- Пути интенсификации учебного процесса
- Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся
- Интенсификация процесса обучения: понятие и пути развития
- Готовые работы на аналогичную тему
- Интенсификация процесса обучения дидактическими методами
- Деловая игра как средство интенсификации процесса обучения
- Интенсификация процесса обучения
- Понятие и сущность интенсификации обучения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Основные направления интенсификации обучения
Пути интенсификации учебного процесса
Интенсификация обучения предусматривает проведение занятий на высоком научно-методическом уровне и более качественное, эффективное решение учебно-воспитательных целей. Это достигается путем проведения комплекса педагогических мероприятий, наиболее важными из которых являются следующие:
─ совершенствование форм и методов обучения путем систематического обобщения и внедрения передового опыта обучения;
─ совершенствование учебно-материальной базы и методики ее использования в учебном процессе.
При этом следует учитывать, что оба мероприятия тесно связаны между собой, одно зависит от другого. Так, без наличия специальных технических средств, невозможно совершенствование методов обучения. И наоборот, необходимость повышения эффективности занятия, передачи информации обучаемым, привития им определенных навыков требует поиска определенных средств обучения, создания новых видов наглядности, учебных материалов и т. д.
Постоянное совершенствование форм и методов обучения осуществляется по многим направлениям, одно из которых – интенсификация процесса обучения. При этом важен анализ как своего опыта и опыта товарищей по профессии, так и опыта других учебных подразделений и заведений.
Именно с этой позиции следует подходить к проблеме совершенствования своего педагогического мастерства. Так, общеобразовательная школа выработала метод Шаталова, который частично применим и в наших условиях. Рассмотрим основные способы и приемы интенсификации обучения специалистов-кинологов:
1. В ходе лекции необходимо высвечивать на экране или писать на классной доске наименование темы, учебные вопросы, незнакомые для обучаемых слова, выводы, основные положения, пункты и другие тексты. Следует использовать различные технические средства, позволяющие наглядно и быстро доводить до обучаемых необходимую информацию.
2. В процессе обсуждения учебного материала также возможно использование разнообразных приемов, в том числе:
─ решение письменных контрольных работ различных вариантов;
─ применение технических средств для контроля знаний обучаемых;
─ запись (на магнитную ленту, VHS, CD, DVD и др. накопители) выступлений отдельных обучаемых и заслушивание записи непосредственно после окончания ответа с целью научить их правильному изложению мыслей на основе анализа прослушанной речи.
3. Большое значение в интенсификации обучения кинологов имеют практические занятия с собаками в поле и на учебных объектах, в процессе которых формируются основные качества личности будущего специалиста службы собак. При этом овладение обучаемыми навыками дрессировки и применения собак возможно только при условии, если они лично вырабатывают у закрепленной собаки условные рефлексы. Поэтому при работе с собаками большое значение имеет каждая деталь в действиях и поступках дрессировщика. В ходе обучения дрессировке успех чаще всего зависит от умения преподавателя продумать последовательность занятия, в том числе от умения лично показать приемы, упражнения, другие действия с собакой и без нее. В процессе обучения дрессировщиков правилам применения собак по запаховому следу важно рационально использовать учебное время. Задача преподавателя – как можно чаще тренировать каждого обучаемого в выполнении обязанностей инструкторов и старших наряда. При этом целесообразно практиковать распределение обучаемых в наряды по два–три человека для того, чтобы они выполняли различные функции посменно, помогая друг другу. Для ускорения возвращения с конечного пункта целесообразно использовать автомашину. Кроме того, каждый наряд необходимо обеспечить радиостанцией. Изложенные рекомендации позволят преподавателю за 4 х часовое занятие осуществить тренировку каждого обучаемого действиям в наряде.
Таким образом, интенсификация обучения на занятиях по кинологии является важной задачей преподавателей, которая может быть достигнута путем использования различных способов и приемов. Их выбор и применение зависит от целей обучения и воспитания, состава обучаемых, подготовленности преподавателя, наличия учебно-материальной базы и других факторов.
Источник
Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся
Вы будете перенаправлены на Автор24
Интенсификация процесса обучения: понятие и пути развития
Интенсификация процесса обучения – это применение современных технологий и новых подходов в организации учебно-воспитательной работы, способствующих повышению эффективности образования и достижению его целей и задач.
Интенсификация процесса обучения ориентирована на ускорение учебного процесса, что обусловлено быстрыми темпами социально-экономического развития общества, его информатизацией и научно-техническим прогрессом.
Интенсификация образовательного процесса реализуется двумя основными путями:
- Поиск способов сокращения разрыва между уровнем развития общества, его прогрессированием и содержанием образовательных программ. Развитие по этому пути требует принятие конкретного стандарта, способствующего уплотнению программы прохождения занятий в различных образовательных заведениях.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса: пересмотр его методик и подходов, изменение содержания, использование новых методов и приемов в реализации различных направлений учебно-воспитательной работы.
Интенсификация образовательного процесса реализуется поэтапно. Она имеет конкретное целевое назначение, ориентированное на создание условий на каждом уровне системы образования для подготовки учащихся к дальнейшей ступени обучения и к уровню профессиональной подготовки по избранному направлению.
Интенсификация образования положительно влияет на развитие образовательной системы в целом. Она позволяет перестроить процесс обучения с формальной его организации к творческой ориентации.
Интенсификация процесса обучения реализуется по следующим направлениям:
- Ориентация учебного процесса на развитие у учащихся активной жизненной позиции, реализации творческого потенциала личности, развитие навыков самостоятельного взаимодействия с информационными ресурсами.
- Исследование потенциала интеллектуального развития учащихся и определение способов его активизации и развития.
- Разработка фундаментальных основ построения индивидуально ориентированного обучения.
- Разработка психологических основ построения группового интенсифицированного обучения в образовательных заведениях.
- Расширение мотивации учебной деятельности учащихся.
- Применение активных методов и форм организации обучения.
- Использование в образовательном процессе современных технологических средств и ресурсов.
- Расширение информативного объема содержания образовательной программы.
Готовые работы на аналогичную тему
Интенсификация процесса обучения дидактическими методами
Интенсифицировать процесс обучения т.е. сделать его более качественным и производительным, ориентированным на достижение целей и задач обучения максимально быстрыми темпами с минимальными ресурсными затратами, можно посредством применения более эффективных методов в учебно-воспитательной работе. Такие методы должны отвечать современному этапу развития общества, его потребностям, научно-техническому развитию, прогрессивным технологиям.
Важное значение в развитии интенсификации процесса обучения имеет применение дидактических приемов. К наиболее распространенным относятся следующие:
- Освоение больших объемов учебной информации;
- Эмоциональное насыщение учебной программы;
- Двуплановая направленность форм психической работы с учащимися;
- Применение игровых ситуаций в учебном процессе;
- Применение коллективной познавательной работы: создание проектов, деловые, ролевые игры;
- Использование направлений и форм организации проблемного обучения;
- Творческие приемы обручения, ориентированные на развитие творческого потенциала и креативного мышления учащихся;
- Личностно-ориентированный подход в обучении;
- Последовательная работа над достижением равномерного развития всех учащихся, независимо от их исходного уровня развития;
- Использование интерактивных средств обучения.
К основным дидактическим методикам, позволяющим реализовать интенсификацию процесса обучения относятся следующие:
- Деловые игры.
- Метод проектов.
- Дифференцированное обучение.
- Обучение в сотрудничестве.
- Метод «портфеля учащегося».
Деловая игра как средство интенсификации процесса обучения
Применение дидактических игр в учебно-воспитательной работе имеет важный обучающий эффект. Игровая деятельность помогает развитию мотивации к познанию, снятию психологического напряжения учащихся и продуктивности усвоения образовательной программы.
Деловая игра – это метод имитации конкретной профессиональной роли или выполнения специальных действий учащимся для развития конкретного навыка, получения представления о том или ином виде деятельности.
Использование деловых игр позволяет:
- Сократить временные ресурсы освоение конкретной темы, курса или программы обучения в целом;
- Максимальному вовлечению учащихся в познавательную работу;
- Сокращению материальных затрат на организацию учебного процесса;
- Развивать целеустремленность и настойчивость;
- Развивать навыки предусмотрительности;
- Активизирует мыслительную работу, развивая логику и гибкость мышления;
- Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- Развивать воображения и повышать инициативу;
- Развивать практические навыки в различных направлениях деятельности.
Использование деловых игр в учебном процессе хорошо тем, что они требуют проявления активности каждым участником игры и снимают разнообразные эмоциональные барьеры и психический дисбаланс, возникающий у учащихся в ходе учебного процесса.
Деловые игры помогают в ускоренном получении практических навыков. Тот опыт, который можно копить годами, можно получить в игре за более короткий временной промежуток – неделя, месяц.
Кроме того, игровая ситуация устроена таким образом, что она позволяет рассмотреть эффективность того или иного решения и изменить его в случае его неверности, отрицательного воздействия и т.д.
Источник
Интенсификация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность интенсификации обучения
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность образования.
В процессе интенсификации обучения происходит активное внедрение новых технологий, форм, приемов, методов и средств в учебно-воспитательный процесс. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это обеспечивает переход системы образования на новый уровень:
- происходит расширение ее функциональной роли;
- удовлетворяется больший спектр образовательных проблем;
- появляются возможности для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения;
- изменяются принципы организации процесса обучения и реализация его гуманистической направленности;
- регионализация и демократизация становятся ведущими образовательными принципами, играющими мотивирующую роль в развитии системы образования;
- учебное время используется более целесообразно и рационально;
- функции всех субъектов образовательной системы расширяются и активизируются;
- познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление.
Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов, как отдельных, так и различных педагогических коллективов и объединений.
Процесс интенсификации является важным и значимым для образовательной системы. Его необходимость можно отметить такими критериями:
- Социально-экономическое развитие общества и инновации во всех сферах жизнедеятельности требуют реформирования системы образования.
- Гуманитаризация, рост ее роли и значимости, занятие приоритетного положения в содержании обручения и воспитания, изменение содержания учебных программ, их числа и составных элементов, применение новых учебных программ и внедрение новых предметов в обучение требуют разработки инновационных методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
- Авторитарная позиция педагогов в отношении выбора программ обучения, учебных пособий, способов и средств преподнесения учебного материала, расширение исследовательских направлений деятельности и активная экспериментальная деятельность.
- Переход к рыночной экономике, ее непрерывное развитие требует соответствия учебных заведений рыночным требованиям, конкурентоспособности, как на внутреннем рынке, так и на мировом уровне.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные направления интенсификации обучения
Процесс интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование. Таким образом удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить темпы обучения.
Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
- Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
- Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы, внедряются дискуссии и групповая работа, диалоговое общение, ролевые и деловые игры. Активное применение находит технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Педагоги используют приемы и средства, помогающие активизировать творческие направления деятельности, реализовать творческий потенциал и творческое начало каждой личности. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. В процессе обучения должны быть активно применены знания и приемы современной психологии, информационные технологии.
Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной работы.
Кроме того, важное значение в учебно-воспитательном процесс отводится применению методов контроля и оценки усвоения учебных программ, имеющихся и приобретенных знаний и навыков. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражая все имеющиеся пробелы в знаниях и, давая характеристику их источников и причин развития.
Источник