Какими способами достоевский показывает раздвоенность раскольникова

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

По мнению Достоевского, люди, сосуществуя между собой, вынуждены относиться друг к другу с любовью и терпением или уничтожать подобных себе. Образы двойников Раскольникова в романе «Преступление и наказание», преломляясь через его теорию, полностью ее опровергают. Сознание главного героя также раскрывается писателем через образы антиподов, воплощающих лучшие стороны убеждений Родиона.

Герой-двойник Свидригайлов

Еще Лермонтов использовал в своем творчестве двойников как особый художественный прием, который характеризуется тем, что писатель предоставляет читателю своеобразный способ оценки и понимания главного персонажа через характеры и поступки других действующих лиц, имеющих с ним сходные черты. Достоевский решает проблему двойничества в романе, продолжив лермонтовские традиции.

В системе двойников наиболее близки Раскольникову Лужин, Свидригайлов и Лебезятников. Каждый из них представляет отдельное звено теории Раскольникова, но все трое ему противны. Свидригайлов с первых страниц вызывает у читателя неприязнь. Первое, чем похожи герои, — у обоих за плечами преступление. Они убийцы, но не считают это преступлением. В понимании Раскольникова убийство старухи-процентщицы — это польза человечеству, так как, по его мнению, она стала воплощением вселенского зла.

Свидригайлов тоже не собирается каяться в своем проступке, хотя по его вине погибли люди. Встретившись с Раскольниковым, он видит, что они одного поля ягода, однако точной копией себя его признать не может. Родион для него стал в какой-то мере тайной, интересным объектом. Однако и тот, присматриваясь к Свидригайлову, пытается его понять, но в итоге «ничего хорошего» не находит, ведь в нем нет ни совести, ни чести.

Писатель в своем сочинении как бы старается предостеречь героя от ошибок этого господина, иначе придется долго мучиться от угрызений совести. У него, как и у Раскольникова, существует «своего рода теория, что единичное злодейство позволительно». Только он не сомневается и не терзается от мысли, что делает что-то не так:

  1. Этот человек уверен, что имеет право на все.
  2. Он не задумывается над своими поступками, не рассуждает, хороши они или плохи.
  3. Воплощает в жизнь теорию Раскольникова, несколько ее видоизменив.

Факты говорят о его причастности к убийству жены Марфы Петровны, хотя прямых доказательств нет. Кроме того, по рассказам героев-очевидцев, он повинен в смерти крестьянина из его деревни и девочки-подростка. В прошлом Свидригайлов увлекался карточными играми и числился в своих кругах шулером. Подслушав признание Раскольникова в убийстве, подлец Свидригайлов шантажирует его сестру Дуню, желая склонить девушку к разврату. Не получив желаемого, мужчина влюбляется по-настоящему.

Не добившись ответного чувства от любимой женщины, Свидригайлов начинает осознавать, как пуста и никчемна его жизнь.

Чувствуя большую вину перед людьми и Богом, он оказывает помощь семье Мармеладовых и Дуне. Но раскаяние наступает слишком поздно, когда трудно что-то исправить. Не в силах пережить муки совести и принять от судьбы справедливое наказание, он сводит счеты с жизнью.

Образ Лужина

Кроме Свидригайлова непосредственным участником интриги в романе становится Лужин, за которого собирается замуж Дуня, чтобы спасти от бедности мать и брата. В свои 45 лет он «служит в двух местах и уже имеет свой капитал» и думает об открытии адвокатской конторы. Больше всего на свете Лужин любит деньги. Наглый и расчетливый до мелочей, он хочет жениться на бедной и скромной девушке, чтобы она всю жизнь знала свое место и была ему благодарна, «а он-то будет безгранично владычествовать».

Склонный к индивидуализму и придерживаясь теории «разумного эгоизма», Лужин не является сторонником христианской морали и считает ее ненужной для развития прогресса. Он живет «для себя одного», ему «все позволено». Жалость и сострадание ему недоступны. Теории Раскольникова и Лужина похожи в том, что оба стремятся перешагнуть через свое социальное положение, пренебрегая человеческими законами. Но если Лужин делает свои благодеяния по расчету, то у Раскольникова большая часть теории посвящена сверхчеловеку.

Читайте также:  Способ приготовления многослойное желе

Но в результате Родион приходит к раскаянию, отвергая свои прежние выводы о людях, которые на все имеют право, и никчемных «тварей дрожащих». Лужин, в противовес Раскольникову, физически никого не убивает, но теория его провозглашает убийство духовное, что еще страшнее. Однако Петр Петрович способен и на физическое убийство, если это будет нужно для его целей, и сделает это хладнокровно и без раскаяния.

Характеристика Лебезятникова

Образ Лебезятникова Достоевский вводит в роман в качестве карикатуры на героев Чернышевского, беседующих об устройстве российского общества. Этот несколько заносчивый и самоуверенный персонаж служит в министерстве Лужина. Называя себя образованным человеком, он совершенно не владеет иностранными языками, да и на русском изъясняется слабовато. В компании сильных мира сего может льстить без умолку, а с равными себе способен приврать и наговорить кучу пошлостей.

«Скверным мерзавцем» называет этого человека Катерина Ивановна Мармеладова. Андрей Семенович старается создать впечатление сторонника модных в обществе течений, в частности, нигилизма, называет себя пропагандистом прогрессивных идей. Но поскольку эти взгляды ему не принадлежат, «продвижение» идет неважно. Его коньком в разговорах является устройство в обществе новой «коммуны». Он часто говорит о трезвом образе жизни, сам не пьет.

Для квартирной хозяйки Лебезятников вполне порядочный человек, так как вовремя вносит оплату. Его пропагандистская деятельность «модных» идей заключается в следующем:

  1. Он приносит соседям «вольнодумные» книги.
  2. Не может защитить свои взгляды даже в беседе с Лужиным.
  3. Придерживаясь «прогрессивных» идей, считает, что искусство бесполезно для общества, а брачные отношения устарели и лишают человека свободы.

Говоря об идеальном обществе, он не представляет в нем сострадания и благотворительности. Когда избивает Мармеладову, оправдывает себя тем, что мужчины и женщины должны быть равными и в драке, хотя сам первый ее оскорбил.

Двойником Раскольникова его можно считать, поскольку оба увлечены новыми идеями, под влиянием которых совершают безнравственные поступки.

Антиподы Раскольникова

Антиподом Раскольникова является его друг Дмитрий Разумихин. Он оптимист, общителен и открыт для людей, любит жизнь такой, какая она есть. В его жизни тоже не все хорошо, но этот юноша умеет справляться с неудачами, двигается вперед, борется с нуждой и бедностью, никогда не впадает в отчаяние. Молодой человек учится в университете и надеется на реализацию своих планов.

Раскольников же всегда мрачен, замкнут от взаимодействия с людьми, нужда сделала его злым. По-своему борясь с нищетой, герой считает, что цель оправдывает средства. Если Дмитрий не делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то его друг, подвергаясь постоянным сомнениям, увлекается мыслями о сверхчеловеке.

Герои имеют много общего: молодость, образованность, порядочность и благородство, которые не зависят от происхождения. Однако альтруист Разумихин хочет достичь своей мечты упорным трудом, а Раскольникову ближе легкий путь достижения цели — через преступление.

Антиподом главного героя в романе выступает и Соня Мармеладова, в которой Родион чувствует добрую душу. Девушка тоже совершает преступление, переступая через себя, когда начинает заниматься проституцией. Однако Соня, нарушив моральные нормы, никому ничего не доказывает, а просто спасает семью от голода. Тем не менее девушка считает себя великой грешницей и просит у Бога покаяния. Раскольников же из-за своей безумной теории лишает жизни человека, тем самым убивая в себе личность, поэтому и мучается.

Как двойником, так и антиподом главного героя можно считать следователя Порфирия Петровича, который понимает муки Раскольникова и по-своему ему сочувствует. Хороший психолог, он обладает проницательностью и аналитическим умом, сразу отметив, что Миколка старуху не убивал.

Вопреки своему понятию о честности и порядочности Порфирий Петрович нередко при допросах специально старается запутать людей или представить целый спектакль, играя в нем разные роли. Как и Раскольников, он циничен и не доверяет никому, выступает против бунта.

Двойники и антиподы Раскольникова общаются между собой, реализуют свои планы и убеждения, подводя героя к двойственности выводов. К примеру, мысли о неизбежности какого-то процента жертв ради высокой цели (по Лужину) уживаются в нем с желанием помочь падшей Соне, сделать какое-то благое дело (по Разумихину). Однако борьба «разумного эгоизма» с «единичным добром», которая совершается в душе Раскольникова, отражается в спорах представителей тех и других начал.

Читайте также:  Эстель онли лукс краска для бровей способ применения

Источник

О внутренней противоречивости Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.

Размышления по этому вопросу «подогрел» подслушанный в трактире разговор студента и офицера о старухе-процентщице и её сестре Лизавете. Студент говорил, что ему хочется убить и ограбить эту вредную старуху, чтобы помочь тем, кто нуждается, но признавался в своей неспособности на убийство. Высказывания студента соответствовали внутренним монологам Родиона. Мрачные мысли возникали и как результат собственной неустроенности: за обучение платить было нечем, учёбу бросил, за квартиру задолжал. На еду зарабатывать не всегда получалось, так как оплата за уроки низкая, да и «без сапог нельзя детей учить». Его тесная каморка, похожая на шкаф, вызывала тоску и раздражение, а в ней приходилось проводить большую часть суток. И район, где снимал комнату Раскольников, представлял собой трущобы с питейными заведениями, пылью, духотой на улицах.

Немаловажную роль сыграло знакомство с семьёй Мармеладовых, жившей в нищете. Катерина Ивановна была больна, трое маленьких детей голодали, сам Мармеладов прокормить всех не мог и с горя пил, а его дочь Соня «пошла по жёлтому билету», пожертвовав собою ради спасения близких ей людей. Раскольникова возмущает такое положение в обществе, когда одни идут на самопожертвование, а другие эту жертву принимают.
Своё воздействие на душевное состояние Раскольникова оказало также письмо матери, в котором она сообщала о последних событиях в их жизни. Решение сестры Дуни выйти замуж за Лужина (по расчёту) Родион воспринимает, как жертву ради него: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка. . Не хочу я этой жертвы. не бывать тому, не принимаю!»

В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».

Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.

Читайте также:  Способы повышения иммунитета для детей

Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.

В результате «казни» над собой после убийства Раскольников приходит к выводу о бесполезности жестокой расправы над старухой-процентщицей. Ничего не изменилось в жизни отдельных людей или в обществе к лучшему, зато ему лично этот «эксперимент» принёс страдания, болезнь, муки совести. Кому стало лучше? И почувствовал ли он себя «Наполеоном»? Ничего подобного. А старушонка, которая ему приснилась, смеётся над ним, и убить её нельзя, как нельзя изменить Свидригайлова, его образ жизни, привычки. Во сне он привиделся Раскольникову в образе мещанина, а затем появился в квартире Родиона со своими предложениями. В этом также есть своя символика: Раскольников во сне идёт за Свидригайловым, который поманил его за собой, то есть это намёк на преступность замыслов того и другого. Действительно, чем лучше поступок Раскольникова в сравнении с делами того человека, который ему неприятен? Ведь он так же, как и Свидригайлов, не считался с чувствами и желаниями других людей, хоть и не заслуживающих уважения. Позднее, уже наяву, Свидригайлов говорит Родиону, что между ними есть какое-то сходство. Родиону это не нравится, и этот факт вызывает у него новые размышления. Можно ли жить с мыслями о совершённом грехе? Удаётся ли это Свидригайлову? Ведь у него тоже бывают видения: например, по его рассказам, к нему приходит умершая жена.

Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?

Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип «не убий» остаётся главным в жизни человечества.

Источник

Оцените статью
Разные способы