- Урок по физике на тему «Масса тела. Единицы массы. Способы измерения массы «
- Администрация города Соликамска Пермского края
- УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Масса тела. Единицы массы
- Содержание
- Опытное рассмотрение взаимодействия тел разной массы
- Соотношение масс и приобретенных после взаимодействия скоростей
- Инертность и масса тела
- Единицы измерения массы
- Примеры задач
- Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок по физике на тему «Масса тела. Единицы массы. Способы измерения массы «
Выбранный для просмотра документ Масса тела.docx
Администрация города Соликамска Пермского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ «Основная общеобразовательная школа №13»
Урок физики в 7 классе
по теме «Масса тела. Единицы массы. Способы измерения массы».
г. Соликамск, 2016
Урок физики в 7 классе по теме «Масса тела. Единицы массы. Способы измерения массы» разработан по УМК А. В. Перышкина, «Учебник физики для 7 класса», Москва, Дрофа 2007.
Урок проводится в 7 классе при изучении раздела «Взаимодействие тел» (урок № 14).
Тема урока не дается в готовом виде, а формулируется обучающимися благодаря наводящим вопросам. На этапе целеполагания учащиеся ставят свою цель, используя карточки с пропусками. С помощью этой же карточки проводится этап рефлексии, где обучающимся предлагается оценить себя, (что достигли, получилось ли заполнить всю карточку, поставить задачи на будущее…) Ученики проводят анализ результатов урока, определяя субъективное значение результатов своей деятельности.
В начале урока актуализировался материал, изученный ранее по темам «Взаимодействие тел», «Инерция», с помощью приема технологии развития критического мышления «Установи соответствия». В ходе урока используются приемы на развитие критического мышления (Толстые, тонкие вопросы, заполнение карточки с пропусками). Данные приемы носят проблемный характер, что активизирует мыслительную работу школьников.
Отбор материала соответствует возрастным особенностям обучающихся. Характер заданий способствует созданию учебной мотивации и поддержанию интереса к изучаемой теме на протяжении всего урока. Здоровьесберегающие технологии (проведение физминутки, связанной с содержанием урока, чередование видов деятельности) способствуют предупреждению переутомления.
В содержании урока прослеживается связь с жизнью, интеграция содержания (вычислительные навыки из математики).
Формы организации деятельности учащихся на уроке: интерактивные (задание поработать в группе, вопросы проблемного характера, совместное решение задачи). Используется фронтальная работа (вопросы, выведение формулы расчета), групповая и индивидуальная формы организации.
В ходе урока формируются УУД:
Познавательные (выведение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их доказательство);
Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно; коррекция );
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической речью);
Личностные (действие нравственного оценивания усваиваемого содержания, на основе социальных и личностных ценностей, обеспечивающее моральный выбор , например, соблюдение правил дорожного движения)
Данная разработка урока представлена в виде подробного конспекта, включающего речь учителя со ссылкой на слайды презентации.
Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Цель урока: формирование представления о новой величине “масса” и единицах её измерения, формирование умения сравнивать массы двух тел, измерять массу тела на рычажных весах, выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, расширение кругозора учащихся.
1. Образовательные: сформировать знания учащихся по теме «Масса тела. Единицы массы. Способы измерения массы», помочь обучающимся в осмыслении практической значимости, полезности приобретаемых знаний и умений, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения темы “Плотность”, в процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала.
2. Развивающая: создать условий для развития исследовательских навыков, навыков совместной деятельности, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы.
3. Воспитательная : развить познавательный интерес, логическое мышление, усилить познавательную мотивацию осознание учеником своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Источник
Масса тела. Единицы массы
Содержание
Когда два тела взаимодействуют друг с другом, их скорости могут меняться. Что мы здесь имеем в виду? Тела могут останавливаться, разгоняться, замедляться, могут начать двигаться в другом направлении.
В прошлом уроке мы рассматривали пример с солдатом и ружьем: в данном случае пуля приобрела намного большую скорость нежели ружье. Почему так происходит? В данном уроке мы рассмотрим как и почему изменяются скорости взаимодействующих друг с другом тел.
Опытное рассмотрение взаимодействия тел разной массы
В прошлом уроке мы рассматривали опыт с двумя тележками, к одной из которых была прикреплена гибкая металлическая пластина. Проведем похожий опыт (рисунок 1). На одну из тележек установим груз (рисунок 1,а).
Рисунок 1. Опыт, иллюстрирующий взаимодействие двух тел разной массы.
Красной линией отмечено исходное положение тележек. После того, как мы разрежем нить, скрепляющую пластину, тележки разъедутся в разные стороны. Но теперь мы ясно видим, что тележка с грузом откатилась на меньшее расстояние, чем тележка без груза (рисунок 1, б).
Тележки прошли разный путь $\to$ приобрели разные скорости после взаимодействия друг с другом.
Логично, что та тележка, которая прошла меньший путь, имела меньшую скорость. Но это была тележка с грузом. Тележка, движущаяся с меньшей скоростью, обладает большей массой, а тележка с большей скоростью обладает меньшей массой.
Скорости, приобретенные телами после взаимодействия друг с другом, зависят от их массы.
Соотношение масс и приобретенных после взаимодействия скоростей
Мы можем измерить скорости тележек после взаимодействия и сравнить их массы. Опытным путем было установлено соотношение:
Например, мы измерили скорость тележек после взаимодействия. Скорость одной тележки составила $10 \frac<м><с>$, а скорость другой – $20 \frac<м><с>$. Запишем соотношение:
Отсюда, $m_1 = 2m_2$:
т.к. скорость второй тележки в 2 раза больше скорости первой, то ее масса будет в 2 раза меньше массы первой тележки.
Тогда, если после взаимодействия
- скорости изначально покоившихся тел одинаковы $\to$ их массы одинаковы;
- скорости тел различные $\to$ массы тел тоже различны.
Инертность и масса тела
Когда мы разбирали определении инерции (способность сохранять скорость тела при отсутствии действия на него других тел), мы упоминали понятие инертности. Рассмотрев взаимодействие тел друг с другом и изменение скорости, теперь мы можем дать полное определение и этому понятию.
Инертность – это индивидуальное свойство каждого тела по-своему менять свою скорость при взаимодействии с другими телами:
- чем меньше меняется скорость, тем большую массу имеет тело – оно более инертно
- чем больше меняется скорость, тем меньшую массу имеет тело – оно менее инертно
Масса тела – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.
Единицы измерения массы
Массу обозначают буквой $m$.
Единица массы в СИ – килограмм (1 кг).
Существует так называемый “эталон” – цилиндр из сплава платины и иридия весом ровно 1 кг. Международный эталон был выпущен в 1889 году и хранится в Международном бюро мер и весов в городе Севре (близ Парижа). Хоть он и хранился под герметичными колпаками (рисунок 2), его вес менялся, теряя примерно по 50 микрограммов за 100 лет. Но с 20 мая 2019 года он перестал был значимым. Теперь эту единицу (кг) определяют через физическую константу – постоянную Планка, о которой вы узнаете в старших классах.
Рисунок 2. Эталон килограмма.
Другие используемые единицы массы: тонна (т), грамм (г), миллиграмм (мг):
- 1 т = 1 000 кг ($10^3 кг$)
- 1 кг = 1 000 г ($10^3 г$)
- 1 кг = 1 000 000 мг ($10^6 мг$)
- 1 г = 0,001 кг ($10^<-3>кг$)
- 1 мг = 0,001 г ($10^ <-3>г$)
- 1 мг = 0,000001 кг ($10^ <-6>кг$)
Примеры задач
- Пуля вылетает из ружья массой $9 кг$ со скоростью $800 \frac<м><с>$. Скорость отдачи ружья составляет $1,3 \frac<м><с>$. Рассчитайте массу пули.
Дано:
$m_р = 9 кг$
$\upsilon_р = 1,3 \frac<м><с>$
$\upsilon_п = 800 \frac<м><с>$
Найти:
$m_п – ?$
Показать решение и ответ
Решение:
Запишем соотношение масс и скоростей взаимодействующих тел:
$\frac
Выразим и рассчитаем $m_п$:
$m_п = \frac<\upsilon_р \cdot m_р> <\upsilon_п>= \frac<1,3 \frac<м> <с>\cdot 9 кг><800 \frac<м><с>> \approx 0,015 кг \approx 15 г$
Ответ: $m_п \approx 0,015 кг \approx 15 г$.
- Мальчик весом $40 кг$ спрыгивает на берег со скоростью $4 \frac<м><с>$. С какой скоростью отплывет лодка, если ее масса $100 кг$?
Дано:
$m_м = 40 кг$
$\upsilon_м = 4 \frac<м><с>$
$m_л = 100 кг$
Найти:
$\upsilon_л -?$
Показать решение и ответ
Решение:
Запишем соотношение масс и скоростей взаимодействующих тел:$$\frac<\upsilon_л> <\upsilon_м>= \frac
Источник
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов?
В каких единицах она измеряется (перечислите все)?
8,4 т = ___________ кг 500 мг =____________ г
0,5 т = ___________ кг 120 мг = ____________ г
125 г = ___________ кг 60 мг = _____________ г
100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = ___________________________ г
20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = ___________________________ г
На какую чашку весов кладут:
Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.
Результаты измерений запишите в таблицу:
Гири, которыми тело было уравновешено
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? масса
В каких единицах она измеряется (перечислите все)? В СИ – кг, в л/р — г
8,4 т = 8400 кг 500 мг =0,5 г
0,5 т = 500 кг 120 мг = 0,12 г
125 г = 0,125 кг 60 мг = 0,06 г
100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = 121, 7 г
20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = 31,3 г
На какую чашку весов кладут:
взвешиваемое тело? левую
Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.
Результаты измерений запишите в таблицу:
Гири, которыми тело было уравновешено
Вывод: масса тела приближенно равна сумме масс грузиков, уравновешивающих весы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 356 человек из 68 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-300073
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник