- Свойства внимания и их измерение.
- 7 методик для диагностики Вашего внимания внимания
- Какие основные свойства внимания?
- Методики диагностики объема внимания
- Методики исследования переключаемости внимания
- Методики исследования избирательности внимания
- Методики исследования устойчивости внимания
- Исследование концентрации внимания
Свойства внимания и их измерение.
1. Объем внимания – это количество объектов, охватываемых вниманием за короткий промежуток времени. При зрительном восприятии объем внимания определяется количеством объектов, одновременно воспринимаемых и запоминаемых испытуемым. Он определяется посредством тахистоскопической методики, предполагащей использование специального прибора тахистоскопа – механического устройства, которое состоит из экрана, на котором изображены стимулы и шторки, закрывающей экран. С помощью механического устройства шторка на доли секунды поднимается и опускается, открывая и закрывая экран. Объем внимания определяется количеством объектов, которые испытуемый успевает запомнить. Обычно это четыре – шесть объектов.
При слуховом восприятии последовательно предъявляется ряд стимулов (слова или числа). Объем определяется также количеством правильно воспроизведенных чисел и слов.
2. Распределение внимания — это способность человека контролировать одновременное выполнение нескольких действий. Оно осуществляется с помощью корректурной пробы Бурдона. Испытуемому предъявляют лист бумаги, на котором рядами в случайном порядке напечатаны буквы и предлагают выполнять одновременно два действия
— зачеркивать определенные буквы заданным способом и считать количество ударов метронома. Через каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый должен ставить черту в том месте листа, в котором он находится в данный момент. Точность подсчета количества ударов и продуктивность зачеркивания букв является показателем распределения внимания.
3. Интенсивность внимания — это степень сосредоточенности внимания на одном объекте. Чем больше объектов и чем меньше сосредоточенность, тем меньше интенсивность внимания. Максимальная интенсивность наблюдается при концентрации внимания, то есть сосредоточении внимания на одном объекте. Концентрация внимания так же измеряется при помощи корректурной пробы Бурдона. Здесь испытуемый зачеркивает заданные буквы нужным способом и определяется динамика продуктивности работы от начала до конца опыта. Показатели в конце опыта делятся на показатели в начале опыта. Чем ближе к единице полученное отношение, тем выше концентрация внимания.
4. Устойчивость внимания. Определяется длительностью сохранения внимания заданной интенсивности на объекте. Определяется обычно как длительность периодов безошибочной работы при выполнении тестового задания.
5. Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно характеризуется скоростью или временем переключения. Скорость переключения зависит от работоспособности, типа нервной системы, возраста. Ее можно изучить с помощью черно- красной таблицы Шульте – Платонова. Она представляет собой лист бумаги, на котором в случайном порядке изображены черные и красные числа. Опыт состоит из трех серий. В первой серии испытуемый показывает в возрастающем порядке черные числа и называет их вслух. Фиксируется время Т1. Во второй серии – красные числа в убывающем порядке и фиксируется время Т2. В третьей серии испытуемый попеременно показывает то черные, то красные числа. Черные – в возрастающем, красные – в убывающем порядке и фиксируется время Т3. Время переключения вычисляется по формуле:
6. Колебания внимания – это непроизвольные изменения интенсивности внимания. Они носят циклический характер и считается, что в их основе лежат циклические процессы, происходящие в организме (дыхание, сердцебиение, суточный ритм жизнедеятельности человека). Колебания внимания оцениваются с помощью предъявления двойственных фигур. Испытуемого просят производить карандашом удары по столу каждый раз, когда восприятие фигуры меняется. Количество ударов делится на длительность опыта и получается частота колебаний восприятия.
7. Отвлечения внимания – это непроизвольный перенос внимания на посторонние объекты. Обычно фиксируется с помощью наблюдения. Определяется количество отвлечений, длительность отвлечений и оценивается удельный вес отвлечений.
8. Помехоустойчивость – это способность противостоять непроизвольным отвлечениям, вызываемых действием различных помех. Оценивается с помощью черно – красной таблицы Шульте-Платонова. Опыт проводится, как и при оценке переключаемости внимания, но деятельность испытуемого оценивается в условиях действия и в условиях отсутствия помех. В качестве помех используется подача через наушники голоса, произносящего двузначные числа в случайном порядке.
Теории внимания.
Модели селекции
Феномен «вечеринки с коктейлем».
Избирательность внимания иллюстрируется ситуацией, получившей название «вечеринки с коктейлем». Описание подобной ситуации дал У. Джеймса. Он писал, что: мы можем быть внимательными к голосу собеседника среди гвалта других разговоров, не замечаемых нами, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся. Анализ этой ситуации позволяет выделить два важнейших аспекта внимания. 1. Избирательность внимания, проявляющаяся в том, что человеку легко удается отобрать интересующий его разговор и непрерывно слушать его, не отвлекаясь на все остальное. 2. Распределение внимания, которое выражается в том, что неотобранные голоса остаются потенциально доступными восприятию и какая-то информация может быть замечена за пределами фокуса внимания.
Исследования К. Черри.
