- 10 способов помочь подростку справиться со стрессом
- 1. Признать проблему
- 2. Отнестись серьезно
- 3. Выявить причину стресса
- 4. Учить планировать дела
- 5. Расставить приоритеты
- 6. Поддерживать правильный образ жизни
- 7. Следить за перерывами
- 8. Формировать реалистичные ожидания
- 9. Быть рядом
- 10. Следить за собой
- «>Как помочь подростку пережить стресс? Рекомендации психолога родителям»
- Что вызывает стресс у подростков?
- Признаки стресса у подростка:
- Что же могут сделать родители? Подсказка психолога
- Уважаемые родители, ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:
- Стресс у детей и подростков
10 способов помочь подростку справиться со стрессом
1. Признать проблему
Первое, что важно сделать, — это не замалчивать проблему. Если вы замечаете у подростка признаки стресса, он жалуется на усталость, стал раздражительным, тревожным, плохо ест и спит или наоборот ест и спит слишком много, либо часто плачет, то не стоит делать вид, что все в порядке, и надеяться, что само пройдет. Наоборот, нужно обратить внимание на проблему и указать на нее ребенку: рассказать о том, что такое стресс, что многие его испытывают при тяжелых нагрузках и в подобном состоянии нет ничего ужасного. А дальше — начать вместе разбираться со сложившейся ситуацией.
2. Отнестись серьезно
Проблемы подростков часто кажутся родителям неважными. В первый момент многим хочется отмахнуться: какие у школьника могут быть сложности, все учились и сдавали экзамены, и никто от них не умер. Однако ребята воспринимают свои проблемы совершенно серьезно и страдают от них не меньше, чем их родители — от «взрослых» трудностей. Все эти неурядицы и конфликты переживаются впервые, и двойка на экзамене ощущается так же болезненно, как потом будет ощущаться увольнение или отказ на собеседовании. А потому и последствия стресса могут быть такими же серьезными. Так что родителям стоит с пониманием и сочувствием относиться к состоянию своих детей.
3. Выявить причину стресса
Стрессовой может оказаться уже одна нагрузка во время учебы, особенно при подготовке к экзаменам. Но если есть дополнительная причина, делающая учебу еще более трудной и даже мучительной, родителям нужно вовремя ее выявить. Конфликт с одноклассниками или преподавателями, травля, сложности с некоторыми предметами — все это может сильно ухудшить как состояние, так и успеваемость школьника. Стоит поговорить с ним, попытаться выяснить, не стоит ли за стрессом какой-то определенный фактор, и обсудить, как можно улучшить ситуацию.
4. Учить планировать дела
Грамотное планирование позволяет значительно уменьшить уровень стресса. Стоит научить подростка заранее просматривать свои дела и разбивать их на более мелкие, локальные задачи в зависимости от времени и возможностей, составлять сбалансированный график работы на ближайшее время. Это дает возможность окинуть взглядом все, что необходимо сделать, вовремя завершать дела и укладываться в срок, избегая ситуации, когда необходимо за один вечер сделать дел на неделю. Так у подростка исчезает ощущение, что над ним «висит» бесконечный список заданий, пропадает неприятное чувство неизвестности и за счет этого уменьшается тревожность.
5. Расставить приоритеты
Если в обычной ситуации лучше мотивировать школьников стремиться к большему, то в стрессовый период надо, наоборот, выделять необходимое и отсекать все лишнее. Стоит вместе оценить, какие вещи в данный момент важны, а какие задачи на время можно оставить или выполнить с минимальными усилиями. Например, занятия вокалом можно прервать на время подготовки к ЕГЭ, а доклад по непрофильному предмету — написать и на тройку. Ведь иначе есть опасность, что попытки хвататься за все дела сразу не только увеличат уровень стресса и напряжение, но и не дадут возможности уделить достаточно внимания действительно значимым делам.
6. Поддерживать правильный образ жизни
В стрессовый период подростки в первую очередь начинают пропускать приемы пищи, урывают время на учебу у сна, а зарядка и тем более полноценные тренировки становятся чем-то недостижимым. При этом вести правильный образ жизни особенно важно как раз в трудное время: только здоровый и отдохнувший организм может выдерживать возросшие нагрузки, работать продуктивно и справляться со стрессом. Поэтому родителям стоит отдельно следить за тем, чтобы еда у школьника была полноценной, мотивировать его выходить на улицу и заниматься спортом хотя бы понемногу каждый день и не засиживаться за книгой и смартфоном допоздна.
7. Следить за перерывами
Отдых для продуктивной работы и высоких результатов важен не меньше, чем сама учеба. Наш мозг не способен работать над одним делом без переключений, а после нескольких часов любые дальнейшие действия будут бессмысленными или даже вредными, начнут появляться ошибки и неточности. Поэтому стоит следить не только за тем, чтобы подросток вовремя садился за работу, но и за тем, чтобы он вовремя уходил отдыхать. Конечно, самое лучшее — отправиться куда-нибудь на улицу или позаниматься спортом, но даже переключение на игру или сериал лучше, чем непрерывная подготовка к ЕГЭ или многочасовое выполнение домашних заданий.
8. Формировать реалистичные ожидания
Школьная система образования устроена так, что в процессе учебы подросткам часто прививается болезненный перфекционизм: нужно успевать везде и во всем, получать пятерки, участвовать в проектах и олимпиадах. Наша система жестко наказывает за ошибки и желание попробовать нестандартный подход. При этом в реальной жизни все это — необходимые для работы и дальнейшей учебы навыки. Поэтому родителям стоит учить ребят, что ошибаться — это нормально, не все получается с первого раза, и иногда имеет смысл не ставить слишком высокую планку, если сразу понимаешь, что не получится достать до нее. Умение не требовать от себя невозможного и прощать себе неудачи позволяет сильно снизить напряжение и делает работу только более эффективной.
9. Быть рядом
Подростку всегда важно чувствовать, что родители его поддерживают, понимают и готовы что-то подсказать, а в стрессовый период ощущение защищенности и «прикрытых тылов» становится еще более значимым. Нужно выстраивать отношения так, чтобы школьник знал, что может поделиться своими переживаниями, обратиться за помощью в сложной ситуации, что родители не будут осуждать его за провалы, а поддержат и попробуют вместе разобраться. Одно ощущение того, что ты не один, способно дать силы справиться с самыми сложными периодами в жизни.
10. Следить за собой
Часто родители видят проблемы подростка, но не замечают, что сами во многом являются дополнительной или даже основной причиной стресса. Когда они начинают приносить домой свои рабочие конфликты, срываться на близких, придираться и заваливать их критикой, это травмирует гораздо сильнее, чем строгость учителей. Поэтому начинать нужно с себя. Семье стоит помнить, что комфортная обстановка дома — один из главных способов поддержать школьника.
Источник
«>Как помочь подростку пережить стресс? Рекомендации психолога родителям»
Подростковый возраст — это стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением человека во взрослую жизнь.
Наступающие в это время гормональные перестройки в организме влияют, в том числе, и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с «оголенными проводами». Поэтому, практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений. И это — абсолютно нормально, считаю психологи.
Что вызывает стресс у подростков?
- Физиологические изменения тела. Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного, ведь подросткам бывает трудно принять «новое тело».
- Моральное и физическое давление со стороны сверстников. Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов».
- Смена места жительства. Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками.
- Проблемы в семье. Если в семье начинаются проблемы, например, развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, подросток часто винит в них себя.
- Неразделенная любовь. Первую влюбленность подростки нередко воспринимают как «любовь на всю жизнь».
- Проблемы в школе. Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.
Психологами установлено, что дети с лишним весом нередко стесняются своего внешнего вида и замыкаются в себе. Поэтому, для них родителям надо создать особые условия, в которых подростки смогут почувствовать поддержку близких.
Признаки стресса у подростка:
- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
- недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «подкачаться»;
- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес родителей к его жизни;
- резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и хобби;
- замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей;
- резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах.
Что же могут сделать родители? Подсказка психолога
- Проконсультируйтесь со специалистом — детским или школьным психологом. Каждый ребенок уникален — уникальны и его проблемы. Вместе с психологом родители смогут найти самый лучший путь решения проблем подростка.
- Создайте атмосферу доверия в семье. Будьте всегда готовы поговорить с подростком на любые темы, даже самые неприятные. У ребенка должна быть возможность выговориться и получить утешение у самых близких людей.
- Адекватно оценивайте способности и возможности ребенка. Нередко музыкальная школа или секция самому ребенку уже не интересны, они отнимают слишком много сил и не оставляет времени на действительно важные для него вещи, но у него просто не хватает смелости в этом признаться или упорства, чтобы убедить в этом членов семьи. Обсудите с ребенком, получает ли он удовольствие от дополнительных занятий. Объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы что-то бросить или поменять одну секцию на другую.
- Помогите подростку найти новые увлечения. Поощряйте стремление к творчеству или спорту, даже если это первые аккорды на бас-гитаре или футбол во дворе. Увлеченные любимым делом подростки реже испытывают стрессы.
- Контролируйте время у компьютера. Подростки, которые допоздна засиживаются за компьютером, хуже высыпаются, больше устают и чувствуют себя подавленными. Договоритесь с ребенком о норме работы за компьютером — в этом возрасте она составляет 1,5 часа в день. За это время подросток должен сделать как минимум два 15-минутных перерыва на отдых.
- Контролируйте количество сна. Следите за тем, чтобы подросток ложился спать вовремя — в этом возрасте на полноценное восстановление организма надо не менее 8–10 часов ночного сна. Недосып приводит к хронической усталости, снижению работоспособности и ухудшению адаптации к стрессам даже у взрослых.
- Увеличьте физическую активность подростка. Если ребенка совсем не интересует спорт, почаще устраивайте выезд на пикник, встречу со старыми друзьями, дальние поездки и экскурсии. Физическая нагрузка и смена обстановки хорошо помогают бороться со стрессом.
- Найдите ребенку компанию. В спортивные секции и на кружки гораздо веселее ходить вместе с приятелями. Таким образом, ребенок будет ждать не только нового занятия, но и очередной встречи с друзьями. То же относится и к выездам на пикники и экскурсии – социализация со сверстниками вне стен учебных заведений всегда полезна.
- Будьте оптимистом. Пример родителей, которые относятся к жизненным перипетиям спокойно и с юмором — лучший способ научить подростка не придавать сиюминутным проблемам слишком большое значение.
- Научите ребенка настраиваться на позитивный лад, и вместе с ним поищите положительные моменты в самых сложных ситуациях. Не игнорируйте успехи и не критикуйте неудачи подростка. За первые обязательно хвалите, а вторые должны стать «ошибками, которые можно исправить».
Таким образом, достаточная физическая активность, любимое дело и правильно построенный режим дня позволят подростку легче перенести стрессовые ситуации, связанные со взрослением.
Уважаемые родители, ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:
- индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей;
- сеансы медицинского массажа для детей;
- консультацию врача-невролога и аллерголога-иммунолога для взрослых и детей.
Получить более подробную информацию о работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 468-500
Статью подготовила: медицинский психолог Е. О. Шахрай
Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе в Контакте.
А также рекомендуем Вам ознакомиться с другими интересными статьями по психологии.
Источник
Стресс у детей и подростков
Постоянный стресс, тревога, беспокойство, страх, гнев, стыд, вина. Человек постоянно испытывает какие-либо эмоции и чувства, но из-за существующих ограничений и правил не всегда может сразу их отреагировать, прожить до конца.
Мало того, что у каждого из нас есть свои личные поводы для отрицательных эмоций и переживаний, так еще и отовсюду поступают потоки негативной информации. Зачастую это приводит к накоплению негативных переживаний и последующему срыву в момент, когда силы на поддержание «статус-кво» иссякают.
