Какое значение имеет этот способ для человека
Подробное решение параграф §66 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Теремов А.В., Петросова Р.А. Углубленный уровень 2017
Вспомните, когда и почему человек стал выращивать культурные растения и разводить домашних животных.
Древние люди занимались охотой и собирательством, но постепенно они перешли к развитию сельского хозяйства и земледелия. Стали выращивать овощи и фрукты и содержать домашних животных для своего пропитания. Так в ходе эволюции и селекции и появились культурные растения и домашние животные.
Вопросы и задания
1. Объясните, почему селекцию считают одновременно процессом и наукой. Чем культурные формы организмов отличаются от их диких предков?
Наука, потому что изучает методы выведения новых и улучшения существующих сортов сельскохозяйственных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов. Процесс, потому что произходит создание культурных форм организмов.
Культурные растений отличаются от диких предков значительно большим разнообразием наследственной изменчивости, высокой продуктивностью, свойствами которых не было у диких предков или улучшенными свойствами.
2. Опишите основные этапы зарождения и развития селекции.
Начальным этапом селекции стала доместикация (от лат. domesticus – домашний) – превращение диких организмов в культурные. Одними из первых культурных растений стали зерновые злаки.
Примитивная селекция, которую вели древние земледельцы и скотоводы, состояла в стихийном (бессознательном) отборе для размножения лучших особей растений и животных, более плодовитых и приспособленных к существованию рядом с человеком.
С развитием сельского хозяйства и успехами в изучении наследственности и изменчивости организмов примитивную селекцию сменила комбинационная селекция, основанная на методическом (сознательном) отборе особей и их скрещивании для получения желаемого сочетания признаков у гибридов.
3. Какое значение для селекции имеет учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений?
Большой вклад в изучение центров доместикации культурных растений внёс Н. И. Вавилов. В 1920–1940 гг. в результате многочисленных экспедиций он изучил географическое распространение около 1600 сортов культурных растений всего земного шара и установил их центры многообразия и происхождения.
4. Во время блокады Ленинграда в 1941–1944 гг. сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР) бережно хранили коллекцию семян зерновых культур, созданную Н. И. Вавиловым на основе образцов, привезённых из экспедиций в страны Средиземноморья, Северной Африки, Юго — Восточной Азии, Северной Америки. Объясните, в чём состоит ценность и уникальность этой коллекции.
Их берегли от сорокаградусной стужи и стай остервеневших крыс бесценное достояние государства – уникальную коллекцию культурных растений и их дикорастущих сородичей. Не имевшая себе равных в мире, собранная гигантскими усилиями коллекция насчитывала более 200 000 драгоценных образцов.
5. Что служит научной основой селекции? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Научной основой для селекции служит генетика, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Однако для селекционной работы важное значение имеет и учение о молекулярных основах наследственности. Основные методы работы селекционеров – гибридизация (скрещивание) и искусственный отбор. Эти методы человек использует с давних времён. Так, около XIV в. до н. э. в Хеттском государстве, расположенном на территории Передней Азии, появился трактат о коневодстве, содержащий описание схем скрещивания лошадей и дошедший до нас в виде клинописных глиняных табличек. Другие методы селекционной работы появились сравнительно недавно. Так, с открытием мутаций в начале XX в. в селекции растений и микроорганизмов стал широко применяться экспериментальный мутагенез для повышения уровня наследственной изменчивости, возникающей под влиянием радиоактивного излучения и действия химических веществ, обладающих способностью вызывать мутации у организмов.
Созданы мутантные самоопыленные линии кукурузы, устойчивые к пузырчатой головне, фузариозу н бели початков, а также обладающие групповой устойчивостью к этим заболеваниям.
Удачными примерами скрещивания различных видов растения служат межвидовые гибриды подсолнечника, отличающиеся иммунитетом к паразитам и болезням и содержащие более 50% масла в семенах; пшеницы с высокой урожайностью и другими ценными качествами;
6. Перечислите основные задачи, стоящие перед современной селекцией. Предположите, какие растения, животные и микроорганизмы могут быть одомашнены в будущем. Какое значение это будет иметь для человека?
Основная задача селекции — создание высокопродуктивных пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов, наилучшим образом удовлетворяющих пищевые, эстетические и технические потребности человека.
Костромская лосеферма на западе России является экспериментальным хозяйством, где лосей выращивают для получения их молока, рогов и для продажи в зоопарки и сафари — парки.
Источник
Какое значение имеет экспериментальный метод для психологии?
Одним из самых авторитетных методов в любой науке является эксперимент, который ученый обычно проводит в рамках своего научного исследования. Эксперимент помогает проверить разные гипотезы и установить связи между объектами или явлениями.
Экспериментальный метод обладает рядом преимуществ перед другими – например, исследователь может сам создавать среду для своих опытов вместо того, чтобы ждать удобного случая или искать необходимые условия в окружающем мире. К тому же, исследователь может самостоятельно диктовать обстоятельства, при которых проводится эксперимент – что-то изолировать, что-то добавлять, и, таким образом, выявлять различные закономерности в изучаемом объекте. Именно эксперимент считается основным двигателем практически любой науки.
Важнейшая задача любого психологического эксперимента – сделать разнообразные особенности внутреннего психического процесса доступными для внешнего наблюдения. Изменяя внешние условия, исследователь ищет необходимую ситуацию, отражающую адекватное выражение внутреннего психологического содержания. Для достижения цели психологического эксперимента очень важно правильно интерпретировать действия и поступки человека.
Немецкий физиолог В.Вундт, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, считал человеческое сознание подобным сложному химическому веществу, которое удобнее всего изучать, разбив на составные элементы. Однако постепенно экспериментальная психология стала использовать альтернативные подходы, основанные на новейших открытиях в области изучения человеческой памяти. Эксперимент поднялся на уровень выше и стал использоваться для изучения высших психических процессов, протекающих в определенных физических условиях.
На протяжении первой половины ХХ века эксперимент широко применялся в различных областях психологической науки – в общей и возрастной психологии, в психологии животных и т.д. Было разработано множество методик, не уступавших по сложности естественнонаучным изысканиям физиков и химиков. Однако, поскольку предметом изучения в психологии является такое сложное явление, как человек – со временем были выявлены и некоторые недостатки психологического эксперимента.
Во-первых, всякий эксперимент в некотором роде является искусственным. Это обстоятельство особенно актуально, если речь идет о психологии. Во время проведения эксперимента создаются определенные условия, и чаще всего человек оказывается лишенным многих факторов и явлений повседневной жизни, которые оказывают очень важное влияние на восприятие и формирование его картины мира. Следовательно, и конечный результат может оказаться весьма неожиданным и трудно применимым к дальнейшей работе.
Следующая трудность заключается в абстрактности лабораторного эксперимента, его оторванности от реальной жизни. Изучая различные психологические процессы, исследователь создает условия, которые порой оказываются весьма далекими от привычных человеку в повседневной жизни. Человек оказывается как бы изолированным. В этом случае результат эксперимента может получиться предельно общим и абстрактным, и извлечь из него практическую пользу для человечества будет трудно.
Наконец, один из главных и наиболее спорных моментов – вопрос воздействия исследователя на испытуемого. Человеческий фактор в психологии играет первостепенную роль, и испытуемый в любом случае ощущает влияние – даже если ученый не инструктирует его лично, человек прекрасно осознает, что является объектом наблюдения, а это существенно влияет на его реакции.
Было выявлено, что влияние – прямое или опосредованное – неизбежно при проведении эксперимента, и дальнейшие исследования были посвящены тому, чтобы найти способ использовать это влияние максимально деликатно и умело организовать работу лабораторий. Поскольку одним из основных направлений изучения является детская психология, очень важно свести к минимуму любое вредное влияние на личность.
В начале ХХ века русский психолог А. Ф. Лазурский внедрил экспериментальную методику под названием «естественный эксперимент», суть которой заключалась в следующем: исследования проводились в естественных условиях, максимально приближенных к обычной повседневной деятельности испытуемого, который даже не подозревал о том, что участвует в исследовании – например, при изучении взаимосвязи некоторых школьных предметов на психические процессы детей.
Но, как это ни парадоксально, полностью избежать влияния в данной сфере невозможно, да и не нужно, потому что любой ребенок развивается должным образом лишь в условиях воспитания и обучения, которые сами по себе предполагают воздействие. Главный принцип возрастной психологии – изучать и обучать одновременно, стараясь не только всесторонне изучить уровень развития ребенка, но и помочь ему продвинуться на следующий.
Источник
ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 1 Науки о человеке и их методы
Стр. 6. Вспомните
№ 1. Какие биологические науки вы знаете? Что они изучают?
Я знаю несколько биологических наук, которые изучают:
Анатомия – форму и внутреннее строение живых организмов.
Биотехнология – биологические системы и процессы в промышленности и сельском хозяйстве.
Биохимия – химические реакции обмена веществ и химический состав живых организмов.
Гистология – строение тканей.
Палеонтология – ископаемые остатки организмов, которые существовали много лет назад.
Микробиология – микроорганизмы (грибы и бактерии).
Генетика – закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Селекция – выведение новых пород животных, сортов растений и т.д.
Цитология – строение и работу органоидов клетки.
Систематика – многообразие живых организмов и распределение их на основании эволюционного родства по группам, видам и т.д.
№ 2. Какое значение для человека имеют биологические науки?
Биологические науки являются базовой основой в развитии остальных сфер знаний человечества. Прежде всего, это медицина, для функционирования которой значимы результаты данных микробиологии, цитологии, биохимии, анатомии и т.д. Также общебиологические закономерности используются в промышленности, сельском хозяйстве (выведение новых сортов растений, пород животных), в охране окружающей среды (значимость живых организмов для природы) и производстве продуктов питания.
Тесно связаны с биологическими науками химия, математика, физика, геология, астрономия, география и многие другие. Нельзя также недооценивать постоянный рост значимости биологии в будущем человечества. Например, в развитии генетики или молекулярной биологии.
№ 3. Могут ли названные вами науки изучать человека и почему?
Могут, потому что организм человека состоит из систем, органов, тканей и клеток, а также является важной составляющей живой природы.
Стр. 9. Вопросы после параграфа
№ 1. Почему человеку необходимо изучать самого себя?
В течение своего сознательного существования человек все время пытался изучать себя самого, чтобы познать свое место в глобальной системе органического мира. Знания о внутреннем и внешнем строении и особенностях человеческого организма позволяют определить закономерности, которым подвластно существование Человека разумного, понять сущность и найти ответы на разные вопросы.
Например, знания о том, как построен организм, как работают органы, ткани и системы в нем, позволяют определить, от чего зависит здоровье, что негативно сказывается на его состоянии и что нужно делать, чтобы сохранить его на более долгие сроки. Также, изучая самого себя, человек может понять, что происходит с его состоянием и как это исправить, используя разные лекарства и т.д.
№ 2. Какие науки о человеке вы знаете? Что они изучают?
Я знаю такие науки, которые изучают:
Анатомия – строение организма, его органов и систем;
Генетика – наследственные особенности и изменчивость организмов, а также способы управления ими;
Гигиена – влияние условий труда и жизни на организм, а также занимается разработкой профилактических мер различных заболеваний;
Медицина – живые организмы в здоровом и болезненном состоянии, укреплением здоровья при помощи лечения, а также занимается охраной организмов от болезней;
Физиология – процессы жизнедеятельности организма, его органов и систем;
Психология – закономерности, состояние, функционирование и развитие психики и психической деятельности, как отдельного человека, так и групп людей.
№ 3. Как, по вашему мнению, называется применение гигиенических знаний на практике?
Применение гигиенических знаний на практике называется санитарией, которая объединяет два основных аспекта – гигиену труда и гигиену отдыха.
Стр. 9. Задание
Назовите и охарактеризуйте известные вам методы изучения организма человека.
К методам изучения организма человека относят:
Микроскопические – исследование при помощи микроскопа;
Эндоскопический – осмотр полых внутренних органов человека с использованием эндоскопа;
Препарирование или вскрытие – рассечение мертвых тканей для детального изучения;
Осмотр тела, пальпация, наблюдение;
Инъекции – введение окрашивающих веществ;
Рентгенография – изучение состояния внутренних органов при помощи рентгеновских лучей;
Ультразвуковое исследование – изучение строения, состояния внутренних органов и тканей при помощи ультразвуковых волн;
Электрокардиография – исследование электрической активности сердца;
Лабораторные анализы (биохимический состав жидкостей организма).
Компьютерная томография – получение послойного изображения исследуемого объекта благодаря воздействию рентгеновских лучей и последующей компьютерной обработкой снимков;
Магнитно-резонансная томография – получение послойного изображения объекта без воздействия рентгеновских лучей.
Стр. 9. Подумайте
Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?
Потому что здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и болезней, но и состояние полного физического, социального и душевного благополучия. При этом важно учитывать, что социальное и душевное благополучие для каждого отдельного человека имеет свое воплощение. Например, для одного отдых на берегу под палящим солнцем и вечерние гуляния могут быть вершиной благополучия и комфорта. А у другого человека это может вызывать дискомфорт и как результат – нарушение того самого идеального здорового состояния. Разное отношение к ситуации, к отдыху, к самовыражению также позволяет сделать вывод, что понятие здоровье для каждого человека индивидуально.
Источник