Источники финансирования
Источники финансирования (финансовые инструменты)
Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.
Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования:
- Финансирование из внутренних источников.
- Финансирование из привлеченных средств.
- Финансирование из заемных средств.
- Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.
Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.
Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.
Особенности внешних источников:
1. Привлеченные инвестиции:
- инвестору интересны высокая прибыль и сама компания;
- инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;
- доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компании.
2. Заемные инвестиции:
- компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;
- заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;
- компания платит за полученный заем проценты;
- компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников);
- если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии;
- после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.
При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников:
- продажа доли финансовому инвестору;
- продажа доли стратегическому инвестору;
- венчурное финансирование;
- публичное предложение ценных бумаг (IPO);
- закрытое (частное) размещение ценных бумаг;
- выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
- банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
- коммерческий (товарный) кредит;
- государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
- облигационный заем;
- проектное финансирование;
- страхование экспортных операций;
- лизинг;
- франчайзинг;
- факторинг;
- форфейтинг;
- гранты и благотворительные взносы;
- соглашение об исследованиях и разработках;
- государственное финансирование;
- выпуск векселя;
- взаимозачет;
- бартер;
- другие.
Ниже рассматриваются наиболее характерные для России финансовые инструменты.
Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору
Выделяются два типа долевых инвесторов.
Инвестор финансового типа:
- стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
- не стремится к приобретению контрольного пакета;
- не стремится сменить менеджмент компании;
- предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет;
- обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров.
В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций.
Инвестор стратегического типа:
- стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;
- стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;
- активно участвует в управлении компанией;
- в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;
- «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками.
При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересоваными в получении полного контроля над бизнесом.
Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию».
Управление дебиторской задолженностью
Менеджеры, ответственные за сделки на условиях коммерческого кредита, обязаны тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Грамотные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, при этом достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию притока денежных средств в компанию.
Большая компания может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать задолженность каждого клиента, поэтому система контроля дебиторской задолженности должна быть построена так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации и автоматически показать клиентов с критическим несоответствием.
Выделяют следующие основные методы контроля дебиторской задолженности:
- График «старения»
- Дни неоплаченных продаж
- Матрица остатков
Предоставление коммерческого кредита всегда связано с риском неплатежей. Хорошо, если оплаты производятся полностью и своевременно, но обычно бывает не так. Поэтому важно правильно организовать процедуру получения денег по счетам, подлежащим оплате, особенно в случае просрочки платежа.
Выделяют несколько подходов к инкассации долгов.
- Напоминание письмом. Подход применяется даже для непросроченных долгов для того, чтобы напомнить покупателю, что поставщик помнит о нем и контролирует оплату долга. Рекомендуется не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминают о сроках и сумме (доле) остатков, подлежащих оплате.
- Выяснение причин правонарушения. Если долг остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Надо как можно скорее понять, невызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (например, качеством, ассортиментом), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента. После выяснения причины задержки оплаты следует принимать решение: ожидать ли погашения долга клиентом, применять к клиенту меры воздействия с целью добиться оплаты долга или признать долг безнадежным.
- Ситуация неоплаты в случае со скидкой. Иногда возникает ситуация, когда клиент, имеющий право на получение скидки, неожиданно не платит в льготный период.
В таком случае необходимо требовать платежа на всю сумму счета. Однако если этот случай – скорее исключение, а клиент очень важен для компании, можно не обратить на это внимание и не портить отношений.
Наиболее гибким путем решения проблемы будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в случае несвоевременного платежа в льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета. - Минимизация расходов по сбору задолженности и безнадежных долгов. При сборе просроченной задолженности необходимо иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого обойтись продавцу как из-за прямых расходов, с ним связанных, так и из-за испорченных отношений с клиентами. Поэтому необходимо оценивать уровень затрат, связанных со сбором задолженности, не допускать чрезмерных расходов, не оправдывающих результата. В качестве цели желательно предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств. В случае остатка несобранных средств, расходы на сбор которых оцениваются как высокие, следует списать безнадежные долги. На практике всегда присутствует доля такой задолженности от общей суммы дебиторского долга, и менеджерам необходимо стремиться к ее минимизации.
- GDR – глобальные депозитарные расписки, ориентированы на обращение на глобальных финансовых рынках.
Проектное финансирование
Проектное финансирование – совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Проектное финансирование – сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, который отличается следующими особенностями.
Объект вложения средств инвесторов – конкретный инвестиционный проект, а не в целом производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств.
Часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную так называемую проектную компанию.
При проектном финансировании для инвесторов могут использоваться следующие гарантии:
- залоги всех денежных поступлений проектной компании в пользу кредиторов;
- договор управления проектом для обеспечения надлежащей эксплуатации;
- право кредитора на его вступление в наиболее существенные договоры и права по проекту;
- гарантированные договоры по обеспечению сырьем;
- гарантированные договоры по сбыту продукции;
- договоры на техническую поддержку и профилактический ремонт;
- пакет страховочных гарантий;
- договор концессии/передачи;
- возможные государственные инвестиционные льготы (льготное налогообложение, освобождение от импортных пошлин);
- механизмы для исключения рисков конвертации и перевода валюты.
Для обеспечения полного финансирования проекта могут использоваться следующие гарантии:
- юридические гарантии;
- резервные фонды;
- залоги, депозиты на специальных счетах;
- банковские гарантии и поручительства;
- резервные кредиты поддержки;
- контракты с фиксированной ценой;
- банковские счета с особым режимом (в том числе аккредитивы);
- обязательства учредителей (спонсоров) по дополнительным взносам в капитал проектной компании;
- страхование кредитов от риска непогашения, проектных активов и грузов от риска потери, страхование прибыли, ответственности разработчиков проекта, строительных и других рисков;
- хеджирование.
Проектное финансирование – прогрессивный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы.
В схеме проектного финансирования принимают участие различные лица. Банк может выступать как организатор проекта, финансовый консультант и соинвестор.
Источник
Способы финансирования деятельности предприятия
- Самофинансирование
- Финансирование через механизмы рынка капитала
- Банковское кредитование
- Бюджетное финансирование
- Взаимное финансирование хоз.субъектов.
Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от ряда факторов: опыт работы предприятия на рынке, текущее финансовое состояние, доступность источников финансирования, способность предприятия подготовить требуемые документы и представить проект финансирования, от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала).
1. Самофинансирование – обеспечение деятельности предприятия за счет их собственных средств. Суть самофинансирования: руководство предприятия всегда имеет выбор между: А) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления и инвестирования в другие проекты (на материальные поощрения, соц. развитие);Б) реинвестирование прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия (например, для расширения ассортимента выпускаемой продукции или приобретение новой технологической линии); В)комбинация первых двух вариантов – самый распространенный вариант (он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблением, обеспечить наращение объемов финансово-хозяйственной деятельности и получить выгоды в случае различий в налогообложении реализованного и капитализированного дохода).
Основными источниками финансовых ресурсов в условиях самофинансирования являются: А) Денежные накопления и сбережения предпринимателей (прибыль и амортизационные отчисления; средства от страхования деятельности; средства фонда накопления, которые формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений); Б) Риск – капитал – это вложение денег на определенный срок (обычно короткий) в капитал предприятия (расширение капитала).
- исключаются расходы по займам
- независимость от внешнего капитала
- повышение надежности и кредитоспособности предприятия за счет доп. собственного капитала
- облегчение процесса принятия решения по дальнейшему развитию за счет доп. инвестиций.
Минусы: этот способ трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах.
При анализе финансового состояния предприятия используют такие показатели:
1)Норма самофинансирования: Нс=ВаловыеНакопления/ВаловыеИнвестиции в осн.кап
2)Норма накопления: Нн=ВИ/ДобавленнаяСтоимость, ДС используется для оценки объемов производства предприятия. ДС = Прибыль от обычных видов деятельности – налоги – обязательные платежи – инвестиции и основной капитал.
2. Финансирование через механизмы рынка капитала.На практике сложилось 2 основных способа мобилизации ресурсов на рынок капитала:
Производным от них является комбинированное финансирование.
При долевом финансировании предприятие выходит на рынок со своими акциями и получает средства либо от дополнительной продажи акций, либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.
Акция – ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение части прибыли АО в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Могут быть обыкновенными и привилегированными. Обыкновенные дают право на получение прибыли и имущества и дают право на участие в управлении предприятия. Привилегированные дают приоритет при распределении прибыли или более высокий приоритет в случае ликвидации предприятия. Их владельцы не имеют право принимать решение в управлении предприятием.
Долговое финансирование (долгосрочные кредиты, облигационные займы и векселя). Облигация –ЦБ, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Выпуск векселей является удобным способом заимствования. Вексель – безусловное денежное обязательство в бумажной форме. Векселя могут быть выписаны разово или сериями в рамках вексельной программы предприятия.
Комбинированное финансирование:1. выпуск конвертируемых облигаций. От обыкновенных отличается тем, что могут конвертироваться в акции. 2. кредит под залог акций, находящихся на балансе предприятия. Если предприятие не может рассчитаться за кредит кредитор становится акционером. 3. выпуск американских депозитарных расписок.Акции, на которые выпущены АДR, хранятся в депозитарии-попечителе а сами АДR свободно обращаются на фондовых рынках
В качестве инвестора выступают коммерческие, инвестиционные банки и стратегические инвесторы.
3. Банковский кредит – традиционный способ заимствования, выгоден тем, кому нужен краткосрочный кредит или желает привлечь средства под проект с минимальным уровнем риска и имеет средства под обеспечение кредита. Кредит может быть разовый или в форме кредитной линии. Кредитная линия – это вид кредитования, который предусматривает многократное списание кредитных средств на основании заявок заемщика в пределах суммы, предусмотренной кредитным договором для финансирования объектов, указанных в кредитном договоре. Сроки кредитования: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (более 3 лет)
Виды кредитных линий:
- невозобновляемые(установление лимита выдачи кредитных средств, после выдачи этих средств кредитование прекращается)
- возобновляемые(устанавливается лимит ссудной задолженности, в случае частичного или полного погашения кредита заемщик может повторно получить кредит в пределах установленного лимита)
При предоставлении кредита обязательным условием его возврата является обеспечение (1.финансовые активы предприятия; 2.недвижимое, движимое имущество; 3.имущественные права по контракту; 4.гарантии банка; 5.финансовое или имущественное поручительство третьих лиц).
Достоинства: 1.возможность получения кредитных средств относительно быстро.2.работа только с одним кредитором – банком3.гибкий срок и варьирование суммы кредита.
Минусы: 1.необходимость наличия значительной истории обслуживания в банке и хороших оборотов по счетам; 2.Предоставление залога в обеспечение исполнения условий займа;3.строгий контроль банка за расходованием средств (могут быть ограничения)
Альтернативным по отношению к банковскому кредитованию способом финансирования является лизинг. 4.Бюджетное финансирование –его основными формами являются:
— прямое финансирование (для инфраструктурных, социальных, оборонных и научных проектов)
— налоговый кредит (изменение срока уплаты налога от трех месяцев до 1 года при наличии оснований: при причинении ущерба в результате стихийного бедствия, из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты госзаказа; при угрозе банкротства; если имущественное положение не позволяет единовременную уплату налога) Если отсрочка дана из-за того, что фирма пострадала в результате стихийного бедствия или ей задержали бюджетное финансирование, то организация пользуется ею безвозмездно. Во всех остальных случаях ей придется платить проценты (1/2 ставки рефинансирования)
Инвестиционный налоговый кредит – изменение сроков уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной выплатой суммы кредита и процентов. Получить такой кредит можно фирмам, которые: проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; ведут внедренческую или инновационную деятельность; содействуют развитию региона или оказывают населению особо важные услуги.
— бюджетный кредит (предусматривает предоставление средств коммерческой организации или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Вкл: бюджетные ссуды (в бюджеты других уровней), бюджетные кредиты (гос. и муницип. орг-ям, частным ЮЛ)
— гос. гарантия (предоставляется по долговым обязательствам отдельного ЮЛ для: оказания поддержки экспорта промышленной продукции; строительства крупных окупаемых объектов дорожной инфраструктуры; поддержки малого бизнеса)
5.Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов осуществляется в форме коммерческих кредитов.
Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый в товарной форме продавцом и покупателем в виде отсрочки платежа за проданные товары. ( осуществляется в виде отсрочки, рассрочки, аванса, предварительной оплаты Р,У,Т)
Предоставляется в вексельной форме, по открытому счету или на основе аккредитива.
Преимущества коммерческих кредитов — их доступность (не нужно предоставлять обеспечение, приспосабливаться к точной схеме процесса платежа)
70. Финансовое планирование на предприятии.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансового планирования являются:
— обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
— определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;
— установление рациональных Финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
— выявление резервов роста доходов предприятия;
— оптимизация использования прибыли;
— соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
— контроль за финансовым состоянием. платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Этапы финансового планирования:
1. Процесс финансового планирования
2. Анализ финансовой ситуации.
3. Разработка обшей финансовой стратегии предприятия.
4. Составление текущих финансовых планов.
5. Корректировка, увязка и финансового плана
6. Разработка оперативных финансовых планов.
Важнейшими объектами финансового планирования предприятия являются:
· — выручка от реализации товаров (работ, услуг);
· — прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
· — фонды специального назначения и их использование;
· — объем платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
· — объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
· — плановая потребность в оборотных активах;
· — объем капиталовложений и источники их финансирования и др.
Финансовое планирование на предприятии включает в себя основные подсистемы:
1) Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.
Финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает этапы:
— определение периода реализации стратегии;
— анализ внешней финансовой сферы предприятия;
— формирование стратегических целей;
— разработка финансовой политики предприятия;
— разработка системы мероприятий по реализации финансовой стратегии;
— оценка разработанной финансовой стратегии.
2) Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить все источники финансирования его развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность.
Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:
1. плана движения денежных средств;
2. плана отчета о прибылях и убытках;
3. плана бухгалтерского баланса.
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.
3) Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
— организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
— формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
— ежедневный учет изменений в информационной базе;
— анализ неплатежей и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
— расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
— расчет временно свободных денежных средств предприятия;
Источник