Какими способами поэт рисует его душевный кризис медный всадник

Какими способами поэт рисует его душевный кризис медный всадник

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 21
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» [2]

Тема «маленького человека»
и его социальный протест в поэме «Медный всадник».

Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?

Актуализируя на уроке понятие «маленький человек», следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее:
Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).

Как вариант возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX в.».

В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

Вопросы и задания
для характеристики образа Евгения

1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?

2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?

3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?

4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
(Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)

5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?
(Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился. не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)

6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?

7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?

8. Индивидуальное задание.
Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.

Часть вторая

1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?

2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?

3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.

4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?

5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.

6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе. », он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

7. Индивидуальное домашнее задание. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Первого», «Полтава»).

Итог урока.

Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?

Читайте также:  Какие способы прыжков бывают

В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится. не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.

Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.

Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 603. (вернуться)

Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник». 1916.

Бенуа начал работать над «Медным всадником» в 1903 году.
В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков.

Источник

Какими способами поэт рисует его душевный кризис медный всадник

ЕГЭ. ПУШКИН. МЕДНЫЙ ВСАДНИК.
Образ Евгения .
Эволюция образа Евгения в поэме «Медный Всадник», причины его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.
В.Г. Белинский

Вопросы и задания для характеристики образа Евгения

Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает её пониманию?
Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
Сопоставьте описание Невы в начале и в середине Вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д.Гранина, что в поэме “две Невы”?
Какую информацию мы узнаём о Евгении в первой части? Какую характеристику даёт ему автор? О чём герой мечтает? Можно ли считать его только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчёркивают его?
К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами “с Божией стихией царям не совладать” и “жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй”?
Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного Всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А.Мицкевича, посвящёнными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 года.

Какие детали подчёркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
Каким изображён Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжёлую утрату, пока вновь не увидел памятника Петру? Какие детали подчёркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного Всадника в середине второй части даётся практически в тех же словах, что и в конце первой части?
Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
Исследователь творчества Пушкина Ю.М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю “Ужо тебе. ”, он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. И хотя Пушкин называет его безумцем, но не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти3. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

Читайте также:  Способ как притянуть удачу

Образ Евгения .Цитатная характеристика.

Евгений в поэме «Медный всадник» — это молодой человек, живущий в Петербурге:
«. Пришел Евгений молодой…»
«. Но что ж, он молод и здоров. »
Евгений — бедный человек:
«. Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость и честь. »
Фамилия («прозванье») Евгения не указана в поэме. Но автор намекает на происхождение Евгения из старинного боярского рода (о котором Карамзин мог упоминать в своих книгах). К сожалению, несмотря на знатное происхождение, Евгений небогат:
«. Прозванья нам его не нужно. // Хотя в минувши времена // Оно, быть может, и блистало // И под пером Карамзина // В родных преданьях прозвучало. »
Евгений служит мелким чиновником в каком-то учреждении. На службе он недавно — всего 2 года:
«. где‑то служит. » «. Что служит он всего два года. » «. Пройдет, быть может, год‑другой – // Местечко получу. »
Евгений — трудолюбивый человек. Он готов трудиться день и ночь, чтобы зарабатывать на жизнь:
«. Но что ж, он молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов. »
Евгений снимает комнату в Коломне — одном из районов Петербурга. В этом районе в то время жили мелкие чиновники, ремесленники и т.д.:
«. Наш герой // Живет в Коломне. «
«. Его пустынный уголок // Отдал внаймы, как вышел срок, // Хозяин бедному поэту. »
У Евгения есть любимая девушка — Параша:
«. его Параша,Его мечта…»
«. И что с Парашей будет он // Дни на два, на три разлучен. »
Евгений надеется жениться на Параше, создать с ней крепкую семью и жить вместе счастливо до старости:
«. Жениться? Ну… зачем же нет. »
«. Параше // Препоручу хозяйство наше // И воспитание ребят… // И станем жить, и так до гроба // Рука с рукой дойдем мы оба, // И внуки нас похоронят…»
Параша — небогатая девушка, как и сам Евгений. Вместе с матерю-вдовой девушка живет в старом домике:
«. Забор некрашеный да ива // И ветхий домик: там оне, // Вдова и дочь, его Параша. »
К несчастью, во время потопа Параша и ее мать погибают. Потрясенный этим горем, Евгений сходит с ума:
«. Увы! его смятенный ум // Против ужасных потрясений // Не устоял. » Евгений становится безумцем с дикими глазами: «. Безумец бедный обошел // И взоры дикие навел. »
Долгое время Евгений скитается по Петербургу, не возвращаясь домой: «. он скитался. // Его терзал какой‑то сон. // Прошла неделя, месяц – он // К себе домой не возвращался. »
Сумасшедший Евгений бродяжничает, спит на пристани и питается подачками для бедняков:
«. Он скоро свету // Стал чужд. Весь день бродил пешком, // А спал на пристани; питался // В окошко поданным куском. // Одежда ветхая на нем // Рвалась и тлела. »
«. Бедняк проснулся. »
После смерти Параши Евгений влачит несчастное существование:
«. И так он свой несчастный век // Влачил, ни зверь, ни человек, // Ни то ни сё, ни житель света, // Ни призрак мертвый…»
Однажды Евгений проходит мимо памятника Петру I. Он обращается к Петру, обвиняя его в гибели своей невесты (Евгения имеет в виду то, что Петр основал Петербург несмотря на возможные наводнения):
«. Добро, строитель чудотворный! – // Шепнул он, злобно задрожав, – // Ужо тебе. »
Вдруг Евгению кажется, что «Медный всадник», то есть Петр I на коне, оживает. Кажется, император Петр недоволен бунтом Евгения и хочет его проучить. Всю ночь оживший памятник преследует несчастного Евгения по городу. На самом деле оживший памятник — это плод больного воображения, галлюцинация больного Евгения:
«. И во всю ночь безумец бедный // Куда стопы ни обращал, // За ним повсюду Всадник Медный // С тяжелым топотом скакал. »
После этой погони Евгений с тревогой ходит мимо «Медного всадника»: «. И с той поры, когда случалось // Идти той площадью ему, // В его лице изображалось // Смятенье. »
В конце концов бродяга Евгений находит домик своей любимой Параши на другом острове, куда его принесло наводнение:
«. Пустынный остров. Не взросло // Там ни былинки. Наводненье // Туда, играя, занесло // Домишко ветхий. »
Вскоре Евгений умирает в домике покойной невесты в полном одиночестве:
«. Был он пуст // И весь разрушен. У порога // Нашли безумца моего, // И тут же хладный труп его // Похоронили ради бога. »
На протяжении всей поэмы автор искренне сочувствует печальной судьбе своего героя:
«. Но бедный, бедный мой Евгений…»

Читайте также:  Способы описания информационных моделей информатика

Критика об образе Евгения в «Медном всаднике»
В.Я. Брюсов, статья «Медный всадник», 1909 г.:
«. В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий. . ничтожный коломенский чиновник. . Нет облика . у «бедного» Евгения, который теряется в серой, безразличной массе ему подобных «граждан столичных». «

ВЫВОД .
Образ Евгения несёт на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?

В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, “Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость, и честь”. Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, “страшится… не за себя”. Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь “как сон пустой”. Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.

Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.

Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он “захохотал”, когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года безумности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — “Прояснились // В нём страшно мысли”. Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному Всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать “бессмысленным и беспощадным”.

Бессмысленным — потому что он заведомо обречён на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения).

Беспощадным — потому что несёт гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счёта, по которому придётся платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. О нём и пойдёт речь на следующем уроке.

Источник

Оцените статью
Разные способы