Какими способами католицизм боролся с реформацией краткий ответ

Борьба католической церкви с реформацией

Распространение реформации в Европе

В XVI веке вслед за Германией реформация охватывает и другие европейские страны: Англию, Скандинавию и др. Здесь реформацию осуществили сами короли. Они закрыли монастыри, отняли у церкви её земли, раздали их дворянам. Церковь в этих странах перестала подчиняться римскому папе; её главой стал король.

Реформация произошла также в Швейцарии. Здесь особенно сильна была буржуазия. Поэтому не князья, как в Германии, и не короли, как в иных- странах, а буржуазия оказалась во главе реформации. Смелой швейцарской буржуазии, вождём которой был Кальвин, удалось осуществить то, чего не смогла сделать трусливая немецкая буржуазия: полностью подчинить себе церковь. Кальвинистская церковь управлялась выборными старейшинами из числа самых именитых горожан. Эта церковь благословляла богачей. Её проповедники учили, что богатому и удачливому бог покровительствует, а бедняков и неудачников он отвергает.

Сторонников реформации,протестовавших против власти папы, называли протестантами. Среди них возникли, как мы видим, два главных течения:

  • лютеранство и
  • кальвинизм.

Лютеранство, помимо Северной Германии, стало господствовать в таких странах, как Швеция, Норвегия, Дания; кальвинизм распространился в Нидерландах и Франции. Много протестантов появилось в Англии.

Так в XVI веке раскололась и ослабла католическая церковь. И хотя протестантская церковь была далека от бедняков и служила буржуазии, ослабление католицизма сильно испугало папу римского и его сторонников.

Борьба папства против реформации.

Силы католической церкви были далеко ещё не сломлены- Она по-прежнему господствовала реформации. в Испании и её колониях, в Португалии, Италии, Польше, Франции, Южной Германии. Оправившись от полученных ударов, католическая церковь перешла в контрнаступление против реформации. С новой силой задымились костры инквизиции. В Риме был учреждён центральный

инквизиционный суд, который разбирал дела наиболее опасных для церкви еретиков. Был составлен список запрещённых книг, за чтение которых людям грозило предание суду инквизиции. Этот список существует и пополняется римскими папами и ныне. В него папы вносят в первую очередь произведения передовых учёных и писателей, подрывающие религию, развивающие науку, защищающие интересы трудящихся.

Наконец, для борьбы с реформацией католической церковью была создана боевая монашеская организация — орден иезуитов (от латинского слова «Иезус» — Иисус). Иезуиты не были похожи на других монахов. Они не жили в монастырях, не носили специальной одежды. Внешне они ничем не отличались от обычных людей. Иезуиты стремились войти в доверие королей, знати, богачей и простых людей, чтобы тайно направлять их деятельность в интересах католической церкви.

Иезуиты не брезговали ничем. «Цель оправдывает средства» гласил их девиз. Они широко использовали обман и предательство, подкуп и клевету, шпионаж и тайные убийства. Глава иезуитов («генерал ордена») обладал неограниченной властью и подчинялся лишь одному папе. Среди иезуитов царили строжайшая дисциплина и беспрекословное послушание. «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно признать это» — таково было правило иезуитов.

Орден иезуитов был очень богат. Иезуитам принадлежали огромные земли, промышленные предприятия, корабли. Члены ордена занимались ростовщичеством, выманивали у богачей завещания в пользу ордена. Богатства иезуитов использовались ими для пропаганды католицизма, подкупа нужных людей и содержания наёмных убийц.

Читайте также:  Известные способы защиты данных

Чтобы завербовать церкви большее число приверженцев, иезуиты создавали свои школы. Воспитанники этих школ на всю жизнь становились послушными рабами церкви.

Иезуиты помогали католическим государствам в борьбе против других стран. В начале XVII века они были организаторами и участниками нападения польских феодалов на Русское государство. Во Франции они убили в начале XVII века короля, который провозгласил равноправие католиков и протестантов. В Южной Америке иезуиты захватили целую страну — Парагвай и сделали её оплотом колониального гнёта, закрепощали индейцев, жестоко подавляли их восстания.

Орден иезуитов существует и поныне. В наше время иезуиты — верные слуги империализма и реакции, злейшие враги коммунизма.

Варфоломеевская ночь.

в Одним из самых чёрных дел католической церкви было массовое убийство французских протестантов (их называли «гугенотами»), известное под названием Варфоломеевской ночи.

Во Франции католическая церковь сохранила своё господство, но её положение сильно пошатнулось. Среди горожан распространялось протестантское учение. Многие феодалы, недовольные сильной властью короля, тоже перешли в протестантство.

Королевское правительство поддерживало католическую церковь и искало случая, чтобы расправиться с гугенотами. В 1572 году в Париж съехалось много гугенотов на свадьбу принца, их вождя, с сестрой короля. Католики решили воспользоваться этим и разом покончить с «еретиками».

В ночь на 24 августа (под праздник «святого Варфоломея») зазвонили колокола всех парижских церквей. Это был условный сигнал. Вооружённые католики напали на ничего не подозревавших гугенотов, на домах которых еще накануне были нарисованы мелом кресты. Началась страшная резня. Гугенотов рубили алебардами, пронзали шпагами, выбрасывали из окон, топили в Сене. В последующие дни резня перебросилась в провинцию. За две недели во Франции было убито несколько десятков тысяч человек.

Римский папа пришёл в восторг, узнав о Варфоломеевской ночи. Он велел служить благодарственные молебны, палить из пушек и зажечь в Риме праздничную иллюминацию. По его приказу в память об этой резне была выбита медаль с надписью «Убийство гугенотов».

Такими методами католическая церковь пыталась упрочить свое пошатнувшееся положение.

ПРИЛОЖЕНИЕ — ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ В ОПИСАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО ИСТОРИКА

Избиение гугенотов, начавшееся в Лувре , распространилось по всему городу; придворные и солдаты, зачинщики кровавого дела, покончив с дворянами-протестантами, с которыми они пировали накануне, перешли к убийству других: городского начальства, судей, ремесленников, подозреваемых в ереси. Тут было общее предательство. Один выдавал своего соседа, другой — врага или родственника от которого ждал наследства.

  1. Одних убивали в их жилищах, заставляя отдать сперва всё имущество как бы для спасения жизни;
  2. других тащили в тюрьмы;
  3. но большую часть последних убивали на улицах, бросая трупы в реку.

Представьте себе улицы, вымощенные трупами; оглушительный шум, проклятия убийц, вопли жертв, неумолкаемый грохот пистолетных выстрелов; треск выламываемых дверей и окон, из которых выбрасываются обезглавленные трупы, падающие на улицу с каким-то странным свистом; телеги, нагруженные награбленной добычей и мертвецами, которых спешат бросить в реку, когда со всех сторон струятся кровавые потоки. Утончённый придворный так же спокойно убивал и грабил, как и бродяга. Принцы и сам король воспользовались десятой частью награбленного у богатых ювелиров. Вельможи оканчивали свои судебные процессы ударом кинжала.

Источник

Читайте также:  Способы санаторно курортного лечения

Какими способами католицизм боролся с реформацией краткий ответ

Подробное решение параграф § 8 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. 2016

  • Гдз тетрадь-экзаменатор по Истории за 7 класс можно найти тут

Вспомните: Когда и для чего была создана средневековая инквизиция?

Ответ: В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе. Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков». Еретики не оставляли церкви никакого выбора, поэтому в средние века в Западной Европе постоянно пылали костры инквизиции — специально созданной организации, боровшейся с тайными врагами католицизма.

Вопрос: Почему считается, что идеи Кальвина способствовали развитию капитализма?

Ответ: Идеи Кальвина способствовали развитию капитализма в Европе. Он утверждал, что Бог дарует спасение только тому, кто трудится. И он имел в виду обычный труд – в поле, в кузнице, в своей лавке. То есть не нищие имеют больше шансов на рай, а именно те, кто работает. Соответственно, люди с доходом, по мнению Кальвина, были более угодны Богу, чем бедные. В этом прямое противоречие идеям католичества с его нищенством и отказом от земного; труд предполагает накопление богатств. Кальвин считал, что накопление богатств также угодно Богу. Ведь чем человек богаче, тем он ближе к Богу. Но это касалось только тех, кто зарабатывает собственным трудом и не ленится; богатство считалось признаком того, что Бог избрал этого человека. Раз он ему даровал богатство, то он его любит. Поэтому, деньги не считались чем-то грязным и бездуховным. Напротив, они стали признаков избранности. Указанные идеи Кальвина были особенно распространены в Германии, Швейцарии и других странах Северной Европы. Они привели к стремлению людей работать и зарабатывать. Ведь не стоит надеяться на рай для бедных. Нужно быть богатым, поскольку это угодно Богу.

Вопрос: Какими способами католицизм боролся с Реформацией?

Ответ: Контрреформация официально началась с Тридентского собора 1545 г. С одной стороны, оно ужесточало и систематизировало карательные меры против еретиков. В частности, расширены были полномочия инквизиции, был издан и периодически обновлялся Индекс запрещённых книг – список книг, которые нельзя было издавать и даже читать в католических странах. Большую роль в этом деле сыграл орден иезуитов со своим знаменитым принципом о цели, оправдывающей средства.

Но одновременно контрреформация ознаменовала и начало борьбы с ересями путём переубеждения. В ответ на доводы еретиков выставлялись не только кары, но и контраргументы. В частности, иезуиты широко занялись образованием молодёжи, чтобы направить это образование в правильное русло. Именно это направление контрреформации обогатило европейскую духовную жизнь во многих её проявлениях. Во многом из него выросла культура барокко.

Вопрос: Как вы думаете, какими могли быть последствия деятельности Ордена иезуитов?

Ответ: Я думаю, что последствия были бы печальные. Иезуиты — один из самых загадочных и мрачных орденов за всю историю религии. Название их ордена связано с интригами, убийствами и, как ни парадоксально, с наукой и образованием. Их деятельность и правила, которым они следуют, вызывает много вопросов и осуждений. Мотивы и законы, которыми они руководствуются, для общественности недоступны и непонятны. Иезуиты ведут свои игры и для достижения своих целей они пользовались любыми способами.

Читайте также:  Способами избавления от бюджетных излишков является

Источник

Какими способами католицизм боролся с Реформацией?

В 16-17 веках против протестантской Реформации Римско-Католическая Церковь начала программу обновления и искоренения ошибок прошлого.

Была жёстко централизована вся иерархия духовенства и сеть приходов Апостольскому Престолу в Риме;

католические догматы, таинства, богослужения, обряды и традиции, культы святых и икон, статус священства — были решительно очищены Тридентским Собором от протестантских ересей и модернизаций,

была унифицирована для всего христианского мира католическая Месса;

был создан Высший Инквизиционный Трибунал в Риме, который жестко пресекал распространение протестантской ереси эмиссарами Кальвина и Лютера, и их литературы в пока еще глубоко католических странах и местностях, не затронутых массово ересями;

для священников вводилось обязательное богословское образование до рукоположения (в семинариях и богословских университетах);

был запрещен явный массовый перегиб в приходах с торговлей индульгенциями за деньги;

усиливалось почитание Богородицы — Девы Марии, как заступницы каждого христианина перед Богом, чей культ был понятен простому народу и который отменили протестанты;

возникли и реформировались новые монашеские ордена (капуцинов, кармелитов, урсулинок, театинцев и пр.), монахи и монахини которых демонстрировали народу не показную и лицемерную, а истинную христианскую веру с упором на личный аскетизм, а также проявляли самоотверженную заботу о больных и бедных в новых монастырских больницах и приютах, тщательно занимались нравственным воспитанием и начальным образованием юношей и девушек из слоёв крестьян и горожан;

также было создано либерально-прогрессивное, просветительское и теологически высокообразованное «Общество Иисуса» (орден иезуитов), члены которого должны были не в закрытых монастырях, а, «идя в массы» (не только в Европе, но и миссионерствуя в Азии, Америке, Африке), пропагандировать и проповедовать на личном примере живую и горячую веру вкупе с высокой научной и богословской образованностью, с умением вести интеллектуальные и убедительные диспуты с протестантами и нехристианами, проявляя при этом интеллигентную терпимость к местным обычаям и традициям, не противоречащим Христианству.

Резюмируя, можно сказать, что отныне упор пропаганды христианской католической веры и борьбы с ересями в Католической Контрреформации делался в основном не на страх перед инквизицией (которой по-прежнему заведовали консервативные и ортодоксальные доминиканцы и францисканцы, не желавшие никаких перемен, и откровенно ненавидившие «иезуитских либералов»), не на слепое навязывание веры без её понимания, а на победу религиозного подвижничества католического духовенства и монашества через искреннюю личнюю веру, через реальный гуманизм и практическую заботу о ближнем, через высокую образованность и истинную духовность, через раннехристианский аскетизм и фанатичное самопожертвование в миссиях на краю света среди язычников во имя Христа.

И несомненная заслуга в этом принадлежит конечно иезуитам, благодаря деятельности которых РКЦ восстановила свои позиции и победила протестанскую Реформацию в Италии, Франции, Бельгии, Южной Германии (Баварии), в Австрии и Венгрии, в Речи Посполитой (в Польше, Литве и Беларуси), в Хорватии, Словении и Чехии (Богемии), в Латинской и Центральной Америке.

Также упор во внешних обрядах католическими контрреформаторы делался на сохранении традиций, понятных народу — вместо аскетических собраний без музыки и таинств в протестантских молельнях с голыми стенами без икон и статуй — католикам было явлена пышная ренессансная красота храмов в стиле барокко, затрагивающая душу мощь органной музыки, строгая торжественность и зрелищность латинской Мессы.

Католическое великолепие баррокко Контрреформации

Источник

Оцените статью
Разные способы