Проблемы экологии и устойчивого развития
Энергетическая проблема
Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.
1.Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Со стороны предложения он вызван открытием и эксплуатацией огромных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, на Аляске, на шельфе Северною моря, а со стороны спроса — увеличением автомобильного парка и ростом объема производства полимерных материалов.
Наращивание добычи топливно-энергетических ресурсов повлекло за собой серьезное ухудшение экологической ситуации (расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе и др.). А рост спроса на эти ресурсы усилил конкуренцию как стран — экспортеров топливных ресурсов за лучшие условия продажи, так и между странами-импортерами за доступ к энергетическим ресурсам.
2. Под влиянием энергетического кризиса активизировались крупномасштабные геологоразведочные работы, приведшие к открытию и освоению новых месторождений энергоресурсов. Соответственно возросли и показатели обеспеченности важнейшими видами минерального топлива: считается, что при современном уровне добычи разведанных запасов угля должно хватить на 325 лет. природного газа — на 62 года, а нефти — на 37 лет.
На современном этапе и еще на долгие годы вперед решение глобальной энергетической проблемы будет зависеть от степени снижения энергоемкости экономики, т.е. от расхода энергии на единицу произведенного ВВП.
Таким образом, глобальной энергетической проблемы в ее прежнем понимании как угрозы абсолютной нехватки ресурсов в мире не существует. Тем не менее, проблема обеспечения энергоресурсами сохраняется в модифицированном виде.
Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.
Проблема экологии и устойчивого развития — это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.
Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств. В 1980-е гг. экологическая проблема стала региональной: вредные выбросы достигают близлежащих стран, приходят вместе с ветром и облаками от соседей (кислотные дожди, порожденные выбросами в атмосферу отходов промышленных производств Великобритании и ФРГ, выпадали в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах на границе США и Канады живые организмы погибали от ядовитых стоков американских предприятий).
В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:
§ ресурсы, которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться;
§ происходит разрушение мировой экосистемы, исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический баланс в природе;
§ все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия. Так, бурное экономическое развитие Китая, сопровождающееся извлечением гигантских объемов природных ресурсов и столь же огромным размером экологически грязного производства, превратило эту страну в сплошную зону экологического бедствия;
§ самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата (усиление «парникового эффекта»), которое выражается в росте средней температуры, что, в свою очередь, ведет к росту частоты и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков, которые наносят значительный экономический ущерб природе, человеку и экономике стран.
Климатические изменения принято связывать с усилением «парникового эффекта» — роста концентрации парниковых газов в атмосфере, которые попадают туда от сжигания топлива, попутного газа в местах добычи, с одной стороны, и сведения лесов и деградации земель — с другой. Хотя существует и другая точка зрения: потепление климата связано не с увеличением концентрации СО, в атмосфере, а с вековыми ритмами солнечной активности и вытекающими из этого климатическими циклами на Земле.
Основные последствия загрязнения окружающей среды сводятся к следующему:
§ наносится вред здоровью человека и сельскохозяйственных животных;
§ загрязненные территории становятся малопригодными или вообще непригодными для проживания людей и их хозяйственной деятельности
§ загрязнение может привести к нарушению способности биосферы к самоочищению, ее полному разрушению.
Сократить уровень экологической нагрузки можно в принципе тремя способами:
§ снижение численности населения;
§ сокращение уровня потребления материальных благ;
§ проведение фундаментальных изменений в технологии.
Первый способ фактически уже реализуется естественным образом в развитых и многих переходных экономиках, где значительно снизилась рождаемость. Постепенно этот процесс охватывает все большую часть развивающегося мира. Однако рост общей численности мирового населения будет продолжаться, по крайней мере, еще несколько десятилетий.
Сокращение уровня потребления едва ли возможно, хотя в последнее время в развитых странах складывается новая структура потребления, в которой преобладают услуги и экологически чистые компоненты и продукты повторного использования.
Поэтому первостепенное значение для устойчивого развития мировой экономики приобретают технологии, направленные на сохранение экологических ресурсов планеты:
§ ужесточение мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. Сегодня действуют жесткие международные и национальные нормы, оговаривающие содержание вредных веществ, например, в выхлопных газах автомобилей, что заставляет автомобилестроительные компании выпускать экологически менее вредные автомобили. В результате ГНК, обеспокоенные негативной реакцией своих потребителей на экологические скандалы, стремятся следовать принципам устойчивого развития во всех странах, где они действуют;
§ создание экономичных продуктов, которые можно использовать повторно. Это позволяет уменьшить рост потребления природных ресурсов;
§ создание чистых технологий. Проблема здесь состоит в том, что во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, не отвечающие потребностям устойчивого развития. Например, в целлюлозно-бумажной промышленности многие производственные процессы строятся на основе использования хлора и его соединений, которые являются одними из самых опасных загрязнителей, и изменить ситуацию может только применение биотехнологий.
Источник
Как снизить свой экологический след? Учимся всей семьёй
Экологичное потребление — это эффективное использование ресурсов, снижение отходов и их переработка. А еще экологичный подход подразумевает сокращение применения опасных химических веществ в продуктах. И наверное, для большинства людей уже давно не секрет, что ответственное потребление необходимо для снижения негативного воздействия на климат, окружающую среду и здоровье людей.
С чего начать?
Снизить свой экослед проще, чем кажется! Запаситесь многоразовыми тканевыми мешочками для круп, орехов, чая, кофе, овощей и фруктов: старайтесь покупать продукты на развес. Кстати, мешочки легко сшить своими руками — еще один полезный вариант досуга для детей.
В магазине выбирайте большие упаковки — они прослужат дольше (так вы заметно сократите количество отходов просто потому, что будете реже выбрасывать мусор), и экологичную тару — ее можно использовать в быту повторно или сдавать в переработку (стеклянные и жестяные банки, картонные и бумажные коробки без пленочной прослойки).
Разделять
Многие производители не готовы отказаться от упаковок из полиэтилена, пластика, полистирола и других сложных синтетических материалов, и мы вынуждены покупать продукты в неэкологичной таре. Итог — огромное количество мусора, увеличение числа свалок.
Попробуйте рассказать детям, куда девается мусор. Обычно они рано узнают, что такое мусорное ведро и почему все отходы должны попадать именно туда. Но на этом история мусора только начинается. Изучите вместе жизненный цикл отходов и узнайте о переработке вторсырья. Об этом лучше всего расскажут люди, для которых раздельный сбор мусора — не абстрактное понятие, а образ жизни. Посмотрите, какую статистику приводят эксперты экологического движения «РазДельный сбор», и как на самом деле переработка отходов помогает нам и окружающей среде:
«В год один житель России производит 400 килограммов отходов. Это 40 миллионов тонн мусора со всей России, 93% которого вывозится на полигоны и свалки. Раздельный сбор позволяет перерабатывать до 90% отходов, образующихся у людей: с внедрённым и доступным раздельным сбором выкидывать практически нечего — всё идёт в дело. В России уже есть перерабатывающие предприятия, и они недозагружены, поэтому развивать систему раздельного сбора с нуля не нужно».
«На производство мусора тратятся ресурсы: нефть, древесина, чистая вода, топливо для перевозки и электричества. Раздельный сбор даёт возможность этим ресурсам не пропадать. Для системы раздельного сбора почти все отходы — это вторичное сырьё, которое можно ещё не раз использовать для производства новой продукции».
Сокращение промышленных отходов
«Промышленные отходы — те отходы, которые появляются в процессе производства новой продукции (твёрдые, жидкие и газообразные промышленные отходы, шлак, разливы нефти и пр.). Этих отходов в сотни раз больше, чем тех, которые образует человек в повседневной жизни, и они гораздо опаснее для природы и человека.
Раздельный сбор в разы снижает этот след, т.к. для производства продукции из вторичного сырья требуется от 5 до 20% от того объёма затрат, который уходит на первичное производство».
Читать
Еще один способ обезопасить себя от некачественных продуктов и спасти свой город от мусора — научиться читать этикетки. Эта полезная привычка пригодится и взрослым. Изучайте маркировки на упаковке и сможете понять, как перерабатывать материалы и куда их можно сдать, чтобы не пополнять свалки.
Научите детей читать пищевые этикетки, чтобы узнать состав продуктов. Но помните: мнение химиков, которые работают на пищевом производстве, — в приоритете. А непроверенные слухи о консервантах, красителях и пищевых добавках (многие из которых, кстати, не вредны в тех количествах, которые содержатся в еде) могут ввести в заблуждение.
Изучать
Помните Витю Перестукина, который думал, что булочки растут на хлебном дереве? Почти для всех детей и взрослых еда — это восполняемый ресурс, который рано или поздно заканчивается в холодильнике, но всегда есть в магазине. Расскажите малышам, откуда на самом деле берется брокколи в их тарелке и из чего сделан куриный бульон. И еще, конечно, обязательно уделите время, чтобы поговорить о пользе натуральной пищи и рассказать о разных методах питания.
Установите измельчитель пищевых отходов. Это приспособление поможет сократить отходы и реже выбрасывать мусор, а заодно избавиться от неприятных запахов в кухне.
Разбейте огород на балконе или установите теплицу на садовом участке. Дети научатся бережно относиться к растениям и увидят, как они плодоносят. Это может стать маленьким (или большим) семейным проектом сразу по двум предметам — экологии и биологии.
Экономить
Чаще пользуйтесь общественным транспортом. И приучите детей с самого раннего возраста выбирать (конечно, по возможности) вид транспорта, который нанесет наименьший ущерб окружающей среде. А еще не забывайте кататься на велосипедах — ведь это не только экологично, но и полезно для здоровья, — и чаще прогуливайтесь пешком.
Экономьте воду. Объясните детям, почему важно беречь воду, и покажите им, сколько воды мы используем ежедневно, даже не осознавая этого. Используйте таймеры для душа (можно поставить простой таймер и на мобильном телефоне) и закрывайте кран во время чистки зубов. А в сливном бачке унитаза установите двухрежимный механизм.
Делиться
Передайте нуждающимся пригодную для носки одежду и другие вещи в хорошем состоянии. Попробуйте правильно распорядиться одеждой и предметами быта, которые уже не нужны вам, но все еще могут пригодиться кому-то еще. Попросите семью в течение нескольких месяцев или года собирать аккуратно использованные ненужные предметы и одежду, а затем вместе отвезите их в благотворительный центр.
Расскажите об этом способе друзьям и родителям учеников, организуйте централизованный благотворительный сбор в своей школе. Помните: вещи не должны быть одноразовыми, поэтому лучше передать их тем, кто точно найдет им применение.
На сайте движения «РазДельный сбор» эксперты раскрывают факты по переработке одежды, рассказывают об экологическом следе ее производства и о том, куда можно сдать ненужные вещи:
«Переработка одежды в России — это примитивный даунсайклинг, в результате которого вещи разволокняются и превращаются в сырье для изготовления строительных материалов, либо используются как обтирочная ветошь (тряпки). В России нет производства вторичного текстиля из одежды. Поэтому, сдавая вещи на переработку, мы лишь незначительно продлеваем их жизнь и проблема не решается (в итоге они все равно или окажутся на полигонах, или в печи мусоросжигательного комбината).
Важно понимать: одежда не перерабатывается в такую же одежду. Любая одежда или ткань, из которой она сделана, в конце концов когда-нибудь отправится на полигон. Всё, что мы можем сделать — это продлить ей жизнь».
Смотреть
Документальных фильмов об экологии, сокращении производства, переработке и быстрой моде немало. Но маленьким детям важно рассказать о вреде мусорных свалок на их языке. Посмотрите вместе с малышами мультфильм «ВАЛЛ-И», который иллюстрирует влияние потребительства на людей и окружающую среду. Дети поймут, почему ответственное потребление необходимо для защиты нашей планеты и почему влияние человека на планету может быть вредным.
Приучать
Все родители и каждый учитель знают: дети учатся, когда наблюдают, слушают и делают. Своими словами и повседневными рутинными действиями мы можем дать им понять, что забота об окружающей среде — это часть жизни ответственного человека. Результат точно не заставит себя ждать — дети с большей вероятностью примут экопривычки и будут следовать им всю жизнь.
Источник