- Словосочетания глагольные, именные, наречные
- Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)
- Именные словосочетания
- Субстантивные (главное слово — имя существительное)
- Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное
- Словосочетания с именем числительным в роли главного слова
- Словосочетания с местоимением в качестве главного слова
- Наречные словосочетания
- Словосочетание
- Смысловая и грамматическая связь
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Неделимые словосочетания
- Синтаксический разбор словосочетания
- Классификация словосочетаний по способу выражения главного слова
Словосочетания глагольные, именные, наречные
Укажем типы словосочетаний (именные, глагольные, наречные) в зависимости от того, какой частью речи является в его составе главное слово.
Как и самостоятельное слово, словосочетание служит средством номинации, то есть называет только более конкретно:
- предмет (платье в полоску, дружеское рукопожатие, час пик);
- признак (очень красивый, весьма привлекательный, абсолютно независимый);
- действие (стремительно подойти, стрелять вхолостую);
- состояние (быстро расцветать, легко почувствовать).
В словосочетании в качестве стержневого слова могут выступать имена существительные, прилагательные, местоимения, числительные, а также глаголы и наречия. В зависимости от этого различают глагольные, именные и наречные словосочетания.
Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)
1. глагол + существительное (примеры)
- построить дом;
- построивший дом;
- построив дом;
- не думая о последствиях;
- соединившись с дорогой;
- проводив товарищей;
- сказав слово;
- войти в галерею;
- договориться о постройке;
2. с зависимым инфинитивом или деепричастием:
3. с зависимым наречием:
Именные словосочетания
Субстантивные (главное слово — имя существительное)
1. существительное + существительное (без предлога и с предлогом) (примеры):
2. существительное + прилагательное:
3. существительное + местоимение-прилагательное:
4. существительное с зависимым порядковым числительным:
5. существительное с причастием:
6. существительное с наречием:
7. существительное + глагол (инфинитив) (примеры):
Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное
1. с зависимым именем существительным:
2. с зависимым местоимением:
3. с наречием в качестве зависимого слова:
4. с инфинитивом:
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова
- двое из ларца;
- трое в лодке;
- семеро в штатском;
- первый из соревнующихся;
- второй на пьедестале почёта;
Словосочетания с местоимением в качестве главного слова
- каждый из нас;
- мы с друзьями;
- они с соседями;
Наречные словосочетания
1. с зависимым наречием:
2. с зависимым существительным:
Перечисленные типы словосочетаний можно распределить также в три группы словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Источник
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
Устойчивые выражения (фразеологизмы):
Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Источник
Классификация словосочетаний по способу выражения главного слова
Структурные типы словосочетаний выделяются на основе характеристики стержневого слова как части речи. Существуют следующие разновидности словосочетаний:
— субстантивные (с главным словом, выраженным именем существительным): белый снег, домик слева, готовность помочь, крышка чайника;
— адъективные (с главным словом, выраженным именем прилагательным): белый в полоску, способный организовать, достойный похвалы;
— вербальные, или глагольные (с главным словом, выраженным глаголом, причастием, деепричастием): читать роман, играющий в мяч, лежа на спине, туманно выражаться;
— адвербиальные, или наречные (с главным словом, выраженным наречием или словом категории состояния): задолго до каникул, слишком быстро, нельзя шутить;
— прономинальные (с главным словом, выраженным местоимением): кто-то из студентов, нечто смутное;
— нумеративные (с главным словом, выраженным именем числительным): два студента, один из вас, мало[7] пассажиров.
При анализе словосочетаний, имеющих в качестве главного слова местоимение, следует учитывать, что они являются синтаксически несвободными и функционируют в составе предложения как один член предложения.
В зависимости от способа выражения главного слова в словосочетании определяется и количество членов парадигмы в словосочетании.
Парадигма словосочетания – это совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения. Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения.
Для субстантивных словосочетаний характерна полная парадигма склонения, состоящая из парадигм падежа и числа имени существительного (12 членов) и неполная парадигма склонения, в том случае если главное слово в словосочетании выражено именем существительным, имеющим форму только единственного числа (Sinqularia tantum) или только множественного (Pluralia tantum).
В адъективных словосочетаниях следует различать разряд имени прилагательного: качественные в полной форме изменяются по родам, числам и падежам и имеют парадигму изменения по степеням сравнения; относительные и притяжательные прилагательные имеют 24 члена парадигмы, при этом следует помнить, что у прилагательных м.р. и ср.р. парадигма перекрещивающаяся.
В вербальных словосочетаниях парадигма складывается из парадигмы спряжения (изменения по лицам и числам) – 12 членов (настоящее и будущее время), из парадигмы изменения по родам и числам – 4 члена (прошедшее время), из парадигм повелительного (3 члена) и сослагательного наклонений (4 члена), кроме того, из парадигмы словоизменения причастия (28 членов) и формы деепричастия.
В адвербиальных словосочетаниях, если главное слово является наречием на –о, полная парадигма – 2 члена (изменение по степеням сравнения).
Парадигма словосочетаний с количественным числительным в роли главного слова состоит из изменения числительного по падежам: три тетради – 2 члена парадигмы (гл. слово – имя числительное, вид подчинения – сильное управление); трех тетрадей – 4 члена парадигмы (гл. слово – имя существительное; вид подчинения – полное согласование).
Укажите тип словосочетания по способу выражения главного (стержневого) слова:
1 | субстантивным |
2 | адъективным |
3 | нумеративным |
4 | прономинальным |
5 | адвербиальным |
6 | вербальным |
1) по-зимнему синеющие
3) на опушке леса
5) мысль о весне
8) вдруг оживившись
9) позвольте спросить
10) дважды приезжал
11) пора вставать
12) должен наказать
13) в квартире пусто
16) всегда неуютно
17) что-то несуразное
18) мокрое от слез
19) в плечах широк
Укажите тип словосочетания по способу выражения главного (стержневого) слова:
1 | субстантивным |
2 | адъективным |
3 | нумеративным |
4 | прономинальным |
5 | адвербиальным |
6 | вербальным |
1) лицо в морщинах
2) вся в лохмотьях
3) лежит навзничь
4) в штанах навыпуск
5) с удовольствием замечая
6) через десять минут
7) со слезами в голосе
8) гудели от ветра
9) не смолкающий ни на минуту
10) у стены напротив
11) насквозь мокрая
13) хитро улыбаясь
14) еда всухомятку
15) что-нибудь скверное
16) не спеша пошёл
17) черный от загара
18) пора бросать
19) совершенно неинтересный
20) с трех сторон
Виды подчинения
Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в категориях рода, числа и падежа.
Грамматическое согласование бывает полным и неполным.
Полное согласование – это соответствие форм зависимого слова всем одноименным формам главного слова: старинный костюм, ясная осень.
При неполном согласовании отсутствует уподобление в некоторых одноименных формах: наша врач, новые окна.
Существует и другое, нетрадиционное, понимание полного/неполного согласования: полное – в роде, числе и падеже; неполное – не во всех этих формах:
мелкий дождь – полное согласование (р., ч., п.);
женщина-космонавт – неполное (ч., п.);
на трех столах – неполное (п.).
Однако при таком подходе не учитывается, какие формы у связываемых слов являются общими и все ли они используются при согласовании.
Наряду с грамматическим, Е.С. Скобликова[8] выделяет условно-грамматическое, смысловое и ассоциативно-грамматическое согласование. Условно-грамматическое согласование возникает в том случае, если у главного слова отсутствуют согласовательные категории: что-то неясное; ваше «не хочу». Примером смыслового согласования служат: любознательный (-ая) Саша; молодая доцент. Ассоциативно-грамматическое согласование подразумевает повторение в зависимом слове категорий того слова, с которым оно ассоциируется: солнечный (город) Сочи.
Особого внимания заслуживает связь приложения с определяемым словом. По мнению авторов «Краткой русской грамматики», приложение согласуется с определяемым словом-существительным в категории падежа. Связь приложения организуется на началах параллелизма падежных значений.[9]
Смысловые отношения в словосочетаниях, построенных на основе согласования, являются атрибутивными, зависимое слово в контексте предложения выполняет функцию согласованного определения. Возможны и комплетивные отношения в словосочетаниях типа кто-то незнакомый, что-то необычное.
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово либо требует от зависимого постановки его в определенном косвенном падеже, либо допускает наличие зависимого слова.
Управление бывает сильным и слабым.
При сильном управлении главное слово требует, диктует форму зависимого слова; наличие зависимого слова является обязательным.
При слабом управлении главное слово допускает наличие зависимого слова, которое не является обязательным.
В.А. Белошапкова[10], со ссылкой на А.А. Потебню, отмечает, что требование формы (предсказуемость) в словосочетании может быть обусловлено разными причинами:
сильнее кошки, выше гор, ярче солнца, высочайшая из гор, сильнейший из спортсменов;
изучать собеседника, бояться боли; верить ребенку, завидовать соседу; любоваться морем, угождать старшим, грозить пальцем, топать ногами; поселиться на Урале; два человека, много цветов.
отъехать от дома, дожить до старости, заплатить за покупку, нападение на врага; извлечь из кармана; сорвать с ветки; прильнуть к груди; подниматься по лестнице.
При сильном управлении в словосочетании наблюдаются объектные, комплетивные и субъектные смысловые отношения.
Словосочетания со слабым управлением не имеют каких-либо закрепленных за ними разновидностей словосочетаний. Слабое управление – связь необязательная, поэтому появление зависимой падежной формы не предопределено как регулярное. Объектные смысловые отношения при слабом управлении осложняются обстоятельственными или определительными: работать (чем?) и (как?) топором; готовность (к чему?) и (какая?) к школе.
Некоторые исследователи[11] выделяют падежное примыкание (по-другому именное примыкание).
Именное примыкание – такая подчинительная связь, при которой к главному слову (глаголу, имени существительному, наречию) присоединяется зависимое слово, выраженное именем существительным или местоимением (как с предлогом, так и без него) на основе определительно-обстоятельственных отношений[12]: жить (сколько?) неделю; вернуться (откуда?) с рыбалки; домик (какой? где?) у леса; далеко (откуда?) от берега; их заслуги (заслуги (чьи?) их).
При разграничении сильного управления, слабого управления и именного примыкания следует обращать внимание на смысловые отношения в словосочетании: словосочетания с сильным управлением имеют объектные или комплетивные отношения; в словосочетаниях со слабым управлением объектные отношения осложнены другими видами отношений (при управлении падежные формы сохраняют предметное значение). При именном примыкании выражаются определительные или обстоятельственные отношения, падежные формы выступают как потенциальные наречия или прилагательные.
Отметим, что в школе именное примыкание как вид подчинительной связи в словосочетании не изучается.
Определите вид подчинения в словосочетании:
1 | согласование |
2 | управление |
3 | примыкание |
1) изучать синтаксис
3) нота правительству
5) высокий ростом
6) снесло ураганом
7) бросил курить
8) чай вприкуску
9) зайти проститься
10) комната отца
12) из тридцати источников
14) отличаться от других
15) быстрее ветра
16) трудная пора
17) каждый из студентов
18) возможность побеседовать
19) следить за игрой
Определите вид подчинения в словосочетании:
1 | согласование |
2 | управление |
3 | примыкание |
1) путевка в санаторий
2) с двумя сыновьями
3) совсем незнакомый
4) несколько человек
5) накричать на детей
6) острые ножницы
7) мечта о счастье
9) новая секретарь
10) слушая музыку
11) говорить волнуясь
12) продолжал работать
13) занесло снегом
14) глубоко под землей
15) их возможности
16) разделить пополам
17) для самостоятельной работы
19) что-то необыкновенное
20) сильнейший из борцов
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1771 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник