Какими способами можно формировать личностное целеполагание у учащихся

Формирование целеполагания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к обучению

«Формирование целеполагания у учащихся, как необходимый элемент повышения мотивации к обучению».
Основу содержания урока составляют три этапа: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
В современных уроках предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не излагает свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать, сделать».
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника через формирование целеполагания является одной из основных задач урока.
Ученика нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. «Сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения мотивации обучения и качества знаний учащихся через формирование целеполагания у учащихся.
Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание.
При свободном – организуется совместное (педагог-ученик) конструирование, определение целей.
При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом.
При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом,
а программа действий по их достижению определяется совместно.
А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания?
Целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать».
Четкое формулирование цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно).
Выделение способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности.
По ходу выполнения действий оценивали, насколько успешно идет продвижение к цели, и в итоге оценили, насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания.
Цель должна стать самостоятельной побудительной силой, а для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель превратилась в мотив.
Важна организация учителем соответствующей деятельности учеников во время урока, а также взаимодействия учителя и учащихся.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Визуальный приём «Проблема предыдущего урока».
Визуальный приём «Моделирование жизненной ситуации».
Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изученного материала.
Вот один из вариантов такой ролевой игры «Сценка в магазине», удобно использовать при изучении темы «Проценты». Разыграв эту сценку, вы подводите ребят к цели урока – познакомиться с понятием процент (видеосюжет)
Визуальный приём «Яркое пятно».
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например:
Геометрия 8 класс. Тема урока «Трапеция». Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.
Задает вопросы:
Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»
Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».
Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»
Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».
Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?»
Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».
Например:
Математика 6 класс. Тема урока «Положительные и отрицательные числа».
«В одном очень далеком царстве под названием «Положительные и отрицательные числа» все жители разделились на две половины: добрую, где жили положительные числа и злую, где жили отрицательные числа…..
Например: Математика 5 класс. Тема урока «Параллелепипед»
– Прослушайте и запомните ряд слов: «Квадрат, прямоугольник, параллелепипед, круг, треугольник».
– Что общего во всех словах? (Названия фигур)
– Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Визуальный приём «Домысливание».
Данный приём можно применять в 6 классе на уроках математики при изучении темы «Длина окружности и площадь круга». Предложить ученикам принести на урок различные круглые предметы. Вначале урока предложить тонкой проволочкой измерить длину окружности, затем штангельциркулем измерить диаметр принесённых окружностей. Найти отношение длины окружности к диаметру. У всех получается отношение равное 3; 3,1; 3,2.
Визуальный приём «Исключение».
Первый урок по теме «Квадратное уравнение» можно зашифровать (уравнение) и предложить выбрать цель урока из предложенных:
Какое уравнение здесь лишнее? Почему? Какую взаимосвязь между корнями и уравнением можно найти? Заключение.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.
Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности) необходимо записать на доске.
При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна (результатов, записанных через умения, может быть несколько).
В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого – сформулировать свои образовательные задачи.

Читайте также:  Простой способ варенья брусники с яблоками

Хочется завершить нашу работу словами древнеримского философа Сенека: «Когда человек не знает, к какой он пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Вывод:
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели, добиваться результатов по поставленным целям тем самым повышая мотивацию к обучению.

Источник

Мастер-класс по теме «Формирование навыков целеполагания обучающихся начальной школы»

Выбранный для просмотра документ Формирование навыков целеполагания 1.docx

Формирование навыков целеполагания обучающихся начальной школы: методика и приёмы.

Цель мастер-класса: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.

Познакомить с понятием «целеполагание»

Познакомить с методикой и приёмами целеполагания.

Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 20 минут

Целевая аудитория: учителя школ района.

1. Вступление в контакт.

— Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия» . В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Сегодня современный урок должен стать для школьника не только занятием по получению знаний, но и должен позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание , самостоятельная продуктивная деятельность , рефлексия .

В своём выступлении я хотела бы остановиться на первом этапе урока – целеполагании. Что же такое целеполагание? Слайд 2

Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Процесс целеполагания – это коллективное действие , каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания . Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Но как вовлечь учащихся в процесс целеполагания? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью моего мастер-класса: познакомить с универсальными приёмами работы по формированию у учащихся умения целеполагания.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Слайд 3

Читайте также:  Двойственная задача способ решения

Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Слайд 4

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

Ситуация яркого пятна.

Работа над понятием.

Пословицы, поговорки и др.

— А сейчас я предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»). После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

— А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

— Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показываю модель см и дм ) — Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава, поэтому предлагаем воспользоваться моделью дм )

— Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38? (Измеряли разными мерками)

— А знаете ли вы, что, кроме см и дм , есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показываю линейку – метр). Это тоже единица длины, называется она метр . А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка? (Да)

— Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете? ( м , т.к. длинные предметы удобнее измерять единицей длины – метром )

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока . (Метр )

— Поставьте цели на урок . (Слайд 5) Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … ( Познакомиться с новой единицей длины – метром, научиться измерять метром, узнать , как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)

— Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Слайд 6 Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть так же необычный предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Данный прием состоит в представлении учащимися набора однотипных предметов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формулируется тема. По необходимости я корректирую тему урока и предлагаю сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока.

Итак, для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на: (Слайд 7)

1.Побуждение учащихся к достижению цели.

2.Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3.Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Прием «Проблемная ситуация»

Я предлагаю рассмотреть ещё один приём целеполагания. ( Урок окружающего мира во 2 классе «Царства»)

Если бы Земля не сумела удержать воду и воздух, она была бы безжизненной. Всё живое нуждается в тепле, свете, воде и воздухе. Есть на Земле «царства», которые не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории и всё у них общее: земля, реки, моря.

— Как называют эти «царства»? Слайд 8

— А к какому из этих «царств» вы отнесли бы человека? Почему?

— Что вы можете сказать о животных? Слайд 9 (Животные — живые существа)

— Они что делают, как живые существа? (рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают.)

— О каком же «царстве» мы будем сегодня говорить? (о царстве животных)

— Что бы вы хотели узнать нового об этой группе? (В какой среде обитают? Чем питаются? Где спасаются от холода? . )

Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания, т. е. создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Сейчас мы с вами продемонстрировали прием, который называется «Проблемная ситуация». Слайд 10 Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Существует 2 вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Последовательность применения данного приёма такова:

2)Коллективная проверка результатов

3)Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

4)Постановка цели урока

Например, можно рассмотреть проблемную ситуацию, возникшую с затруднением на у роке математики в 3 классе «Умножение двузначного числа на однозначное». Слайд 11

На доске дан ряд чисел: 3, 14, 5,22, 8, 2, 17, 25.

— Что это за числа? (однозначные и двузначные)

— Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 5. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

— Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 5. (Обучающиеся испытывают затруднение).

— Вы смогли выполнить мое задание?

— Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? (Умножение двузначного числа на однозначное.)

Читайте также:  Договор поставки способы заключения

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока.

* Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 16, 1, 11, 9.

2 группа: 12, 17, 16, 11

— По какому признаку вы разделили на две группы? (числа, в записи которых 1 цифра и числа, в записи которых 2 цифры.)

— Если мы их выделили в общую группу, то значит они заслуживают нашего внимания? Учащиеся формулируют цели и тему урока.

* Урок русского языка по теме «Части речи» можно начать с предложения: «На какие группы можно разделить эти слова? Обоснуйте свой ответ.

Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.

— Как называются слова каждой группы? О чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

Приём «Работа над понятием» Слайд 13

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков » Прям о угол ьник».

Геометрическая фигура — многоугольник, с четырьмя прямыми углами.

Прям о угол ьник — четырёхугольник, у которого все углы прямые.

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока «Дикие животные».

1.Этот зверь живёт лишь дома, 5.Пышной гривою трясёт,

С этим зверем все знакомы. Гордо голову несёт,

У него усы как спицы, Он прекрасен и опасен,

Он мурлычет, песнь поёт. Царь зверей, он очень властен.

Только мышь его боится. Кто же этот царь зверей?

Угадали? Это … (кот) Угадай-ка поскорей. (лев)

2.У меня большая грива, ушки и копытца. 6.Голодная мычит, сытая жуёт.

Прокачу того игриво, кто не побоится. Всем ребятам молоко даёт. (корова)

Моя шёрстка гладка, кто же я? (лошадка)

3.У кого рога длиннее хвоста? (коза) 7. Любит в луже искупаться,

. Сочной травкой наслаждаться.

4. Будто облако резвилось И на солнышке лежать,

И на травку опустилось. Громко хрюкать и визжать.

Спинка вся в густых колечках, Ну конечно же, не львёнок,

Бродит по траве … (овечка) А капризный … (поросёнок)

— Что общего во всех отгадках? (Это животные)

— Какое животное лишнее? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Данный прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:

1.Повторить знания об имени прилагательном.

2.Определить, с какими частями речи сочетается.

3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов являются: Слайд 16

учет уровня знаний и опыта детей;

доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Таким образом, рассмотренные приёмы целеполагания позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Бесспорно – всё изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд. В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»

4. Рефлексия. Установление обратной связи

Моё выступление подошло к концу. Вернусь к задачам своего выступления. Смогла ли я помочь вам в организации деятельности по формированию навыков целеполагания обучающихся? Для установления обратной связи применим метод «Синквейн». Слайд 17

— Чему посвящен мастер-класс? Назовите существительное?

— Опишите: какое оно?

— Коллективное, важное, (новое, нужное)

— Какую функцию оно выполняет?

— Устанавливает, формулирует, организует

— Что формирует у младших школьников? Составьте предложение.

— Формирует умение учиться самостоятельно.

— Замените существительное « целеполагание» синонимом из одного слова.

Своё выступление хочу закончить стихами.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! Слайд 18

1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.

2. Подходы к целеполаганию на уроке. http :// www . eidos . ru .

3.Формирование навыка целеполагания. http :// www . gimnazy 161. ru .

4.Каким должен быть современный урок. http :// www . it — n . ru .

5.Целеполагание при проектировании урока. http :// nmc , nevarono . ru

Выбранный для просмотра документ Формирование навыков целеполагания.ppt

Источник

Оцените статью
Разные способы