Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией

Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией

Что же такое ораторство? По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Речи можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию и т.д., в зависимости от поставленной оратором цели.

Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V веке до н.э., когда это называлось «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам. Оно возникло как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на Народном собрании, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике — это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач оратора, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Начало контакта с аудиторией

Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит очень часто, поэтому оратору просто необходимо знать, как выходить из этой ситуации, как разрушить стену и как установить контакт. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие виды контакта с аудиторией:

а) Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса
б) Естественность
в) Раскрепощенность
г) Разговорный стиль изложения
д) Свободные жесты и движения

Зрительный контакт так же необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Достаточно только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки или просто закрыть глаза. Такой оратор не сумеет наладить общение со слушателями.

Но надо заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

• Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
• Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
• Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
• Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
• Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
• Показ практической значимости информации.
• Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
• Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
• Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
• Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
• Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
• Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы — это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, несмотря на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Но, если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Стоит поупражняться в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы:

Читайте также:  Как лечить гайморит домашним способом

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги. В наиболее выразительных местах речи упор делается сильнее на носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.

Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей выступающего и представляют собой проявления его настроения и мыслей. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам.

Конечно же оратору необходимо соблюдать кое-какие правила по жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.

а) Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не надо жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
в) Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. И это нельзя понимать, как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению. Оратор для этого постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждает и заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию — в зависимости от мотивов выступления.

Литература
1. Д. Карнеги, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с. 2. Н.Н.Кохтев, «Основы ораторской речи». Московский университет, М.: 1992г. – 521 с.

Источник

Урок 6. Работа с аудиторией

Каждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию. Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели.

Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка (М. Дугласа) взять его в свою команду? И на самом деле, как бы грамотно ни была составлена речь, какие бы художественные средства и приёмы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное.

Содержание:

Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.

Механизмы работы с аудиторией

Механизмов работы с аудиторией существует несколько. Поэтому рассмтрим каждый из них в отдельности.

Выразительные средства оратора

Успех выступления зависит от многих факторов. Один из главных – сам текст и способ его подачи. Наверное, каждый согласится, что даже лекцию о взглядах Гегеля можно прочитать так, что дух захватит. Как книги бывают интересными, наполненными различными образами, сравнениями, так и речь может завораживать и заставлять слушателя следить за каждым словом. Помогают в этом отдельные ораторские приёмы, которые не только делают ритора красноречивым, избавляют от сухости и будничности, но и увеличивают вовлеченность аудитории, поддерживают внимание и интерес, позволяют управлять ею.

Хороший оратор обращается к слушателям, стремится к диалогу. Его первостепенная задача побудить публику к одобрению, согласию, действию, ведь изначально далеко не все готовы поддержать выступающего. И первое, что нужно сделать – говорить с аудиторией на её языке. Так, если информация специфична, позаботьтесь о том, чтобы каждый понял, в чём суть послания. Здесь на помощь приходят примеры и сравнения, достаточно простые и понятные для каждого, которые и способствуют достижению взаимопонимания.

Важные места можно повторить несколько раз или выделить паузами (это делается не только для лучшего запоминания сказанного и не обязательно должно быть повтором предметно-конкретной информации – вспомните хотя бы «Ihaveadream» М. Л. Кинга, где повтор усиливает эмоциональное воздействие).

Если же цель автора – не просто настроить аудиторию на максимальное восприятие, но и получить обратную связь, можно использовать риторические вопросы. Этот приём особенно эффективен, когда поддержкой нужно заручиться в самом начале выступления, обозначив, что задача оратора и аудитории общая. Он действует практически в любых сферах: в политике («Разве вас всё устраивает в работе ЖЭКов?»), торговле («Вы бы хотели увеличить свои продажи вдвое?») и т.д.

Читайте также:  Перец болгарский засолка холодным способом

Это далеко не все возможные примеры, но и они демонстрируют, что приёмы выразительности – незаменимый инструмент в случае, когда аудитория готова слушать и воспринимать вами сказанное, который применяется с целью подчеркнуть самое главное, сделать речь более понятной и добиться одобрения. Благодаря их использованию достигается ощущение человекоориентированности выступления, что, несомненно, важно для публики.

Невербальные средства подачи информации. Метасообщение

С. Шипунов, тренер и руководитель «Университета Риторики и Ораторского Мастерства», в своих разработках обращается к любопытной статистике. В ней содержатся факты, что во время выступления вербальная составляющая (непосредственно слова) лишь на 7% воздействуют на публику. Остальные 93% приходятся на долю невербальных средств (метасообщений): 55% на язык тела (мимика, жесты, позы) и 38% на тембр, интонацию, тон голоса.

Это даёт основания сделать вывод, что в плане работы с аудиторией невербальные средства очень важны. Но как их применять правильно? Нужно научиться посылать верное метасообщение. Для этого нужно быть конгруэнтным, что значит уметь согласовывать передаваемую по всем каналам информацию. Попросту говоря, голос, жесты, мимика должны быть согласованы с текстом послания и между собой. Лишь в таком случае публика с готовностью воспримет ваши идеи и поддержит их.

Сами посудите, вызовет ли у вас доверие работник банка, рекламирующий услуги выгодного кредита, если при общении он будет постоянно отводить глаза, быстро говорить и нервно жестикулировать? Вряд ли. Это верно для выступлений любого содержания. Во время выступления перед вкладчиками и акционерами и выражения уверенности в позициях банка на рынке, у представителя правления не должны дрожать руки и срываться голос. Там где речь идёт о банальных вещах, активная жестикуляция неуместна. Хуже того, неконгруэнтность уменьшает достоинства любого хорошего текста.

Для того, чтобы научиться посылать правильные невербальные сообщения в книге С. Шипунова «Харизматичный оратор» приводится следующее упражнение:

Аудитория обращает внимание и на то, как говорит человек, поэтому нужно учиться управлять своим голосом. Полезными в этом плане будут упражнения, которые с целью развития речи используют актёры.

Невербальные средства очень важны, но здесь, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. Если вас ждёт встреча с людьми негативно настроенными по отношению к предмету разговора, начинать своё выступление с заверений в искренней радости и любви, при этом ещё и стараться их изобразить, не стоит. Признайте, что вас ждёт нелёгкий диалог, но заинтересованность сторон в решении вопроса позволяет надеяться на успех. Правда почти всегда лучше лжи.

Методы получения обратной связи

Вы, наверное, неоднократно видели передачи или шоу, где ведущий приглашает несколько человек из зала на сцену и презентует тему путём разговора с ними, задавая вопросы и отвечая на них. Это действенный метод получения обратной связи. Оратор в таком случае имеет возможность общаться непосредственно с представителями целевой аудитории, и на основании этого строить стратегию подачи материала. Правда, стоит отметить, что в таком случае присутствует некий развлекательный аспект, что делает прямое общение неприменимым в таких областях, как, к примеру, бизнес. Но есть и другие техники установления обратной связи.

Одна из них – прямой вопрос. Суть в том, что оратор задаёт публике вопрос, получает ответ и развивает тему. Таким образом, выступление получается и актуальным, и интересным для слушателей. Эту технику часто применяют учителя и преподаватели, ведь она помогает не только взаимодействовать с аудиторией, но и поддерживать внимание. На их основе можно полностью строить выступление (в случае, если тема чётко не оговорена заранее), хотя такой метод и подходит только для опытных риторов и не очень больших аудиторий.

Ещё один приём, часто применяемый в политике – отражение чувств, их вербализация. Суть его в том, что поднимая какую-нибудь актуальную тему, ритор пытается словами передать своё отношение к ней, показать общие со слушателями переживания по тому или иному поводу. Иногда линия поведения корректируется «на ходу» (как способ манипуляции) – сначала разведывается почва, определяется реакция, а дальше уже следует попытка придать речи нужную окраску.

