- 1.7. Ударение
- 2.1. Словесное ударение
- 1. Фонетические типы
- 1.1.По способу выделения ударного слога
- Читальный зал
- Наука и жизнь
- Русский язык в школе
- Русский язык за рубежом
- Русская речь
- Мир русского слова
- Журнал «Грамоты.ру»
- Исследования и монографии
- Конкурсные публикации
- Русский язык в школе
- Об ударении в русском языке. Часть 2
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) | ||
---|---|---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; Ср.: а́тлас – атла́с. быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Источник 2.1. Словесное ударениеПод словесным ударением(акцентом) чаще всего понимаютвыделение слога в словефонетическими средствами. 2.1.1. Типы словесного ударения: по способу выделенияударного слога, по силе (степени) ударности, по количествуспособов выделения ударного слога; относительно слоговойструктуры слова, относительно морфемнойструктуры слова. 1. Фонетические типы1.1.По способу выделения ударного слогаОбычно выделяют 3 компонентаударения (3 средства, илиспособавыделения ударного слога): сила, или интенсивность артикуляции (достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха), длительность, или долгота (количество) ударного гласного, изменение высоты тона на фоне нейтрального тона прочих слогов. Соответственно, выделяется три типа словесного ударения: силовое, илидинамическое (реже – экспираторное), количественное, иликвантитативное,долготное (в чистом виде не зарегистрировано), музыкальное, илимелодическое (не путать стонами!). Динамическое и количественное ударение называют также монотоническим, а музыкальное –политоническим. силовое, илидинамическое (реже – экспираторное) увеличение мускульного напряжения и усиление выдоха количественное, иликвантитативное, долготное (в чистом виде не встречается) долгота ударного гласного изменение высоты тона на фоне нейтрального тона прочих слогов А. А. Реформатский, ссылаясь на А. Мейе, приводит в качестве единственного примера языка с чисто квантитативным ударением новогреческий [Реформатский, с. 197]. Однако современные исследователи утверждают, что длительность ни в одном из известных языков не используется в качестве самостоятельного способа выделения ударного слога. Иногда выделяют также качественное =квалитативноеударение (Л. В. Щерба) – особое качество (тембр) гласных, составляющих ударный слог (отсутствие редукции) [Зиндер, с. 264; Маслов, с. 73]. Обычно ударный слог выделяется несколькимиспособами одновременно, но доминирующим является какой-тоодинспособ. Напр., в чешском и новогреческом языках – сила артикуляции, в литовском, шведском – изменение высоты тона, в русском языке – силаидолготаударного гласного (количественно-динамическое, или динамически-комплексное ударение). Из этих двух компонентов ряд ученых важнейшим считают длительность. Аргументом в пользу такого решения является, в частности, тот факт, что русские в языках, где противопоставлены долгие и краткие гласные, склонны воспринимать слоги с долгим гласным как ударные: чешские слова с долгим 2-м слогом типа motýl ‘бабочка’ воспринимаются как имеющие ударение на 2-м слоге. С другой стороны, носители языков, где имеются долгие гласные и дифтонги, воспринимают русские ударные гласные как долгие [ЛЭС, с. 530]. Якуты, напр., заменяют русские ударные гласные долгими гласными или дифтонгами: лампа – лаампа, мох – муох, семя – сиемэ [Кодухов, с. 124]. Другие исследователи считают, что длярусскогоязыка наиболее важными признаками являются качествоударного гласного [Бондарко и др., с. 117]. Качественный, тембровый компонент русского ударения меньше, чем другие компоненты нуждается в поддержке при помощи контраста [Маслов, с. 73]. Пример Л. В. Щербы: во фразе Тут брат взял нож 4 ясно ощущаемых словесных ударения, хотя каждый ударный слог не является ни более сильным, ни более долгим, ни более высоким по сравнению с соседними слогами, т.к. безударных слогов в этом предложении нет. Следовательно, ударение – это нечто абсолютное, а не относительное. Признаком ударности является особое качество ударных слогов по сравнению с безударными [Зиндер, с. 264]. В чешском,финском,английском языках бóльшую роль, чем в русском, играетинтенсивность, т. к. в этих языках есть противопоставление долгих и кратких гласных. Для языков с динамическимкомпонентом ударения характернаредукциягласных в безударных слогах. Музыкальное ударение представлено, напр., в литературномшведскомязыке: в одних словах – акутовыйакцент (ровное движение высоты тона в ударном слоге: либо повышение, либо понижение), в других грависный акцент (тон в ударном слоге повышается и снова падает, а в заударном слоге опять немного повышается: stegenс акутовым ударением на втором слоге – ‘шаги’; stegen с грависным ударением на втором слоге – ‘переносная лестница’ [Маслов, с. 79]. 1.2. По силе (степени) ударности В некоторых языках (русский, английский, немецкий и др.) в многосложных словах возможны дваударения одного типа: второстепенное (побочное) [ЛЭС, с. 530]. Особенно распространено побочное ударение в сложныхсловах. В немецком языке, напр., это всегда так. Внемецком языкеглавное ударение обычно падает на первый слог: В русскомязыке побочное ударение в сложных словах не обязательно, а если оно есть, то падает на вторую основу: Побочное ударение слабее главного, поэтому и в русской речи легко различимы такие пары: сильнодéйствующий – сúльно дéйствующий [Зиндер, с.261; Маслов, с. 78]. По количеству способов выделенияударного слога языки делятся на моноакцентныеязыки – ударный слог может выделяться только одним способом (русск., англ. и мн. др.); полиакцентныеязыки – ударный слог может выделяться двумя и более способами (литовский, хорватский, шведский, норвежский, панджаби и др.) – довольно редкий случай. В шведском языке большинство двусложных и многосложных слов имеют динамическое ударение на первом слоге и музыкальное на одном из последующих: flicka ‘девочка’ произносится с усилением на первом слоге и с повышением тона на втором [Зиндер, с. 264; ЛЭС, с. 530]. Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке. Источник Читальный залНаука и жизньРусский язык в школеРусский язык за рубежомРусская речьМир русского словаЖурнал «Грамоты.ру»Исследования и монографииКонкурсные публикации
Русский язык в школеОб ударении в русском языке. Часть 2Проф. Р. И. Аванесов 7. Ударение подвижное и неподвижное Разноместное ударение русского языка в одних категориях слов бывает неподвижным , т. е. при образовании грамматических форм слова всегда остаётся на одном и том же месте, в других – подвижным и при образовании различных грамматических форм переносится с одного слога на другой, с одной части слова на другую. В этом последнем случае подвижность ударения используется для образования и различения грамматических форм. При этом надо иметь в виду, что ударение в русском языке является обычно добавочным, вспомогательным грамматическим средством, которое лишь сопровождает основное средство образования грамматических форм русского языка – аффиксацию. Таким образом, разные формы одного и того же слова, отличаясь друг от друга местом ударения, в то же время отличаются обычно и различными аффиксами (большей частью разными окончаниями). Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д. Напротив, если ударение подвижное, то оно служит одним из средств различения грамматических форм слова. Например, у многих существительных различение единственного и множественного чисел достигается не только системой падежных окончаний, но и местом ударения. Так, у слов г о род, ст о рож, г о лос, б е рег, п а рус, о стров, уч и тель, нос, воз, долг, стог, пар, шар, грош, п о езд, п о яс, рог, дар, чай, п о греб, глаз, сад, бор, пол, зять, муж, зонт, бал, бас, рой, ряд, пуд, торг, сл о во, пр а во, д е ло, т е ло, о блако, п о ле, м о ре и многих других ударение в единственном числе падает на основу, а во множественном – на окончание. Ср. г о рода, г о роду, г о родом, в г о роде, но го род а , город о в, город а м, город а ми, в город а х; или: сл о во, сл о ва, сл о вом и т. д., но слов а , слов а м, слов а ми и т. д. У других существительных, наоборот, в единственном числе ударение падает на окончание, а во множественном числе – на основу. Таковы, например, существительные пятн о , седл о , окн о , весл о , крыл о , зерн о , стекл о , колес о , ядр о , бревн о , сел о , пер о , сукн о , вин о , ведр о , копьё, ружьё, гнезд о , лиц о , бедр о , решет о , колес о , долот о . Ср: пятн о , пятн а , пятн у , пятн о м, в пятн е , но п я тна, п я тен п я тнам, п я тнами, в п я тнах. У ряда существительных в формах единственного числа и в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа – на окончание, например к а мень, к о рень, гость, волк, зверь, с о боль, л е бедь, г о лубь, н о готь, к о готь, дверь, л