постановление № 2013 не предусматривает обязанность заказчика составлять какой-либо отчет о достижении им минимальной доли и размещать сведения о достижении доли в ЕИС. На день подготовки настоящего материала к публикации законодательство Российской Федерации также не предусматривает мер ответственности для заказчика за недостижении им установленной минимальной доли. Мы полагаем, что такая ответственность не будет установлена и в дальнейшем, т.к. от заказчика не всегда зависит исполнение требований Постановления № 2013. В частности, при проведении им конкурентных процедур закупок участники закупок могут не сделать предложений о поставке товаров российского происхождения. Каких-ли норм, позволяющих заказчикам указывать в техническом задании страну происхождения товара, нет. Более того, Закон № 223-ФЗ прямо запрещает такие действия.
По информации, которой располагает Центр закупок и продаж «Закон.гуру», требования об исполнении минимальных долей, установленных Правительством № 2013, могут быть предъявлены директивами Правительства Российской Федерации в первую очередь к хозяйственным обществам, доля участия в которых Российской Федерации превышает 50%. Возможно, что такие директивы также затронут деятельность госкорпораций. Что же касается исполнения требований Постановления № 2013 иными заказчиками, подведомственными федеральным, региональным, муниципальным органам власти и органам местного самоуправления, то в данном случае такое исполнение полностью лежит на их совести и, возможно, будет контролироваться такими органами, а может быть и нет.
Источник