Каким способом вычисляется производственно коммерческий цикл
Управление текущими активами
Если рассматривать актив баланса предприятия, то текущими активами являются:
Товарно-материальные запасы — это:
Товары, находящиеся в распоряжении предприятия, которые используются или перерабатываются с целью изготовления готовой продукции . К ним могут относиться сырье и материалы, незавершенное производство и готовая продукция
Лица, которые должны предприятию деньги; обычно — это покупатели, которые приобрели товары в кредит.
Наличные средства — это:
Денежные средства, хранящиеся в банке или на краткосрочном депозите
Лица, которым предприятие должно деньги; обычно это поставщики, которые продали товары в кредит
Собственный оборотный капитал = товарно-материальные запасы + дебиторская задолженность + наличные средства — кредиторская задолженность
Производственно-коммерческий цикл предприятия
Производственно-коммерческий цикл — это период времени от принятия предприятием на себя обязательств по оплате производственных расходов до поступления наличных средств, вырученных от продажи продукции.
Каким образом рассчитывается его длительность?
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОГО цИКЛА =
Средняя продолжительность времени, в течение которого сырье и материалы хранятся на складе
МИНУС: Период времени, на который предоставлен кредит поставщиками
ПЛЮС: Время, затрачиваемое на изготовление готовой продукции
ПЛЮС: Средняя продолжительность времени, в течение которого готовая продукция хранится на складе
ПЛЮС: Период времени, на который предоставлен кредит покупателям
1. Подсчитайте продолжительность производственно-коммерческого цикла для каждой из двух категорий предприятий:
а) Продукт ООО — компания по торговле продуктами питания. Предприятие закупает продукты и напитки на мес.тном рынке, где продавцы позволяют оплачивать счета в течение 7 дней после покупки. Эти продукты и напитки в среднем 10 дней лежат на складе компании, прежде чем из них комплектуются заказы. Комплектация и подготовка заказов занимает обычно 3 дня, после чего заказы немедленно доставляются покупателям. Покупатели оплачивают счета в среднем в течение 14 дней.
б). ООО Серенада изготовляет автомобильные магнитолы для экспорта в Западную Европу. В течение нескольких лет это предприятие закупает комплектующие у изготовителей с Дальнего Востока, которые предоставляют своим клиентам 30 дней для оплаты счетов. Комплектующие в среднем 10 дней хранятся на складе прежде, чем поступают в производство. На изготовление и проверку магнитолы требуется в среднем 4 дня. Готовая продукция затем еще 15 дней хранится на складе прежде, чем ее морем отправляют покупателям. Плавание занимает 3 дня. Контракты на поставку продукции у компании Серенада заключены с крупными магазинами электротоваров, которым предоставляется 40 дней для оплаты счетов.
- Перечислите причины различия коммерческих циклов у этих двух предприятий?
Значительные успехи достигнуты за последнее время предприятиями различных стран мира в области сокращения продолжительности производственно-коммерческих циклов.
Основной фактор — более передовые методы управления краткосрочными активами:
- товарно-материальные запасы — улучшение контроля за состоянием запасов, методы производства “точно вовремя”;
- дебиторы — совершенствование методов сбора долгов; факторинг (перепродажа долговых обязательств)
- наличные средства — совершенствование планирования и управления наличностью
- кредиторы — совершенствование системы размещения заказов
Но какова оптимальная длительность производственно-коммерческого цикла?
Ответ: в зависимости от обстоятельств!
Основные факторы, от которых она зависит, включают в себя:
- характер деятельности предприятия;
- может ли предприятие сотрудничать со своими поставщиками и клиентами;
- какова местная практика работы предприятий;
Оборотный капитал и производственно — коммерческий цикл
Оборотный капитал есть разница между текущими (оборотными) активами (в основном это запасы, дебиторская задолженность и денежные средства) и краткосрочными обязательствами (коммерческая кредиторская задолженность и банковский овердрафт).