о шадь, мать, смерть и др. Ср. к а мня, к а мню, к а мнем, в к а мне, к а мни, но камн е й, камн я м, камн я ми, в камн я х; у дв е ри, к дв е ри, о дв е ри, дв е рью, дв е ри (им. пад. мн. ч.), но двер е й, двер я м, двер я ми, о двер я х. Ряд существительных, имеющих вообще в единственном числе ударение на основе, образует особую форму местного падежа с переносом ударения на окончание, например б е рег, бок, стог, глаз, нос, бор, пол, снег, ряд, пост, дверь, степь, кровь, кость, ночь, тень. Ср. на берег у , в бок у , стог у , глаз у , нос у , бор у , на пол у , в снег у , ряд у , на пост у ; на двер и , в степ и , в кров и , в кост и , в ноч и , в тен и , но о б е реге, при ст о ге, о н о се, о сн е ге, при дв е ри, о ст е пи, о кр о ви и т. д. Многие существительные женского рода на — а в отличие от прочих форм единственного числа, имеющих ударение на окончании, образуют форму винительного падежа с переносом ударения на основу (если основа неодносложная, то на первый её слог). Таковы, например, слова нога, вода, рука, изба, щека, гора, доска, спина, зима, душа, стена, земля. Ср. ног а , ног и , ног е , ног о й, но н о гу; в о ду, р у ку, и збу, щёку, г о ру, д о ску, сп и ну, з и му, д у шу, ст е ну, з е млю. Подвижное ударение имеется и у многих глаголов. Если ударение глагола в 1-м лице единственного числа падает на основу, то в личных формах этого глагола ударение неподвижное (например, м о ю, пл а чу, стр о ю). Если же ударение глагола в 1-м лице единственного числа падает на окончание, то в русском языке различается два типа – с неподвижным ударением на личных формах (нес у , несёшь. нес у т; сол ю , сол и шь. сол я т) и с подвижным ударением: в последнем случае ударение падает в 1-м лице единственного числа на окончание, в остальных личных формах — на основу. Таковы, например, многие глаголы как 2-го, так и 1-го спряжения: крош у , кош у , служ у , суж у , уч у , любл ю , купл ю , ловл ю , копл ю , вар ю , цен ю ; кол ю , пор ю , мел ю , трепл ю , дремл ю , пиш у , пляш у , скач у , ищ у , плещ у , стел ю и др. Ср.: прош у – пр о сишь. пр о сят, кол ю – к о лешь. к о лют. У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения. Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д. Аналогичное явление наблюдается в страдательных причастиях прошедшего времени: пр о дан, пр о дано, пр о даны, но продан а ; пр и нят, пр и нято, пр и няты, но принят а ; пр о жит, пр о жито, пр о житы, но прожит а . Подвижное ударение может быть и у кратких прилагательных: с ударением на окончании в форме женского рода и с ударением на основе в остальных формах. Например: слаб, сл а бо, сл а бы, но слаб а ; глуп, гл у по, гл у пы, но глуп а ; прав, пр а во, пр а вы, но прав а ; сыт, с ы то, с ы ты, но сыт а ; м о лод, м о лодо, м о лоды, но молод а ; а также гл у хи – глух а , т у пы – туп а , т и хи – тих а , г о рды – горд а , ч и сты – чист а , п у сты – пуст а , в е селы – весел а , дёшев – дешев а и т. д. От двусложных прилагательных с ударением на корне сравнительная степень с суффиксом -ее (-ей) образуется при одновременном переносе ударения на первый слог суффикса. Ср. н о вый – нов е е, б е лый – бел е е, гл у пый – глуп е е, м и лый – мил е е, см е лый – смел е е, жёлтый – желт е е, д о брый – добр е е, у мный – умн е е, т о чный – точн е е, ск у чный – ску чн е е, стр а шный – страшн е е, п о здний – поздн е е и т. д. Подвижность ударения как средство различения грамматических форм необходимо отличать от тех случаев, когда перенос ударения обусловлен определёнными внешними причинами. Так, например, если одна из форм слова, имеющего постоянное ударение на окончании, образуется без окончания, то, естественно, в этой форме ударение падает на основу. Здесь перенос ударения, так сказать, вынужденный. Например: полк а , полк у , полк о м, но полк: бык а , бык у , бык о м, но бык; слов а , слов а м, слов а ми, но слов (род. пад. мн. ч.); мест а , мест а м, мест а ми, но мест; несл а , несл о , несл и . но нёс; могл а , могл о , могл и , но мог. Различие в месте ударения в подобных случаях не имеет грамматического значения, поскольку оно вынужденное, обусловленное отсутствием окончания в одной из форм слова. Поэтому ударение в таком, например, слове, как стол, стол а , стол у , стол ы , стол о в и др. с грамматической точки зрения следует расценивать как неподвижное, постоянное. Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм. 8. Ударение и звуковое качество фонем слова В силу охарактеризованных выше качеств русского ударения, в особенности его разноместности и подвижности, ударение в русском языке не только является признаком слова, но является индивидуальным признаком слова. Это значит, что ударение наряду с совокупностью фонем образует слово. Например, в формах множественного и единственного числа р у ки (им. пад.) и рук и (род. пад.) смысловая разница зависит только от места ударения. При этом не подлежит сомнению, что в обоих случаях корневая морфема (рук-) тождественна, равна сама себе. Это значит, что в обоих случаях эта морфема состоит из одного и того же последовательного ряда фонем ( р + у + к ), к которому в первом случае прибавляется ударенность корневого -у-, в то время как во втором случае ударенность прибавляется к гласной флексии -и. Таким образом, ударение не является фонемой или признаком фонемы, а характеризует слово в целом. Ударение подчёркивает, выделяет один из слогов слова и через это одну морфему, которая противопоставляется другим морфемам того же слова. Ударение является в русском языке весьма важным смыслоразличительным признаком слова, который добавляется к составу фонем слова, являющихся основным средством различения слов по смыслу. Это значит, что, например, слово р у ки состоит не из элементов р + у + к + и , а из элементов р + у + к + и + ударение на у , т. е. ударенность основы при безударности флексии; точно так же слово рук и состоит не из элементов р + у + к + и , а из элементов р + у + к + и + ударение на и , т. е. ударенность флексии при безударности основы. Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения. Таким образом, ударение в русском языке является своего рода надстройкой над составом фонем слова. Особенно важно отметить, что эта надстройка в значительной мере определяет, так сказать, звуковую модель слова в отношении его вокализма. Именно место ударения прежде всего обусловливает реализацию гласных фонем данного фонетического слова в тех или иных из своих разновидностей. Например, в одной и той же корневой морфеме дом фонема о может выступить то в своём основном виде (если ударение падает на корневую гласную слова), то в своём варианте а (если ударение падает на флексию и корневая гласная оказывается в 1-м предударном слоге), или варианте ъ (если ударение падает на предшествующую морфему и корневая гласная оказывается в заударном слоге, а также если ударение падает на последующую морфему, но так, что корневая гласная оказывается во 2-м предударном слоге): д о м, д о м’ик; д а м а , д а м о ф; п о д ъ му; д ъ мас’ е т. Сказанное относится не только к корневым морфемам, но и ко всем другим. Ср., например, различное вокальное оформление флексии — ом в зависимости от места ударения (флексия эта звучит как — ом или — ъм : ср. стал о м и д о мъм), флексии — ам , звучащей как — ам или — ъм (пъ-д’ел а м и па-с’ о лъм), суффикса — ов , звучащего как — ов или — ъв (сасн о въй и б’ер’ о зъвъй) и т. д. 9. Безударные и слабоударяемые слова Большая часть служебных слов и частиц, как уже было отмечено, не имеет на себе ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками, т. е. предударными словами (например, на дор о ге), другие, меньшая часть, – энклитиками, т. е. послеударными словами (например, я -то зн а ю). Проклитиками являются обычно односложные предлоги и союзы, которые примыкают к следующему за ними самостоятельному слову. Например: на гор е , на сторон е , от бр а та, при двор е , ко мн е , со мн о й, во мн е , под д е рево; ни я , ни бр а т; и я , и сестр а ; то д о ждь, то сн е г; сказ а ли, что сестр а при е хала. Односложные частицы являются энклитиками. Например: скаж и — ка , кт о — то , я же говор и л, он и ведь прид у т, прид у т ли они. Некоторые односложные предлоги нередко принимают ударение на себя, и тогда безударным оказывается следующее за ним самостоятельное слово, так что и в этом случае предлог вместе с самостоятельным словом имеют одно ударение. Это бывает обычно тогда, когда существительное имеет подвижное ударение. Чаще всего в литературном языке принимают на себя ударение предлоги на, под, по, за, из, без: н а воду, з а воду, п о воду (ср. вод а – в о ду), п о д гору, н а гору (ср. гор а – г о ру), п о лесу, и з лесу (ср. л е са, л е су – лес а , лес о в), н а море, з а морем, п о морю (ср. м о ре – мор я ); н а зиму (ср. зим а – з и му), н а сторону (ср. сторон а – ст о ро ну), б е з вести (ср. в е сти – вест е й), б е з четверти (ср. ч е тверти – четверт е й), н а два, н а три, п о два, п о три, з а пять, з а десять, н а сорок, п о д сорок. Двусложные и трёхсложные союзы обычно употребляются с ударением, но оно у них более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым , или побочным , а соответствующие слова – слабоударяемыми . Например: е сли м о жно, узн а йте; когд а узн а ете, скаж и те; сказ а ли, б у дто придёт; ласк а лся, сл о вно ребёнок; ухож у , потом у что обещ а л. Двусложные предлоги различны в отношении наличия или отсутствия у них побочного ударения. Одни из них всегда безударны. Таковы сложные предлоги из-за, из-под (например, из-за л е са, из-под стол а ); предлоги с беглым о- (например, подо, надо, изо; трехсложный передо ): подо мн о й, надо мн о й, обо мн е , обо вс е х, изо вс е х, передо мн о й (произносится: пъдамн о j; нъдамн о j; абамн’ е ; абафс’ е х; изафс’ е х; п’ьр’ьдамн о j ). Другие могут иметь побочное ударение, но могут быть и безударны. Например: перед отходом (произносится п’ьр’ьдатх о дъм или п’ е р’ьт атх о дъм ), между городами (произносится мьждугърад а м’и или м е жду гърад а м’и ) , через дорогу (произносится ч’ьр’ьздар о гу или ч’ е р’ьз дар о гу ) . Некоторые двусложные предлоги всегда имеют побочное ударение: таков, например, предлог кроме (никт о , кр о ме теб я ), а также двусложные и трёхсложные предлоги, происшедшие из наречий. Например: скаж у п о сле ур о ка, б е гали круг о м д о ма, е хали м и мо дер е вни, собрал о сь о коло д о ма, столп и лись вокр у г уч и теля, останов и лись напр о тив изб ы , стал попер ё к дор о ги. Эти слова в качестве предлогов имеют ударение, по своей полновесности близкое к обычному ударению самостоятельных слов. Однако в этом своём качестве они не являются обычно носителями тактового или фразового ударения. Напротив, те же слова в наречном употреблении могут быть носителями такого ударения. Ср. скаж у п о сле , прошл и м и мо , живёт о коло (т. е. близко), осмотр е лся круг о м , живёт напр о тив , стал поперёк . Односложный предлог сквозь имеет побочное ударение, когда он находится перед безударным слогом следующего слова, например лун а св е тит сквозь облак а (скв о с’ аблак а ). Находясь же перед ударенным слогом следующего слова, этот предлог может не иметь ударения, но тем не менее гласный о предлога не подвергается изменениям, свойственным гласным предударного слога: сочетание сквозь облако произносится скв о с’ — о блъкъ или сквос’ о блъкъ. Союз чтобы в отличие от сочетания с местоимением что бы ударения не имеет, всегда являясь проклитикой: сочетание сказал, чтобы пришли произносится – сказ а л, штъбы пр’ишл’ и ; сравни: дам тебе, что бы ты ни просил (произносится шт о -бы -ты-н’и-прас’ и л). Безударен также односложный союз что в отличие от местоимения что. При этом надо заметить, что союз что в первом предударном слоге, как и в других предударных, произносится с гласным ъ (в книжном произношении возможно о ), но никогда не с гласным а , который нормально выступает вместо о в первом предударном слоге: я не знал, что брат приедет (произносится: штъ бр а т или што бр а т ) Ср. с местоимением что: я не знал, чт о им сказать (произносится шт о им). Односложные союзы то – то и но обычно не носят на себе ударения, но тем не менее как в первом, так и в других предударных слогах произносятся со звуком о (а не а или ъ ): то дождь, то снег; то приходит, то уходит – обычно произносится: то д о ш’, то с’н’ е к; то пр’их о д’ит, то ух о д’ит ; но т ы -то об э том зн а л; но б ы ло светл о ; но уж е б ы ло светл о (произносится: нот ы ; ноб ы лъ; ноуж е ). Некоторые категории местоимений всегда имеют обычное ударение самостоятельного слова. Таковы, например, вопросительные местоимения (кто, что, который, какой, чей) и отрицательные местоимения н е кого, н е чего. Другие местоимения часто употребляются и с побочным ударением. Например: на вокз а ле мен я встр е тили тов а рищи; у ег о сестр ы мн о го книг; мо е й сестр е д е сять лет; э того челов е ка я не зн а л; вс е м ученик а м сообщ и ли отм е тки; вз я лся не с тог о конц а ; побочное ударение могут иметь относительные слова: подъ е хали к д о му, кот о рый сто я л на кра ю дер е вни. Некоторые местоимения в живой речи могут быть и безударными (обычно энклитиками): кт о это сделал (кт о — ьтъ з’д’ е лъл), знаем мы вас (зн а им- мы в а с), куда вы бежите (куд а — вы б’ьж ы т’ь). Слабоударяемой может быть связка быть: в е чер б ы л сух о й и тёплый, у тро б ы ло мор о зное. Слово было в определённом употреблении является безударным (энклитикой): пришёл было вчера, он было пришёл вчера (произносится: пр’иш о л былъ ф’ч’ьр а , о н былъ пр’иш о л ф’ч’ьр а ). Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ). Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении. 10. Побочное ударение слова Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями. При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами. Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии. Побочное ударение наблюдается также во многих сложносокращённых словах, представляющих собой сложение части первого слова с полным вторым словом: пр о фдвиж е ние, пр о фбил е т (но обычно профсо ю з ) , п а ртбил е т, партуч ё ба, аг и тбриг а да, аг и тколлект и в. 11. Колебания в ударении Сложная система русского ударения имеет свои исторические корни, уходящие в глубокую древность. Неодинакова была история ударения в разных русских диалектах. Между тем известно, что в состав литературного языка вошли элементы, восходящие к разным русским диалектам. Поэтому естественно наличие в нём некоторых колебаний в ударении, двойственность. Например, в определённой категории существительных женского рода на -а с ударением на флексии в северновеликорусских говорах свойственен перенос ударения на основу в вин. пад. ед. ч. (ср. рук а – р у ку, н о га – н о гу, сторон а – ст о рону, вод а – в о ду и т. д.). Напротив, в типичных южновеликорусских говорах соответствующие слова и в вин. пад. ед. ч. имеют ударение на флексии: рук у , ног у , сторон у , вод у и т. д. Литературному языку в этой категории случаев в общем свойственно ударение северновеликорусское (ср. вышеприведённые примеры). Однако в некоторых случаях наличествует колебание или даже усвоено южновеликорусское ударение. Ср., например, допускаемые в литературном языке ударения сковород у при ск о вороду, весн у и вёсну, ср. также литературные ударения овц у , коз у , сосн у при диалектных о вцу, к о зу, с о сну и т. д. Колебания в ударении появляются также при заимствовании слов из других языков. Они зависят, между прочим, от того, откуда идёт заимствование и какими путями. Так, например, неправильные ударения док у мент, инстр у мент, ст о ляр объясняются польским посредством при усвоении этих слов (как известно, польскому языку свойственно фиксированное ударение на предпоследнем слоге слова). Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном). В тех случаях, когда по тем или другим причинам колебание в ударении сохраняется, а смысловая дифференциация отсутствует, появляется то, что можно назвать нейтрализацией ударения как смыслоразличительного средства: ср. тв о рог и твор о г, и наче и ин а че, пр о бил и проб и л, и здавна и издавн а , бр о ня и брон я и т. д. 12. Ударение и преподавание русского языка Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласyых. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. Большое место занимает ударение в борьбе учителя с остатками диалектного или просторечного произношения. Ср. такие ударения, как д о быча вм. доб ы ча, о тчасти вм. отч а сти, средств а вм. ср е дства, добровольные обществ а , добровольных общ е ств вм. о бщества, о бществ, пол о жил вм. полож и л, единств о вм. ед и нство, д о говор вм. догов о р, пр и говор вм. пригов о р, м о лодежь вм. молодёжь, а рбуз вм. арб у з, ц ы ган вм. цыган; ср. частое употребление страдательных причастий прошедшего времени типа разрешёна, запрещёно, окружёны в женск. и ср. родах ед. ч. и во мн. числе с ударением на предпоследнем слоге и т. д. Еще большее место занимают вопросы ударения в работе учителя, направленной на усвоение учащимися слов иноязычного происхождения (ср. такие неправильные ударения, как док у мент, инстр у мент, кв а ртал. маг а зин, пр о цент, п о ртфель, к и но, кил о метр, р о ман, техник у м, пр е зидиум, г е ктар, ф а рфор вместо докум е нт, инструм е нт, кварт а л, магаз и н, проц е нт, портф е ль, кин о , килом е тр, ром а н, т е хникум, през и диум, гект а р, фарф о р ). Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения. При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа. Текущий рейтинг: Источник |