Какими способами человек познает окружающий мир

6. Как человек познаёт окружающий мир

1. Органы чувств

Как наше «Я» узнаёт о том, что окружает человека?

Психолог: Человек получает представление об окружающем мире, используя замечательные, данные самой природой инструменты: органы чувств.

Сколько всего у человека чувств?

Психолог: Учёные пока не пришли в этом вопросе к единому мнению, но основные пять, — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — знакомы всем.

И о чём сообщает человеку каждое из его чувств?

Психолог: Больше всего сведений о внешнем мире мы получаем благодаря зрению. Наш глаз позволяет нам различать цвета, их яркость, а также движение и величину окружающих предметов. Он обладает замечательной зоркостью. Установлено, что человек с хорошим зрением способен ясной ночью увидеть пламя свечи, которая находится от него на расстоянии 27 км!
С помощью слуха люди могут различать звуки и определять источник их происхождения. Человек с хорошим слухом способен в полной тишине услышать тиканье наручных часов на расстоянии до 6 м!
Кожа человека испытывает ощущения прикосновения, давления, тепла, холода. Они возникают при самых незначительных воздействиях. Например, человек способен ощутить движение воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты около одного сантиметра! Большое значение для человека имеют болевые ощущения. На одном квадратном сантиметре кожи человека находится 100 болевых точек, а по всей поверхности кожи их около 900 тысяч.
Язык помогает точно определить вкус и делает это очень умело: доказано, что человек ощущает присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, края языка – к кислому, а основание языка – к горькому вкусу.
Пятое чувство, которым постоянно пользуется человек — обоняние. Хороший нос способен ощутить присутствие одной капли духов в помещении площадью в сто квадратных метров!
Наряду с этими пятью основными чувствами следует отметить ещё одно – чувство равновесия.

При желании человек может развить остроту данных нам природой органов чувств. Например, профессиональный музыкант способен различать множество нюансов звучания инструмента, а художник – десятки и даже сотни оттенков одного цвета.
Замечательные способности можно приобрести, развивая чувство осязания. В 1960 г. в американских газетах появились сообщения о 14-летней Маргарет Фус, которая прекрасно видела, даже если ей завязывали глаза. Ученые проделали с девочкой множество экспериментов. С закрытыми повязкой глазами, при помощи одних только рук Маргарет читала взятые наугад отрывки из Библии, статьи из газет и журналов и называла предметы, на которые показывали участники эксперимента.
И этот случай далеко не единственный! Известная в нашей стране экстрасенс Роза Кулешова демонстрировала поразительную способность – читала руками заголовки газетных статей, лежащих в плотно запечатанных конвертах. Как такое может получаться? Исследования показали, что способность «читать руками» при соответствующей тренировке можно развить у любого человека. Причем для этой цели можно использовать любые участки кожи, а прикасаться к воспринимаемому тексту не обязательно.
В Москве вот уже несколько лет существует школа, где Николай Денисов учит искусству видеть без глаз всех желающих, в первую очередь школьников. По его словам, требуется примерно пять дней специальных упражнений, чтобы увидеть с закрытыми глазами первую букву.

2. Ощущение и восприятие

Психолог: Органы чувств можно назвать нашими «окнами в мир». Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Цвета, блики света, звуки, запахи, чувство тепла, холода, боли – всё это ощущения.

Глаза – видят, уши – слышат, кожа – осязает… Но где все эти ощущения «сливаются» друг с другом?

Психолог: Когда ощущения сливаются друг с другом, образуется восприятие. Именно восприятие благодаря слаженной работе всех органов чувств создаёт целостный образ предмета. Например, человек касается рукой земли и ощущает под пальцами холодную, рассыпчатую массу, он видит сверкающую белизну, слышит хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий морозный запах. И он говорит себе: «Это – снег. Это – зима!»
Психологи считают, что ведущую роль в создании восприятия играет головной мозг, где объединяется и организуется разнообразная информация, полученная от органов чувств. Анализируя ощущения, мозг выделяет каждый предмет из его окружения, различает их по форме, цвету, размерам; определяет расстояние, на котором они от нас находятся; выясняет, движутся предметы или нет. И все это осуществляется почти мгновенно! Благодаря деятельности мозга, мы видим вокруг себя на улице не беспорядочные цветные пятна разной освещённости, а дома, деревья, людей, автомобили. В консерватории мозг складывает вместе разнообразные слуховые ощущения, и мы слышим не беспорядочный набор звуков, а симфонию. Вечером в лесу мы не просто отмечаем про себя отдельные шорохи, блики и запахи, а видим горящий костер, чувствуем смолистый аромат прогретых за день солнцем сосен, замечаем пролетевшую птицу.

Читайте также:  Понятие формы способы расчетов

Значит, когда все ощущения складываются, сливаются вместе, получается восприятие?

Психолог: Нет, это не верно! Любое восприятие – это не просто сумма отдельных ощущений (цвета, света, звуков, запахов и т.п.). Огромную роль в создании восприятия играет предшествующий опыт человека. Когда мы видим предмет в первый раз, требуется время, чтобы проанализировать все свои ощущения. Но если предмет нам хорошо знаком, достаточно одного только признака, чтобы определить его. Так услышав характерное тиканье из соседней комнаты, мы сразу понимаем: «Это часы!»

Какого цвета голос?

Знаменитый французский поэт Артюр Рембо написал некогда необычное стихотворение «Гласные». В нем говорилось, что буквы могут быть цветными: А — черной, Е – белой, И – красной, У – зеленой, О – синей. Поэт вовсе не пытался удивить слушателей необычными сравнениями. Он действительно видел звуки! В «Гласных» было впервые описано явление, которое учёные называют «цветным слухом», или синтезией (в переводе с греческого этот термин значит «соощущение»).
Артюр Рембо далеко не единственный человек, обладавший даром «цветного слуха». Настоящим гением синтезии считается, живший в первой половине ХХ века, московский репортер Леонид Шершевский. В восприятии какого-либо признака предмета у него участвовали все чувства сразу! Он мог, например, сказать при знакомстве: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос!» Когда при Шершевском стали брать одну за другой музыкальные ноты на пианино, он видел то серебряную полосу, то желтую, то коричневую… Причем в последнем случае зрительное ощущение оказалось дополнено и вкусовым – во рту появился вкус кисло-сладкого борща. Один из музыкальных тонов вызвал у Шершевского образ молнии, раскалывающей небо пополам. А резкий звук произвел на него впечатление иглы, вонзившейся в спину. Гласные буквы были для него фигурами, согласные – брызгами, а цифры представлялись некими башнями.
«Я вспоминаю, — пишет один из современников, — как однажды мы с Шершевским шли из института.
— Вы не забудьте дорогу, — предупредил я его.
— Нет, что вы, — ответил он. – Разве можно забыть? Ведь этот забор, он такой солёный на вкус и такой шершавый, и у него такой пронзительный звук…»

Благодаря органам чувств мы замечаем всё, что происходит вокруг нас?

Психолог: Это не совсем так. Да, органы чувств постоянно информируют нас о том, что происходит вокруг. Однако, как правило, мы не видим всего, что нас окружает, и не воспринимаем все звуки. Из многих окружающих предметов наше сознание сосредотачивается только на самых значимых. Эта способность сознания выделять из многого что-то одно называется вниманием. Внимание играет огромную роль в нашей жизни. Если бы человек не обладал вниманием, он бы не мог ни учиться, ни работать.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Представьте, что вы решает сложную задачу, и никак не можете отыскать верное решение. Терпение на исходе, вы уже готовы отступиться от поставленной цели, но потом собираетесь с силами и опять направляете внимание на условие задачи. Такое внимание, которым управляет сам человек, называется произвольным. Для него характерно чувство напряжения. Другой – противоположный – вид внимания – это внимание непроизвольное. В отличие от произвольного оно возникает само по себе, без усилий с нашей стороны (так бывает во время интересного кинофильма, когда мы с интересом следим за событиями на экране).

Внимание всегда сосредоточено на чём-то одном?

Психолог: Порой человеку приходится выполнять несколько дел сразу. Например, на уроке ученик может слушать учителя, делать записи, смотреть на карту. Эта способность называется распределением внимания. Не всегда подобного рода занятия бывают успешными. Например, если выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, можно допустить много нелепых ошибок, да и времени на приготовление уроков уйдёт больше. Но иногда, благодаря целенаправленной тренировки можно научиться так распределять внимание, что одно дело не будет мешать другому. В 1887 г. свои необычные способности по управлению вниманием продемонстрировал публике француз Полан. Он, например, мог читать слушателям одно стихотворение и одновременно сочинять на заданную тему другое. Или, декламируя стихи, в тоже время решать сложные задачи.

Читайте также:  Способ лечения сосудов головного мозга

Психолог: Человек может наблюдать не только предметы внешнего мира, но и яркие картины, порожденные его мозгом. Каждый из нас способен чётко и ясно представить себе хорошо известный пейзаж, например вид из окна своей комнаты или лицо близкого родственника. Достаточно прикрыть глаза, и мы увидим их словно на «внутреннем экране». Эта способность мозга называется воображением.

Человек способен вообразить только то, что он видел или слышал раньше?

Психолог: Нет, конечно. Воображая, человек способен соединить в единый образ части различных предметов. Именно так, слив образы лошади и человека, получили кентавра. Многие герои хорошо известных вам сказок и мифов никогда не существовали в реальной жизни. Они были созданы силой человеческого воображения.

Воображение есть у всех людей?

Психолог: Иногда про какого-нибудь человека говорят: «У него отсутствует воображение». Это, безусловно, преувеличение. Воображение есть у всех. Без воображения не было бы ни науки, ни искусства. Человек не смог бы не только написать художественное произведение, но и прочитать его. Ведь образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками не произвели бы на него никакого впечатления.
Более того! Не будь у человека воображения, мы оказался бы абсолютно беспомощным в практической жизни. Именно в воображении мы предвидим результаты, которые желаем достигнуть при помощи тех или иных действий.

Психолог: Органы чувств есть у всех живых существ. Человек в этом отношении ничем от них не отличается. Но у человека есть ещё один инструмент для познания – речь. В отличие от животных он живёт как бы в двойном мире: мире окружающих его предметов и в мире слов.

Что значит «живёт в мире слов»?

Психолог: Речь – чрезвычайно сложное явление психической жизни человека. Основополагающим элементом речи служит слово, являющееся в то же время понятием. А понятия – это общие имена, принятые в человеческом обществе для предметов или явлений. Каждое такое понятие вызывает в нашем воображении определенную картину. Например, кто-то произносит слово «лес». И тотчас в нашем воображении возникает определённая картина: много деревьев, тень, ветер шумит в ветвях. А если кто-то говорит о «дожде», появляется другой образ: небо, затянутое тучами, капли, падающие на землю, лужи под ногами.

Источник

§ 7. Как человек познаёт мир и самого себя

Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей.

Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании.

Что такое познание

Потребность в познании дана человеку от природы. Она называется любопытством. Да и не только людям — у животных познание окружающего мира тоже играет жизненно важную роль.

С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться, принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь распознать важную для жизни информацию.

Поиск информации, важной для жизни, — в этом состоит суть познания у всех живых существ. Но мир животных простой и очень медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и постоянно усложняющийся. Ещё сто лет назад 85% населения нашей страны проживало в деревнях и не знало, что такое электричество, автомобиль. Поэтому человек вовлечён в пожизненную и организованную систему познания: детский сад, школа, колледж или университет, многочисленные курсы повышения квалификации, наконец, самообразование.

С какой целью человек познаёт мир? Для того, чтобы получить знания, необходимые для жизни.

Читайте также:  Кортексин уколы способ разведения

Советуем запомнить!
Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.
Знания — результат познания, усвоенная человеком информация.

К примеру, изучение школьного предмета в течение всего года — это процесс познания, а сумма усвоенных знаний, которые проверяет учитель, — это ваши знания.

Знания — это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.

Согласно мнению известного французского математика и физика Анри Пуанкаре, чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений. Учёный подобен человеку, который направляется к горизонту, но тот уходит от него.

Способы познания

Как человек познаёт мир? Существует два основных способа: чувственный и рациональный.

Чувственное познание происходит с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С иомощыо них мы получаем первые представления о чём-то новом. Например, вы приехали в незнакомый город и первым делом его осматриваете, фотографируете, ощущаете новые запахи и звуки, пытаясь из разрозненных образов составить целостное представление о нём. Так поступает турист.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста. А кого ещё?

Чувственное познание — первая ступень познания. С его помощью мы познаём только внешнюю сторону явлений. Вспомним туриста. Первые впечатления о городе раскрывают его только с внешней стороны, ибо они — самые поверхностные.

Вторая ступень — рациональное познание — с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности обнаруживаются закономерности окружающего мира.

Советуем запомнить!
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Поясним это на следующем примере.

Когда турист поближе познакомился с жизнью города, он обнаружил множество проблем, с которыми сталкиваются его жители. Например, он заглянул в скрытые от туристических маршрутов места, увидел, что около роскошных дворцов сидят нищие, прочитал в газетах о городских проблемах, поговорил с жителями. Только тогда он смог составить полную и точную картину жизни города и горожан.

Какие ступени познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.

Процессы познания — чувственное и рациональное — находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют друг друга. Так, мы привозим из туристической поездки не только фотографии и свои впечатления, но и связанные с ними раздумья о судьбе людей в увиденных странах. Много информации мы узнаём от гида, который рассказывал экскурсантам об истории города, его промышленности, культурных достижениях. Незаметно всё это — чувственное и рациональное — слилось у нас в целостное впечатление об увиденном.

Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Этот процесс называется самопознанием.

Самопознание связано с самооценкой человека. Оценивая себя, подросток может получить истинное знание (критически взглянув на себя, рационально всё проанализировав) или ложное знание (преувеличив свои достоинства, поддавшись эмоциям) о себе. Очень важно сравнивать себя с собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад. Что вы узнали нового за это время, чему научились? Почаще задавайте себе такие вопросы и не ленитесь отвечать на них. Читайте книги, ходите в музеи, записывайтесь в спортивные секции или кружки по интересам, которые помогут вам достичь серьёзных положительных результатов в деле самопознания.

Подведём итоги
Потребность в познании дана человеку от природы. Чувственное и рациональное познание дополняют друг друга. Результатом познания являются знания, а результатом самопознания — изменения в человеке к лучшему.

Основные термины и понятия
Познание, знания, мышление, самопознание.

Проверьте свои знания

  1. Какую роль в жизни общества играет познание? Представьте на минуту, что познание исчезло. Что изменилось бы в жизни людей?
  2. Используя схему, расскажите о том, как человек познаёт мир и самого себя.

  • Объясните значение понятий: «знания», «познание», «мышление».
  • Чем познание отличается от самопознания?
  • Чем различаются между собой открытие новых знаний и поиск новой информации?
  • Как вы поняли слова французского физика Анри Пуанкаре о том, что чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений?
  • Источник

    Оцените статью
    Разные способы