Вопросы по обществознанию 7 класс учебник Боголюбов, Иванова, Городецкая параграф 6
На чьи интересы и потребности ориентируется производство товаров и услуг? Каковы основные потребности человека?
Естественно ориентируются на потребности Потребителя.
– Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.
– Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
– Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Какое домашнее хозяйство можно назвать крепким? Что помогает семье сохранить часть имеющихся средств?
Какими были деревенские домохозяйства в России XIX в.? Как ты понимаешь выражение «крепкое хозяйство»?
Какие ты можешь привести примеры производства товаров и услуг домашними хозяйствами для собственного пользования и для продажи?
Рассмотри фотографию. Сравни цель, которую поставили дети, и результаты их усилий. Что им уже удалось? Что ещё предстоит осуществить? Какими способами они могут действовать?
Они хотят построить скворечник, и у них это получается. Им уже удалось сделать основной домик, осталось прикрепить к дереву. Они могут попросить помощь у взрослых или сами всё сделать
Как ты думаешь, почему сыновья выбрали профессию своего отца? Какую функцию домохозяйства иллюстрирует история династии Котляровых?
Подумай, что из источников доходов, отражённых на схеме ниже, можно отнести к денежным доходам, а что — к натуральным.
Денежные доходы: заработная плата, государственные выплаты, доход от предпринимательской деятельности.
Натуральные доходы: доход от собственности, наследство.
Подумай, какие расходы типичны, например, для молодёжи и не свойственны пожилым людям. Приведи примеры расходов, связанных с разными интересами людей. Предположи, какие расходы будут у семей с высоким уровнем культуры, в то время как у семей с другим уровнем культуры они могут отсутствовать.
Парфюмерия и косметика
Модная одежда, дорогие телефоны, планшеты и т.д
Спортивные товары модных брендов
Какими другими способами школьники могут сократить расходы семьи?
Как пример, выключать свет, не оставлять вкл. воду,
Приведи примеры своих произвольных расходов.
Личные потребности и предметы роскоши.( сходить в кино, в театр, купить серьги или автомобиль)
Рассмотри картину. Какое настроение она передаёт? Что может рассказать картина о домашнем хозяйстве семьи Кати? Что из изображённого на картине характерно и для наших дней?
Какие детали картины указывают на достаток семьи?
Одетые дети, большой дом(для того времени), большой и наполненный стол, мебель (стулья, стол) сделаны хорошо, так же на достаток семьи указывают вещи как самовар, картина, часы(точно не знаю но по-моему раньше они стоили не дёшево).
1. Какими бывают домохозяйства?
Частые и Институциональные/коллективные
2. Каковы экономические функции домохозяйств?
Потреблять товары и услуги, произведённые предприятиями;
производить товары и услуги для собственного потребления или продажи на рынке;
воспроизводить и формировать человеческий капитал и поставлять труд на рынок факторов производства
3. Что влияет на содержание потребительских расходов?
Личные расходы на потребление состоят из автономного потребления и индуцированного потребления.
4. Какова связь между доходом и потреблением?
Чем выше доход человека, тем больше он покупает (потребляет) различных товаров и услуг.
5. Для чего нужны сбережения?
Если человек попадет в сложную финансовую ситуацию, то он сможет в течение какого-то времени продержаться, воспользовавшись своими сбережениями.
6. Как правильно составлять семейный бюджет?
Планомерное и корректное ведение семейного бюджета позволяет не только структурировать и рационализировать расход средств, но и экономить. Точный контроль семейной прибыли и расходов позволяет высчитать, на чем можно сократить затраты, и усовершенствовать распределение домашних ресурсов.
7. Что даёт человеку или семье финансовый план?
Финансовый план позволяет планировать поступления денежных средств в семейный бюджет и с их последующим расходованием.
8. Зачем нужна «подушка безопасности»?
Для безопасности во время аварии.
А если термин касается финансов, то «подушка безопасности» нужна для того чтобы иметь возможность прожить время, когда с финансами имеются проблемы (например уволили с работы).
9. Что относится к активам, а что — к пассивам?
Активы — это всё имущество компании, а пассивы — денежные средства, за счёт которых имущество было сформировано.
10. Может ли школьник вносить личный вклад в доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель?
Школьник может вносить личный вклад в доходы семьи, но он не будет велик в этом вкладе.
1. Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?
«Жить по средствам» означает ощущать разницу между «хочу» и «надо». Это сбалансированный бюджет, жизнь в рамках доходов, экономия, избегание крупных покупок. Люди, которые живут по средствам, не берут кредит на крупную покупку, они ее просто не делают.
2. Оцени свои покупки за последнюю неделю или месяц. С какими потребностями они были связаны? Какие из них можно назвать произвольными, а какие — обязательными? Заведи тетрадь или компьютерную программу для учёта расходов.
За последний месяц мной было куплено: молоко, хлеб, шоколад.
Молоко, хлеб, шоколад-биологические потребности.
Обязательные: молоко, хлеб.
3. Развитие домохозяйств связано с пользованием землёй, включая такие формы подсобного хозяйства, как дача, огород, приусадебный участок. Чем, по-твоему, отличается садово-огородная деятельность городских жителей от сельскохозяйственного производства на приусадебных участках жителей сельской местности?
В первую очередь, садово-огородная деятельность отличается от сельскохозяйственного производства тем, что это делается не ради продажи, а для собственного удовлетворения потребности. А сельскохозяйственное производство направлено на создание благ, которые удовлетворяют человеческие потребности.
4. Василию Петрову купили смартфон последней модели несмотря на то, что предыдущая модель продолжала исправно работать и по набору функций почти не отличалась от новой. Можно ли назвать эту покупку рациональной тратой денег?
5. Определи свою реально достижимую финансовую цель на год вперёд (это может быть вещь или услуга, стоимость которой должна быть выражена в деньгах). Составь свой личный финансовый план по достижению этой цели с учётом своих реальных доходов (карманных денег, подарков и т. д.) и расходов.
6. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.
Трудовые традиции семьи — это работа, профессия передаваемая из поколения в поколение. Например Бабушка была врачом, мама была врачом, моя дочь станет врачом и т.п у меня дедушка пожарник он хорошо управляется с работой. Мне нравится это работа и я тоже хочу стать пожарником!
7. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний на свои средства провела выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести? Что выставка помогает понять молодым людям, посетившим её?
Выставка является способом общения компании с потенциальными потребителями. Возможно, в нефтяной отрасли наблюдается дефицит рабочих и устраивая выставку с демонстрацией трудового стажа, компания надеется, что кто-нибудь вдохновится и пойдет учиться в нефтяной вуз, чтобы потом работать на компанию. Таким образом, она готовит себе кадры и обеспечивает достойное будущее поколение рабочих. Вторым фактором, является то, что у каждой нефтяной компании есть бензоколонки, и устраивая выставку они повышают лояльность клиентов к себе.
Источник
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 14
Параграф 14. Экономика семьи
Страница 112
Что такое семейное хозяйство?
Семейное хозяйство – это такой вид хозяйства, ведением которого занимается семья. Оно включает в себя ряд обязанностей, которые равномерно распределяются между всеми членами семьи.
В некоторых странах предпринимались попытки ликвидации хозяйств отдельных семей и объединения их в одно общинное хозяйство, где все будут одинаково работать и делить поровну все произведенное. Какими, по-твоему, могут быть положительные и отрицательные последствия подобных преобразований?
Из положительных последствий можно выделить:
- Справедливость разделения труда. Обязанности распределяются поровну между всеми участниками, в результате чего все произведенное делится так же поровну между этими людьми;
- Скорость выполнения обязанностей. Все дела выполняет большее количество людей, от чего работа идее гораздо быстрее;
- Минимальность возникновения конфликтов. Все становятся равными друг перед другом, так как каждый имеет свои обязанности и получает по результатам работы свой доход.
Из отрицательных последствий стоит упомянуть о несоответствии результатов работы и вознаграждения. Один человек может качественно выполнить работу и получить в вознаграждение хороший продукт. Другой выполнит работу менее качественно, но получит тот же товар. Отсюда появляется нечестность в том, что один работал более усердно, а получил столько же, сколько и тот, кто относился к работе безответственно.
Страница 113
Проведи исследование на тему «Как ресурсы Интернета помогают в ведении домашнего хозяйства».
Ведение домашнего хозяйства – это распределение обязанностей между членами семьи. Все обязанности между участниками распределяются поровну. Например, мать занимается готовкой, ребенок производит уборку в доме, а отец берет на себя обязанности по ремонту всей мебели и техники.
Маме Интернет может помочь, предложив полезные рецепты для приготовления пищи. Папа сможет найти на сайтах информацию о различных строительных материалах и инструментах, а так же полезные советы по ремонту. Ребенок сможет научиться аккуратно складывать свои вещи, посмотрев видео в Интернете, что позволит ему поддерживать чистоту в доме.
На ресурсах Интернета можно найти много полезной информации, которая улучшит и упростит ведение домашнего хозяйства.
Страница 114
Критики отмечали, что в картине с первого взгляда заметна какая-то напряженность: герои чувствуют себя неловко, неуютно. Рассмотрите картину и выскажите предположение о смысле ее названия.
Название художественного произведения – «Новые хозяева». Его смысл заключается в том, что люди переехали в новый дом, который приобрели или получили совсем недавно.
Я заметил(а), что герои чувствуют себя неловко и неуютно. Это можно объяснить тем, что они еще не привыкли к новому жилью. Возможно, раньше они были не в силах приобрести такой дом, а теперь они имеют его в своем владении, от чего чувствуют себя непривычно. Так же они еще не успели обжиться на новом месте жительства, поэтому чувствуют себя неуютно и ощущают небольшой дискомфорт.
Страница 116
Попытайся представить, что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете.
Если семья перестанет вести семейный бюджет, то у них пропадет возможность отслеживать свои доходы и расходы. Они будут менее ответственно относиться к своим деньгам и позволять себе те покупки, которые не соответствуют их возможностям. Так, например, родители получат заработную плату и потратят ее в первый же день, а через несколько недель почувствуют нехватку продуктов, одежды или других предметов быта.
Нерациональное использование денежных средств способно привести к бедности и нищете.
Страница 117
Каковы принципы «домашней экономики» А.Т. Болотова? Соотнеси их с уже прочитанными тобой разделами параграфа. Сформулируй эти принципы, используя выделенные жирным шрифтом термины.
Болотов придерживался таким принципам «домашней экономики»:
- ведение записи своих растрат;
- ведение необходимых и планируемых покупок;
- ведение хозяйства, желая его организовать как можно лучше.
Им соответствуют такие принципы, описанные в разделах параграфа, как принцип планирования, принцип составления списка необходимых продуктов и принцип стремления улучшить хозяйство.
Страница 118
Сравни, какие виды домашней работы ты мог бы выполнять и какие выполняешь на деле. Есть ли разница?
Я бы мог(ла) выполнять такую работу по дому, как уборка собственной комнаты, помощь родителям.
На деле я выполняю все эти обязанности: я мою полы, посуду, протираю пыль, аккуратно складываю вещи, помогаю маме и папе по необходимости.
Страница 119
Задание 1. Из чего состоит имущество семьи?
Имущество семьи включает в себя денежные средства, дом, квартиру, дачу, огород, машину, мебель, технику и одежду.
То есть все те материальные предметы, которые приобрела семья.
Задание 2. Из чего складываются доходы семьи?
Доход семьи – это деньги, которые полуют ее члены из различных источников. Доходы могут складываться из заработной платы родителей, пенсии бабушек и дедушек, стипендии детей, а так же из других пособий, выплачиваемых государством.
Например, семья может владеть бизнесом и получать прибыль с него. Так же они могут ввести натуральное хозяйство и продавать излишки взращенных продуктов, что тоже может стать источником дохода.
Задание 3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал?
Из параграфа я узнал(а), что бюджет – это роспись доходов и расходов, которая составляется предварительно и на определенный промежуток времени.
Бюджет – это совокупный доход всех членов семьи.
Кроме того, я прочитал(а), что бюджетом раньше называлась сумка, в которой министр финансов хранил своих отчеты, деньги и ценные бумаги.
Задание 4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?
Бюджет нужен семье, человеку, предприятию и государству, чтобы отслеживать свои доходы и расходы. При его отсутствии люди будут нерационально распоряжаться своими средствами, что может привести к нехватке денег, бедности и нищете. Бюджет позволяет вести нормальный образ жизни. Человек, который ведет смету расходов и доходов, всегда уверен в том, что у него будут средства к существованию.
В классе и дома
Задание 1. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?
В моей семье источниками дохода являются зарплаты родителей, пенсия бабушки и стипендия старшего брата. Пенсия моей бабушки и стипендия брата – это фиксированный доход. Они получают определенную сумму денег на протяжении всего времени, пока являются пенсионером и студентом соответственно.
Заработные платы родителей – это переменный доход. Они ведут общий бизнес, и их прибыль зависит от того, насколько выгодно происходят сделки с партнерами.
Задание 2. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.
Данные расходы можно отнести к группе необязательных расходов. Они позволяют удовлетворить второстепенные потребности людей, например, такие как потребность в досуге и отдыхе.
