Какими способами римляне принуждали невольников тяжелому труду

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 49

РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Объясните значение слов

  • Имение — земельное владение богатого человека.
  • Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр). Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей.
  • Гладиатор — раб-боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.

1. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду?

К тяжелому труду рабов принуждали жестокими методами: рукоприкладством, порками. За особые провинности раба могли заковать в кандалы или даже отправить на рудники.

2. Какие обязанности были у рабов в богатом доме?

Рабы в богатом доме вели хозяйство и обслуживали потребности господина: убирались в помещениях, помогали господину одеться, брили его, укладывали прическу, были носильщиками паланкина, готовили пищу и прислуживали за столом. Рабы певцы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Рабами также были и образованные рабы, которые выполняли обязанности лекарей, библиотекарей, секретаря и т.д.

3. После каких событий в домах римских богачей появились образован­ные рабы?

Возможно, данный вопрос был сформулирован авторами недостаточно корректно. Очевидно, что основным источником рабов были завоевания римлян. Образованных людей больше всего было, конечно, в Греции, но это не означает, что образованных людей, ставших рабами, не было, допустим, на Сицилии, в Карфагене или в Македонии. Вспомним, ведь именно на Сицилии при захвате римлянами города Сиракузы был убит великолепный математик Архимед. Кроме того, исторические источники приводят достаточно примеров специального обучения римлянами своих рабов какому-нибудь мастерству, чтобы потом их сдавать в аренду. После какого события это начало происходить, неизвестно. Также мы знаем, что до 326 года до н.э. в Риме было узаконено «долговое рабство» по отношению к самим римлянам. Такие рабы тоже могли быть образованными, ведь это же римляне. А после 326 года до н.э. принципы «долгового рабства» применялись по отношению к людям в провинциях. Поэтому я считаю, что любой однозначный ответ на данный вопрос будет не достаточно верным.

Опишите рисунок «Рабы в имении» (см. с. 239). Какие работы выпол­няли рабы в имении? Найдите ручную мельницу, пресс для выжимания виноградного сока. Предположите, как раб-управляющий по приказу го­сподина поступит с обессилевшим стариком.

На рисунке мы видим типичное имение богатого римлянина. Хозяин в белых одеждах сам приехал из Рима в свое имение, чтобы посмотреть, как идут дела. В центре рисунка мы видим обессиленного раба-старика, которого раб-управляющий в красных одеждах скорее всего отправит на заброшенный остров на реке Тибр умирать. Остальные рабы на картинке выполняют работы, необходимые для производства различной продукции для использования и на продажу. Например, с левой стороны картинки мы видим, как рабы разгружают телегу с корзинами, наполненными виноградом, а с правой стороны — пресс для выжимания виноградного сока, из которого потом может быть сделано вино. Также этот пресс может быть использован для отжима масла из оливок. На заднем плане стоит ручная мельница, которая приводится в действие двумя рабами. Вероятно, мы видим процесс помола муки.

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с документом «Римские учёные Варрон и Колумёлла о рабах» (см. с. 240).

1. Вспомните, какие мысли о рабах задолго до рим­ского учёного Варрона высказывал грек Аристотель (см. с. 184), и дока­жите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.

Читайте также:  По способу установления налоги бывают

Аристотель говорил, что рабы — это одушевленные и наиболее совершенные орудия труда. Варрон имел такую же оценку, не воспринимая рабов за людей, не признавая за ними права быть личностью и иметь какие-либо права. И в Древнем Риме, и в Древней Греции рабы были бесправны. Хозяева могли сделать с ними все, что хотели. Рабы не имели прав человека: они не распоряжались своим трудом, не могли иметь семью, менять место жительства, даже имя раба зачастую менялось по воле хозяина.

Для римлян понятие раб тесно ассоциировалось с понятием иностранец. Многие знатные римляне считали жителей других земель варварами, низшей расой, а значит они были предназначены самой природой для того, чтобы быть рабами. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте.

С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи, поставлен наравне с землей, лошадьми, быками. Законы не делали разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. Союз раба и рабыни не имел легального характера брака. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. Лишь с течением времени, уже в нашей эре, из-за большого количества восстаний рабов, в римские законы стали вводиться поправки, запрещающие безнаказанное убийство раба, зверства или нанесение увечий. Рабы также получили право сочетаться браком и в этом случае мужа и жену уже нельзя было разделять (т.е. продавать только вместе). В случае жестокого обращения со стороны хозяина раба могли передать другому хозяину и т.д.

2. Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского учёного Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.

В этом как раз никакой загадки нет. Любой человек хорошо работает, заботясь о повышении эффективности труда, только тогда, когда ему это выгодно. Раб не извлекал выгоды из своего труда, разве только избегал побоев, но и с этим со временем рабы могли смириться. Поэтому рабы не особо заботились о лучшей производительности своего труда.

Подведём итоги и сделаем выводы

Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всём Средиземноморье (опорные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолетний опыт)?

Римская армия была самой многочисленной в те времена. В период расцвета Республики ее численность могла достигать 350 тысяч человек. В эпоху разделения Империи на западную и восточную части, общая численность армии достигала 1 миллиона человек. Римская армия имела лучшее для своего времени вооружение, опытный и хорошо подготовленный командный состав, отличалась жёсткой дисциплиной и высоким военным искусством полководцев, применявших самые совершенные способы ведения боевых действий, добиваясь полного разгрома противника. Римское искусство ведения войны подразумевало изучение и приспособление к тактике противника, а также внедрение наиболее эффективных методов ведения боя и вооружения в римской армии. Так, например, всем известный римский гладиус (короткий обоюдоострый меч длиной до 60 см), основное оружие легионера, был заимствован римлянами у иберийцев (испанцев), а кавалерийская спата (обоюдоострый меч длиной до 1 метра) — у галлов.

Основным родом войск являлась пехота. Флот обеспечивал действия сухопутных войск на приморских направлениях и переброску армий на территорию противника по морю. Значительное развитие получило военно-инженерное дело, устройство полевых лагерей, умение совершать быстрые переходы на большие расстояния, искусство осады и обороны крепостей.

Основной организационной и тактической единицей армии являлся легион. Численность легиона долгое время оставалась неизменной — 4,5 тыс. человек, включая 300 всадников. Тактическое расчленение легиона на манипулы обеспечивало высокую манёвренность войск на поле боя. Традиционное для римлян трехлинейное построение манипул в шахматном порядке позволяло осуществлять оперативное руководство во время боя, усиливая атаку или защиту в любом месте построения легиона.

Почему в Риме появилось множество дешёвых рабов? В чём было главное отличие раба от свободного?

Читайте также:  Способы контроля управляющей организации

Завоевывая новые территории, римляне поставляли на внутренний рынок большие партии рабов. Например, только при разграблении Карфагена в рабство было обращено более 50 тысяч человек. Соответственно, активные завоевательные походы приносили Риму большие богатства и новых рабов. Чем больше товара на рынке, и чем больше он превышает спрос, тем больше падает его цена. Поэтому во время военных кампаний цены на рабов падали.

Главное отличие раба от свободного — это отсутствие каких-либо прав человека.

Как правило сената «разделяй и властвуй» проявлялось в отношении противников римлян?

«Разделяй и властвуй» — принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и, согласно которому, лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями. В более широком смысле — тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. Этот принцип часто приписывают именно римскому Сенату, однако ни одного документального подтверждения этому нет.

Тем не менее во время различных завоевательных походов римлян мы можем четко проследить руководство этим принципом. Например, для войны с Македонией, римляне воспользовались противоречиями македонян и греков и вынудили греков не оказывать помощь Македонии. То же самое римляне сделали с Сирией, убедив сирийского царя не поддерживать Македонию. В результате, Македония, Греция и Сирия были разбиты по-одиночке. Никто не знает, как бы обернулась история, если бы Римская республика столкнулась бы с объединенными армиями трех государств. Разделяй своих противников, тогда ты будешь властвовать!

Кстати, этот же принцип можно встретить и в повседневной жизни обыкновенных римских граждан по отношению к рабам. Римляне старались не допустить формирования каких-либо общностей рабов, например, разделяли рабов одной национальности. Пользуясь противоречиями между рабами, римляне могли лучше их контролировать и не допускать восстаний.

Источник

Какими способами римляне принуждали невольников к тяжелому труду?

Эти государства находятся в Западной Азии между двумя большими реками: Тигром и Евфратом на юге Шумело Персидского залива. До государства легко добраться по морю и рекам, вокруг них пустыни.

Природные условия Как человек их использует / противостоит им залежи глины Для строительства и изготовления посуды

заросли тростника для строительства

в изобилии растущие делали домашнюю утварь, плоды
финиковые пальмы употреблялись в пищу

жаркий и сухой климат для жизни людей и сельского хозяйства

две большие реки для земледелия
богатые илом

разливы рек и для земледелия (приносил ил)
морские приливы строили дамбы

Вывод: условия благоприятные для жизни, земледелия и ремесла

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.

Законы царя Хаммурапи исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: авилумов, мушкенумов и вардумов

Всякий общинник — «авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью. В частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать. Жена в целом считалась собственностью мужа, однако, ее достоинство и положение в какой-то мере гарантируются в Законах Хаммурапи независимо. И жена, и муж имели право на развод, однако, для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу.

Второе сословие — мушкенумы (от “падающих ниц”, т. е. поступавших в услужение) . Охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приняв на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством.

Третье сословие — вардумы («рабы» ) составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения) .

Читайте также:  Как приготовить домашнее вино с винограда самый простой способ

Наряду с сословиями — Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие и высшие жрецы, стоявшие в непосредственной близости к царю.
Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики.
Еще одну категорию населения составляли воины – редум, баирум. За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие — нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь.

Источник

Каким способами римляне принуждали невольником к тяжёлому труду?

История | 5 — 9 классы

Каким способами римляне принуждали невольником к тяжёлому труду?

— Физические телесные наказания.

— Казнь не послушного раба в назидание другим рабам.

— Заковывание в цепи и кандалы, не давали пищу и воду провинившемуся рабу.

На каком языке говорили римляне?

На каком языке говорили римляне?

На каком языке разговаривали Римляне?

На каком языке разговаривали Римляне?

Какими способами римляне принуждали невольников к тяжелому труду?

Какими способами римляне принуждали невольников к тяжелому труду.

На каком языке говорят римляне?

На каком языке говорят римляне?

Почему рабский труд индейцев постепенно был вытеснен трудом черных невольников?

Почему рабский труд индейцев постепенно был вытеснен трудом черных невольников?

Какими способами римляне учебник 5 класса?

Какими способами римляне учебник 5 класса.

На каком языке говорили Римляне?

На каком языке говорили Римляне?

Какого римляне называли Венедами?

Какого римляне называли Венедами.

Какими способами Римляне принуждали начальников к тяжоллому труду?

Какими способами Римляне принуждали начальников к тяжоллому труду.

Какие страны и народы были завоёваны римлянами что позволило римлянам создать огромную державу?

Какие страны и народы были завоёваны римлянами что позволило римлянам создать огромную державу.

На странице вопроса Каким способами римляне принуждали невольником к тяжёлому труду? из категории История вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

1) освобождения от церковного влияния 2) вырос уровень грамотности населения 3) правление Петра 1, который «прорыл окно в Европу», что способствовало общению с иностранцами 4) тяга к демократизму.

Создание единого государства дало возможность вести активную внешнюю политику. Россия стала играть значительную роль в международных отношениях. Во внешней политике четко выделяются три основных направления : борьба за свержение ига Золотой Орды и ..

Внутренние и внешние причины падения Византийской империи. 1)Экономическое влияние иноземцев в Византии, господство крупного феодального землевладения 2)Взаимоотношение Восточной и западной церквей.

А. Олег Святославович 2)Еще при жизни Юрия Долгорукого «вся земля», то есть ростовцы, суздальцы, Владимирцы и пере яславцы целовали крест младшим братьям Андрея Боголюбского Михаилу Юрьевичу и Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо. 3)»В 1205 году Роман ..

Население выросло из — за роста урожайности и достижений медицины. Благодаря этому люди стали дольше жить, а младенцы – реже умирать, страны Европы реже посещал голод. На улицах по прежнему было грязно, а ночью они не освещались. Из — за моды на о..

Вроде как — 1 : 4 2 : 1 3 : 4 4 : 4или3 5 незнаю 6 : 2 или незнаю 7 : 1 8 : 1 или3 9незнаю 10 : 1 11незнаю 12толи 2 толи3.

Он был очень противоречив. Тут он самодержавец. 1)В произнесённой им при инаугурации речи, полной неопределённых фраз, он дал одно ясное и определённое обещание : «считать врагами отечества всех тех, кто будет покушаться изменить незаконными путями..

Согласны это правда.

1) Белинский 2)Священная война мусульман 3)Белинский 4)Выполнение полицейских функций 5)Сенат 6)Тильзит 7)Расцвет крестьянских хозяйств 8)Чиновники 9)получение займа 10)Республикой 11)Сперанский.

Как жили первобытные люди. В первобытное время жили совсем не так, как сейчас. Тогда люди ловили рыбу и добывали другую дичь копьями . Говорили они на совсем не понятном языке. Жили они в пещерах. Носили вместо привычной для нас одежды , шкуры р..

Источник

Оцените статью
Разные способы