Какими способами можно разместить деталь

§ 3. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗМЕТКИ.

Существует несколько способов разметки: по чертежу, шаблону, образцу и по месту.

Разметка по чертежу является наиболее распространенным способом. Переносить размеры детали с чертежа на заготовку даже в тех случаях, когда она вычерчена в масштабе 1 : 1, не разрешается. Нужно пользоваться цифровыми размерами, указанными на чертеже, и откладывать их при помощи измерительных и разметочных инструментов.

На заготовке в первую очередь проводят основные центровые (осевые) риски, определяющие положение базы. За базу может быть принята поверхность, линия, точка, по отношению к которым можно определить положение других поверхностей, линий и точек данной детали. После этого проводят горизонтальные и вертикальные риски, затем Заносят окружности, дуги и наклонные риски.

Разметка по шаблону является наиболее простым способом. К ней чаще всего прибегают в тех случаях, когда размечают несколько одинаковых заготовок. Применение шаблонов значительно ускоряет и повышает качество разметки. Разметка по шаблону заключается в наложении шаблона на размечаемую заготовку и очерчивании его контура, форма и размеры которого точно соответствуют чертежу.

Разметка по образцу отличается от разметки по шаблону лишь тем, что в этом случае не приходится изготовлять шаблон, так как его заменяет деталь. Этот способ разметки применяют при ремонтных работах, когда размеры снимают непосредственно с износившейся или сломанной детали и переносят на размечаемую заготовку.

Разметка по месту выполняется в тех случаях, когда по характеру соединений требуется собирать детали на месте. Для этого одну деталь накладывают на другую в таком положении, в каком они должны быть соединены, и размечают, как по шаблону.

Использование наиболее совершенных инструментов, приспособлений и шаблонов ускоряет процесс разметки, повышает качество работы и облегчает труд разметчика.

При разметке часто приходится выполнять вычисления. Для этой цели обычно пользуются счетно-решающим треугольником (рис. 16), который позволяет быстро определять необходимые элементы прямоугольных треугольников. Пользоваться счетно-решающим треугольником очень просто. Например, требуется определить катеты прямоугольного треугольника, если известно, что гипотенуза его равна 120 мм, а угол между гипотенузой и одним из катетов равен 25°.

Процесс решения состоит в следующем. На линейке при помощи ползуна 1 устанавливают заданный размер гипотенузы 120 мм и закрепляют винт 2. Затем устанавливают линейку 3, поворачивая ее относительно винта 4 и нониуса 5 на угол 25° (используя при установке стопорный винт 6). После этого прочитывают результаты решения на шкалах линеек 8 и 7. На шкале линейки 8 искомый размер катета будет равен 50,7 мм (при аналитическом расчете 50,64 мм), а на шкале линейки 7-108,7 мм (при аналитическом расчете 108,72 мм).

Этим прибором можно легко определить гипотенузу и угол, если известны размеры катетов, а также гипотенузу и катет, если известны второй катет и угол.

Для нахождения центра круглых деталей применяют центроискатели.

Рис. 16. Счетно-решающий треугольник

Источник

Разметка изделий из металла

При производстве изделий из металла исходный материал — отливки, листовой и профильный прокат — не соответствует по размерам и форме чертежу конструктора. Чтобы отрезать лишний металл, высверлить, отштамповать, сварить или другим образом обработать заготовку, на нее наносят ключевые точки чертежа. Применяясь к этим точкам и линиям, и проводят обработку.

Читайте также:  Два способа разрыва связи

Основное понятие и типы разметки

Как правило, размечают уникальные детали и изделия, производимые малыми и сверхмалыми сериями. Для крупносерийного и массового производства заготовки не размечают, вместо этого используют специальную оснастку и управляющие программы.

Что такое разметка

Операция нанесения размеров и формы изделия на заготовки называют разметкой. Цель операции — обозначить места, в которых следует обрабатывать деталь, и границы этих действий: точки сверления, линии загиба, линии сварных швов, обозначение маркировки и т.п.

Разметку производят точками, которые называют кернами и линиями, которые называют рисками.

Риски процарапываются в поверхности металла острым инструментом или наносятся маркером. Керны набиваются специальным инструментом — кернером.

По способу выполнения различают такие виды разметки, как:

  • Ручная. Ее делают слесари.
  • Механизированная. Выполняется с использованием средств механизации и автоматизации.

По поверхности нанесения различают

  • Поверхностная. Наносится на поверхность заготовки в одной плоскости и не связана с линиями и точками разметок, наносимых на другие плоскости.
  • Пространственная. Проводится в единой трехмерной системе координат.

Замечания по правке и разметке для тонколистового металла

Выбор между поверхностной и пространственной разметкой определяется, прежде всего, сложностью пространственной конфигурации детали.

Требования к разметке

Слесарная разметка должна отвечать следующим требованиям:

  • точно передавать ключевые размеры чертежа;
  • быть ясно видимой;
  • не стираться и не смазываться в ходе операций механической и термической обработки;
  • не ухудшать внешний вид готового изделия.

Разметка деталей должна проводиться качественным инвентарным инструментом и приспособлениями, подлежащими периодической поверке.

Нанесение рисок

Стандарт регламентирует порядок нанесения разметочных линий:

  1. горизонтальные;
  2. вертикальные;
  3. наклонные;
  4. криволинейные.

Нанесение криволинейных элементов после прямолинейных дает еще одну возможность проверить их точность. Дуги должны замыкать прямые, сопряжение должно быть гладким.

Прямые риски проводят хорошо заточенной чертилкой, без отрыва за один прием. Чертилку при этом наклоняют в сторону от линейки или угольника, чтобы не вносить искажений.

Параллельные прямые чертят, используя угольник и перемещая его вдоль опорной линейки на требуемую дистанцию.

Если в заготовке уже есть отверстия, то для привязки разметочный линий к ним применяют специальный инструмент — центроискатель.

Для того чтобы разметить наклонные линии, используют разметочный транспортир с шарнирной линейкой, закрепленной в его нулевой точке.

Для особо точной разметки в слесарном деле применяют штангенциркули. Они позволяют измерять расстояния и процарапывать риски с точностью до сотых долей миллиметра.

Накернивание разметочных линий

Для того чтобы точнее провести риску, в ее начале и в конце ставят керны. Это позволяет визуально контролировать положение линейки во время прочерчивания.

На рисках большой протяженности вспомогательные керны ставятся также и через каждые 5-15 см.

Линии окружностей накернивают в четырех точках — концах перпендикулярных диаметров.

Если размечают уже обработанные поверхности, то кернение применяют только в начале и конце рисок.

Накернивание разметочных линий

После чистовой обработки риски продлевают на боковые поверхности и ставят керны уже на них.

Приемы разметки

В слесарном деле применяют следующие приемы:

  • По шаблону. Используется в случае мелкосерийного производства. Шаблон изготавливают из металлопроката, всю партию размечают (или даже обрабатывают) через единожды размеченные прорези и отверстия в этом листе. Для деталей сложной формы может быть сделано несколько шаблонов для разных плоскостей.
  • По образцу. Размеры переносят с детали — образца. Применяется при изготовлении новой детали взамен сломанной.
  • По месту. Используется при производстве сложных многокомпонентных изделий и конструкций. Заготовки размещаются на плоскости или в пространстве в том порядке, в котором они входят в конечное изделие и размечаются совместно.
  • Карандашом (или маркером). Используется для заготовок из сплавов алюминия, чтобы чертилка не разрушала пассированный защитный слой.
  • Точная. Делается теми же методами, но применяются измерительные и разметочные инструменты особой точности.
Читайте также:  Установление того каким способом изготовлен документ какая экспертиза

Приемы выполнения разметки металлических деталей

Выбор приемов проводят в соответствии с конструкторскими и технологическими указаниями.

Брак при разметке

Прежде всего, при разметке всплывает брак, допущенный на предыдущих стадиях изготовления. Продукция заготовительных участков или цехов, а также материалы, приобретенные на других предприятиях, обнаруживают:

  • нарушение размеров
  • искажение формы
  • коробление.

Такие отливки или прокат дальнейшим разметочным операциям не подлежат, а возвращаются в подразделение или организацию, допустившую брак, для его исправления.

На этапе собственно разметки брак может быть вызван следующими факторами:

  • Неточность чертежа. Слесарь, не задумываясь, отображает неправильные размеры на детали, и в ходе дальнейшей обработки выходит бракованная продукция.
  • Неточность или неисправность инструментов. Все разметочные инструменты подлежат обязательной периодической поверке в метрологической службе предприятия или в авторизованном метрологическом центре.
  • Неправильное использование инструмента или вспомогательных разметочных принадлежностей. Известны случаи, когда вместо мерных калиброванных подкладок для выставления уровня использовались обычные подкладки. В этом случае также возможна ошибочное нанесение углов и уклонов.
  • Неточность установки заготовки на разметочный стол или плазу. Приводят к перекосам при откладывании размеров, нарушению параллельности и соосности.
  • Неправильный выбор базовых плоскостей. Возможно также, что часть размеров наносилась от базовых плоскостей, а часть — от черновых поверхностей заготовки.

Брак при разметке

Отдельно в ряду причин брака стоят ошибки разметчика. К ним относится:

  • Неправильно прочитанный чертеж. Возможно нанесение радиуса вместо диаметра и наоборот, неточное нанесение центров отверстий относительно центровых рисок и т.п. В случае возникновения затруднений слесарь обязан обратиться за разъяснениями к бригадиру или мастеру.
  • Неаккуратность и невнимательность при кернении и нанесении линий.

Человеческий фактор, к сожалению, является наиболее распространенной причиной разметочного брака.

Халатность может допустить как сам слесарь, так и его руководители, не поверившие вовремя инструмент или выдавшие неподходящие разметочные приспособления.

Обычно разметочные операции поручают наиболее опытным и ответственным работникам, рассчитывая на то, что они не будут механически переносить размеры с чертежа на заготовку, а отнесутся к делу вдумчиво и вовремя заметят и устранят причины возможного брака самостоятельно или обратившись к своим руководителям.

Источник

КИМы по технологии 4 класс. УМК Школа России

Контрольно — измерительные материалы по технологии в 4 классе.

Контрольно-измерительные материалы (далее — КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися основной образовательной программы по предмету «Технология» за курс 4 класса проводится в форме тестирования.

Для составления КИМов использованы следующие источники:

Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 5-е изд.-М.: «Просвещение», 2018.

Установить степень соответствия подготовки обучающихся 4-х классов образовательного учреждения требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии.

Кодификатор содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Технология». Определяет требования, достижение которых должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.

Содержательная линия / раздел

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;

Читайте также:  При линейном способе амортизационные отчисления производятся предприятием

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на карту- инструкцию; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам

Конструирование и моделирование

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Практика работы на компьютере

Выполнять базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;

пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Спецификация контрольно-измерительной работы по технологии в 1 четверти.

Проверочная работа состоит из 5 заданий.

Задания базового уровня: с выбором одного верного ответа из четырех — задание 3, выбрать и подчеркнуть – задание 1, на соответствие – задание 5: (оценивается 1 баллом за правильно выбранный вариант).

Задания высокого уровня: с кратким свободным ответом (оценивается в 2 балла) – 2 и 4 задания.

Оценки за проверочную работу следует выставлять по следующей шкале:

Максимальное количество баллов — 16 баллов.

«2» — меньше 8 баллов

1. Из чего состоит компьютер? Выберите и подчеркните: (4 балла)

Монитор, розетка, клавиатура, наушники, системный блок, мышь, планшет.

2. Что помогает человеку получать информацию о мире? (2 балла)

Напиши не менее четырёх различных источников информации. Ответ:______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

3. Сколько максимально по времени можно работать за компьютером, чтобы не нанести вред здоровью? (1 балл)

а) 10 мин б) 20 мин в) 15 мин г) 30 мин

4. Что можно делать с помощью текстовой программы Microsoft Word?

Запиши не менее четырёх операций. (2 балла)

5. Подбери для каждого устройства компьютера его назначение. Заполни таблицу. (7 баллов)

А. Системный блок 1. Печать информации

Б. Монитор 2. Отображение информации

В. Клавиатура 3. Хранение информации и программного обеспечения компьютера

Г. Сканер 4. Воспроизведение звука

Д. Принтер 5. Ввод информации (текста, цифр, знаков)

Е. Динамики 6. Управление курсором, выполняющим заданные действия

Ж. Мышь 7. Копирование и перенос информации в компьютер

Источник

Оцените статью
Разные способы