Как справиться со стрессом и негативными эмоциями? Важность и распространенность данной темы сложно переоценить, особенно, если учесть актуальную обстановку в стране и мире.
Как справиться со стрессом?
Что же можно сделать для того, чтобы сохранить свое психологическое здоровье и улучшить качество жизни?
Негативные переживания, как и позитивные – это часть человеческой жизни.
Вот несколько рекомендаций о способах, как справиться с негативными переживаниями.
- Обратите внимание на дыхание, ведь оно оказывает непосредственное влияние на работу всего организма! В стрессовых ситуациях дыхание часто становится учащенным и поверхностным, в то время как для стабилизации состояния необходимо плавное и глубокое дыхание с концентрацией на брюшной полости (дыхание животом). Представьте, что у вас внутри воздушный̆ шарик, который̆ надувается при вдохе и сдувается при выдохе. При этом вдох должен быть глубоким, а выдох медленным.
- Почувствуйте опору в прямом смысле этого слова: обратите внимание на стопы. Поставьте ноги на ширине плеч, распределите вес тела равномерно на обе ноги, сконцентрируйтесь на ощущении устойчивости, почувствуйте поверхность, на которую опираетесь. Выпрямите спину, почувствуйте опору в позвоночнике, который задает человеку вертикальное положение и является некой осью организма.
- Осознайте то, что с вами происходит, позвольте себе признать наличие у вас соответствующих эмоций и чувств. Злость, грусть, стыд, вина, страх, радость, зависть, бессилие: спектр человеческих переживаний широк и многообразен. Постарайтесь принять то, что с вами происходит, не оценивая и не сопротивляясь. «Я поругалась с близким человеком и сейчас чувствую злость, страх, вину и разочарование. Я принимаю себя и свои чувства». Помните, что сами по себе эмоции – это сигнал организма на внешние и внутренние стимулы. Самое разумное – услышать эти сигналы, успокоиться и уже в уравновешенном состоянии думать о дальнейших действиях и решениях.
- Помните о временности любой ситуации или эмоции. В мире временно всё! Каким бы тяжелым ни казалось чувство, оно не может проживаться на пике интенсивности постоянно. Наступит момент, когда станет пусть немного, но легче, спокойнее. Если организм сильно истощается, то наступает сон с последующим восстановлением сил и изменением состояния в какую-либо сторону. Осознание временности и неизбежности изменения могут помочь пережить неприятные моменты с меньшим напряжением.
- Упражнение «Зато…». В любой неприятной ситуации важно подумать, о том, что у вас есть в жизни помимо той сферы, в которой на данный момент существует проблема. В жизнеутверждающей книге Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!» про его личный опыт трехгодичного пребывания в концлагере описано, как люди в нечеловеческих условиях могли находить радость в том, что им было доступно: смотреть на рассвет и закат, слушать птиц, сочинять стихи, вспоминать или мечтать о будущем. Уделите немного времени, чтобы найти что-то положительное, на что можно обратить внимание: дом, близкие люди, здоровье, возможность двигаться, своя комната, вещи или техника, способность к творчеству, мечты, профессиональные навыки и т.д. Например: «У меня сейчас проблемы на работе, но я точно знаю, что у меня есть дом, куда я вернусь, близкие (или друзья), возможность работать в такой же профессии или сменить вид деятельности, так как у меня есть выбор и физические возможности».
- Пользуйтесь социальной поддержкой. Желание самостоятельно решать все вопросы похвально, однако оно может привести к переутомлению и чувству усталости. Чтобы сохранять спокойствие и продуктивно работать, вам потребуется признать свою уязвимость и попросить о помощи, если вы действительно в ней нуждаетесь. Если ситуация выходит из-под контроля и вы чувствуете, что не в силах справиться с этим, обратитесь за поддержкой к членам семьи, родственникам, коллегам, друзьям, специалистам, на телефон доверия или в кризисные центры.
- Выражения вроде «А что, если. » могут значительно повышать уровень стресса и тревоги. Чем больше времени вы будете размышлять о том, как все могло бы быть или может быть, тем меньше времени у вас будет на реальные действия, которые требуют сосредоточенности и контроля над ситуацией. Вместо тревожных размышлений спросите себя: «Что я могу сделать именно в данный момент, чтобы улучшить ситуацию или свое самочувствие?». Например: «А что если я не дам экзамен/завалю проект на работе? Что я могу сделать конкретно в данный момент, чтобы улучшить ситуацию? Я могу еще раз повторить материал, лечь спать пораньше, попить витамины, попросить поддержки у близких, потренироваться перед зеркалом. Это будет намного полезнее, чем просто тонуть в пугающих мыслях о еще не существующих ситуациях». И далее приступать к осуществлению действий.
- Привести в порядок взбудораженный разум может медитация, ведь это умственное действие направлено на приведение психики в состояние углубленной сосредоточенности. Можно практиковать «умственное молчание» (избавления от мыслей). А можно сосредоточиться на каком-то визуальном объекте или фразе. Например, в ситуации стресса вы можете вспомнить, что дает вам ощущение спокойствия и уравновешенности, какие у вас возникают ассоциации со словом «спокойствие»: пейзажи, воспоминания, предметы, образы, мантры, фразы, люди, животные. Может быть, вы ощущали спокойствие лежа на берегу моря или сидя на опушке леса, глядя на падающие листья или играя с котом, занимаясь йогой или смотря в окно во время поездки на поезде.
- Если есть возможность, то будет полезно отвлечься от неприятной ситуации и начать решать (разгадывать) логические задания или игры: головоломки, загадки, шахматы, простые математические примеры. Можно выучить счет или фразы на иностранном языке и вспоминать их, когда нужно будет переключиться от негативных переживаний или ситуаций.
- Мысли и чувства полезно переносить на бумагу: личный дневник, стихи, проза, рисунки, письма. Записывая свое состояние на бумаге, вы не только «переносите на лист» часть чувств и эмоций, тем самым снимая напряжение, но и структурируете мысли. Это повышает четкость понимания ситуации и помогает вернуть контроль над собой, так как во время письма задействовано много центров головного мозга, а процесс написания букв и формулирования фраз требует определенного контроля и сосредоточенности.
- Стресс сопряжен с физическим напряжением, поэтому совладать с негативными переживаниями поможет физическая активность. Спорт, прогулка, растяжка или уборка комнаты. Движения улучшают кровообращение, что само по себе полезно для организма. Напряжение – это некий «заряд», который можно направить в физическую активность.
- Примите расслабляющую ванну или душ. Если это недоступно в текущей ситуации, то полезно будет умыть руки и лицо прохладной водой, выпить стакан воды или чая, протереть лицо влажными салфетками.
- Созерцайте природу. Прогулка вдоль реки или озера, рассматривание облаков или далеких звезд, наблюдение за рыбками или животными, шум листвы и падающих листьев, пение птиц. В природе есть нечто постоянно изменчивое и в то же время неизменно вечное. Приятно осознавать, что бы ни происходило в жизни – над головой всегда будет небо, а в самый хмурый пасмурный день высоко над облаками ярко светит солнце.
- Занимайтесь творчеством. Сильные переживания способны побудить людей на создание шедевров в сфере искусств. А сама по себе созидательная деятельность отвлекает от негативных ситуаций, приносит удовольствие как от процесса, так и от результата. Отдаваясь творчеству, старайтесь избегать самокритики.
Негативные переживания, как и позитивные – это часть человеческой жизни. Невозможно в полной мере избежать стресса и дискомфорта. Но в силах каждого попробовать найти наиболее подходящие способы, которые помогут справиться со стрессом. Страх, тревога, вина и многие другие эмоции, чувства чаще всего появляются из-за ранее пережитых событий. Для того чтобы полноценно разобраться в реакциях зачастую необходимо участие психолога, психотерапевта.
Марина Гудзенко, психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник