Какими способами можно изменить объем тела физика 7 класс

ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. №4 Измерение объема тела. Номер №1

Цель работы:
Научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы:
Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.
Указания к работе:
1 . Определите цену деления мензурки.
2 . Налейте в мензурки столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.
3 . Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку (рис. 201 ), и снова измерьте объём жидкости.
4 . Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
5 . Результаты измерений запишите в таблицу 9 .
Дополнительное задание.
Если тело неправильной формы не входить в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда (рис. 202 ). Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погружённого в жидкость тела.

Таблица 9 .


рис. 201


рис. 202

Решение

Объём тела неправильной формы точно измерить с помощью измерительных приборов нельзя. Поэто­му для измерения объема воспользуемся мензуркой. Тело, полностью погружён­ное в жидкость, вытесняет объём жидкости, кото­рый равен объёму самого тела. Воспользуемся этим законом и найдем объёмы некоторых тел следую­щим образом. Нальем достаточное количество воды в мензурку, а затем погрузим полностью туда наше тело. Разница между первоначальным объёмом и объёмом жидкости, в которое погружено тело, равна объёму этого тела.
$V = V_ <2>— V_<1>$ , где $V_<2>$ − объём воды и тела, $V_<1>$ − начальный объём воды в мензурке.

  1. Прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора нужно определите цену деления его шкалы.
    Для определения цены деления необходимо взять 2 соседних числа, найти их разницу (от большего отнять меньшее), а затем разделить полученное число на количество маленьких штрихов между этими числами.
    На шкале цилиндра возьмём, к примеру, числа 20 и 30 .
    Таким образом, цена каждого деления будет равна
    $\frac<30 - 20><2>= \frac<10><2>$ = 5 мл.
  2. В мензурку нальём столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду. Начальный объём воды равен 70 $см^<3>$ .
  3. Опустим тело, объём которого надо измерить (шарик, брусок, цилиндр), в воду, удерживая его за нитку, и снова измерим объём жидкости.
    Вычисления.
    $V_ <бр>= 95 — 70 = 25 см^<3>$
    $V_ <ц>= 85 — 65 = 20 см^<3>$
    $V_ <ш>= 75 — 60 = 15 см^<3>$
  4. Результаты измерений запишем в таблицу 9 .
№ опыта Название тела Начальный объём воды в мензурке $V_<1>, см^<3>$ Объём воды и тела $V_<2>, см^<3>$ Объём тела V, $см^<3>$ $V = V_<2>-V <1>$
1 Брусок 70 95 25
2 Цилиндр 65 85 20
3 Шарик 60 75 15

Вывод. В ходе лабораторной работы мы научились измерять объёмы тел с помощью измерительного цилиндра и выяснили, что объём тел равен разнице объёма воды, в которое погружено тело, и первоначального объёма воды.

Источник

План-конспект и презентация урока по физике в 7 классе на тему «Измерение объема тел».

Выбранный для просмотра документ План-Конспект.docx

в 7 классе в МБОУ Ширинская СШ №4

на тему «Измерение объема тел».

Разработал: Сорокин В.А.______________

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: Павельева О.Ю._____________

ФИО руководителя практики

Тема урока: «Измерение объема тел».

Дата проведения: 13.08.2020

Тип урока Изучение новой темы и формирование умений и навыков по изученной теме. Технология урока: коллективный способ обучения, работа в малых группах. Цель урока : Научится определять объем тел разных форм, научиться применять полученные навыки при решении качественных задач. Форма урока : Урок-практикум.

повторить материал по теме «Определение цены деления прибора»;

обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса и объем тел и их единицах измерения;

выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);

научить, практически использовать полученные знания;

использовать кратные приставки в устном и письменном описании величины (см3 и мл);

знать значение термина объем и единицы его измерения

описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования.

формировать умение логически мыслить, сравнивать, самостоятельно делать выводы;

развивать ответственность и самостоятельность при обучении ;

развивать умение работать в группах;

активизировать мышление школьников

способствовать осознанному усвоению материала;

развивать умение проявлять инициативу, активность, самостоятельность, творческий интерес;

развивать аккуратность и внимательность при оформлении работ. Эстетичность при содержании рабочего места;

формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование : измерительный цилиндр; отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (тела из разных материалов, ручки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.

Методы: беседа, практическая работа в парах и группах.

I. Организационная часть (3 мин)

На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами как масса и объем. Узнали, что эти величины зависят от агрегатного состояния тела.

Задачи сегодняшнего урока:

научиться определять объем тела правильной геометрической формы с помощью измерительного цилиндра;

научиться определять, объем тела неправильной геометрической формы с помощью отливного стакана и измерительного цилиндра.

II . Актуализация знаний учащихся (5 мин)

На уроках математики, вы уже наверняка рассчитывали объем фигур правильной формы (куб, параллелепипед) по таким параметрам, как длина, ширина, высота.

На предыдущих уроках физики вы изучили такое понятие, как цена деления прибора, и умеете записывать результат прямого измерения с учетом погрешности. Знакомы с правилами заполнения таблицы при сборе данных.

На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.

Задание: за 5 минут дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем ответы нужно выбрать из тех, что написаны справа.

Ниже приведены вопросы и ответы. (тест)

1) Цена деления прибора.

2) Физическая величина.

4) Физическое тело.

6) Природное явление.

8) Раздел физики.

9) Единица измерения.

7) Стальной шарик

Организационный момент, подготовка к исследованию, техника безопасности на урок.

Проговорить правила безопасности при проведении практической работы.

Получение материала и приборов для измерения. А именно, предложим ученикам самим взять необходимое для эксперимента оборудование со стола учителя.

Определение объема тела правильной формы.

Что такое объём? Как вы уже умеете определять объем тела правильной формы?

Цель выполняемого задания: вспомнить понятие объем, вычислить объем при помощи формулы. V=a×b×c. Работа выполняется в парах. Ответ транслируется на класс от каждой пары.

При помощи ученической линейки определите объем спичечного коробка.

Ответы учеников записываются на доске. Необходимо обратить внимание на правильность выбора единицы измерения длины и объёма.

Если результаты сильно различаются, необходимо задать вопрос из-за чего это могло произойти, а ученики должны сделать предположения.

Вопросы для учащихся после измерения и вычисления:

Какие измерения вы производили для вычисления объёма коробка? (длина, ширина, высота)

Как смогли узнать объем коробка? (Использовали формулу V=a×b×c)

Можно ли использовать эту формулу, если вы хотите узнать объем ручки? (нет, т.к. форма ручки неправильная)

Предложите свой способ, как узнать объем тела, имеющего неправильную форму.

II. Работа в парах. (25 мин.)

Во время выполнения задания необходимо постоянно проводить обратную связь, а именно, проверять работу каждого учащегося и в случае затруднения, задавать вопросы для определения возникшей трудности.

Измерение объёма с помощью измерительного цилиндра

Цель: Определить цену деления измерительного цилиндра, научиться пользоваться им и определять с его помощью объём жидкости, объем тела неправильной формы.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр, стакан с водой, другие сосуды, тело.

Порядок выполнения работы

1) Определить цену деления измерительного цилиндра. Ц.д.=_____см3

2) Налить воду в измерительный цилиндр и измерить её объём. V1=______см3

3) Обвязать измеряемое тело ниткой.

4) Опустить тело в воду, удерживая его за нитку, и измерить объем жидкости с телом V2; V2=______см3

5) Посчитать объем помещенного в стакан тела по формуле V = V2 — V1 .

Теперь мы можем приступить к выполнению лабораторной работы «Измерение объема тела», пользуясь инструкцией.

Определение объема тела правильной и неправильной формы :

определите цену деления измерительного стакана.

налейте в измерительный стакан столько воды, чтобы в него можно было поместить тело в и измерить объем воды ещё раз;

опустите тело, объем которого вы хотите измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в измерительном стакане.

проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

результаты измерений запишите в таблицу:

Расчет объема тел правильной и неправильной формы

Начальный объем жидкости в мензурке

Объем жидкости и тела V2, см 3

В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3

В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получают индивидуальные результаты, характерные только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в измерительных стаканах был различен.

Результаты некоторых измерений приведём в таблице №2

Результаты измерений объема тел различной формы

Начальный объем жидкости в мензурке

Объем жидкости и тела V2, см 3

тела правильной формы

тела неправильной формы

Выводы по лабораторной работе : в ходе выполнения работы, мы научились определять объемы тел различной формы с помощью измерительного стакана и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора.

Итог урока: (2 мин)

Ребята сдают рабочие листы с выполненной лабораторной работой и использованное в работе оборудование.

Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание

Рефлексия урока. Дает возможность учителю осмыслить прошедший урок.

При измерении получил(а) значение …………………………………………………………

Когда тела имеют правильную форму, то объем можно узнать, если знаешь …………….

Объем небольших тел неправильной формы можно измерить с помощью ……………….

Для этого нужно сначала измерить………………………..……………………….…. затем …………………………………, разница ……………………и есть объем тела.

Домашнее задание: п.22-23 (учебник Пёрышкина)

Задание для детей с повышенной учебной мотивацией.

1.В канистру налито 50 л бензина. Выразите данный объем в дм3 и м3.

2.Рассчитайте количество кирпичей, которое пошло на строительство стены высотой 3,9 м, шириной 70 см и длиной 90 дм, если объем одного кирпича равен 2400 см3.

Список использованной литературы:

1) Учебник «Физика 7 класс» А.В. Пёрышкин.

2) « Физика. 7 класс. Методическое пособие. К учебнику Перышкина А.В. ФГОС.» Н.В. Филонович

3) Методические рекомендации и разработки на сайте infourok . ru

4) «Физика. 7 класс: поурочное планирование.» Пелагейченко Н.Л.

1. Внешние связи урока.

Урок «Измерение объёма тел» изучается в разделе «Взаимодействие тел».

2 . Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Этапы урока были выделены четко. Дозировка по времени, отводимая на каждую часть урока, была определена правильно. Основная дидактическая цель и задачи урока реализованы в полном объёме:

Цель урока : Научится определять объем тел разных форм, научиться применять полученные навыки при решении качественных задач.

— образовательные (формирование познавательных УУД)

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

развивающие (формирование регулятивных УУД)

3.Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

В ходе проведения урока удалось реализовать поставленную цель и задачи.

В ходе проведения урока удалось реализовать поставленную цель и задачи.

В целях мотивирования детей к учебной деятельности была предложена качественная задача.

Учащиеся с помощью педагога разрабатывали практический план достижения поставленной цели.

Это позволило ученикам сформулировать тему урока и осознать необходимость изучения данной темы.

В ходе реализации построенного проекта ученики проводили экспериментальные работы в группах и предлагали свои выводы. Это способствовало лучшему пониманию изучаемой темы, существенно повысило заинтересованность учащихся в изучении данной темы и явилось дополнительным мотивирующим фактором.

В течение всего урока учитель играл роль советчика, консультировал учащихся на каждом этапе выполнения работы.

Возникшие трудности, ошибки, учащиеся исправляли самостоятельно, самостоятельно поясняя суть затруднений.

Результат урока показал усвоение материала учащимися. В целях актуализации знаний была проведена рефлексия. Для проверки усвоения материала проведён общий опрос с целью определения понимания важности проделанной работы.

В ходе урока использовались знания, полученные на предыдущих уроках, а также на уроках других предметов. Материал для учеников актуален. Для общего развития была продемонстрирована практическая значимость данного вопроса.

Воспитание в процессе урока

В ходе парной работы формировались умения: слушать другого, формулировать собственное мнение, воспринимать чужую точку зрения, рефлексировать, общаться с одноклассниками, стремление добиваться наилучших результатов.

Соблюдение основных принципов дидактики

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Деятельность учителя и учащихся была организована правильно. В течение всего урока учащиеся отвечали на вопросы; при изучении нового материала делали выводы, проводили эксперимент; при закреплении материала выполняли тестовое задание, решали качественные задачи.

Выбор методов обучения

При проведении урока соблюдались общие требования к выбору методов обучения. Исходя из специфики учебного материала, выбраны объяснительно иллюстративный, проблемный методы.

Работа учителя на уроке

На уроке был достигнут контакт с классом. На уроке прослушивались ответы учащихся, записывались результаты эксперимента, формулы, единицы измерения и оказывалась помощь и давалась оценка индивидуально каждому ученику.

Работа учащихся на уроке

Класс был активен на всех этапах урока. Виды деятельности менялись: учащиеся отвечали на вопросы, слушали, рассуждали, проводили опыты самостоятельно, формулировали результат проделанной работы.

Гигиенические условия урока

Освещенность классной комнаты была достаточной. Учащиеся сидели с учетом их здоровья, роста и успеваемости. Урок прошел в атмосфере доброжелательности. Была взаимная заинтересованность всех участников процесса.

В ходе проведения урока удалось реализовать поставленные цели. Результат урока показал усвоение материала учащимися. Презентация к уроку легко вписалась в традиционный урок и способствовала лучшему пониманию изучаемой темы, что существенно повысило заинтересованность учащихся в изучении физики и явилось дополнительным мотивирующим фактором.

Материал урока был изложен логично, в доступной форме. На уроке формировались следующие умения: выделять главное, планировать ход своих действий при выполнении практического задания, работать с приборами, анализировать, делать выводы, обобщать, отрабатывать уже имеющие умения и навыки.

В ходе парной работы формировалось умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения, умение рефлексировать, умение культурно общаться с одноклассниками, умение стремление добиваться наилучших результатов.

Урок был выстроен оптимально, соответствовал интересам учащихся, уровню учебной и общей подготовки класса. Адекватна была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока.

Учащиеся были активны на уроке.

Темп урока был достаточно высоким и соответствовал уровню учащихся данного класса. Интерес к уроку поддерживался на всем его протяжении. При повторении материала учащиеся отвечали на вопросы; при изучении нового материала делали выводы, проводили эксперимент.

В ходе урока использовались знания, полученные на предыдущих уроках, а также жизненный опыт учащихся. Материал для учеников актуален.

Контроль знаний учащихся осуществлялся в начале и конце урока. Формы контроля: устный и письменный.

Домашнее задание задано в конце урока, оно было записано и продиктовано. Проведен детальный инструктаж по его выполнению.

Урок прошел в атмосфере доброжелательности. Была взаимная заинтересованность всех участников процесса.

Повысился интерес к предмету.

Цели урока были достигнуты. Урок был закончен логически верно.

Источник

Читайте также:  Способ территории организации государства или государств образующих союз
Оцените статью
Разные способы