Какими способами регулируется сезонная неравномерность газопотребления

Регулирование неравномерности потребления газа

При регулировании неравномерности газопотребления применяются два вида мероприятий:

1) выравнивание неравномерности газопотребления путем уплотнения его графика;

2) покрытие неравномерности газопотребления.

Основными способами покрытия неравномерности газопотребления являются:

1) подземное хранение газа;

2) использование буферных потребителей (потребителей-регуляторов);

3) Использование баз сжиженного природного газа (метана);

4) Использование аккумулирующей емкости последних участков магистральных газопроводов;

5) Создание резерва производительности магистральных газопроводов и газовых промыслов;

6) Использование баз сжиженного газа (пропана и бутана) для получения пропан — бутановоздушной смеси в часы пик.

Для каждого способа имеется определенная область, в которой газ используется наиболее эффективно.

Для регулирования сезонной неравномерности газопотребления применяют следующие способы

1) подземное хранение газа (ПХГ);

2) использование потребителей-регуляторов, которым сбрасывают излишки в летний период;

3) резервные мощности промыслов и магистральных газопроводов;

При регулировании сезонной неравномерности сначала выявляют возможную степень ее покрытия путем использования ПХГ.

В периоды наименьшего потребления газ закачивают в хранилища, увеличивая суммарное потребление, а в месяцы наибольшего потребления газ собирают из хранилищ и тем самым уменьшают максимум подачи по магистральным газопроводам .

Если емкость ПХГ ограничена, тогда используют потребители-регуляторы. В качестве потребителей -регуляторов используют крупные промпредприятия или электростанции, цехи которых имеют двойное топливоснабжение: газ — мазут , газ — угольная пыль. В летний период они используют избытки газа, а зимой переходят на друг вид топлива.

Наибольшие трудности представляют удовлетворение суточных пиковых нагрузок, т.е. возникающих при понижении температуры наружного воздуха за счёт возрастания расходов газа на отопление. Для покрытия суточной неравномерности отопительной нагрузки приходится вводить лимитные ограничения для промпредприятий, сокращая или подачу газа и переводя их установки на другой вид топлива.

Рациональное решение этого вопроса — это создание комплексов сжиженного природного газа или установок получения пропано-бутановоздушных смесей. Для покрытия суточной неравномерности могут использоваться ПХГ, созданные в соляных отложениях .

Часовую неравномерность покрывают за счёт использования аккумулирующей емкости последнего участка магистрального газопровода. Также приходиться использовать потребители регуляторы.

Источник

Регулирование неравномерности потребления газа

Для регулирования сезонной неравномерности газопотребления применяют следующие способы:

1) подземное хранение газа;

2) использование потребителей-регуляторов, которым сбрасывают излишки в летний период;

3) резервные мощности промыслов и газопроводов. В результате технико-экономического анализа определяют оптимальный состав средств регулирования неравномерности газопотребления.

Магистральные газопроводы обычно проектируют с коэффициентом загрузки годового графика С=0,85. Это значит, что фактическое количество газа, подаваемого за год по газопроводу, составляет 85 % максимально возможного количества или производительности магистрального газопровода.

При регулировании неравномерности годового графика, сперва выделяют возможную степень его выравнивания путем использования подземных хранилищ. В период проведения потребления газ закачивают в хранилища, а в период большего потребления, газ отбирают из хранилищ.

Если емкость хранилища ограничена, тогда используют потребителей регуляторов. Этим потребителям во время провалов потребления подают излишки газа. В качестве их используют электростанции, которые имеют двойное топливоснабжение газ-мазут или газ-угольная пыль.

В летний период используют избытки газа, а зимой – другой вид топлива.

Источник

Регулирование неравномерности потребления газа

Для регулирования неравномерности газопотребления применяют следующие способы: 1) подземное хранение газа; 2) использование потребителей-регуляторов, которым сбрасывают излишки в летний период; 3) использование сжиженного газа для получения пропан-воздушной смеси в пики потребления; 4) использование аккумулирующей ёмкости последних участков магистральных газопроводов; 5) хранение газа в трубах под давлением; 6) резервные мощности промыслов и газопроводов.

Для каждого из этих способов имеется своя область, в которой применение его наиболее рационально. Оптимальный состав средств регулирования неравномерности газопотребления определяется технико-экономическим анализом.

Для регулирования сезонной неравномерности используют резервную мощность магистральных газопроводов, подземные хранилища и потребители-регуляторы.

Магистральные газопроводы обычно проектируют с коэффициентом загрузки годового графика Кз = 0,85. Это значит, что фактическое количество газа, подаваемое по газопроводу, составляет 85% максимально возможного количества или производительности магистрального газопровода. Т.е. использование резервной мощности магистрального газопровода для полного выравнивания годового графика потребления газа городом или промышленным узлом возможно, если только превышение линии максимальной подачи газа над средней линией годового графика составляет не более 15% максимальной мощности магистрального газопровода.

При регулировании неравномерности годового графика сначала выявляют возможную степень его выравнивания путём использования подземных хранилищ.

Хранилища газа устраивают в выработанных месторождениях нефти и газа, в водоносных горизонтах, в отложениях каменной соли, в изотермических ёмкостях.

Для хранения газа в сжиженном виде используются изотермические хранилища. Такие хранилища позволяют хранить сжиженные газы: при высоком давлении и температуре окружающей среды, если это пропан или бутан; при давлении, близком к атмосферному и при температуре несколько ниже температуры кипения, если это метан или этан (метан — -161.4 ºС, этан — -88.7 ºС).

В периоды наименьшего потребления (провалов) газ закачивают в хранилища, в результате увеличивается суммарное потребление, а в месяцы наибольшего потребления газ отбирают из хранилища и тем самым уменьшают максимум подачи газа магистральным газопроводом.

Если ёмкость хранилищ ограничена, тогда используют потребителей-регуляторов. С помощью этих потребителей можно заполнить только провалы потребления в графике путём подачи потребителям-регуляторам излишков газа. Так как зимой потребители-регуляторы работают на другом топливе, поэтому с их помощью уменьшить максимумы потребления нельзя.

В качестве потребителей-регуляторов используют электростанции, котельные цехи которых имеют двойное топливоснабжение.

Наибольшие трудности представляет удовлетворение суточных пиковых нагрузок, возникающих при значительных снижениях наружных температур (при морозах), т.е. суточной неравномерности отопительной нагрузки. Использование для этой цели подземных хранилищ неэкономично, т.к. с увеличением интенсивности отбора газа резко возрастают капитальные вложения и эксплуатационные расходы в хранилища. Для уменьшения суточной неравномерности отопительной нагрузки приходится вводить ограничения, т.е. прекращать или сокращать подачу газа промышленным предприятиям, переводя их газоиспользующие установки на другой вид топлива. Если использование двойного топливоснабжения для электростанций с сезонным потреблением газа экономически обосновано, то для большинства промышленных предприятий это связано с определённым ущербом.

Рациональное решение рассматриваемого вопроса – это создание станций пикового покрытия неравномерности газопотребления. На таких станциях сооружают изотермические хранилища сжиженного метана или пропана и установки регазификации.Из испарившегося пропана до подачи в газораспределительную сеть приготовляют газовоздушную смесь, которая по теплотехническим характеристикам эквивалентна природному газу. Если на станции хранится сжиженный метан, тогда его после испарения непосредственно подают в сеть.

Часовую, внутрисуточную неравномерность потребления покрывать с помощью подземных хранилищ также неэкономично. Неэкономично использовать и газгольдерные парки, которые по указанным причинам теперь не строят. Для покрытия часовой неравномерности используют аккумулирующую ёмкость последних участков магистральных газопроводов.

Участок газопровода от последней компрессорной станции (КС) до ГРС представляет собой систему с неустановившимся движением газа. Массовый расход газа в разных сечениях газопровода различен. Последняя КС подаёт в магистраль почти постоянное количество газа, а потребление газа переменное. Это позволяет использовать последний участок магистрального газопровода в качестве аккумулирующей ёмкости для покрытия неравномерности потребления газа в течение суток. Перед ГРС города днём при максимальном потреблении газа давление его снижается до 1.5…1.6 МПа, а ночью при минимальном потреблении давление газа повышается до 4…5 МПа. Это значит, что последний участок магистрального газопровода работает как аккумулирующая ёмкость.

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Законодательное обеспечение газификации и развития региональных рынков газа. Вопросы технологической и коммерческой доступности газа»

Решением Комитета
Государственной Думы по энергетике

№3.25-5/97 от 23 января 2019 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» Комитета Государственной Думы по энергетике

на тему «Законодательное обеспечение газификации и развития региональных рынков газа. Вопросы технологической и коммерческой доступности газа»

2 ноября 2018 г. г. Тюмень

Участники «круглого стола»: представители федеральных и региональных органов власти, компаний топливно-энергетического комплекса, научных и общественных организаций, рассмотрев вопросы законодательного обеспечения газификации и развития региональных рынков газа, а также вопросы его технологической и коммерческой доступности, отмечают:

Газовая отрасль — одна из ключевых составляющих российской экономики и важнейший фактор обеспечения энергетической безопасности нашей страны.

Однако ситуация на российском газовом рынке в настоящее время подвержена изменениям. Это обусловлено динамичным увеличением доли независимых производителей газа, развитием механизмов биржевой торговли, созданием общего рынка газа Евразийского экономического союза. Такие изменения требуют соответствующих корректировок условий функционирования рынка. При этом, учитывая чрезвычайную важность устойчивого развития газовой отрасли для поддержания национальной безопасности Российской Федерации, необходимо очень тщательно и взвешенно подходить к любым изменениям условий её функционирования, способным привести к необратимым последствиям и поставить под угрозу экономическую, энергетическую и даже социальную стабильность в Российской Федерации.

Обеспечение надежности газоснабжения российских потребителей является основной задачей, решаемой при развитии внутреннего рынка газа. ПАО «Газпром» является сегодня единственной компанией, занимающейся газификацией российских регионов, и основным поставщиком природного газа на рынок, при этом его доля за последние 10 лет снизилась с 85 % до 60%. Независимые производители газа практически не участвуют в региональных программах газификации.

Газификация необходима стране для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Однако газификация должна быть экономически оправданной. В действующих в настоящее время на внутреннем рынке условиях ценообразования на газ и его доставку до потребителя газификация подчас нерентабельна. Регулирование сдерживает и развитие межтопливной конкуренции, и процесс сбережения этого невозобновляемого ресурса.

В этой связи особую актуальность приобретает необходимость принятия решений по либерализации рынка газа, поэтапному переходу на новую систему ценообразования в отрасли с тарифным регулированием монопольных видов деятельности и установлением предельных цен на газ для промышленных потребителей с привязкой к альтернативным видам топлива в целом по стране или в конкретном регионе, повышению экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, системному развитию организованной (биржевой) торговли газом в Российской Федерации, переходу к рыночному ценообразованию, в том числе путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ.

Не менее актуальными остаются вопросы, связанные с государственным стимулированием программ газосбережения, особенно при нынешних механизмах ценообразования на газ, в которых экономические стимулы не формируются, при этом акцент в стимулировании газопотребления необходимо перенести на такие высокотехнологичные сферы как газопереработка, газохимия, производство газомоторного топлива, экономически эффективную газификацию, в том числе с использованием сжиженного природного газа и сжиженного углеводородного газа.

Рассматривая вопросы развития внутреннего рынка газа, необходимо четко представлять цели, достигаемые в конечном итоге. К основной из них относится формирование надежной основы развития российской экономики и поддержания высокого уровня энергетической безопасности Российской Федерации.
В настоящее время ПАО «Газпром», обладая необходимыми мощностями по добыче, транспортировке и подземному хранению газа, обеспечивает пиковое потребление в осенне-зимний период и осуществляет поставки газа, в том числе в низкодоходные и убыточные регионы Российской Федерации.

Развитие внутреннего рынка газа, включая его биржевой сегмент.
В 2017 году объем добычи газа составил 691,6 млрд куб. м., поставка газа для российского потребителя увеличилась на 9,9 млрд куб. м. (2,2%) и составила 469,6 млрд куб. м. С учетом текущих тенденций объем добычи газа в 2018 году ожидался на уровне 708,7 млрд куб. м. (+2,5% к уровню 2017 года), при этом потребление газа на внутреннем рынке оценивается на уровне 479,3 млрд куб. м. (102,1%). Спрос на внутреннем рынке газа стабилизируется к 2024 году и составит 491,1 млрд куб. м., внутренний рынок в среднесрочной перспективе будет характеризоваться стабилизацией темпов роста и снижением газоемкости промышленности. Перспективы увеличения поставок связаны с развитием газохимии, увеличением использования газа в качестве моторного топлива, а также продолжающейся реализацией программ газификации регионов[1].

Однако, если в первых вариантах Энергетической стратегии России на период до 2035 года «формирование конкурентного внутреннего рынка газа с перспективой полной его либерализации» называлось важнейшей задачей, то в последнем — уже лишь перспективой. До 2020 года, как предполагается, «в силу ряда причин во многом будет сохраняться текущая структура рынка газа».

Вместе с этим Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618, предусмотрен переход к рыночному ценообразованию на газ путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных, в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах.

Исходя из стоящих перед газовой отраслью задач (в подготовленном проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года) их решению будут способствовать следующие меры:

— постепенная ликвидация перекрестного субсидирования поставок газа в различные регионы России и различным группам потребителей;

— повышение платежной дисциплины потребителей газа;

— принятие законодательных основ регулирования участия всех субъектов газового рынка в газификации регионов и покрытии пикового спроса на газ в осенне-зимнем периоде;

— строительство новых газоперерабатывающих и газохимических комплексов в Западной и Восточной Сибири для обеспечения комплексной переработки газа базовых месторождений углеводородного сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью и др.

Ситуация в газовой отрасли все сильнее входит в конфликт с установленными правовыми и институциональными основами ее функционирования.

Сегодня спрос на газ на внутреннем рынке не демонстрирует тенденции к быстрому росту. Это связано, в том числе с уменьшением поставок газа на электростанции в условиях роста выработки электроэнергии на АЭС. Объемы атомной генерации постепенно растут, и она, имея определенные преференции, вытесняет тепловую, в том числе и газовую генерацию.
В настоящее время в России существует резерв мощностей по добыче газа (так, например, у ПАО «Газпром» в 2017 г. добыча газа составила 471 млрд куб м при добычных возможностях свыше 550 млрд куб м), что обеспечивает конкурентное преимущество России как экспортера, поскольку позволяет оперативно наращивать объемы. При этом резервные мощности ПАО «Газпром», содержание которых увеличивают затраты компании, решают оду из важнейших задач по обеспечению энергобезопасности страны – покрытие пикового потребления в осенне-зимние периоды.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ от 31 марта 1999 г.
«О газоснабжении в Российской Федерации» при государственном регулировании цен на газ должны учитываться экономически обоснованные затраты и прибыль, обеспечивающая осуществление инвестиций, направляемых на поддержание и развитие газовой отрасли. Однако до сих пор регулируемые цены на газ существенно отстают от экономически обоснованного уровня.

Цены на газ в России – одни из самых низких в мире, при этом доступность газа как ресурса на востоке страны ограничена неразвитостью инфраструктуры. Существующая цена приводит к фактическому подавлению и отсутствию межтопливной конкуренции и, как следствие, существенному перекосу энергетического баланса России. Доля газа в нем увеличивается, в европейской части страны она превышает 70%.

Из всех отраслей ТЭК только в газовой отрасли сохраняется регулируемое ценообразование, что призвано стимулировать развитие энергетики и газопотребляющих отраслей экономики и решать вопрос социальной поддержки населения. Существующая правовая база не позволяет ПАО «Газпром» осуществлять гибкую ценовую политику. Государство регулирует условия поставок газа, не регламентируя поставки газа независимых производителей газа. Таким образом, независимые производители газа, используя все преимущества свободного ценообразования, предлагают потребителю более выгодные условия (небольшие скидки в 3-10% от уровня регулируемых цен), тем самым вытесняя ПАО «Газпром» с рынка. Наиболее привлекательные (крупные и платежеспособные) потребители постепенно отказываются от газа, поставляемого ПАО «Газпром», и заключают договоры с независимыми производителями газа по более низким свободным ценам. При этом рост регулируемых цен приводит к аналогичному росту цен на продукцию независимых производителей газа при сохранении уровня дисконта.

Таким образом, вопросами, требующими первоочередного решения при совершенствовании внутреннего рынка газа, являются установление экономически обоснованного уровня цен и выравнивание условий реализации на внутреннем рынке газа для всех участников.

Читайте также:  Математический способ обработки информации

Рыночное ценообразование предполагает, что получаемые доходы должны обеспечивать возмещение обоснованных затрат и формирование финансовых средств для инвестиций, направляемых на поддержание безопасности и надежности поставок газа российским потребителям, формироваться на условиях платежеспособного спроса и предложений. Отсутствие объективной цены на газ тормозит формирование условий для газо- и энергосбережения, не стимулирует российских потребителей к рациональному использованию газа.

При этом доля тепловой и газовой генерации снижается, а причины низких темпов развития экономики не связаны с ценами на газ, соответственно, и сдерживание цен на газ для промышленности посредством госрегулирования не оказывает стимулирующего влияния на темпы ее развития. Более того, снижение выручки и прибыльности работы газовых компаний в условиях роста налоговой нагрузки приводит к риску реализации инвестиционных программ и недостатку средств для реализации программ капитального ремонта.

Регулируемые цены в целом не в состоянии обеспечивать разумную рентабельность продаж газа на внутреннем рынке, поэтому не могут быть полноценным источником развития газотранспортной инфраструктуры, включая реализацию программ газификации. ПАО «Газпром» обладает экспортной монополией в части трубопроводного газа, является естественным монополистом в сфере транспорта, строит и развивает подземные хранилища газа, несет колоссальную нагрузку по поддержанию надежности и развитию газотранспортной системы, управлению неравномерностью газопотребления, социальную нагрузку, связанную с поставкой газа в убыточные и низкодоходные регионы и газификацией, а также с рисками неплатежей.

Исключительное право ПАО «Газпрома» на экспорт газа по газопроводам позволяет консолидировать и направлять финансовые ресурсы для финансирования проектов внутри страны (проведение геологоразведочных работ, поддержание и развитие ЕСГ, решение задач газификации, реализация новых инфраструктурных, социальных и других проектов, осуществляемых в интересах российских потребителей и государства).

Независимые производители не имеют доступа к трубопроводному экспорту и не считают справедливыми условия доступа к ЕСГ и подземным хранилищам газа (ПХГ), но их экономика балансируется более низкими ставками НДПИ и более коротким плечом доставки до потребителя. Они в целом несут меньшую налоговую и социальную нагрузку, торгуют газом по договорным ценам, обладают большей ценовой гибкостью и получают преимущественно крупных платежеспособных потребителей и регионы с повышенной доходностью. Кроме того, они могут формировать стабильный профиль добычи, поскольку не отвечают за газоснабжение страны и не обязаны удовлетворять пиковый спрос. Это в целом развивает отраслевую конкуренцию, но не способствует формированию экономически адекватных условий и цен в регионах, а в итоге — и в стране в целом. Практически при росте общей конкуренции производителей газа наблюдается сохранение региональной монополизации.

Вышеобозначенные противоречия невозможно снять без изменения самих подходов к развитию внутреннего рынка газа. Необходимо создать такую систему взаимосвязанных элементов функционирования и развития газовой отрасли России, которая будет обеспечивать:

— удовлетворение платежеспособного спроса потребителей при коммерческой и технологической доступности соответствующей инфраструктуры;

— экономическую рентабельность функционирования для устойчивого развития отрасли,

— развитие межтопливной конкуренции и повышение эффективности использования газа.

При этом система должна обеспечивать надежность функционирования отрасли, а ее институциональные и организационно-правовые основы должны быть достаточно развиты, чтобы она была способна к самобалансировке, и не требовала постоянного ручного управления.

Важным этапом развития внутреннего рынка газа является дальнейшее совершенствование системы биржевой торговли и ее интеграция в общий рынок газа Российской Федерации.

Биржевые торги природным газом в России были запущены на АО «СПбМТСБ» в октябре 2014 года в соответствии с протоколом Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 4 июля 2014 г.
№ А4-26-368.

Участие в биржевых торгах газом ПАО «Газпром» и крупных независимых производителей, рост спроса на газ со стороны потребителей и вовлечение в торги новых участников рынка газа позволили обеспечить динамичное развитие этого сегмента, а продавцам газа – получить устойчивый доступ на региональные рынки сбыта с гарантированной оплатой покупателями поставляемого газа.

В то же время, ввиду того, что развитие биржевой торговли газом в Российской Федерации не было подкреплено принятием необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты, обеспечивающие создание равных условий для работы на рынке газа, в 2018 году, несмотря на достигнутую положительную динамику, сложившаяся система торгов и взаимоотношений между участниками рынка газа исчерпала потенциал для дальнейшего роста показателей.

В связи с этим, в целях выполнения пункта 8 приложения к Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618,
а также реализации мероприятий, установленных пунктом IX раздела II Дорожной карты по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р, представляется целесообразным продолжить работу по формированию необходимых условий для дальнейшего эффективного развития биржевого сегмента рынка газа, направленных на реализацию механизмов роста экономической привлекательности биржевой торговли природным газом в Российской Федерации:

  • стимулирование хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке газа к продажам газа на биржевых торгах, в том числе и через механизм установления для них минимальной величины продаваемого на бирже газа;
  • стандартизацию условий поставки и учета газа биржевых и внебиржевых договоров;
  • стимулирование потребителей к более точному планированию объемов потребления в заключаемых договорах через применение в договорах поставки газа гибкого подхода, сочетающего сужение коридора отклонения допустимой невыборки/перерасхода газа и предоставлением участникам торгов возможности реализации невыбранных объемов/приобретения недостающих объемов через систему коммерческой балансировки газа на организованных торгах);
  • недискриминационный доступ конечного потребителя к биржевым торгам;
  • развитие новых технологий и инструментов организованной торговли природным газом, направленных на разработку и внедрение всего спектра передовых биржевых технологий (на спотовом и срочном рынке газа):
  • внедрение системы коммерческой балансировки газа в ГТС и использование ее для целей регулирования объемов поставок газа по биржевым и внебиржевым договорам;
  • внедрение новых биржевых инструментов с более длинным горизонтом торговли (2-13 месяцы, квартал, год);
  • запуск биржевых торгов производными финансовыми инструментами;
  • создание условий для интеграции рынков газа и электроэнергии.

Газификация регионов Российской Федерации: правовая основа, текущая ситуация.Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического комплекса для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, в качестве одного из стратегических направлений развития газовой промышленности закреплено развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России.

Согласно Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6.09.2011г. №213, показатель газификации территории Российской Федерации к 2030 году должен быть увеличен до 90%. Повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации промышленных и иных организаций является основным принципом государственной политики в области газоснабжения России.

При этом правовое регулирование газификации в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующим федеральными законами:

— «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ;

— «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 №131-ФЗ;

— «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 № 184‑ФЗ.

Согласно данным федеральным законам:

на уровне Правительства Российской Федерации устанавливается Порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации, жилищно-коммунального хозяйства и иных организаций, который утвержден соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 (далее – Правила);

— на уровне федеральных органов исполнительной власти:

Минэнерго России разрабатывает и актуализирует Генеральную схему развития газовой отрасли, включая определение государственной политики в области газоснабжения, формирование перспективного баланса природного газа, определение общих показателей развития газификации, а также осуществляет мониторинг реализации региональных и межрегиональных программ газификации;

ФАС России осуществляет контроль и регулирование цен, обеспечивает прозрачность данных о свободных мощностях объектов газовой инфраструктуры.

Минстрой России осуществляет регулирование вопросов внутридомового использования газа.

— на уровне субъектов Российской Федерации организуется газоснабжение населения в границах поселений (развитие газораспределительной сети и обеспечение подготовки потребителей к приему газа).

В Правилах предусмотрены следующие особенности:

— определены сроки и порядок формирования программ газификации;

— определен состав, перечень целевых показателей, этапы и сроки реализации программ газификации;

— закреплены требования проведения оценки эффективности (экономической и социальной) реализации программы газификации и наличия в программах объемов и источников инвестиций;

— в перечень целевых показателей программы газификации включены в т.ч газификация сжиженным природным газом и сжиженным углеводородным газом, а также мероприятия по развитию рынка газомоторного топлива (количество АГНКС и газобаллонных автомобилей);

— перечень категорий газифицируемых потребителей расширен за счет промышленных потребителей, потребителей ЖКХ и прочих организаций.

Газификация регионов – наиболее масштабное и одно из приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром».

Вложенные с 2005 по 2016 годы средства позволили обеспечить строительство 2 046 газопровода — протяженностью более 28 тыс. км. При этом в Российской Федерации было газифицировано 5 060 котельных, более 815,1 тыс. домовладений и квартир. В результате уровень газификации природным газом в России по состоянию на 1 января 2017 года достиг 67,2%: в городах — 70,9%, в сельской местности — 57,1%.

Для реализации Программы газификации регионов Российской Федерации в 2016 году ПАО «Газпром» были выделены инвестиции в объеме 25 млрд рублей — для проектно-изыскательских работ, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов и строительства газораспределительных сетей в 67 субъектах Российской Федерации.

Суммарный объем инвестиций ПАО «Газпром» в газификацию регионов России в 2005-2016 годах составил около 295,2 млрд руб.

В 2017 году, по данным отчетов о реализации региональных программ газификации, подготовленных субъектами в соответствии Порядком разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903, суммарный объем инвестиций в газификацию составил 62,6 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета – 1,6 млрд руб., бюджетов субъектов Российской Федерации – 8,4 млрд руб., местных бюджетов – 1,5 млрд руб., средств организаций – 29,7 млрд руб. и из иных источников – 21,4 млрд руб. Средства организаций включают, в том числе инвестиции ООО «Газпром межрегионгаз», ООО «Газпром газомоторное топливо», ПАО «НОВАТЭК», ГУП РК «Черноморнефтегаз», а также средства, полученные от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа газораспределительными организациями. Иные источники включают, в частности, средства населения на газификацию квартир и домовладений.

Следует отметить, что, несмотря на достаточно высокие показатели уровня газификации в целом, в территориальном аспекте показатели значительно отличаются: центральные и южные регионы России – в среднем высокогазифицированные ввиду более развитой инфраструктуры, высокой плотности населения и основных промышленных потребителей. Например, в Центральном федеральном округе газификация на текущий момент достигла уровня 80%, в Южном федеральном округе – 86%, в Поволжье – 86%, на Северном Кавказе – 91%.

При этом подходы к газификации в Российской Федерации не могут быть единообразными и должны учитывать региональную специфику. К числу регионов с ярко выраженной региональной спецификой относится макрорегион Восточная Сибирь и Дальний Восток.

В большинстве регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока сегодня отсутствует развитая инфраструктура газоснабжения.

Наличие конкурентоспособных по цене угля и гидроэнергии является естественным конкурентным преимуществом местной энергетики, в этих условиях природный газ на востоке страны должен занимать рациональную долю в топливо-энергетическом балансе, определяемую на базе межтопливной конкуренции.

В существующих хозяйственных условиях жесткого регулирования цен и тарифов в региональной энергетике достаточные стимулы для развития производства природного газа для поставки на внутренний рынок в настоящее время на востоке страны отсутствуют. Это создает возможность более широкого применения рыночного ценообразования на газ, особенно в изолированных энергосистемах и районах «северного завоза».

Основной объем газопотребления приходится на большую и малую энергетику. Сезонная неравномерность потребления выражена сильнее, чем в зоне ЕСГ. Загрузка газотранспортной системы региона в летние периоды снижается, тем не менее, проектирование и строительство систем газоснабжения должно ориентироваться на периоды зимних максимумов, что повышает капиталоемкость проектов и предъявляет повышенные требования к надежности энергоснабжения в новых регионах газоснабжения на востоке страны, в том числе при прохождении периодов осенне-зимних максимумов потребления.

С учетом специфики восточных регионов требуются дополнительные меры по стимулированию развития газовой отрасли на востоке России.

В частности, в договорах поставки должны обязательно предусматриваться положения, повышающие ответственность покупателя за невыборку согласованных договорами объемов газа. Это не только дисциплинирует потребителя, но и позволит газоснабжающим организациям заблаговременно и обоснованно учитывать таких потребителей при планировании новых мощностей в добыче и транспорте газа.

С этим вопросом сопрягается и вопрос выдачи технических условий (ТУ) на подключение перспективных объектов газопотребления к магистральным газопроводом, проектируемым или строящимся в регионе. Сегодня получение таких ТУ возможно только в отношении действующих газопроводов.

Подобная ситуация затрудняет работу потребителя по реализации инвестиционного проекта и подготовке к приему газа, что невыгодно и поставщику, поскольку потребитель в результате не сможет своевременно ввести объект потребления газа в эксплуатацию и выполнить свои обязательства по договору поставки газа.

С целью создания благоприятных условий для выполнения поставленных руководством страны задач по социально-экономическому развитию региона требуется повышение координации реализуемых нефтегазовых проектов. Инструментом такой координации должно являться, в том числе, формирование и утверждение долгосрочных балансов газа в соответствующих восточных регионах, что позволит при реализации масштабных экспортных проектов обеспечить приоритетность поставок газа российским потребителям.

Восточная Сибирь и Дальний Восток имеют значительный потенциал развития газоснабжения удаленных регионов на базе СПГ, позволяющий существенно сократить расходы федерального бюджета на «северный завоз». Развитие данного направления газоснабжения требует мер государственной поддержки в части дерегулирования цен на газ, направляемый на цели производства СПГ, и налогового стимулирования создания криогенных производств для целей автономной газификации.

Участники «круглого стола» отмечают, что для дальнейшего повышения эффективности реализации программ газификации регионов требуется решить ряд проблем.

Проблемы, сдерживающие реализацию Программы газификации Российской Федерации.В настоящее время ПАО «Газпром» фактически остаётся единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения. Независимые производители газа практически не участвуют в газификации ввиду отсутствия обязательств и экономических стимулов, даже в регионах присутствия, таких как Свердловская область, где за поставки газа в настоящее время отвечает «ИТЕРА» — дочерняя компания ПАО «Роснефть».

Крупнейшие независимые поставщики газа ПАО «Роснефть» и ПАО «НОВАТЭК» занимают более 40% внутреннего рынка газа, при этом практически не владеют инфраструктурой, не несут расходов на ее развитие и поддержание технического состояния, при этом получают маржинальный доход от продажи газа.

В целях разрешения ситуации по привлечению независимых компаний к газификации остро стоит вопрос их мотивации и стимулирования.

Представляется, что создание благоприятной экономической среды для привлечения независимых производителей к газификации будет способствовать формированию равных условий функционирования на внутреннем рынке для всех его участников, в связи с чем целесообразно предусмотреть меры по повышению инвестиционной привлекательности газификации.

В этой связи, в целях привлечения дополнительного финансирования независимых производителей газа и улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, предлагается рассмотреть возможность введения специального инвестиционного тарифа, включающий, в том числе, плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, действующий в течение заданного периода.

Наиболее существенной проблемой является неисполнение субъектами Российской Федерации обязательств по подготовке потребителей к приёму газав части строительства поселковой газотранспортной инфраструктуры.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить строительство уличных газораспределительных сетей и подготовку потребителей к приёму газа.

Читайте также:  Как найти периметр несколько способов

Отставание в подготовке потребителей к приему газа приводит к тому, что построенные газопроводы-отводы и распределительные газопроводы в течение длительного времени остаются малозагруженными. В данном случае необходимо совершенствование совместной работы организаций ПАО «Газпром» и администраций субъектов Российской Федерации, направленной на синхронное создание комплекса «газопровод – потребитель» и полную загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации.

Со стороны регионов России это должно выражаться в создании условий и усилении контроля субъектов Российской Федерации за исполнением обязательств по подготовке потребителей к приему газа и принятии ряда мер по ликвидации отставания в области выполнения обязательств. Что касается ПАО «Газпром», то при формировании ежегодных программ газификации представляется необходимым не только учитывать степень выполнения администрациями субъектов Российской Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа, но и текущее состояние платежной дисциплины за природный газ.

Не менее актуальной проблемой остается нарушение платёжной дисциплины потребителями природного газаи как следствие высокий уровень просроченной задолженности.

Неисполнение потребителями обязательств по оплате газа за 8 месяцев
2018 года привело к росту просроченной задолженности на 20,9 млрд руб. до
132,6 млрд руб.

Уровень расчетов конечных потребителей за газ на 1 сентября 2018 года составил 97,7%, что на 0,1 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

В разрезе категорий потребителей более 40,4% от общего объема просроченного долга за газ накоплено теплоснабжающими организациями
53,6 млрд руб., задолженность населения составляет – 39,7 млрд руб.

За 8 месяцев 2018 года просроченная дебиторская задолженность предприятий электроэнергетики увеличилась с 7,5 млрд руб. до 11,8 млрд руб. За аналогичный период 2017 года задолженность уменьшилась на 7,7 млрд руб. (с 18,4 млрд руб. до 10,8 млрд руб.).

За 8 месяцев 2018 года просроченная дебиторская задолженность организаций бюджетной сферы снизилась на 1,3 млрд руб. (-16,7%) до 6,3 млрд руб.

Необходимость решения проблемы неплатежей и совершенствования учета потребления энергоресурсов подтолкнули федеральные органы власти совместно с крупными энергетическими компаниями к активной нормотворческой деятельности в области энергоснабжения.

Итогом работы стало принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и подписание Президентом Российской Федерации Федерального закона от 03.11.2015г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»,
а также Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2016г. № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Постановления Правительства от 04.02.2017г. № 139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов».

В настоящее время предстоит оценить эффект от вышеобозначенного принятого Федерального закона.

В целях разрешения актуальных проблем правового регулирования в 2016-2018 годах был также принят ряд нормативных правовых актов (в том числе, вышеупомянутых), направленных на укрепление платежной дисциплины и повышение надежности газоснабжения:

1. Федеральный закон № 307-ФЗ от 03.11.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины», направленный на:

— повышение размеров неустойки (пени) за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате;

— обязанность по предоставлению поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате (гарантии);

— усиление административной ответственности в случае самовольного подключения (присоединения) к сетям газоснабжения;

— установление административной ответственности за нарушение режима полного и частичного ограничения поставки газа, а также за непредставление финансовой гарантии.

2. Федеральный закон № 412-ФЗ от 05.12.2016 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий установление административной ответственности граждан за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, от обязательной замены газового оборудования, от заключения договора о техническом диагностировании газового оборудования, а также за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования

3. Федеральный закон № 269-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий продление до 1 января 2019 года срок оснащения приборами учета газа объектов жилого фонда, организациями, осуществляющими поставку или транспортировку природного газа, собственники которых не выполнили эти действия до 1 января 2015 года (внесены изменения в часть 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009
261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

4. Федеральный закон № 210-ФЗ от 19.07.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», определяющий полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления при организации газоснабжения. Федеральный закон направлен на реализацию межрегиональных и региональных программ, предусматривает наделение федерального органа государственной власти полномочиями по разработке методики расчета уровня газификации. Также в целях формирования сбалансированной программы проектирования и строительства внешних и городских инженерных коммуникаций и сооружений вносит изменения в действующий порядок разработки и реализации вышеобозначенных программ в части введения норм по разработке схем газоснабжения населения.

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 1245 от 25.11.2016 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа», предусматривающее следующие нововведения:

— перечни оснований для полного и частичного ограничения поставок газа;

— порядок и сроки направления потребителю уведомлений об ограничении, случаи, когда уведомления не требуются;

— в Правила поставки газа введено понятие самовольного (несанкционированного) отбора газа

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 139 от 04.02.2017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов», предусматривающее:

— критерии возникновения у потребителя обязанности предоставления поставщику газа обеспечения исполнения обязательств по оплате (гарантии);

— порядок определения таких потребителей, порядок их уведомления о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств;

— порядок формирования высшим должностным лицом субъекта РФ перечня потребителей, обязанных предоставить обеспечение исполнения обязательств.

При накоплении больших объемов задолженности ПАО «Газпром» в целом ряде случаев вынуждено сокращать инвестиции или приостанавливать реализацию программ газификации.

Для решения проблемы представляется целесообразным активизировать работу исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации при работе с неплательщиками.

Аналогичная проблема имеется и при поставках других видов энергетических ресурсов.

Для скорейшего решения проблемы неплатежей, бесконтрольного и неэффективного потребления энергоресурсов необходимо создание полной достоверной интеллектуальной системы учета энергетических ресурсов. Без создания такой системы невозможно составление достоверного баланса производства и потребления ресурсов, планирования развития и повышения эффективности систем коммунальной инфраструктуры, обеспечения снижения потребления и повышения эффективности использования энергоресурсов.

Комитетом отмечается, что единственным решением этой задачи может стать возложение на ресурсоснабжающие и сетевые организации ответственности по организации интеллектуального учета объема и качества поставляемых энергетических ресурсов, с возможностью дистанционного снятия показаний и автоматизированной обработки данных. При этом за потребителем должны быть закреплены обязанность по обеспечению возможности установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и доступа к ним ресурсоснабжающих и сетевых организаций и право самостоятельной установки указанных приборов учета по согласованию типа приборов с сетевой или снабжающей организацией.

Предлагаемый перенос обязанности по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые или ресурсоснабжающие организации необходимо и возможно осуществить постепенно, путем формирования правовой основы внедрения систем интеллектуального учета энергетических ресурсов, что позволит не допустить необоснованного роста тарифов на энергоресурсы для населения, а также обеспечить оптимизацию расходов ресурсоснабжающих организаций и снижение коммерческих потерь энергетических ресурсов.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», направленный на развитие систем интеллектуального учета потребления электрической энергии и мощности на территории Российской Федерации, будет способствовать решению вопроса безучетного потребления энергоресурсов и масштабных долгов по их поставкам, также ожидается сокращение числа претензионных судебных дел, поскольку момент наступления безучетного потребления будет известен не только сетевой организации, но и потребителю,
и сбытовой компании, что должно исключить злоупотребления по самопроизвольному срабатыванию приборов учета и безосновательному обогащению сетевых компаний.

Вместе с тем, в ряде случаев граждане отказывают ресурсоснабжающим организациям в допуске в помещение в целях установки приборов учета газа в соответствии с 261-ФЗ. В этом случае представляется целесообразным исключить возможность привлечения ресурсоснабжающей организации к административной ответственности за неустановку приборов учета.

Самовольное подключение к газопроводам.Несмотря на то, что с вступлением в силу Федерального закона № 307-ФЗ значительно увеличились санкции по статье 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, продолжает увеличиваться количество случаев самовольных врезок в газопроводы, особенно остро эта проблема ощущается на территории Северо-Кавказского федерального округа.

По подсчетам специалистов ООО «Газпром межрегионгаз» ежегодные потери газа достигают более 3,5 млрд куб. м. И одной из причин потерь является хищение газа, как физическими, так и юридическими лицами. Вместе с тем, данные деяния характеризуются высокой степенью общественной опасности, так как сопряжены с нарушением условий эксплуатации (пользования) объектов трубопроводного транспорта, что может привести к техногенным авариям с человеческими жертвами и значительному ущербу, как имуществу собственников объектов и третьих лиц, так и окружающей среде.

Другой проблемой является несанкционированное вмешательство в работу приборов учета, вследствие чего искажаются их показания или они выходят из строя.

В случае повреждения потребителем прибора учёта или отказа от его установки, представляется целесообразным предоставить поставщику право рассчитывать потребленный газ на основании нормативов с повышающим коэффициентом, а также установление ответственности за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, повлекшее искажение данных, или его повреждение.

Упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Вопросы технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям (далее — ГРС) регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2013 года № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021
«О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».

Проблемы осуществления технологического присоединения к ГРС преимущественно касаются потребителей, поскольку затрагивают вопросы, связанные, в первую очередь, с подключением к уже существующей инфраструктуре. Однако часто технологическое присоединение требует строительства новой инфраструктуры (газопроводов-отводов и межпоселковых газопроводов), возводимой в рамках реализации программ газификации российских регионов. Данный процесс требует сбалансированного и синхронного развития систем газоснабжения, газораспределения и газопотребления.

В настоящее время сроки подключения новых объектов доходят до четырех лет в случае, если требуется строительство сетей газораспределения.

В целях снижения сроков подключения к ГРС с 2015 года были приняты следующие распоряжения Правительства Российской Федерации:

— от 17 сентября 2015 года № 1831-р «О мерах по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

— от 14 сентября 2016 года № 1938-р «О мерах по совершенствованию процедуры подключения к газораспределительным сетям»;

— от 31 января 2017 года № 147-р «Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации».

Одна из целевых моделей предусматривает снижение сроков подключения до 135 дней.

В целях регламентации процесса технологического присоединения было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня
2017 года № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

Невозможность получения технических условий на подключение к электрическим сетям на стадии проектирования газопроводов также является проблемой, требующей оперативного разрешения. Так, согласно пункту 10 Правил технологического присоединения «Правил о недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии…», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 [2] при заключении договоров на технологическое присоединение сетевые организации требуют предъявление правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых будет располагаться проектируемый газопровод. С учетом пункта
1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектирование газопроводов ведется на основании документов территориального планирования в границах земельных участков, не принадлежащих застройщику. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки осуществляется после завершения проектирования газопровода и утверждения проектной документации. В целях разрешения сложившейся ситуации представляется необходимым внесение соответствующих изменений в пункт 10 вышеобозначенных Правил.

На практике актуальной является проблема признания права собственности на бесхозяйные объекты газораспределения.

В настоящее время порядок оформления права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе и газораспределительной системы, регулируется нормами статей 225, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701.

Данными нормами право осуществления мероприятий по приобретению прав собственности на бесхозяйную вещь принадлежит органам местного самоуправления. По заявлению соответствующего органа, на территории которого выявлена бесхозяйная недвижимая вещь, последняя принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь возникает у органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, лишь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Следует отметить, что для оформления права собственности муниципальных образований на бесхозяйную вещь требуются проведение процедуры технической инвентаризации газораспределительного имущества, составление кадастровых паспортов и технических планов объектов, постановка объектов недвижимого имущества на кадастровый учет, в том числе в случае необходимости проведение комплекса землеустроительных работ. Выполнение данных мероприятий требует финансовых затрат соответствующего муниципального образования. Совершенствование механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами жилищно-коммунального хозяйства, стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты, включены в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.

Газораспределительными организациями (далее – ГРО), входящими в группу компаний ООО «Газпром межрегионгаз», проводится постоянная работа по выявлению на территории Российской Федерации газопроводов, собственники которых не определены. Перечни таких объектов направляются в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации с просьбой оказать содействие в установлении факта отсутствия предполагаемых собственников сетей газораспределения и, в случае подтверждения информации о бесхозяйности объектов, рассмотреть возможность оформления указанного имущества в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике.

В соответствии с пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, эксплуатационной организацией газораспределительной сети является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация-собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией-собственником сети договор на ее эксплуатацию.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пункты 1 и 2 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 на ГРО возложена обязанность заключать договоры транспортировки газа во исполнение заключенных с потребителями договоров поставки газа, в связи с чем ГРО вынуждены использовать бесхозяйные объекты газораспределительной системы, технологически связанные с сетями ГРО, в случаях, когда транспортировка газа потребителям иным образом невозможна. При этом расходы ГРО на техническую эксплуатацию газопроводов, собственник которых не установлен, не включены в перечень экономически оправданных расходов в целях их учета в тарифе на оказание услуг по транспортировке газа. Включение ГРО стоимости содержания и эксплуатации бесхозяйных сетей в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в целях исчисления налога на прибыль влечет для ГРО не только риски доначисления налога на прибыль организации и взыскание соответствующего налога в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, но и риски начисления ГРО штрафа и пени в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, ГРО не могут учитывать в тарифе, а также и осуществлять за счет собственных средств, работы по диагностированию и реконструкции объектов, не принадлежащих им на законных основаниях.

Читайте также:  Древесный гриб китайский способ приготовления

Организация работ по приведению сетей субъектов Российской Федерации, включая сети других владельцев и участки бесхозяйных сетей, в соответствие требованиям нормативных документов подразумевает осуществление ГРО дополнительных затрат, которые не будут обеспечены источником финансирования. В конечном итоге данный факт может привести к получению ГРО убытков от транспортировки природного газа, а в ряде случаев и от финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Таким образом, возложение на ГРО обязанности по содержанию и эксплуатации бесхозяйных газораспределительных сетей нарушает имущественные интересы и затрагивает конституционные права и свободы ГРО, установленные частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (конституционный принцип свободы экономической деятельности), частями 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации (гарантии права частной собственности), частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), поскольку обязывает ГРО за счет собственных средств содержать не принадлежащее им имущество без какой-либо приемлемой компенсации убытков.

Кроме того, учитывая наличие публичной составляющей в правовом регулировании стоимости услуг на транспортировку газа, аналогия законов, регулирующих сходные правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроэнергетики, не корректна.

На основании изложенного в целях разрешения обозначенных проблем целесообразно внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в частности, предусматривающих возмещение ГРО расходов по содержанию и эксплуатации бесхозяйных газораспределительных сетей на период определения их судьбы в имущественном обороте.Также представляется целесообразной работа по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок оформления права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, а именно внесение изменений в пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на сокращение сроков признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газораспределительной системы.

Отдельного рассмотрения требует вопрос, связанный с расчетом размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена дифференциация платы в зависимости от расстояния объекта до сети газораспределения.

Вместе с тем, фактическая стоимость подключения может существенно различаться в зависимости от расстояния до сети газораспределения и иных факторов.

В связи с этим предлагается рассмотреть, закрепив на уровне нормативного правового акта, предоставление права органу регулирования субъекта Российской Федерации в ряде случаев устанавливать возможность дифференцированной оплаты за технологическое присоединение в зависимости от расстояния до сети газораспределения газораспределительной организации или определения других источников покрытия этих затрат.

Проблема поддержания технического состояния существующих распределительных сетей. Необходимость осуществления технической эксплуатации газопроводов, в том числе бесхозяйных, обусловлена требованиями действующего законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасной, безаварийной и бесперебойной подачи газа потребителям. В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, как было отмечено выше, бремя содержания имущества лежит на его собственнике, которому принадлежат права пользования, владения и распоряжения имуществом.

Однако оформление распределительных газопроводов в собственность муниципальных образований не решает проблемы их технического состояния.
Все эти газопроводы требуют текущего ремонта – покраски, ремонта опор и пр., но, как правило, в муниципальных образованиях отсутствуют средства для выполнения как технического обслуживания, так и текущего ремонта, а принятие таких объектов в собственность ГРО лишено экономической целесообразности.

Поддержание технического состояния существующих распределительных сетей на уровне, обеспечивающем безопасную эксплуатацию пожаро-, взрыво- опасных объектов, а также надежную и стабильную поставку газа потребителям, требует своевременного проведения комплексных работ по поддержанию технического состояния ранее построенных объектов системы газоснабжения и газификации и мероприятий по реконструкции системы газоснабжения в целях повышения надежности поставки газа в регионы. Согласно Генеральной схеме развития газовой отрасли России на период до 2030 г. установленные тарифы для ГРО не позволяют выполнять требуемые объемы работ по реконструкции и техническому перевооружению газораспределительных сетей.

Развитие рынка газомоторного топлива и развитие проектов производства сжиженного природного газа.

На сегодняшний день вопросам развития рынка газомоторного топлива и развития проектов производства сжиженного природного газа в Российской Федерации уделяется самое серьезное внимание на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Малотоннажное производство СПГ также может внести существенный вклад в устойчивое развитие страны, в том числе в развитие технологий сжижения, а также инфраструктуры распределения, хранения и использования СПГ.

На российском рынке малотоннажный СПГ востребован в качестве моторного топлива для средне- и крупнотоннажной карьерной техники и перспективного бункеровочного топлива, а также основным ресурсом для автономной газификации и распределенного теплоэнергоснабжения. Горнорудные производства сегодня являются одной из основных точек роста использования СПГ в качестве моторного топлива, формируя центры производства СПГ и локальные рынки потребления.

Вместе с тем, отсутствует единая государственная стратегия производства, транспортировки и использования СПГ:

— не определены базовые центры производства и потребления СПГ на внутреннем рынке;

— услуги по доставке СПГ потребителям должны оказываться на всей территории РФ с применением основных видов грузового транспорта;

— должно быть обеспечено взаимное резервирование центров производства СПГ (гарантированное обеспечение поставок СПГ) на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, необходима разработка мер государственной поддержки, в первую очередь в малогазифицированных территориях Российской Федерации. Важно стимулировать появление на внутреннем рынке отечественной продукции в части криогенного оборудования и российских технологий производства СПГ, локализации производства высокотехнологичного востребованного криогенного оборудования, не представленного производством отечественных машиностроительных предприятий (импорт технологий).

Необходимо обеспечить поддержку проектов по переводу карьерной техники на СПГ на федеральном и межгосударственном (Союзное государство) уровнях и разработать инструмент стимулирования производителей и потребителей СПГ в качестве моторного топлива в части налогообложения.

На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

1. Организовать мониторинг влияния Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» и принятых в его исполнение подзаконных правовых актов на состояние платежной дисциплины потребителей энергоресурсов.

Выработать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в целях укрепления платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов.

2. Ускорить рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 17 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», направленного на наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению методики расчета ущерба, возникшего в результате хищения, совершенного из газопровода, а также на решение вопроса права собственности на объекты, построенные в ходе подключения к газораспределительным сетям.

3. Ускорить рассмотрение проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», направленного на укрепление платежной дисциплины коммунально-бытовых потребителей газа, повышение безопасности газоснабжения, усиление ответственности потребителей за вмешательство в приборы учета газа и несанкционированное подключение к сетям газоснабжения, а также обеспечение порядка проведения проверок газифицированных помещений и ограничения коммунальной услуги по газоснабжению при наличии законных оснований.

4. Ускорить разработку проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 19.07.2018 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О газоснабжении в Российской Федерации».

5. Рассмотреть внесение изменений в действующие федеральные законы иные нормативные правовые акты, предусматривающие:

1) продление до 01.01.2021 срока исполнения организациями, осуществляющими снабжение или передачу природного газа, установленного частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования о совершении действий по оснащению приборами учета газа, предусмотренных данным Федеральным законом, объектов жилого фонда, которые в нарушение указанной статьи не были оснащены приборами учета газа в установленный срок.

2) возможность устанавливать специальный инвестиционный тариф для всех участников, в том числе независимых поставщиков газа в целях привлечения дополнительного финансирования мероприятий по развитию (модернизации) систем газоснабжения.

3) введение ответственности для лиц, не исполнивших в установленный срок требования по оснащению объектов жилого фонда приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, за нарушение требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об обеспечении доступа специализированных организаций к местам установки соответствующих приборов учета энергетических ресурсов, и исключение ответственности организаций, осуществляющих снабжение энергоресурсами или их передачу, в соответствующих случаях;

4) введение интеллектуальных систем учета газа по аналогии с интеллектуальными системами учета электрической энергии (во исполнение пункта 4 от 4 декабря 2018 г. № ДК-П9-239пр Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака);

5) налоговое стимулирования организаций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и регазификацией малотоннажного СПГ для целей газификации, а также гармонизацию нормативных требований пожарной безопасности в части безопасных расстояний от объектов хранения СПГ и величин допустимого риска.

6. При работе над проектом Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по сетям газораспределения урегулировать вопрос нормирования и распределения потерь газа между потребителем услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и газораспределительной организацией (иным владельцем газораспределительной сети), предусмотрев, в частности, что исполнитель услуги по транспортировке обязан заключить договоры поставки газа на технологические нужды и потери газа на сетях газораспределения, находящихся у него на законных основаниях.

7. Организовать работу по формированию и утверждению долгосрочного перспективного баланса поступления и распределения газа в тех восточных регионах, которые сегодня используют природный газ или в которых сегодня ведется строительство магистральных газопроводов.

8. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», предусматривающих обязательные меры финансовой ответственности потребителя за невыборку предусмотренных договором поставки минимальных контрактных объемов природного газа.

9. Рассмотреть вопрос внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000г. №1021
«О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» по дерегулированию цен на газ собственной добычи для производства СПГ на нужды газоснабжения российских потребителей.

10. Ускорить разработку проекта Положения о порядке подключения (технологического присоединения) объектов потребления газа к магистральным газопроводам в части выдачи технических условий на подключение к проектируемым и строящимся газопроводам.

  1. Ускорить разработку и рассмотрение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 323 «О реализации природного газа на организованных торгах», касающихся увеличения объемов реализации природного газа, добытого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, на организованных торгах до 35 млрд. куб метров в год.

12. Организовать работу по формированию единой государственной стратегии производства, транспортировки, использования СПГ (разработка подпрограммы развития центров производства и потребления СПГ с учетом логистического обеспечения и взаимного резервирования, особенностей ценообразования):

— включение региональных проектов по созданию центров производства СПГ в генеральную схему развития газовой отрасли РФ до 2035 года, а также в программы развития профильных министерств и системообразующих отраслевых предприятий;

— инициировать создание национального логистического оператора СПГ на дальние расстояния путями общего пользования РЖД;

— разработать упрощенный торгово-административный механизм между производителем СПГ и зарубежными импортёрами, способствующий привлечению иностранных инвестиций в производство СПГ. Это также позволит иметь экспортную возможность реализации СПГ до момента формирования внутреннего рынка СПГ;

— рассмотреть возможность развития поставок СПГ потребителям ЕврАзЭС, а также приграничных провинций КНР (в том числе в рамках приграничной торговли) от независимых региональных производителей;

— предложить эффективные механизмы нормативного регулирования, льготных условий налогообложения, упрощения административных процедур для независимых участников процесса производства СПГ и использования его в качестве моторного топлива.

Министерству финансов Российской Федерации:

Ускорить разработку и рассмотрение проекта приказа «О внесении изменений и дополнений в Положение проекта приказа в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32-н», позволяющих оформлять учетные документы по договорам с периодом поставки газа «на сутки» и «на нерабочий день n» по итогам календарного месяца, в котором были осуществлены поставки газ по вышеуказанным договорам.

Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации:

  1. Ускорить разработку и рассмотрение проектов приказов:

– «Об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке», направленных на рост объемов продаж и повышения ликвидности биржевой торговли газом;

– «О внесении изменений и дополнений в приказ ФСТ России от 23.08.2005 № 388-э/1 «Об утверждении методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам», касающихся создания равных ценовых условий для транспортировки газа по биржевым и внебиржевым договорам и предусматривающих устранение разницы между тарифами по транспортировке газа по магистральным газопроводам от Зоны входа до Зоны выхода (по прямым договорам) и суммой тарифов от Зоны входа до Балансового пункта и от Балансового пункта до Зоны выхода (по договорам, предполагающим переход права собственности на газ на балансовом пункте);

– «О внесении изменений и дополнений в приказ ФАС России от 07.04.2014 № 231/14 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», касающихся утверждения порядка определения и раскрываемого перечня информации о наличии свободных мощностей на выходе из газотранспортных систем, в том числе для целей биржевой торговли газом.

  1. Организовать работу по разработке и выполнению плана мероприятий, направленных на развитие новых инструментов организованной торговли природным газом, в соответствии с подпунктом 8 пункта IX раздела II Дорожной карты по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Комитету Государственной Думы по энергетике:

Ускорить рассмотрение проекта федерального № 569248-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», наделяющего Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению методики расчета ущерба, возникшего в результате хищения, совершенного из газопровода, или определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на утверждение указанной методики.

Комитету Государственной Думе по бюджету и налогам:

Обратить внимание на необходимость разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленного на внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.11.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», позволяющих оформлять учетные документы по договорам с периодом поставки газа «на сутки» и «на нерабочий день n» по итогам календарного месяца, в котором были осуществлены поставки газ по вышеуказанным договорам.

Источник

Оцените статью
Разные способы