Какими способами допускается перемещение бордюрных камней

Пошаговый процесс установки бетонных бордюрных бортовых камней

Бортовой камень или бордюр используется для ограждения различных объектов или для разделения зон с разным покрытием.

Бетонные бордюры наиболее популярные – они могут быть тротуарными или дорожными, иметь плоскую форму и разные размеры.

Для установки бортового камня потребуется изучить технологию, а также подробнее ознакомиться с процессом монтажа, необходимыми инструментами и оборудованием.

Материалы для монтажа бордюров

Чтобы самостоятельно установить бордюры необходимо подготовить расходные материалы и инструменты. Для начала о расходных материалах. Из них понадобятся:

Веревка. Используется для того, чтоб на начальном этапе произвести разметку. С помощью измерительных приборов натягивают шнур, закрепляя его на колышках.

Впоследствии на уровне натяжения веревки будет проходить верхний край бортового камня, что значительно упрощает монтаж изделий.

  • Колья. Могут быть изготовлены из металла или дерева, но они обязательно должны быть надежно вкопаны в землю, куда происходит установка изделий.
  • Геотекстиль. Материал, который используется для разделения грунта и основания. Он предназначен для того, чтобы предотвратить рост растений в земле. Представлен рулонным полотном, изготавливается из синтетических нитей и волокон. Геотекстиль также выполняет дренажную функцию – он повышает прочность и долговечность конструкции.
  • Сыпучий материал. В качестве сыпучего материала используется щебень, так как он наиболее прочный. Впоследствии его уплотняют виброплитой. Для установки бортового камня используют щебень фракции 20-40 мм. Рекомендуется использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить хорошую плотность основанию.
  • Песок для заделки швов. Используется в смоченном виде и применяется для заделки швов между бортовым камнем на финишном этапе.
  • Бетонирование: норма расхода

    Одним из важных компонентов среди расходных материалов является бетон. Установить бортовой камень можно как на цементно-песчаный раствор, так и на бетон с созданием бетонного замка. Этот вариант считается наиболее надежным.

    В качестве бетона используют материал с характеристиками:

    • класс В15;
    • марка М200;
    • морозостойкость F200.

    Бетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 по характеристикам удобоукладываемости, плотности, температуры, пористости и объема вовлеченного воздуха. Также не стоит забывать о норме расхода при укладке бортового камня. Она рассчитывается по коэффициенту 0,593 на 100 погонных метров материала.

    Инструменты и приспособления

    Чтобы установить готовые бетонные бордюры нужно подготовить инструменты:

    Строительный уровень. Должен иметь длину не менее 1,5-2 метров.

    Это связано с тем, что стандартные бортовые камни имеют немаленькие размеры, а, чтобы выровнять их по горизонту требуется большая длина инструмента. Маленький метровый уровень здесь не подойдет.

  • Лопата. Понадобится, чтобы замешивать раствор: насыпать материал в бетономешалку или собирать его в кучу.
  • Мастерок. Нужен для закладки бордюров бетоном на этапе, когда камень уже установлен и его необходимо зафиксировать.
  • Молоток или кувалда. Ее лучше брать с резиновым наконечником (киянку). Этот инструмент пригодится, когда нужно будет выровнять бордюры и подогнать их под одну полосу.
  • Болгарка с диском по камню.В процессе работы нужно отрезать лишние куски материала, чтобы уложиться в требуемую длину.
  • Оборудование и механизмы

    Наиболее очевидный и требуемый механизм для установки бортового камня – бетономешалка. Она поможет при замешивании бетонной смеси и цементно-песчаного раствора. Бетономешалку легко использовать на строительной площадке – она значительно упрощает процесс замешивания разных составов.

    Читайте также:  Абсолютные величины способы расчета

    Также может потребоваться специальный захват для бордюров. Его называют «зацеп для бордюрного камня». Он предназначен для подъема камня, так как один камень может весить до 95 кг. Существует захват поперечного и продольного типа.

    Порядок действий

    Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.

    Выкапывание траншеи

    Перед тем, как выкопать траншею, рекомендуется провести разметку для бордюров. Для этого используют колышки и шнурок. Колья вбивают через каждые 1,5-2 метра, между ними натягивают нитку или шнурок.

    Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.

    Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.

    Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.

    Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.

    Подготовка раствора для закрепления

    Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.

    Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.

    На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.

    Монтаж по уровню

    Монтаж бортового камня осуществляется строго по натянутому шнуру и по строительному уровню. Именно поэтому лучше брать длинный инструмент, чтобы он захватывал сразу несколько бордюров.

    Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.

    Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.

    Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.

    Бетонирование

    Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.

    Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».

    Засыпка после застывания бетона

    Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.

    Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.

    Возможные трудности и ошибки

    В процессе работы могут возникать сложности и некоторые ошибки. Несколько нюансов работы:

    Читайте также:  Парентеральный способ введения лекарственных средств предусматривает введение

    • на прямых участках укладку изделий нужно осуществлять впритык;
    • если присутствует большой радиус изгиба, то бордюры устанавливают без подрезки торцов;
    • если поворот крутой и дугообразный, то торцы нужно подрезать у обоих соседних камней;
    • процедура укладки камня должна быть произведена не позже, чем за 3 дня до начала мощения дорожек.

    Одна из ошибок начинающих мастеров – неверное приготовление раствора и несоблюдение пропорций. Такое нарушение может привести к получению слишком жидкого или густого раствора, который не подойдет для создания бетонного замка.

    Последствия

    Если вовремя не обнаружить нарушения, то они приведут к серьезным последствиям. Например, бортовой камень со временем может расшататься, выпасть из бетонного основания.

    Это говорит о том, что смесь из бетона или раствор были приготовлены неверно или уложены не по технологии. Если же установить изделие не по уровню, то перекосы и деформации будут заметны уже в первый месяц, что также приведет к расшатыванию.

    Заключение

    Установка бетонных бордюров необходима не только при дорожных работах и укладке асфальта, эта процедура также используется, когда выполняется мощение садовых дорожек.

    Для работы подбирают необходимые инструменты и оборудование, часто процедуру выполняет сразу несколько человек. Важно устанавливать камень строго по уровню, чтобы в дальнейшем не было перекосов и расшатывания изделий.

    Источник

    Какими способами допускается перемещение бордюрных камней

    ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

    УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

    1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

    Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

    1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

    — строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

    — заводские инструкции и технические условия (ТУ);

    — нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

    — производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

    — местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

    1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

    — снижение себестоимости работ;

    — сокращение продолжительности строительства;

    — обеспечение безопасности выполняемых работ;

    — организации ритмичной работы;

    — рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

    — унификации технологических решений.

    1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

    Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

    Читайте также:  Способы декорирования стен штукатуркой своими руками

    РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

    1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

    Порядок привязки ТТК к местным условиям:

    — рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

    — проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

    — корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

    — пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

    — оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

    1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

    Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

    — установка бетонных бортовых камней

    II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

    2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

    час.

    2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

    — геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

    — подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

    — устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

    — устройство основания h=0,10 м из бетона;

    — установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

    — дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

    — обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

    — заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

    2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g =0,28 м , g =1,2 м , Н =5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

    Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

    Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

    Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

    Рис.4. Электростанция Honda ET12000

    Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

    Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

    2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.

    2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы