- Способы торможения автомобиля: в штатном режиме, при отказе тормозов
- Виды торможения автомобиля
- Способы торможения автомобиля
- Торможение двигателем
- Торможение двигателем с усилием
- Импульсное торможение
- Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием)
- Полезные советы автолюбителям
- Способы торможения автомобиля
- Что происходит во время торможения автомобиля
- Торможение автомобиля на скользкой дороге
- Свист при торможении автомобиля
- Причина вибрации руля при торможении
Способы торможения автомобиля: в штатном режиме, при отказе тормозов
Автор: AutoLubitel | Просмотров: 19946 |
Наиболее сложным для освоения автомобильным маневром остается торможение. Для эффективного и безопасного управления автомобилем любой водитель, независимо от наличия водительского опыта, должен обладать всеми необходимыми знаниями и навыками, которые позволят правильно применять различные способы торможения автомобиля.
Виды торможения автомобиля
Говоря о торможении, различают 6 основных видов:
- Частичное торможение. Такой вид торможения предполагает постепенное снижение скорости, без полной остановки ТС.
- Полное торможение. Торможение данного вида аналогично предыдущему, с одной лишь разницей, снижение скорости происходит вплоть до остановки ТС.
- Стояночное торможение. В данном случае происходит полная фиксация автомобиля в одном положении при помощи ручника (ручного тормоза). Например, если требуется временно оставить автомобиль на парковке, у вокзала, близ магазина, у обочины и т.д.
- Аварийное торможение. Такой вид торможения используется только в экстренных случаях, когда не срабатывают основные системы регулировки скорости движения. Например, при неисправностях тормозной системы или при наличии других повреждений. В таком случае для торможения можно использовать отдельные элементы конструкции автомобиля – обшивку дверей, крылья, мягкие части кузова, которые уменьшат силу удара при возможном столкновении.
- Служебное торможение. Такой вид торможения может применяться в любых штатных условиях вождения, с частичной или полной остановкой ТС. При служебном торможении процесс снижения скорости происходит полностью под контролем водителя, с учетом способа торможения и безопасности всех пассажиров.
- Экстренное торможение. Такой вид применяется только в экстренных ситуациях с целью предотвращения возможных ДТП. Основная цель экстренного торможения – максимально быстро и безопасно снизить скорость с учетом воздействия внешних факторов.
Способы торможения автомобиля
Что касается способов торможения, то наиболее эффективными из них являются:
- торможение двигателем и КПП;
- торможение двигателем с усилием;
- импульсивное торможение;
- ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием).
Торможение двигателем
Наиболее эффективный и простой способ при спокойной езде – торможение двигателем и КПП. Данный способ предполагает включение пониженной передачи для снижения оборотов двигателя и уменьшения скорости передвижения. Актуально для автомобилей с механической коробкой передач.
Торможение двигателем начинается сразу же, как только отпускается педаль газа за счет того, что уменьшается подача топлива в двигатель, вследствие чего снижается тяга, которая передается на колеса через коробку передач.
Если тормозного усилия недостаточно, то начинаем переключаться на более низки передачи. С пятой на четвертую, с четвертой на третью и так далее. При этом важно помнить, чем ниже передача, тем сильнее тормозное усилие.
Как это происходит технически? Отпуская педаль газа, сцепление остается на включенной передаче. После отпускания тормозной педали, выжимается сцепление и включается более низкая передача, подходящая режиму движения. Затем плавно отпускаем педаль сцепления.
Торможение двигателем можно применять в любых дорожных ситуациях, но особенно полезно помнить о такой возможности при прохождении спусков и при плохих погодных условиях, когда сцепление автомобильных шин с поверхностью дорожного полотна ослабевает.
Немного о прохождении затяжных спусков. Многие автолюбители не знают, что если долго жать на педаль тормоза, постоянно притормаживая, то тормоза (диски и колодки) перегреваются, и эффективность торможения сильно падает, да и если на них вода попадет в таком состоянии, то и сломаться могут.
Чтобы этого не происходило, необходимо грамотно подобрать передачу (при отпускании педалей и газа, и тормоза автомобиль не должен разгоняться), соответствующую крутизне склона (чем круче склон, тем ниже передача) и двигаться, притормаживая двигателем, и работая только педалью газа, не трогая педаль тормоза. Чтобы ускориться жмем на газ, чтобы притормозить, отпускаем педаль газа.
Торможение двигателем с усилием
Данный способ торможения применяется в некоторых экстренных ситуациях, например, при несрабатывании основной тормозной системы автомобиля. В этом случае можно с пятой переключиться сразу на вторую или даже первую, НО!
Низкая передача, которая не соответствует заданной скорости, способна привести к ускоренному замедлению движения ТС, однако при этом возникает довольно большая нагрузка на двигатель и КПП, что в некоторых случаях может вывести механизм из строя, что, впрочем, в экстренной ситуации не столь важно. Между собственной жизнью и двигателем, каждый выберет первое, надо полагать.
Импульсное торможение
Импульсное или прерывистое торможение применяется для уменьшения скорости движущегося автомобиля с помощью тормозной системы. Реализуется путем выжимания педали тормоза до упора с кратковременным отпусканием тормозов. Актуально для автомобилей, которые не оборудованы системой ABS.
При этом частота и продолжительность нажатий может отличаться в зависимости от ситуации. Первоначальное тормозное усилие не должно быть слишком интенсивным, чтобы избежать возможной блокировки ведущих колес, но должно быть на грани блокировки.
Затем следует кратковременное неполное ослабление усилия торможения и снова торможение на грани блокировки и так до полной остановки или до достижения требуемой скорости движения.
Данный способ торможения чаще всего используется водителями одновременно с торможением двигателем.
На автомобилях, оборудованных системой ABS, импульсное торможение осуществляется автоматически. Водителю достаточно нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее в нажатом состоянии. ABS не даст колесам заблокироваться, периодически ослабляя тормозное усилие. При этом водитель будет чувствовать вибрацию на педали тормоза, что и означает срабатывание антиблокировочной системы тормозов.
Ступенчатое торможение (с пониженным или повышенным усилием)
Это, по сути, тот вид работы педалью тормоза, которым пользуются все водители.
- С повышением усилия. Такое торможение используется во время езды при плохих погодных условиях. При таком варианте увеличивается усилие и продолжительность воздействия на тормозную педаль. Таким образом, водитель как бы сканирует качество дорожного полотна, проверяя свой автомобиль на способность совершать нужные маневры.
- С понижением усилия. Этот вариант используется в тех случаях, когда сцепление шин с дорожным полотном достаточно хорошее, что позволяет управлять ТС на высоких скоростях. В данном случае чтобы затормозить, первый раз тормозную педаль выжимают до упора и задерживают на некоторое время. Это позволит максимально быстро снизить скорость движения. Следующие нажатия должны быть быстрыми и непродолжительными, которые позволят контролировать степень торможения ТС.
Про способы торможения можно рассказать еще очень много, особенно про то, какой вид торможения, в какой ситуации можно использовать и когда это делать предпочтительно. Поэтому предлагаем вам посмотреть пару видеороликов с Youtube из которых вы сможете почерпнуть дополнительные сведения:
Источник
Полезные советы автолюбителям
Неправильные действия водителя при необходимости торможения могут не только не улучшить ситуацию, а даже сделать ее в разы хуже и повлечь за собой аварию. Потому важно разбираться в способах торможения автомобиля, их достоинствах, возможных последствиях и необходимом порядке действия. Конечно, только теоретических знаний недостаточно, требуется неоднократное применение способов торможения на практике. И лучше отрабатывать навыки на автодроме или на какой-то другой площадке, чтобы потом в реальной ситуации действовать быстро и правильно.
Способы торможения автомобиля необходимо освоить на тренировочном полигоне
На видео ниже показано, как отрабатывается экстренное торможение на асфальте в условиях полигона.
Способы торможения автомобиля
Торможение автомобиля можно условно разделить на две основные категории: экстренное и служебное. С экстренным все понятно, а служебное – это плавное снижение скорости в любой штатной ситуации.
Даже торможение автомобиля в штатной ситуации требует определенного навыка. Прежде всего, давить педаль нужно не носком и не пяткой, а сводом стопы. Это самый надежный способ: и не соскользнет, как носок, и имеет достаточную чувствительность, в отличие от пятки. Так что, осваивая навыки торможения приучайте себя нажимать на педали именной этой частью стопы.
Нажимать на педаль тормоза нужно серединой стопы — сводом
Надавливать следует плавно, постепенно наращивая усилие. При резком нажатии на тормоз, существует вероятность возникновения блокировки колес. В штатной ситуации это не страшно, но неприятно.
Экстренное торможение автомобиля может выполняться несколькими способами:
В любой опасной ситуации первая реакция — посильнее вдавить педаль тормоза в пол. Это абсолютно недопустимо и приводит только к увеличению тормозного пути и/или заносу автомобиля, другим неприятным вещам. Потому первое, к чему нужно себя приучить – сдерживать этот порыв.
Нажимать педаль торможения нужно медленно и плавно. Только так можно достигнуть минимального тормозного пути.
Способы торможения автомобиля выбирают в зависимости от дорожной обстановки и подготовленности водителя
Вообще величина тормозного пути зависит от многих факторов: от типа и состояния дорожного полотна, от начальной скорости и от общей эффективности тормозной системы конкретно вашего автомобиля. При запуске автомобиля в производство, эффективность тормозной системы проверяется во время испытаний, результат которых выражается в установившемся замедлении автомобиля при торможении. Он затем учитывается в расчетах тормозного пути на месте происшествия.
Что происходит во время торможения автомобиля
По мере нажатия на педаль тормоза, диск или барабан (в зависимости от типа установленных тормозов) начинает уменьшать скорость вращения колеса. Автомобиль снижает скорость движения. Но при определенном усилии колеса перестают вращаться вообще – блокируются. При этом снижение скорости замедляется, а трению с дорожным полотном подвергается один участок шины, который активно стирается. При стирании образуются катышки резины, которые способствуют увеличению тормозного пути почти вдвое.
В видео наглядно продемонстрировано, что блокировке колес, тормозной путь увеличивается.
При экстренном торможении, самое главное – уловить момент перед блокировкой колес и отпустить педаль, чтобы затем нажать снова. Такое постепенное, ступенчатое торможение – оптимальный способ остановить автомобиль, пройдя минимально возможный тормозной путь и не потерять возможность управления автомобилем.
Резкое торможение автомобиля — не самый лучший выход
При торможении, больше нагруженными оказываются передние колеса — автомобиль как-бы клюет носом. Поэтому коэффициент сцепления задних колес с дорожным полотном ниже, а значит и блокировка их наступает раньше. По этой причине, при нажатии на тормоз, нужно обращать внимание, прежде всего, на поведение задних колес. К тому же, при торможении, на величину сцепления шин с дорогой воздействует еще и боковая сила (из-за изношенности покрышек), что тоже может привести к заносу задних колес. Если «зад» автомобиля повело, нужно отпустить педаль тормоза и выровнять рулем направление движения, действуя мягко и без рывков. Все эти навыки не возникают на ровном месте, а требуют много кратной отработки. И только когда они доведены до автоматизма во время тренировок, можно надеяться на то, что в реальной ситуации на дороге водитель сможет применить их на практике.
Есть еще один способ торможения автомобиля – прерывистый. Он менее эффективен, чем ступенчатый, но его легче освоить. Этот метод состоит в том, что водитель попеременно то нажимает до упора, то полностью отпускает педаль тормоза. Такое чередование происходит до полной остановки. Эффективность такого торможения намного ниже, но этот способ работает лучше, чем снижение скорости при заблокированных колесах, которое возникает при резком торможении. Выполняя прерывистое торможение нужно быть готовому к довольно сильным рывкам и максимально гасить их корпусом.
Резкое торможение автомобиля и автомобиль может занести
Для того, чтобы не создавать аварийные или опасные ситуации, необходимо снижать скорость до вхождения в поворот, а не тормозить на закруглениях дорог или непосредственно перед препятствиями. Это приведет только к тому, что авто не впишется в поворот, его занесет или машина врежется в находящиеся рядом средства передвижения или предметы и строения.
Торможение автомобиля на скользкой дороге
В гололед, на покрытой снегом дороге способ торможения отличается от действий на дорожном покрытии с нормальным сцеплением. В этом случае нудно последовательно понижать передачу и понемногу нажимать педаль тормоза. Одновременно нужно плавно включать сцепление или переключать передачи с перегазовкой. Это позволит избежать блокировки ведущих колес из-за их проскальзывания.
Торможение автомобиля на скользкой дороге — целое искусство
В любых условиях, при любой погоде, перед началом торможения нужно убедиться, что у вас есть место для маневра. Желательно подать сигнал ближайшим автомобилям о начале торможения. Например, привлечь внимание можно, несколько раз подряд нажав на педаль тормоза. Мигающие тормозные огни при любой погоде и любой видимости послужат сигналом для окружающих о том, что вы начинаете какие-то действия.
Резкое торможение автомобиля – выход не самый лучший. При этом изнашиваются покрышки, трансмиссия, тормоза, интенсивно расходуется бензин. При экстренном торможении автомобиля на неровной или сколькой дороге, при проколе шины машина может стать неуправляемой.
Иногда для более эффективного торможения используют ручной тормоз
Иногда для ускорения остановки автомобиля или при повреждении основной тормозной системы используют стояночный (ручной) тормоз, а также вспомогательную систему торможения.
О том, как тормозить зимой на скользкой дороге (гололёд), рассказано в видео.
Свист при торможении автомобиля
Иногда, даже при незначительном торможении, раздается неприятный свист. Это явление может возникнуть:
- из-за некачественных колодок, тогда избавиться от него можно заменив их;
- из-за попавших на фрикционную накладку посторонних предметов (камешков и т.п.) – лечение – удаление посторонних предметов;
- из-за воды, попавшей в тормозную систему после мойки или дождя – избавиться от скрипа можно, несколько раз резко затормозив (убедитесь, что ситуация на дороге позволяет);
- изношенность колодок – единственное решение – диагностика и замена колодок;
- несовместимость материалов – скрип возникает после замены колодок, но качество их хорошее; чтобы не возникала такая ситуация, желательно устанавливать запчасти того же производителя, но это также не гарантия их бесшумной работы.
Как правило, свист при торможении автомобиля в колодках, никак не влияет на эффективность торможения (если не является следствием изношенности накладок или тормозных колодок). Однако если тормоза свистят при торможении, это сильно раздражает, водителю не хочется снова и снова слушать раздражающие звуки.
Свист при торможении автомобиля скорее всего вызван изношенными тормозным диском или колодками
Водитель может начать торможение позже, чем необходимо, и создать аварийную ситуацию. Так что устранение свиста при торможении, важная задача, которая может влиять на безопасность движения.
Причина вибрации руля при торможении
Иногда, во время торможения, в руле ощущаются биения. На это нужно обратить внимание и исправить. Кроме того, что при экстремальном торможении вибрация может стать очень значительной, став дополнительным фактором, провоцирующим ухудшение ситуации на дороге.
Причина вибрации руля при торможении обычно объясняется неравномерным износом некоторых деталей тормозной системы
Основной причиной вибрации руля при торможении, является неправомерный износ тормозных колодок. В лучшем случае – банальное налипание грязи. Если вы несколько раз затормозили и почувствовали, что руль дергается, нужно осмотреть тормозные колодки. Если грязи нет, колодки необходимо заменить.
Источник