Избирательность внимания была исследована английским инженером- акустиком Колином Черри (1953). Он поставил перед собой две задачи. 1. Выяснить какие характеристики стимуляции, используются перцептивной системой для выделения и удержания какого-то одного сообщения в потоке других. Сообщения могут различаться по направлению источника звука, особенностям голоса (громкости, высоте, тембру), темпу, синтаксису, теме или содержанию. Кроме того, слушатель может использовать зрительную информацию о жестах и мимике говорящего. 2. Выяснить, какова судьба неотобранных сообщений. Отвергаются ли эти разговоры полностью, и если нет, то в какой степени они воспринимаются слушателями.
К. Черри разработал методику, ставшую образцовой для экспериментальных исследований селективного внимания. Испытуемому одновременно предъявляют два сообщения двумя способами: 1) бинаурально — оба сообщения (А и Б), записанные на разные дорожки магнитофона, подаются одновременно в правое и левое ухо; 2) дихотомически — первое сообщение (А) подается в правое ухо, а второе (Б) — в левое ухо испытуемого. В эксперименте использовались записи текстов, списков слов, цифр или отдельных звуковых сигналов.
Также варьировалась инструкция. Испытуемый должен прислушиваться только к одному (А или Б), релевантному, заданному каким-то отличительным признаком сообщению с целью его безотлагательного повторения, обнаружения целевых слов, последующего буквального воспроизведения или ответа на вопросы по его содержанию. Он отчитывается об услышанном после каждого предъявления или непрерывно повторяет вслух все элементы релевантного сообщения по ходу предъявления.
Для выявлении характеристик стимула, влияющих на отбор релевантного сообщения, К. Черри использовал бинауральное предъявление сообщений. Сообщения представляли собой прозаические отрывки разного содержания, прочитанные и записанные на магнитофон одним и тем же диктором. Записи уравнивались по громкости, но они отличались вероятностью перехода от одного элемента к другому, обусловленные содержанием, грамматической структурой и темпом высказываний. От испытуемого требовали подробного отчета о содержании релевантного сообщения, которое подавалось чуть раньше нерелевантного. Ему разрешалось прокручивать одну и ту же запись столько раз, сколько понадобится для полного и безошибочного отчета. Общее количество проб или время прослушивания одной записи служили показателями успешности селекции релевантного сообщения.
Оказалось, что восприятие релевантного текста при этих условиях хотя и возможно, но, в отличие от обычной ситуации, происходит с большим трудом. Так, чтобы лучше сосредоточиться, испытуемые часто закрывали глаза. Полное разделение сообщений достигалось лишь путем многократного (от 20 до 25 раз) прослушивания.
Эксперимент выявил важную роль физических признаков стимуляции (направления, интенсивности, высоты звука) в процессах ее селекции. При разделении сообщений испытуемые, по-видимому, опирались на вероятности перехода от одного элемента сообщения к последующему. Под вероятностью перехода имеют в виду частоту следования какого-то слова за другим словом. Возможность отбора на основании вероятности перехода была устранена в дополнительной серии проб с предъявлением сообщений, составленных из газетных штампов. Вероятность перехода между словами внутри штампа очень велика, тогда как между штампами она резко падает. Содержание релевантного сообщения здесь всегда, независимо от числа повторных прослушиваний, перемешивалось с содержанием нерелевантного. Испытуемый как бы выхватывал словосочетания то из релевантного, то из нерелевантного сообщения. Отсюда ясно, что вероятности перехода влияют на процесс разделение релевантного и нерелевантного сообщений.
Исследование восприятия нерелевантного сообщенияпроводилось с помощью процедуры вторения в условиях дихотического предъявления. По релевантному каналу, например, с правого наушника подавался обычный текст, который нужно было отчетливо повторять вслух с отставанием не более чем на 2-3 слова. Нерелевантное сообщение, идущее с другого наушника, также начиналось с какого-то текста, но могло без предупреждения измениться по своему характеру — где-то в середине, вместо текста подавали звуковой тон или меняли голос диктора с мужского на женский; запись прокручивали в обратную сторону или читали текст на иностранном (немецком) языке. Затем продолжали подачу первоначального текста. После эксперимента неожиданно для испытуемого задавали вопросы относительно нерелевантного канала.
Оказалось, что непрерывное отслеживание релевантной стимуляции выполняется довольно легко. После небольшой тренировки в предварительных опытах испытуемые вторили без промедления и безошибочно. Эти результаты еще раз подтвердили решающее значение физического признака стимуляции для успеха селекции. Оказалось, что нерелевантная информация не отвергалась полностью. Испытуемые замечали звуковой тон и смену голоса. Однако, они ничего не могли сообщить о содержании текстов нерелевантного канала и, как правило, не замечали смену языка и порядка воспроизведения. К. Черри пришел к выводу, что восприятие нерелевантных сообщений ограничивается грубыми физическими характеристиками. Методики, созданные К. Черри, полученные им факты и выводы легли в основу многих других исследований внимания.
Источник
7 методик для диагностики Вашего внимания внимания
Вниманием называют процесс урегулирования поступающей информации с точки зрения приоритетности для субъекта и исполнения назначенных задач. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Диагностика внимания – это изучение тех или иных ее свойств посредством разных методик. В этой статье представлен обзор наиболее известных методик.
Какие основные свойства внимания?
- Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды.
- Переключаемост ь – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
- Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью.
- Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.
- Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.
- Распределение – возможность направлять внимание одновременно на несколько разнохарактерных объектов.
Методики диагностики объема внимания
Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова (35*35 см) и указки. Такое исследование должно проходить субъективно. Испытуемому дается инструкция, согласно которой он должен показать указкой все числа от 1 до 25. Важно, чтобы человек находился на таком расстоянии от таблицы, чтобы ее полностью видеть.
Методика «Крестики» . Испытуемому дважды демонстрируются таблицы с различным распределением крестиков. После предъявления он должен занести крестики в свой бланк, как он их запомнил. На выполнение 1-4 карточки отводится по 10 секунд, 5-6 – 15 секунд, а для 7 и 8 – 20. Количество правильных ответов заносится в таблицу и интерпретируется в оценку в баллах.
Методики исследования переключаемости внимания
«Таблицы Шульте» . Субъекту предлагаются 5 неидентичных таблиц с числами от одного до двадцати пяти. Прежде чем начать исследование, дается четкая инструкция: «Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Постарайтесь сделать как можно быстрее и без ошибок». Исследователь должен зафиксировать время, потраченное на каждую таблицу, для дальнейшей расшифровки результатов теста.
Поиск чисел с переключением . Для проведения опыта понадобится таблица Горбова-Шульте. В таблицу занесены числа 1-25 черного цвета и 1-24 красного цвета. Необходимо поочередно называть черные числа в порядке возрастания и красные числа в порядке убывания. Время на исполнение в среднем 90 секунд.
Важно проводить опыт индивидуально с каждым испытуемым, а также заранее подготовить протокол. В протоколе отмечают время на каждый из 5 этапов (10 чисел) и регистрируют ошибки.
Анализ данных проводят по специальной формуле, рассчитывая сначала каждый этап отдельно, а затем общий результат. Рост количества ошибок и затраченного времени указывает на истощаемость нервных процессов.
Протокол исследования оценки переключения внимания:
Регистрация времени по этапам, с | Черные цифры | Регистрация ошибок | Красные цифры | Регистрация ошибок |
---|---|---|---|---|
t1 | 1 2 3 4 5 | 24 23 22 21 20 | ||
t2 | 6 7 8 9 10 | 19 18 17 16 15 | ||
t3 | 11 12 13 14 15 | 14 13 12 11 10 | ||
t4 | 16 17 18 19 20 | 9 8 7 6 5 | ||
t5 | 21 22 23 24 25 | 4 3 2 1 |
Методики исследования избирательности внимания
Тест Мюнстерберга . Это ряд букв, среди которых встречаются слова. Испытуемому предлагают найти и подчеркнуть все слова за 2 минуты. В протоколе отмечают время, затраченное на выполнение задания, и ошибки.
Тест Торндайка (ТТ) предусматривает поиск трехзначных чисел среди фонового материала. Субъекту предлагаются 10 трехзначных чисел, которые он должен найти среди 100 трехзначных чисел.
Прежде чем начать тест четко дается инструкция: «Перед вами бланк, верхние два столбца – это числа эталоны, которые необходимо отыскать в нижних столбцах. Найденное число обведите кружочком, а в верхнем столбце вычеркните. Работать нужно быстро».
Выделяют 3 стиля работы:
- систематический – методично сканировать все числа;
- оптимальный – упорядочено искать соответственно последовательности искомых эталонов;
- хаотичный – беспорядочный просмотр всего фонового материала.
В среднем человек тратит 190-210 секунд для выполнения задания. Проведенные исследования нормы обнаружили, что успешность представительниц слабого пола значительнее, чем у мужчин, с годами в обеих группах успешность снижается. Коэффициент успешности соотносится с коэффициентом интеллекта в целом и степенью академического обучения.
Методики исследования устойчивости внимания
Наиболее популярный Счет по Крепелину , который помогает изучить устойчивость внимания исследуемого при простой монотонной деятельности. Необходимо сложить числа, напечатанные одно под другим, записать полученный результат без десятка. Испытуемого предупреждают, что после каждого слова «Стоп» он должен начинать работу с новой строчки. Работать нужно быстро и безошибочно.
По результатам опыта строят кривую утомляемости. Увеличение количества ошибок и/или снижение скорости выполнения задания к концу эксперимента говорит об истощаемости.
Исследование концентрации внимания
Корректурная проба Бурдона . За определенное время (обычно 30 или 60 секунд) необходимо вычеркнуть указанные в инструкции цифры или буквы. О хорошей стабильности и сосредоточении внимания свидетельствуют следующие показатели:
- время;
- затраченное на выполнение заданий;
- количество ошибок.
Существует еще масса разных способов исследовать внимание, так как оно непосредственно связано с познавательной деятельностью и памятью, соответственно и с интеллектуальным развитием. Расстройство внимания не является характерным для каких-либо психических болезней и типов психического реагирования. Однако, можно зафиксировать специфику их видоизменений при различных психических отклонениях.
Источник