Задание 3. Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц). Какие из них были неотложными, какие можно было бы отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси расходы по трем группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет.
Мои расходы за последнюю неделю:
- Понедельник – покупка шоколада (ненужный);
- Вторник – приобретение новой ручки и тетради для работ по математике (можно отложить);
- Среда – покупка нового чехла на телефон (можно отложить);
- Четверг – приобретение книги (можно отложить);
- Пятница – покупка билета в кино (можно отложить);
- Суббота – приобретение таблеток от кашля (неотложный);
- Воскресение – покупка нового футбольного мяча (можно отложить).
Большинство моих расходов можно было отложить или даже отнести к категории ненужных. Среди написанных расходов важную роль занимает приобретение лекарства. Этот вид расходов является неотложным.
Я стараюсь рационально тратить свои денежные средства. Я расписываю, какие продукты мне необходимы в первую очередь, а потом уже приобретаю то, что мне не требуется так срочно. В случае если у меня будет мало денежных средств, я отложу покупку чехла или билета в кино на другой раз.
Задание 4. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.
Такой обычай установился в семьях, потому что в то время было принято, что мужчины могут выполнять более тяжелую работу и нести ответственность за всю семью. На их плечи опускалась ответственность за доходы семьи, потому что их источник заработка считался основным. В более древние времена мужчины обеспечивали семью всем необходимым: одеждой, едой, орудиями труда и предметами быта.
В современной организации семейного хозяйства данный принцип неактуален. Женщины ровно так же могут занимать разные должности, иметь более высокий заработок по сравнению с мужчинами и заниматься ремонтом в доме. Главное, что в семье обязанности должны быть распределены равномерно между членами всей семьи.
Задание 5. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учета семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 – из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 – из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.
Судя по информации из книги учета ссор, в данной семье женщина занималась приготовлением пищи и поддерживала чистоту в доме. Мужчина в свою очередь зарабатывал денежные средства и обеспечивал ими семью Я бы посоветовал(а) этой семье распределить обязанности более равно, чтобы каждый понял, какого это стоять у плиты или часами наводить порядок в доме, а так же осознал насколько сложно дается работа. Мужчине стоило бы больше уделять внимание порядку в доме и помогать жене наводить чистоту, а женщине – более рационально расходовать финансы.
Страница 120
Задание 6. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.
Я считаю, что нельзя выделить исключительно «женские» и исключительно «мужские» сферы в ведении семейного хозяйства. Каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Не всего женщина должна готовить в семье. Если мужчина любит готовку или работает поваром, то он может выполнять обязанность обеспечения семьи едой. Если женщина работает по профессии сантехника, то она без помощи мужчины может выполнить ремонт санузла в квартире.
Задание 7. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред – Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни.
Я думаю, что мачеха больший вред причиняла своим дочерям. Они так и не смогли научиться делать уборку, готовить, шить и выполнять другие обязанности по дому. Девочки не смогли приобрести личный опыт, поэтому им бы трудно дались организация и ведение хозяйства в своей будущей семье.
Задание 8. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н.В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какое-нибудь усовершенствование? Свои выводы объясни.
А. «Хозяйствование Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Ее дом был совершенно похож на химическую лабораторию».
Б. «Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор… комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».
В. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба… у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким же множеством холстов, сукон, овчин… высушенными рыбами и всякой овощью…наготовлено было на запас всякого дерева и посуды… Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни… и все, что ни попадалось ему… тащил к себе».
У каждого героя произведения были свои принципы и отношения к ведению домашнего хозяйства.
А. Пульхерия Ивановна предпочитала натуральное хозяйство. Она взращивала растения и фрукты, а затем готовила из них еду на зиму, чтобы всегда можно было обеспечить себя пищей. Я бы посоветовал(а) ей продавать излишки своих солений, чтобы получать с них доход. Кроме того мне кажется, что она не уделяла время порядку в доме и не поддерживала его в чистоте из-за постоянных хлопот с готовкой.
Б. У Чичикова в доме было грязно. Из-за этого его могли принять за неряху. Он не убирал за собой остатки еды и табачный пепел, что могло бы привести к появлению вредителей в доме. Я бы посоветовал(а) ему более ответственно относиться к чистоте в своем жилище.
В. Помещик имел зажиточное хозяйство. Он тащил в свой дом все, не обращая внимания на то, нужно ли ему это. Я бы мог(ла) посоветовать ему распродавать излишки своих запасов, чтобы получать больший доход и не захламлять дом мусором.
Источник