Отлично действующий способ получения обратной связи – завершение выступления призывом задавать уточняющие вопросы, указывать на непонятные моменты. Это не только позволит детально проработать тему и лучше её закрепить, но и включить соответствующие моменты в свои дальнейшие выступления.

Как произвести нужное впечатление на аудиторию

На первый взгляд может показаться, что гораздо важнее то, какое впечатление от текста, а не от выступающего, останется у аудитории. Но это не верно. Плохой оратор способен «загубить» хороший текст. Публике человек интересен не менее темы, и если он ей не понравится, должного воздействия слова не окажут. Поэтому уже в момент выхода на сцену нужно постараться произвести на слушателей нужное впечатление.

В этом отношении имеют значение несколько деталей. Во-первых, внешний вид. Человек часто становится заложником стереотипов, и, не вдаваясь в дискуссии о том, хорошо это или плохо, нужно стараться соответствовать устоявшемуся мнению. Так, неуместно на съезд банкиров или финансистов прийти выступать в рваных джинсах и футболке. В отдельных случаях, это, конечно, может послужить тому, что вас запомнят, но больше никаких дивидендов не принесёт.

Во-вторых, будьте учтивы и дружелюбны, соблюдайте формальности. Улыбнитесь, поздоровайтесь с присутствующими, поблагодарите их за то, что пришли. Если вас не представили – сделайте это сами. Если уместно – пошутите относительно темы или погоды, но никогда не шутите о собравшихся. Кратко скажите о предмете выступления и времени, которое на него уйдёт. Обозначьте возможность задавать вопросы и отведённое на них время (можно ли вас перебивать или лучше задать их после речи).

Напоследок, помните, что первое впечатление самое сильное. Поэтому следите за осанкой, позой, жестами, старайтесь всем своим видом выражать уверенность, и всё обязательно получится.

Работа с вопросами и возражениями

Выше уже было сказано, что вопросы и возражения – такая же неотъемлемая часть выступления, как и сама речь. Нужно быть к ним готовым, уметь отвечать с достоинством, и ни в коем случае не бояться. Понятно, что к речи вы готовились и произнести её уверенно легче, чем ответить на вопросы. Но они лишь продолжение беседы, зачастую это желание со стороны публики что-то уточнить или восстановить в памяти и ответить на них никакой трудности не составит (мы берём за исходную ситуацию, когда оратор действительно разбирается в теме).

Читайте также:  Способы получения доходов организации

Бывает и так, что вас стараются «завалить». В таких случаях нужно помнить следующее:

Никогда не говорите «не знаю» и не уходите от ответа. Если вопрос напрямую не касается темы вашего сообщения, вежливо сошлитесь на то, что это не предмет сегодняшней беседы и порекомендуйте источники для поиска ответа. Если на него нельзя ответить однозначно, укажите, что ваше мнение может не совпадать с другими, и оно не обязательно единственно верное, перед тем, как его высказать.
Узнайте, что больше всего интересует людей в данной теме. Работая над текстом речи, попробуйте представить какие вопросы вам могут задать и подготовиться к ним. Лучше вас речь не знает никто, поэтому уделите основное внимание слабым сторонам, чтобы быть максимально готовым.
Используйте приём «компенсация». Суть его в том, что если вас в чём-то обвиняют («Ваш товар слишком дорогой, на рынке есть аналоги по более приемлемым ценам»), вы не отрицаете аргументы противника, а принимаете их: «Да, цена действительно высокая». Но потом в ход пускаются контраргументы, которые сильнее обвинений или нивелируют их: «А вы знаете, что продукт производится в Европе, а не Китае? Мы предоставляем гарантию и техобслуживание на протяжении 3 лет, а не года, как у аналогов». Таким образом, вы обезоруживаете противника.
Карстен Бредемайер в книге «Чёрная риторика» советует: «Перед каждым разговором, перед каждой презентацией и перед каждым докладом сформулируйте для себя по крайней мере одну забойную фразу, содержащую в себе основную мысль вашего послания. Она послужит вам опорой, с помощью которой вы сможете устоять на ногах в любой критической ситуации, способной сложиться в ходе дискуссии. К тому же она обязательно укрепит вашу позицию и увеличит силу воздействия всего вашего выступления».
Всегда можно выиграть время или перевести разговор в другое русло, применив метафору. В качестве неё может быть использована какая-нибудь поучительная история, реальный случай или анекдот. Но при этом важно, чтобы связь с вопросом всё же прослеживалась, что не дало бы повода оппоненту обвинить вас в уходе от ответа.

Несколько по-иному обстоят дела с возражениями. Продажники уверяют, что возражение является следствием либо сомнений самого клиента, либо вашей недостаточной подготовки и, как следствие, неспособности заинтересовать. О том, как работать с возражениями, смотрите видеолекцию:

5 советов по удержанию внимания и взаимодействию с аудиторией

Нижеследующие советы помогут вам оказывать на аудиторию поистине потрясающее воздействие.

Научитесь бороться со страхом публичных выступлений

Практически все волнуются и даже испытывают страх перед публичными выступлениями. Но есть способы с ними справляться. Приобретая опыт и анализируя его, вы с каждым разом становитесь лучше. Избавьтесь от скованности в движениях, тренируйте свой голос, научитесь расслабляться и вы увидите, что поводов для страха гораздо меньше, чем представляется.

Говорите правду

С. Джобс считал, что аудитория чувствует неискренность, поэтому в своих выступлениях никогда не лгал. У. Черчилль правдиво говорил о крови, тяжёлом труде и слезах, а не строил воздушные замки, как многие современные политики. Не поэтому ли их речами, которые стали образцами риторического искусства, восхищаются миллионы людей? Даже оставив в стороне идеализм и согласившись, что бывает ложь во благо, уместнее не обращаться в своём выступлении к темам, которые могут заставить вас соврать. Помните, что быть уличённым в неправде в разы хуже, чем не ответить.

Думайте о слушателе

Говоря о средствах выразительности, мы уже указывали, что речь должна быть ориентирована не на решение ваших задач, а на слушателя. Неважно перед сколькими людьми вы выступаете – перед одним или тысячей, с какой целью это делается – попросить надбавку к зарплате или представить новый продукт потенциальному покупателю, важно учитывать не только свои интересы, но и интересы аудитории.

Исходя из этого, должна выбираться стратегия взаимодействия. Хотите больше зарабатывать? Рассказывайте не о том, что подорожала квартплата, еда, бензин, а о том, что готовы взять на себя больше ответственности, что компания получит более универсального работника и т.д. Делаете презентацию нового товара? Не останавливайтесь подолгу на заслугах производителя и инновационных решениях. Ваша цель – сделать потенциального покупателя реальным, а для этого нужно показать ему какие выгоды он получит.

Готовьтесь

В одном из предыдущих уроков тренинга мы уже рассказывали о том, насколько важна подготовка к выступлению. Но ситуации бывают разные, и однажды вы можете столкнуться с необходимостью произнести речь, будучи абсолютно к этому неготовым. Чтобы в таком случае не ударить в грязь лицом, у любого, кто интересуется ораторским искусством, должен быть приготовлен своеобразный запас универсальных инструментов. Выучите пару красивых тостов, которые подойдут для разных торжеств, запомните несколько крылатых выражений и цитат великих людей, которые можно применить в разных ситуациях. Это совсем не тяжело и в нужный момент способно сыграть в вашу пользу.

Будьте опрятны

Можно долго размышлять на тему о том, стоит ли судить о человеке по его внешнему виду, но истина «встречают по одёжке, провожают по уму» – справедлива. Внешний вид – это то, на основании чего у людей сложится первое впечатление о вас. Мы не говорим о костюмах с иголочки от кутюр, но чистая, выглаженная одежда и ухоженная внешность должны стать эталоном. Чудачества могут себе позволить эксцентричные гении, вроде М. Цукерберга (да и то не всегда), и если вы не один из них – не стоит прибегать к экспериментам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Теперь предлагаем вам пройти экзамен по теоретической части курса.

Источник

Оцените статью
Разные способы