Каким способом вы проверили безударные гласные

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Источник

Как проверить слова с безударными гласными в корне?

В русском языке при произношении слов голосом выделяется один гласный звук (он называется ударным), а остальные гласные звуки оказываются в слабой фонетической позиции (такие звуки называются безударными).

Если в слове ударение падает на приставку, суффикс или окончание, то гласные в корне могут слышаться неясно, из-за чего возникает сомнение в выборе гласной буквы: О или А , Е или И .

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

1) Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я , когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.

Способы проверки проверяемых безударных гласных в корне рассмотрим ниже.

2) Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: в и н е грет, инж е нер, с о бака.

Чаще всего такие слова являются иноязычными.

3) Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.

Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).

Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.

Правило

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:

яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,
белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.

Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?

  • изменить число: д о ска (ед. ч.) — д о ски (мн. ч.), ш а ги (мн. ч.) — ш а г (ед. ч.)
  • изменить падеж: з и ма (И. п.) — з и му (В. п.), к о та (Р. п.) — к о т (И. п.)
  • изменить время глагола: пок а зал (прош. вр.) — пок а жет (буд. вр.)
  • у глаголов прошедшего времени можно изменить род: вз я ла (ж. р.) — вз я л (м. р.)

Как подобрать однокоренное (родственное) слово?

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.

При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.

  • «большой — маленький»: к о вёрк о врик
  • «маленький — большой»: л е сокл е с
  • назвать ласково: скв о рецскв о рушка, к о за — к о зочка
  • слово другой части речи: гр и бнойгр и б, взл е тетьвзл ё т, затв е рдеть — тв ё рдый

Примечания. 1) Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .
2) В корне слова может быть не одна, а две безударных гласных. Слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: х о л о дильник — х о лод, хол о дный.

Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».

Источник

Урок русского языка в 3 классе «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Валентина Кириленко
Урок русского языка в 3 классе «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Тема: Способы проверки безударных гласных в корне слова

Цель: создание условий для формирования навыка нахождения и проверки безударных гласных в корне слова

Задачи: формировать умение находить и проверять безударные гласные в корне слова разными способами (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); развивать способности концентрировать или распределять внимание; вырабатывать наблюдательность; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах.

Учебно-методическое обеспечение: учебник (ч. 1, карточки с заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы, поделка «Снегири на ветке», цветные карточки, цветные конверты с разноуровневыми заданиями, сигнальные карточки жёлтого и красного цвета, письмо от Деда Мороза с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный этап

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным).

Всё пиши не отставая,

Слушай (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать-

Надо. (руку поднимать).

2. Этап проверки домашнего задания.

-Какие пропущенные буквы вставили в словах? (зверёк, поёшь, лису)

-Что объединяет эти слова (одинаковая орфограмма — безударная гласная в корне слова)

3. Этап актуализации знаний и умений учащихся

-Какие буквы мы сегодня пропишем на минутке чистописания? (гласные)

-Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

-Что объединяет буквы, которые обведены овалом? (только эти гласные всегда безударные в корнях слов)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья,не скрою:

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

-Сейчас проверим, как умеете находить разные орфограммы в тексте.

-Прочитайте стихотворение, найдите ошибки в словах.

У меня есть дружок- варабей.

Совершенно бесстрашная птица!

Не боится бальшых галубей

Вообще никого не боится.

-Как понимаете значение слова бесстрашная?

— Исправляем ошибки и называем, какие встретились орфограммы? (жи, безударная гласная в корне слова непроверяяемая ударением и проверяемая)

4. Этап знакомства с новой темой

а)Объявление темы. Постановка цели урока

— Ребята, сегодня продолжаем работать над словами с безударной гласной в корне слова.

Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова.

-Давайте сформулируем задачи урока:

-Что мы сегодня УЗНАЕМ на уроке? (Какие есть способы для проверки безударных гласных в корне слова)

-Чему мы сегодня БУДЕМ УЧИТЬСЯ на уроке (Правильно подбирать проверочные слова, используя любые способы)

б)Введение в новую тему

-Ребята,прихожу сегодня в школу, захожу в кабинет и вижу… а у нас гости- вот эти красавчики снегири, сидят себе тихонечко, греются и держат в клювике письмо. Я поняла, что письмо предназначено нам.Читаю: «От кого — от Деда Мороза».Кому: «Учащимся 3 «Б» класса для урока русского языка».

Я его отложила в стол, а сейчас настало время прочитать всем вместе.

Много я где бываю, в разных местах проезжаю,на разные мероприятия попадаю. Вот сегодня очень хотел добраться до вас на урок русского языка и посмотреть, как вы владеете грамотой к этому времени и стоит ли вам передавать подарки к Новому году. Но у меня появились неотложные дела, поэтому я оправляю к вам на урок своих помощников снегирей с заданиями. Вы как справитесь с ними, отправьте по почте, а я уж буду решать –преподносить вам сюрприз к новогодним праздникам или нет. До встречи!

Задание Деда Мороза 1.

Отгадайте загадку и пришлите мне отгадку. А в конверте есть отгадка, но с пропущенной орфограммой.

После осени пришла

И сугробы намела. (З. ма)

-Как правильно написать слово «зима»?

-Что будем делать (Подбирать проверочное слово)

-Подбираем проверочные слова. (зимний, зимушка, зимы)

1)З. ма- зимушка, зимний

Это 1-ый способ- подбор однокоренных слов

-Подумайте, какое проверочное слово ещё можно подобрать?

Это 2-ой способ- изменили форму слова(«один- много» или «много- один»)

(Вывешивается на доске схема-опора «Способы проверки безударных гласных в корне слова»)

-Составьте красивое предложение о зиме. Запишите в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Одно задание от Деда Мороза выполнили. Молодцы

Дидактическая игра «Правильно-неправильно»

— Ребята, давайте поиграем. Я показываю вам слова, а вы сигналом отвечаете. Желтый –правильно, красный- неправильно.

Слова: нара, симья, весна, варона.

-Назовите лишнее слово. Почему (Ворона-словарное)

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег и снежинки люблю,

Но где же снежинки?

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

5. Этап закрепления знаний и способов деятельности

а)Работа по учебнику

— Ребята, отправляемся в зоопарк. Несмотря на зимний период у некоторых животных появились детёныши. Назовите их. Запишите в тетрадочке и подчеркните безударные гласные в корне.

-Подобрать к словам с пропущенными буквами проверочные слова, записать по образцу.

-Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударную гласную в корне (подбирали однокоренные слова)

Задание Деда Мороза 2.

Задание на карточке «Соедини слово с нужной буквой»

-Какой способ использовали для проверки безударных гласных в словах? (Изменили форму слова, один предмет- много или наоборот)

Задание Деда Мороза 3.

в)Работа в группе. Выполнение разноуровневого задания по карточке.

1группа- зелёные. Вставить пропущенные буквы на выученную орфограмму.

2группа- жёлтые. Отыскать слова и подчеркнуть в них буквы на выученную орфограмму.

3группа- красные. Отыскать слова, подчеркнуть в них буквы на выученную орфограмму, записать проверочные слова.

Р. ка покрылась льдом. Сн. жок укрыл землю и д. ревья. Парки, скверы и д. ма ст. ят в кр. сивом уборе.

Река покрылась льдом. Снежок укрыл землю и деревья пушистым одеялом. Дома, парки, скверы стоят в красивом уборе.

Река покрылась льдом. Снежок укрыл землю и деревья пушистым одеялом. Дома, парки, скверы стоят в красивом уборе.

6. Этап контроля и самоконтроля.

Задание Деда Мороза 4

-Вы сегодня много трудились, пора посмотреть каких успехов вы достигли. Для этого выполните самостоятельно задание и оцените себя.

Бр. вно, д. жди, гл. за, з. ма, дв. ры, л. са, з. рно, н. ожи, кр. ты, с. ло, м. сты, в. да, р. ды, г. ра, в. дро, д. ма, гн. здо, зм. я.

7. Этап информации о домашнем задании

— Чтобы на следующем уроке вы смогли добиться лучших результатов, надо ещё поработать. Для этого дома вы выполните упр. 213, с. 130

8. Этап обобщения итогов урока

-_Ребята, все работы соберём, отправим Деду Морозу в его резиденцию и будем ждать ответа, возможно и сюрприз.

— Чему вы сегодня учились на уроке? (Учились проверять безударную гласную в корне слова.)

— Я вам предлагаю ответить на вопросы по теме урока

– Что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Спасибо за работу на уроке. Применяйте свои знания на практике.Пишите грамотно и красиво и не забывайте использовать такой девиз:

Если буква гласная

Ты её немедленно

ставь под ударение!

Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века» «Слова однозначные и многозначные» 2 класс «Начальная школа XXI века» Тормина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи по УМК «Школа 2100» Цели урока: – познакомить учащихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их; – показать роль этих слов в речи; – учить выражать.

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова» Урок русского языка во 2 классе Учитель: Яськова О. М. Тип учебного занятия: урок — исследование Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Урок русского языка «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» Урок русского языка по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, ___ ЦЕЛЬ УРОКА: • дaть понятие о двойной.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе по программе Т. Г. Рамзаевой «Типы склонения. Алгоритм определения склонения» Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного» Тип урока: Урок комплексного применения знаний. Общедидактическая.

Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание» Тема: Предложение и словосочетание Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные.

Урок русского языка в 5 классе «Письмо. Виды писем» Урок русского языка в 5 классе по теме «Письмо. Виды писем.» Цель урока: — расширять знания учащихся о письмах, об истории письма, — познакомить.

Источник

Читайте также:  Способы получения сортового проката называется
Оцените статью
Разные способы