Каким способом уничтожается агнатическая связь

§ 20. Римская семья

Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением римского народа». Что имелось в виду? Раньше всего, конечно, та степень власти, которую отец семейства

Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между патерфамилиас и его подвластными — связь когнатическая, а юридическая, или, по римской терминологии, агнатическая. Ни жена, ни усыновленный приемыш не были кровными родственниками главы фамилии, но их правовое положение было таким же, что и кровных, — сыновей, дочерей.

Третья особенность римской семьи заключалась в том, что термином «фамилия» обнимались не только агнаты, но и принадлежавшие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные.

Примечание. Суждение Гая об исключительности римского семейного строя в основе своей ошибочно, хотя нельзя отрицать за римской фамилией и специфических черт. Столь же патриархален и старославянский семейный строй.

Старославянское огнище (печище) было тем же, что и фамилия, чтившая своих семейных божков (ларов), располагавшихся на каминной полке; только древний славянин помещал чуров-пращуров как охранителей семейного благополучия в доме и близ него. Славянское

«чадь» — то же, что и римское sui. Этим термином охватываются все те люди, которые жили в доме под господством отца, -дети, внуки, рабы (челядь). Жена настолько была связана с мужем, что по обы чаю должна была всходить на его погребальный костер. Муж («господин», «староста») распоряжался домом и имуществом. Он женил сына и выдавал замуж дочь. В голодное время ему не возбранялось продавать детей в рабство.

Мы уже не говорим о семитическом праве, как оно представлено в Кодексе Хаммурапи или Второзаконии. Тот же патриархальный семейный строй с незначительным отклонением от «нормы». Библейская история об Аврааме, с легкостью готовом принести в жертву единственного, долгожданного, любимого сына, излагается как нечто само собой разумеющееся: Господь повелел! О праве никто и не задумывается.

Имеются бесспорные свидетельства существования большесе-мейной общины у древних римлян. Среди них фрагмент Институций Гая, обнаруженный в 1933 г., в котором речь идет о совместном сообществе братьев, возникшем после смерти отца. Имущество в нем считалось общей собственностью братьев и существовал иск о разделе этой собственности. «Большая семья», объединявшая некогда под одной крышей и под одной властью всех принадлежавших к ней агнатов как собственников семейного имущества, упоминается и в Дигестах (Д. 50.16).

Юридическое положение подвластных менялось в зависимости от двух обстоятельств — смерти патер-фамилиас, когда, по римской поговорке, «сбрасывалась маска жизни», и по его воле, когда он находил нужным или возможным эманципировать, т. е. освободить из-под своей власти, сына, выдать замуж дочь, отпустить на волю раба.

А. Когнаты и агнаты. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.

Первоначальное значение римского слова «фамилиа» (jamilid)- «домашнее хозяйство», совокупность данных имущественных цен ностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, я в состав «фамилии» стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало как совокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние — жена, дети, внуки.

Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало заботиться при жизни, и пр.), наряду с детьми «натуральными»- появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит «родственник по отцу». Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями).

Б. Родственники по матери стали называться когнатами (сродниками). Прежде всего, это дочери (сестры), выданные в чужую семью и тем самым порывавшие частноправовые связи со старой. Теперь их связывали только семейные празднества и родственные чувства.

Читайте также:  Способы защиты от вирусных заболеваний

Агнатическая связь, учили римские юристы, уничтожается любой из форм умаления правоспособности (capitisdeminutio), ибо агнатство есть установление «искусственное», тогда как связь когнатическая, связь, принадлежащая к «естественному праву», должна считаться нерушимой в принципе.

Таким образом, подытожим, сын становился полновластным; дочь, перейдя в семью мужа, подпадала под его власть (или власть свекра, если он был жив), и ее связывали с прежней семьей лишь религиозные обряды да семейные праздники; вольноотпущенный приобретал свободу, ограниченную его обязанностями в отношении к «патрону». Дети, рожденные дочерью, оказывались под властью ее нового домовладыки, и таким образом счет Родства велся по мужской линии. Дети эманципированного сына, как и его внуки, были в отношении к своему родному деду когнатами, т. е. родственниками, лишенными юридической связи со своим прародителем.

С течением времени, в тесной связи с новыми экономическими, социальными и идеологическими факторами, смягчается гнетущая отцовская власть, родство когнатическое, кровное, теснит родство традиционное, агнатическое, приближая римскую семью к ее современной модели. Но еще долго дозволялась продажа в рабство сына, чем-либо опорочившего свою семью.

Примечание. Римская традиция сохранила предание о первом консуле, основателе республики (509 г. до н. э.) Марке Юнии Бруте. Когда оказалось, что в заговоре, направленном на возвращение к власти только что свергнутого и изгнанного римского царя Таркви- ния Гордого, принимали участие оба сына Брута, тот отеческой властью приговорил их к смерти, и они были казнены. На этом приме- ре воспитывалось в гражданской доблести не одно поколение римских юношей.

Источник

Каким способом уничтожается агнатическая связь

Решаю задачи по праву на studentshop.ru запись закреплена

Примерные вопросы для обсуждения (дискуссии):

1. Statiis familiae (семейное состояние). Строение римской семьи Приобретение и утрата patria potestas (отцовской власти).

2. Adgnatio и cognatio
3. Линии и степени родства. Свойство
4. Личное содержание patria potestas
5. Имущественное содержание patria potestas
6. Характер римского брака
7. Предварительные условия брака

8. Помолвка (sponsio)
9. Manus. ConvenUo in manum (переход во власть мужа
10. Расторжение брака. Объективные основания
11. Расторжение брака. Субъективные основания
12. Имущественные отношения между супругами.

13. Приданое: понятие и способы установления. Право мужа на имущество, входящее в приданое. Возврат приданого

14. Предбрачный дар
15. Внебрачные союзы. Конкубинат. Contubemium

16. Отцовство. Дети законные и побочные. Узаконенные дети. Приемные дети

17. Опека и попечительство
18. Понятие и историческое развитие

19. Опека несовершеннолетних. Источники опеки
20. Полномочия опекуна. Ответственность опекуна. Совместная опека

Примерные темы докладов для дискуссии:
1. «Римская «familia» и представления римлян о собственности

2. «Определение брака и родственников в праве Древнего Рима. Цели семейного законодательства Октавиана Августа»

1. Правы ли ученые, считающие, что между двумя известными в римском праве видами брака («cum manu и sine manu») существует глубокая разница? В чем эта разница, на Ваш взгляд, заключается?

2. Ответьте на приведенные вопросы:

а) каким способом происходило освобождение сына от власти отца по Закону XII таблиц (укажите статью Закона)?

б) Клавдий женился на Люции, не получив развода с Юлией. Имело место так называемое двойное обручение. Каковы юридические последствия двойного обручения?

в) Укажите имя известного римского юриста, который определял брак как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Исходя из этого определения, можно ли назвать институт брака частноправовым? В какой части кодификации Юстиниана содержится это высказывание?

3. Исследуя историю римского частного права профессор И.А. Покровский обращал внимание на «странность полной бесформальности брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов». Этой точки зрения придерживаются и другие ученые.

Можно ли согласиться с этим утверждением? Если да, то приведите соответствующие аргументы.

4. Конкубинат, распространившийся в связи с ограничениями, введенными августовским брачным законодательством, подвергся непосредственной регламентации в христианскую эпоху, когда были предусмотрены определенные требования, в отсутствие которых союз рассматривался безразличным для права, а в некоторых случаях даже незаконным.

Каковы эти требования?

5. В классическую эпоху помолвка не обязывала заключить обещанный брак, потому что это вступало бы в противоречие с воцарившейся свободой брачных отношений. Напротив того, такая свобода обеспечивалась тем, что

Читайте также:  Способы задания двумерного массива c

в качестве ничтожных рассматривались возможные stipulations poenae, которыми сопровождалась помолвка и посредством которых можно было бы требовать уплаты штрафа той стороной, которая не сдержала обещания относительно брака. Впоследствии наметилось движение в обратном направлении, когда в Риме в течение IV в. н. э. был введен институт восточного происхождения, arrha sponsalicia.

Что представлял собой этот институт?

6. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился от подвластного сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоящей в правильном браке cum manu. Какой из внуков находится под властью деда?

7. В римском праве различались два способа усыновления: adoptio и adrogatio. В чем состоит принципиальное различие этих способов? В чем вы видите их смысл?

8. По достижении совершеннолетия усыновленный заявил, что будь его воля, он никогда бы не согласился на акт усыновления. Послужит ли это основанием для эмансипации?

9. Какими способами уничтожается агнатическая связь? В каких случаях и для чего это, по вашему мнению, было необходимо?

10. Римские юристы говорили, что «брак создается не сожительством, но согласием супругов» (D. 35, 1, 15; 50, 17, 30). Что это значит? Дайте правовую оценку этому высказыванию.

11. Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима. В скором времени он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных военных походов. Случилось однако так, что он попал в плен и провел на чужбине довольно долгое время. Будучи выкупленным друзьями, он вернулся в свое поместье, но оказалось, что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему новому мужу. Может ли Луций вернуть назад свое поместье? Может ли он вернуть себе жену?

12. В Институциях Гая сказано, что после перехода во власть мужа, жена «получает права дочери». Что это значит?

13. По всем признакам соглашение вступить в брак является консенсуальным контрактом и становится действительным только после достижения согласия всех заинтересованных сторон (самих вступающих в брак и отцов их семейств). Ответьте на следующие вопросы: (1) Возможно ли заключение правильного брака, если согласие родителей не достигнуто?

(2) Возможно ли заочное заключение брака (то есть письменное или через посланника извещение о согласии одной из сторон)?

14. Известно, что по общему правилу дарение между супругами ничтожно, даже если была произведена процедура манципации. Предположим, что после совершения развода муж дал нечто женщине, чтобы она вернулась. Женщина вернулась, но затем снова развелась. Имеет ли в этом случае дарение силу? Как отвечали на этот вопрос римские юристы? Что думаете по этому поводу вы?

15. Lex Iulia de adulteriis coercendis устанавливал ответственность за разврат и незаконное сожительство. Что считалось развратом и какое полагалось наказание? В равной ли мере по этому закону отвечали мужчины и женщины? Ответьте также на более общий вопрос: существовало ли неравенство в правовом положении женщин в классическом римском праве и если да, то в чем оно выражалось? Какие законы, защищающие права женщин, вы знаете? В лучшую или худшую сторону изменило это положение христианство?

16. В чем состоит различие между сожительством, конкубинатом и правильным браком? Прокомментируйте следующее знаменательное высказывание Павла: Concubina igitur ab uxore solo dilectu separatur. Мог ли римский гражданин иметь одновременно законную жену и конкубину?

17. Какая судьба ожидала женщину, вступившую в сожительство с рабом (своим или чужим)?

18. Римский историк рассказывает о случае, когда отец семейства, застигнув свою дочь в прелюбодеянии, убил ее, полагая, что он, будучи отцом, имеет право «жизни и смерти» над своими детьми. Законен ли такой поступок? Влечет ли он за собой ответственность? Что было бы, если бы на месте отца оказался муж?

19. Возвращается ли приданое женщины, состоящей в браке sine manu при расторжении брака или после смерти жены, или же остается у мужа? Если возвращается, то кому? Имеет ли муж права на какие-либо удержания из приданого? Если да, то чем это определяется?

20. В чем сущность следующих исков и иных средств защитs семейных прав в римском праве:

Читайте также:  Способы решения дробно рациональных уравнений 8 класс

 Actio adiuncta filiae persona;  Actio de dote;

 Actio de liberis agnoscendis;  Actio de moribus mulieris;

 Actio de partu agnoscendo;
 Actio dotis;
 Actio rei uxoriae;
 Actio rerum amotarum?

21. В чем Вы усматриваете значение знаний по данной теме для формирования у Вас способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

Заключительная часть занятия: подвести итог занятия, сделать выводы о достижении цели занятия – формировании у студентов, предусмотренных планом компетенций; выставить оценку каждому отвечавшему; ответить на вопросы обучающихся; определить основные направления работы и задачи обучающихся по разработке проблем занятия

в часы самостоятельной работы; выборочно проверить рабочие записи обучающихся по содержанию темы; уточнить время и аудиторию проведения консультаций и ликвидации текущих задолженностей.

Источник

РИМСКОЕ ПРАВО

Описание

Ответы на вопросы развернутые, имеются ссылки, решение задач, защищена на «отлично» (тематика вопросов ниже, в введении и содержании)
Содержание

Содержание

ВОПРОС 2. Что такое юридическое владение? Назовите элементы владения по римскому праву. В чем состоит принципиальное различие между правом собственности и владением?

Владение (possessio) — это такое общественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью.
В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента:
1. объективный (corpus possessions, т.е. тело владения), фактическое обладание вещью как физическим телом;
2. субъективный (animus possessions — душа владения), наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной .

ВОПРОС 3. Что такое квазиконтракты. Охарактеризуйте основные виды обязательств как бы из договоров.

Квазиконтракты — обязательства между сторонами, не состоящими друг с другом в договоре, но по своему характеру и содержанию схожие с договорными («как бы из договора»).
Виды квазиконтрактов:
ВОПРОС 4. Как прекращается действие вещного сервитута:

ВОПРОС 5. Какими способами уничтожается агнатическая связь?

Агнатическая связь в римском праве — родство, основанное на подчинении власти главы семьи.
Наследниками (agnati) считались не только кровные родственники, но и лица, пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большойсемьи. Исторически А.р. сформировалось первым, и именно оно определяло наследование в ранниепериоды римского права. В рамках А.р. возможные наследники разделялись на 4 условные степени.

Задача №1
В результате грозовых дождей песчаная коса, примыкающая к земельному участку А. была смещена по течению реки и некоторая часть ее оказалась придвинутой к берегу, примыкавшему участку В. Произошла акцессия (прирост) – соединение вещей, принадлежавших разным собственникам.
Каким будет связанное с тем приобретение – первоначальным или производным? Обоснуйте ответ.

Задача №2
Завещание было не вполне ясно и потому оспорено, и истец спросил юриста Цельза, может ли вступить в качестве свидетеля тот, кто под диктовку умирающего писал завещание.
Дайте обоснованный ответ. Надо ли исключить из числа свидетелей о спорном наследовании того, кто писал завещание под диктовку завещателя?

Введение

ВОПРОС 1. Дайте определение права собственности. Назовите правомочия собственника и правовую конструкцию собственности.

Главными правомочиями субъекта в отношении вещей принято считать: 1) право обладания вещью, 2) право использования, 3) право распоряжения.
Право обладания — подразумевает условное или материальное обладание — господство лица над вещью, начиная с самого в бытовом отношении примитивного — возможности держать в руках, до права заявить о принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания.
Право использования — подразумевает употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, в том числе использование как субстанции вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребление как непосредственно л ичное, так и через посредство других лиц.
Право распоряжения — подразумевает возможность, не считаясь с требованиями третьих лиц, распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или в юридическом (передав вещь на тех или других условиях третьему лицу) .
Только в случае совокупности этих трех прав принято говорить о праве собственности.

Источник

Оцените статью
Разные способы
Код 232689
Дата создания 17 июня 2016
Страниц 22