- Урок физики по теме «Давление. Способы увеличения и уменьшения давления». 7-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Повторение изученного материала.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление изученного материала
- V. Итог урока.
- Способы уменьшения и увеличения давления
- Урок 21. Физика 7 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Урок физики по теме «Давление. Способы увеличения и уменьшения давления». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Каждый слайд появляется на экране ИД по щелчку.
Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку по мере необходимости.
С 5 и 17 слайдами работают учащиеся у доски (каждая картинка появляется по ходу объяснения и ответа учащегося по щелчку)
Задание «подготовить историческую справку о Блезе Паскале» было задано учащимся заранее.
Использование презентации позволяет улучшить наглядность изучаемого материала, что способствует развитию познавательного интереса к предмету.
Цель урока:
- Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, силе давления, его единицах и способах изменения давления;
- Развивающие: развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
- Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
«Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою». (слайд 3)
- «Одинаковый ли результат получится в итоге?».
- От чего же зависит действие одного тела на другое? (слайд 4)
Ответ: от силы. - От чего зависит сила, приложенная к телу?
Ответ: от модуля, направления и точки приложения. - Что происходит с телом, если на него действует сила?
Ответ: тело может изменить свою скорость или деформироваться.
Учащийся выходит к интерактивной доске (ИД) и показывает, что результат действия силы (деформация тела) зависит от величины силы. (слайд 5)
- Скажите, результат действия силы зависит только от её величины, точки приложения и направления?
(учащиеся обсуждают рисунки слайда 6, 7 и делают вывод)
Еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
III. Изучение нового материала.
(слайд 8)
Учитель:
1. Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно к поверхности, на которую она действует, называется давлением.
Вопрос: Что необходимо знать, чтобы найти давление?
Ответ: силу и площадь.
(Учитель вводит обозначение «давления» и вместе с учащимися записывает формулу для вычисления давления и единицу измерения давления)
2. Учащийся сообщает историческую справку о Блезе Паскале (слайд 9)
3. Единицы измерения давления, используемые на практике (слайд 10):
(самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой)
4. Вывод формул для расчета силы и площади поверхности (слайд 11)
(горизонтальная черта – деление, вертикальная – умножение)
5. Физкультминутка (слайд 12)
Учитель: Пожалуйста, встаньте.
— Вы сейчас оказываете давление на пол?
— Изменится ли давление, если мы: поднимем руки, разведем их в стороны?
— А можно ли увеличить это давление?
— А как уменьшить давление?
6. Итак, физкультминутка нам показала, что давление не является постоянной величиной и его можно изменить (слайд 13)
IV. Закрепление изученного материала
1. Посмотрите на рисунки. Сформулируйте задачу и объясните (слайд 14)
(учащиеся самостоятельно составляют задачи по рисункам и решают их)
2. Ответьте на вопросы (слайд 15)
3. Работа по ИД (слайд 17)
Посмотрите на тела на рисунках. Подумайте, какие из них увеличивают давление, производимое на опору, а какие уменьшают, и поставьте на соответствующее место.
V. Итог урока.
(слайд 18)
Вопросы:
- Какая физическая величина называется давлением?
- Что необходимо знать, чтобы найти давление; как обозначается; формула для расчета; единицы измерения давления?
- Какими способами можно увеличить или уменьшить давление?
- В каких случаях давление необходимо увеличить; уменьшить?
- Сопоставьте:
1) Единица измерения давления | Лыжи |
2) Единица измерения силы | Сила |
3) Приспособление, уменьшающее давление на снег. | Паскаль |
4) Величина, равная отношению силы к площади поверхности | Ньютон |
5) Величина, перпендикулярно которой действует сила давления. | Площадь |
Домашнее задание: § 33, 34
Список используемой литературы. Электронные издания.
- Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004.
- «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
- «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
- «Физика 7 класс», издательство «Дрофа», 2001.
Источник
Способы уменьшения и увеличения давления
Урок 21. Физика 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способы уменьшения и увеличения давления»
Способы уменьшения и увеличения давления
«Ох, нелегкая это работа –
вездеходы катать по болотам»
В данной теме речь пойдёт о практической пользе уменьшения или увеличения давления.
Давление – это отношение силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Давление измеряется в Н/м 2 . Такая единица была названа Па (паскалем) в честь ученого Блеза Паскаля. Таким образом, давление в 1 Па – это давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 .
Возникает вопрос о том, как можно контролировать (то есть, увеличивать, или уменьшать) давление? На этот вопрос нетрудно ответить, если посмотреть на формулу, по которой вычисляется давление.
Для увеличения давления необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь. И, наоборот, для уменьшения давления нужно либо уменьшить силу, либо увеличить площадь.
В этом можно убедиться на ряде примеров. Если идти по снегу на лыжах, то человек не проваливается, хотя без лыж, его ноги будут утопать в снегу. В этом случае, сила, действующая на поверхность (то есть вес), остается неизменной. Но вот площадь лыж значительно больше ступни, поэтому в лыжах человек оказывает на снег меньшее давление, чем без лыж. Люди используют уменьшение или увеличение давления очень часто. Шины грузовых автомобилей значительно шире, чем шины легковых автомобилей. Это делается не только для большей устойчивости, но и для уменьшения давления. В особенности это важно для автомобилей, предназначенных для езды в пустыне или по бездорожью.
Даже такие тяжелые машины, как танк или трактор не оказывают на почву значительно большее давление, чем взрослый человек. Дело в том, что площадь гусеницы танка во много раз превышает площадь ступни человека. Таким образом, танк нередко может пройти по той болотистой местности, по которой не пройдет человек.
Передвигаясь в подобного рода местностях, люди нередко используют так называемые мокроступы.
За счет увеличения площади, эта обувь из пластика или резины позволяет передвигаться по заболоченным местностям, не проваливаясь в грязь и трясину. Раньше мокроступы изготавливались из древесины наподобие лаптей. Во время Великой Отечественной Войны, такие мокроступы были использованы в ходе проведения знаменитой операции «Багратион». Совершенно неожиданно для немецкого командования, несколько советских армий и корпусов ударили в тыл немецкой группы армий «Центр», пройдя через болота, которые немцы считали непроходимыми. В результате этой крупномасштабной операции было завершено освобождение Белоруссии, и советские войска вошли в Польшу.
Также нередко возникает необходимость в увеличении давления. Это, как правило, нужно для колющих и режущих инструментов, таких, как ножи, ножницы, бритвы и так далее. Острые лезвия имеют очень маленькую площадь поверхности, поэтому, даже небольшим усилием можно создать большое давление. Например, играя в дартс, игроки бросают дротики с небольшой силой, но при попадании в мишень они создают давление, которое может в несколько десятков раз превышать давление гусеничного трактора на почву.
Подобные примеры нередко встречаются и в природе – это зубы, когти или клювы животных.
За счет того, что они имеют малую площадь поверхности и способны развивать значительное усилие, создается огромное давление. Например, оса действует своим жалом на кожу человека с силой всего в 10 мкН. Однако площадь жала осы настолько мала, что и это усилие создает давление в миллиарды паскалей.
Давление также учитывается в строительстве. Например, при возведении зданий, увеличивают площадь нижней части фундамента, чтобы грунт мог выдержать давление, создаваемое зданием. При строительстве мостов, нагрузку также стараются распределить, делая больше опор.
Приведем еще пару интересных примеров. Известно, что давление под водой увеличивается по мере погружения на большую глубину. Это происходит из-за увеличения силы давления воды, поскольку чем глубже погружаться, тем большее количество воды давит на аквалангиста, то есть, увеличивается сила давления. Именно по этой причине, различные подводные обитатели не могут опускаться ниже определенных глубин (или, наоборот, подниматься выше определенных глубин).
Задача 1. Если человек и гусеничный трактор оказывают одинаковое давление на почву, то почему трактор, наехав на кирпич, сломает его, а человек, встав на кирпич, не повредит ему?
Человек и трактор давят на почву одинаково.
Это происходит, потому что отношение веса трактора к площади его гусениц равно отношению веса человека к площади его ступней.
Однако когда трактор наезжает на кирпич, следует брать в расчет не площадь гусениц трактора, а площадь кирпича, на которую трактор действует всем своим весом. Естественно, при этом развивается многократно большее давление, чем под действием веса человека. Если же выложить трактору полосу из кирпичей, то его вес распределится равномерно по нескольким кирпичам и давление уменьшится.
Задача 2. На обочине стоит припаркованный автомобиль. Площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,07 м 2 . Рядом стоит точно такой же автомобиль, с более широкими шинами, так что площадь части шины, соприкасающейся с дорожным покрытием, равна 0,077 м 2 . Во сколько раз давление, оказываемое первым автомобилем на почву, больше, чем давление, оказываемое вторым автомобилем?
– Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
– Для увеличения давления на опору, необходимо либо увеличить силу, либо уменьшить площадь опоры.
– Для уменьшения давления на опору, необходимо, либо уменьшить силу, либо увеличить площадь опоры.
– Уменьшение и увеличение давления часто используется людьми на практике.
Источник