Текущие активы и краткосрочные обязательства являются необходимым компонентом коммерческой деятельности фирмы. Деятельность фирмы представляет собой повторяющийся цикл покупок и продаж, которые производятся непрерывно. Предположим, например, что на 1 апреля фирма имеет следующие средства и обязательства:
Денежные средства 2000 5000
Оборотный капитал 5,000
Если фирма продаст все запасы в кредит за 4500 руб.. и одновременно получит новые товарно-материальные ценности в кредит от поставщиков за 3500 руб. то баланс примет следующий вид:
Денежные средства 2000
Оборотный капитал 6500
Прирост оборотного капитала с 5000 руб. до 6500 руб. вызван получением прибыли от реализации запасов в сумме 1500 руб.
Дебиторы в конце концов заплатят свои долги (4500 руб.) наличными; фирма, в свою очередь, заплатит долги кредиторам (3500 руб.). Это даст следующие результаты:
Денежные средства (2000+4500-3500) 3000
Оборотный капитал 6500
Если, однако. запасы будут проданы в кредит за 5500 руб. и одновременно будут приобретены новые запасы на 6000 руб., то коммерческий цикл будет продолжен следующим образом:
Денежные средства 3000
Оборотный капитал 8500
Оборотный капитал увеличился вследствие получения дополнительной прибыли в сумме 2000 руб.
На этом примере видно, что компоненты оборотного капитала являются частью непрерывного потока коммерческих операций. Покупка приводит к увеличению уровня запасов и в то же время к росту кредиторской задолженности; кредиторам нужно возвращать долги, а дебиторы оплачивают приобретенные у фирмы товары. Этот цикл операций всегда в конечном итоге возвращается к денежным поступлениям и денежным платежам.
Производственно — коммерческий цикл, или период оборота денежных средств
Производственно — коммерческий цикл (или период оборота денежных средств) — это термин, используемый для обозначения связи между притоком и оттоком оборотного капитала и денежных поступлений. Этот параметр обычно измеряется в днях или месяцах.
Период оборота денежных средств, или производственно-коммерческий цикл, есть время между:
а) приобретением сырья и материалов и поступлением денег за проданные товары от дебиторов;
б) уплатой денег за сырье и материалы и поступлением денег от дебиторов.
Предположим, что фирма покупает сырье и материалы в кредит сроком на 1,5 мес.. держит их на складе в течение 1 мес. а затем выдает их в производство. Производственный цикл очень короток, однако готовая продукция перед продажей хранится на складе в течение 1 мес.. Срок кредита для дебиторов — 2 мес.. Период оборота денежных средств составит: мес.
Период оборачиваемости запасов сырья и материалов 1,0
Минус кредит поставщиков (1,5)
Период оборачиваемости запасов готовой продукции 1,0
Срок кредита для дебиторов 2,0
Период оборота денежных средств 2,5
Таким образом, между перечислением денег за сырье и материалы и получением денег (включая прибыль) от дебиторов проходит 2,5 мес.. Поясним этот пример несколькими датами. Предположим, что фирма покупает сырье и материалы 1 января. Тогда цепочка событий может выглядеть следующим образом: дата
Покупка сырья и материалов 1 января
Передача материалов в производство (через 1 мес.. после
их приобретения) 1 февраля
Расчет с поставщиками (1,5 мес.. после приобретения) 15 февраля
Продажа готовой продукции (через 1 мес.. с момента
запуска в производство) 1 марта
Поступление денег от дебиторов (через 2 мес.. с момента
Таким образом, период оборота денежных средств составляет 2,5 мес., начиная с 15 февраля, когда были уплачены деньги поставщикам, и кончая 1 мая, когда поступили деньги от дебиторов.
Период оборачиваемости есть продолжительность отрезка времени.
Если мы говорим об оборачиваемости запасов, то период оборачиваемости следует понимать как продолжительность отрезка времени, в течение которого запас находится на складе до начала использования.
Период оборачиваемости запасов сырья и материалов есть продолжительность отрезка времени, в течение которого сырье и материалы находятся на складе перед передачей в производство.
Период оборачиваемости незавершенного производства есть продолжительность отрезка времени, необходимого для превращения сырья и материалов в готовую продукцию.
Период оборачиваемости запасов готовой продукции есть продолжительность отрезка времени, в течение которого готовая продукция находится на складе перед реализацией.
Если фирма покупает товары и перепродает их с прибылью, то период оборачиваемости запасов есть продолжительность отрезка времени с момента их приобретения до момента их перепродажи
Период оборачиваемости дебиторской задолженности есть продолжительность кредитного периода, взятого покупателями — т.е. это время между продажей товара и поступлением денег за этот товар от потребителя.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности есть продолжительность кредитного периода, полученного от поставщиков, т.е. это время между покупкой материалов и платежом поставщикам.
Периоды оборачиваемости можно рассчитать по информации, содержащейся в Отчете о прибылях и убытках и Балансе фирмы.
Периоды оборачиваемости запасов определяют следующим образом:
1) Сырье и материалы:
(Средняя) стоимость имеющихся запасов сырья, материалов х 12 мес.
Общая стоимость сырья и материалов, потребленных за год
2) Незавершенное производство (длительность производственного цикла):
(Средняя) стоимость имеющихся запасов готовой продукции х 12 мес.
Общие затраты на производство за год
3) Готовая продукция:
(Средняя) стоимость имеющихся запасов х 12 мес..
Общая стоимость товаров, проданных за год
4) Запасы товаров, приобретенных для перепродажи:
(Средняя) стоимость имеющихся запасов х 12 мес.
Общая стоимость товаров, купленных и проданных за год
Предположим, например, что фирма покупает материальные ресурсы стоимостью 620000 руб., а в производстве использует их на 600000 руб. (равномерно по месяцам). Стоимость материалов в запасах на 1 января составляет 100000 руб.
Тогда период оборачиваемости запасов составит:
100000 х 12 мес.. = 2 мес.
Другими словами, с момента покупки запасов до их окончательной перепродажи проходит 2 мес..
Период оборачиваемости дебиторской задолженности составит:
Средняя сумма дебиторской задолженности х 12 мес.
Годовой объем продаж в кредит
Пусть, например, фирма ежегодно продает товаров на 1200000 руб. (равными количествами по месяцам), а величина дебиторской задолженности в балансе составляет 150000 руб.
150000 х 12 мес.. = 1,5 мес.
Другими словами, дебиторы оплачивают купленные ими товары в среднем спустя 1,5 мес.. с момента продажи.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности составляет:
Средняя сумма коммерческой кредиторской задолженности х 12 мес.
Общая сумма покупок за год
Обратите внимание на то, что сумму кредиторской задолженности сравнивают со стоимостью приобретенных материалов, тогда как при расчете оборачиваемости запасов сырья и материалов эти запасы сравнивают с материалами, использованными в производстве. Это небольшое. но существенное различие.
Пусть, например, компания продает товаров на сумму 600000 руб. и получает валовую прибыль на уровне 40% от объема продаж. Если сумма коммерческой кредиторской задолженности по балансу составляет 30000 руб., то период оборачиваемости кредиторской задолженности равен
30000 руб. х 12 мес.. = 1 мес.
60% от 60,000 руб.
Другими словами, расчет с поставщиками производится через 1 мес.. после покупки товаров.
Расчет периода оборота денежных средств
Основные средства по
остаточной стоимости 180000
Денежные средства 10000
Коммерческие кредиторы ( 45000) 70000
Акционерный капитал и
резервные фонды 250000
Отчет о прибылях и убытках
Выручка от реализации продукции 360000
Стоимость проданных товаров 180000
Зарплата рабочих и служащих 80000
Другие расходы 60000 ( 340000)
Период оборачиваемости запасов:
30000 х 12 = 2 мес.
Период оборачиваемости дебиторской задолженности:
75000 х 12 = 2,5 мес.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности:
45000 х 12 = 3 мес.
Период оборота денежных средств: мес.
Период оборачиваемости запасов 2
Период оборачиваемости кредиторской
Период оборачиваемости дебиторской
Период оборота денежных средств 1,5
В этом примере компания “ООО Легион” рассчитывается с поставщиками спустя 1 мес.. с момента продажи запасов, поскольку период оборачиваемости запасов составляет 2 мес., а срок кредита — 3 мес..
Управление товарно-материальными запасами
- Управление дебиторской задолженностью
- Управление наличными средствами
- Управление кредиторской задолженностью
Каким образом торговое или промышленное предприятие получает прибыль?
Путем приобретения сырья и материалов, их переработки и перепродажи по более высокой цене.
Управление товарными запасами играет первостепенно важную роль в этом процессе. Его основными целями являются:
- оптимизация издержек хранения товарно-материальных запасов;
- сохранение качества продукции;
- сокращение производственных расходов;
- сокращение объема устаревших товарно-материальных запасов.
Какое количество запасов должно хранить предприятие?
Один из подходов — определить средний объем необходимого запаса; затем изыскать возможности сократить расходы на хранение этого объема.
Основные факторы, учитываемые при определении объема товарно-материальных запасов:
- Спрос: растущий, снижающийся, неравномерный, сезонный
- Издержки: хранение большого количества запасов, расходование запасов;
- Характер деятельности и характер продукции
Количественная экономическая модель заказов
Основной целью любой политики контроля над товарно-материальными запасами является поиск оптимального соотношения между издержками хранения запасов и выгодой, извлекаемой из их хранения.
Такая политика требует определения:
— объема каждого нового товарного заказа
— частоты размещения новых заказов
— последствий перерасходования товарно-материальных запасов
Для решения этих проблем и разработана количественная экономическая модель заказов (КЭЗ).
В своем наиболее общем виде модель основана на четырех предпосылках:
— возможно заказать даже одну единицу товара
— все параметры заказа известны и постоянны
— доставка заказа осуществляется мгновенно
— расходы на осуществление процедуры заказа постоянны
Следовательно, основной задачей является определение оптимального объема заказов. Для его расчета используется формула, предлагаемая моделью КЭЗ.
Спрос на продукцию компании составляет 2 000 единиц в год. Каждый новый заказ обходится компании в 100 руб. независимо от объема заказа. Затраты на хранение каждой единицы на складе компании составляют 2,50 руб. в год.
Для подсчета оптимального объема заказа модель КЭЗ предлагает следующую формулу:
Теперь можно использовать ту же модель, чтобы вычислить, сколько раз должна компания делать заказы в течение года
Ежегодный объем спроса
________________________ = Количество заказов Оптимальный объем заказа
Для нашего примера оптимальное количество заказов составит:
На основную модель налагается ряд ограничений и она основана на определенных предпосылках. Другие, более сложные версии модели включают в себя дополнительные факторы, учитывающие эти ограничения и предпосылки.
Перечислите пять возможных направлений улучшения модели с целью сделать ее более реалистичной.
- Спрос на автомобильные рули, поставляемые компанией ООО Лада, составляет 5 000 шт. в год. Заказ каждой партии рулей обходится компании в 750 руб. Затраты на хранение одного руля на складе в течение года составляет 4,80 руб.
1) Подсчитайте оптимальный для этой компании объем заказа на рули по модели КЭЗ
2) Сколько заказов на рули будет делать компания в течение года?
2. Компания ООО Лада поставляет также автомобильные двигатели, спрос на которые составляет 600 штук в год. Заказ каждой партии рулей обходится компании в 1 000 руб. Затраты на хранение одного двигателя на складе в течение года составляют 30 руб.
1) Подсчитайте оптимальный для этой компании объем заказа на двигатели по модели КЭЗ
Сколько заказов на двигатели будет делать компания в течение года?
Управление дебиторской задолженностью
Существует ряд аспектов, которые предприятие может контролировать, что позволяет управлять дебиторской задолженностью:
- Каким клиентам предприятие продаст продукцию в кредит;
- Условия кредита, предлагаемые при продаже;
- Размер скидки за уплату в срок;
- Процедура напоминания о сроках выполнения обязательств должникам, которые не рассчитались в срок.
Управление наличными средствами
Почему предприятие должно обладать наличными средствами?
Для функционирования компании необходимо:
- приобретать и продавать товары и услуги (ТРАНСАКЦИОННЫЙ мотив);
- быть готовым к непредвиденным обстоятельствам, например, когда крупный заказчик рассчитывается с опозданием (мотив ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ);
- пользоваться неожиданно представляющимися возможностями для получения прибыли, например, приобретение нового предприятия (СПЕКУЛЯТИВНЫЙ мотив).
- Компанию ООО “Смена” интересует, сколько времени займет получение денег с дебиторов. По ее оценке, в настоящее время дебиторы оплачивают счета в течение нескольких недель. Однако, компания полагает, что, предложив покупателям скидку в размере 2,5%, если они оплатят счета в течение 30 дней, то срок погашения ими задолженности удастся существенно сократить. В настоящее время компания платит по овердрафту 10%, и средняя величина овердрафта составляет 1 500 000 руб. Если удастся ввести скидку в текущем году, то ожидается, что 50% покупателей сразу же ею воспользуются, и это даст возможность снизить среднюю величину овердрафта до 500 000 руб. Объем продаж компании в текущем году должен составить 5 000 000 руб.
Подсчитайте, выгодно ли компании ООО “Смена” вводить эту скидку?
- Компания ООО “Смена” подсчитала, что если скидка составит 5%, то ею воспользуются 75% покупателей, что также позволит сократить величину овердрафта.
Подсчитайте, выгодно ли компании ООО “Смена” вводить эту более высокую скидку?
Управление кредиторской задолженностью
В числе краткосрочных и среднесрочных кредиторских обязательств компании находятся:
- задолженность поставщикам (долг за поставленные товары и услуги);
- задолженность по банковским ссудам или ссудам, полученным от партнеров по бизнесу (ссуды на финансирование повседневной деятельности предприятия);
- задолженность по лизинговым платежам в случае, если активы принадлежат другой компании, которая сдает их в аренду данному предприятию.
Альтернатива: “риск/ рентабельность ” при управлении краткосрочными активами.
При управлении краткосрочными активами необходимо соблюдать равновесие.
Строгий контроль над краткосрочными активами позволяет высвободить дополнительные средства для инвестирования в основной капитал, что повышает эффективность производства продукции.
Запасы: снижение количества хранящихся запасов позволяет сократить расходы, но повышает риск отсутствия запасов на складе;
Дебиторы: жесткий контроль за дебиторской задолженностью позволяет сократить расходы на финансирование и потери в связи с просроченными задолженностями, однако повышает риск использования слишком жестких методов сбора долгов;
Наличность: эффективное управление наличными средствами способствует повышению прибыли, однако при этом существует риск, что предприятие останется без средств на непредвиденные расходы.
Кредиторы: отсрочка уплаты по кредиторской задолженности сокращает потребность в наличных средствах, однако при этом возникает риск, что предприятие может столкнуться с трудностями при попытке получения товаров от поставщиков.
Коэффициенты анализа краткосрочных активов
Коэффициенты помогают оценить финансовую эффективность деятельности компании. Коэффициенты рассчитываются на основе цифр, содержащихся в бухгалтерских счетах предприятия.
При интерпретации коэффициентов необходимо принимать во внимание:
- характер деятельности предприятия;
- размер компании;
- тенденции, а не сами абсолютные цифры.
Коэффициент оборачиваемости запасов
указывает на то, насколько хорошо предприятие управляет своими товарными запасами:
Объем товарных запасов х 365
Себестоимость реализованной продукции
Показывает, сколько времени в среднем требуется предприятию (в днях) для переработки и перепродажи товарных запасов
Коэффициент дебиторской задолженности
свидетельствует о том, насколько хорошо предприятие управляет обязательствами своих должников:
Сумма дебиторской задолженности х 365 Сумма продаж в кредит
Показывает, сколько времени в среднем (в днях) компания затрачивает на сбор причитающихся ей долгов.
Коэффициент задолженности кредиторам
указывает на то, насколько хорошо предприятие управляет своей задолженностью кредиторам:
Сумма кредиторской задолженности х 365
Себестоимость реализованной продукции
Показывает, сколько времени в среднем (в днях) требуется предприятию, чтобы рассчитаться со своими долгами.
Коэффициенты анализа ликвидности:
Наиболее известный коэффициент ликвидности —
коэффициент текущей ликвидности:
Удовлетворительным значением этого коэффициента до недавнего времени считался показатель 2:1. В настоящее время в связи с совершенствованием методов управления показатель 1,6:1 или 1,5:1 считается приемлемым для предприятий Европы и США. Коэффициент критической оценки:
Оборотные активы — Запасы
Удовлетворительным результатом до недавнего времени считался показатель 1:1; в настоящее время в связи с совершенствованием методов управления показатель 0,7:1 или 0,6:1 считается приемлемым для предприятий Европы и США.
Эти коэффициенты часто используются независимыми аудиторами. Предприятия должны принимать во внимание, что значения коэффициентов, представляющиеся им приемлемыми, могут считаться неприемлемыми для более широких деловых кругов.
Выдержки из бухгалтерских счетов компании
тыс. руб. тыс. руб.
Выручка от реализации 600 1 000
продукции (225) (500)
Валовая прибыль 375 500
Процентные выплаты (38) (20)
Прочие эксплуатационные затраты (350) (325)
Чистая прибыль (13) 155
Закупки 215 500
Внеоборотные активы 200 250
- товарные запасы 70 80
- дебиторская задолженность 110 100
- наличные средства 5 100
Краткосрочная кредиторская задолженность:
- задолженность поставщикам (75) (80)
- задолженность по банковским ссудам (250) (200)
Чистые активы 60 250
1. Подсчитать для 2000 и 1999 г.
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент “критической” оценки
Коэффициент срока оборота запасов
Коэффициент дебиторской задолженности
Коэффициент кредиторской задолженности
2. Выскажите свое суждение о финансовом состоянии компании ООО “Анчар”.
Какие действия Вы посоветует предпринять для улучшения финансового состояния компании?
Чрезмерный объем торговой деятельности
Имеет место, если потребность предприятия в средствах превосходит объем имеющихся средств.
Обычно такие проблемы возникают, если:
- предприятие быстро расширяется;
- оно нуждается в дополнительных наличных средствах;
- оно продало больше продукции и должно получить больше наличных средств от своих должников, когда они расплатятся (помните о торгово-коммерческом цикле);
- прибыль предприятия все время увеличивается, но при этом ему требуется все больше наличных средств;
- если компания не может получить доступа к дополнительным средствам, она рискует стать неплатежеспособной.
Введение в долгосрочное финансирование
Долгосрочное финансирование, как правило, относится к финансированию со сроком погашения более пяти лет. Долгосрочное финансирование часто применяется для финансирования активов с продолжительным сроком эксплуатации, таких как земля и оборудование или строительные проекты. Чем выше капиталоемкость бизнеса, тем больше он должен иметь долгосрочных задолженностей и акционерного капитала.
Смешанный состав долгосрочных капиталов компании называется структурой ее капитала. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость компании и минимизирует общую стоимость капитала. Менеджеры, занятые построением соответствующей структуры капитала, должны учитывать характер бизнеса и отрасли промышленности, ее настоящую и прежнюю структуру капитала и планируемый темп роста.
Источник