Олимпиада по русскому 10 класс
Задания олимпиад по русскому языку с ответами
Олимпиадные задания по русскому 10 класс
Олимпиада по русскому языку 10 класс
Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.
———-
Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий.
———-
Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец.
———-
Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова?
———-
Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?
———-
Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте.
а) Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает.
б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.
г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя.
д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке.
———-
Напишите доверенность на получение какого-либо документа.
———-
Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: «Колокола».
———-
Назовите автора и произведение, откуда приведен этот отрывок. Какие выразительные средства использованы в тексте. Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.
———-
Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени?
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Источник
Текст книги «Лингвистические детективы»
Автор книги: Николай Шанский
Жанр: Языкознание, Наука и Образование
Текущая страница: 26 (всего у книги 42 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]
Эвристические задачи по деривации
Задание 1. Попытайтесь определить, как – в результате словообразования или посредством единого акта словопроизводства – возникли следующие далее слова. Если они образованы каким-либо способом словопроизводства, укажите, каким именно.
Здравомыслящий, зернохранилище, столпотворение, перегибать, зубоскал, заблагорассудится, сногсшибательный, по-братски, чуть-чуть, до упаду, тотчас, вековечный, зимой (не летом), столовая, цимлянское, скоростной, скоропортящийся, долгожданный, долгорукий, надомница.
Задание 2. Определите, в результате какого типа словопроизводства – прямого или обратного – появились слова дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка.
При решении используйте «Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой (3-е изд. М.: Дрофа, 2000).
Задание 3. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка – в значении «путаница, мешанина»; страшно, жутко, ужасно – в значении «очень»; море, река, потоки (слез) – в значении «очень много».
Задание 4. Укажите, каким морфологическим способом словопроизводства образованы следующие слова.
Белочка, лампочка, понаговорить, запуск, разливать, СМИ, телешоу, плащ-палатка, садовод, половодье, треволнение, суглинок, досрочный, солнцезащитный, распад, подстаканник, шапка-ушанка, взрыв, спец, неуд, литературоведение, водопроводчик, головокружение, путь-дорога, аморально, распродажа, выпускница, тошнотворный, РАН, ваучеризация, забытый.
Задание 5. Определите, какие слова образованы с помощью циркумфикса, а какие – суффикса или приставки.
Нришкольный, непромокаемый, выдвиженец, обеспокоить, обессилеть, соразмерность, соискательница, по-человечески, срезаться, сработаться, выработка, выбросить, вжиться, повернуться, непроходимый, переоформить, прикарманить, прилечь, побережье.
Задание 6. Установите, к какой разновидности слов, образованных сложением, относятся следующие лексические единицы.
Снегопад, ГОСТ, СНГ, космовидение, диван-кровать, собес, зоосад, железнодорожный, ЧП, загс, вуз, руки-ноги, отец-мать, самбо, завуч, медсестра, водоснабжение, корпункт, сельскохозяйственный.
Задание 7. Определите, с помощью какого способа словопроизводства образованы данные слова.
Атомоход, головокружение, черноморец, редколесье, квартплата, лермонтовед, шагомер, орденоносец, кожимит, ТЭЦ, рация, игротека, космонавт, Каспий, блинная, волнообразный, обезболить, удаль, контра, боеголовка, обнадеживать, заинтересовать, многонациональный, зарубежье, НИИ, повзводно.
Задание 8. Определите, посредством суффикса или приставки образованы следующие слова.
Разбрасывать, рассердиться, аполитичный, пригород, приморье, вооружаться, безграмотный, неграмотный, поинтересоваться, погрузиться, безотказно.
Задание 9. Определите, на базе какого фразеологического оборота и как образованы данные ниже слова.
Заполярье, осадки, смотаться «убежать», неформал, демисезон, песок, электричка, осточертеть, взбелениться, перегибать, насобачиться.
Задание 10. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы.
Я опьянен, я очарован. Короче – я огончарован (Пушкин); толкастика (Чехов); полуподлец, полуневежда (Пушкин); бездарь (Северянин); громокипящий (Тютчев); тарел (Вознесенский); русал (Нагибин); головотяп (Салтыков-Щедрин); нимф (Ильф и Петров); спаха (А.Белый).
Задание 11. Определите, каким способом словопроизводства созданы приведенные ниже неологизмы В. Маяковского.
Пошляпно, щен, бегня, бредь, калекши, косоного, провитязь, раздождиться, нянь, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, вкресленный, гора-вулкан, жизнестроение, заграничник, зыч «сильный крик», легендарь «все легендарное» (со-бир.), ор «крик», плоскокрыший, работца, рай-страна, слово-пады, стихозы, стрезветь, фырком, экспрессионер.
Слова здравомыслящий, заблагорассудится, до упаду, тотчас, скоропортящийся, долгожданный, сегодня возникли в результате словообразования, путем постепенного слияния сочетания слов в одну лексическую единицу: здраво мыслящий > здравомыслящий, скоро портящийся > скоропортящийся, долго жданный > долгожданный, за благо рассудится > заблагорассудится, тот час «время» > тотчас, сего «этого» дня > сегодня, до упаду «падения» > до упаду (слово до упаду по традиции до сих пор пишется раздельно, хотя является уже – как дотла, например, – не предложно-падежной формой, а целостной лексической единицей). Остальные слова являются результатом словопроизводства.
Существительное зернохранилище образовано сложением полных основ хранилище зерна с помощью соединительного гласного о.
Слово столпотворение «суматоха, неразбериха» возникло с помощью лексико-семантического способа словопроизводства на базе оборота вавилонское столпотворение, путем эллипсиса прилагательного и конденсации значения всего оборота на существительном. Таким же способом образованы перегибать, столовая из перегибать палку, столовая комната.
Слово зубоскал образовано основосложением на базе скалить зубы с интерфиксом о (основы могут располагаться и в обратном порядке – скалозуб).
Прилагательное сногсшибательный, содержащее, кроме– ый, внутреннее нулевое окончание ног(), образовано посредством суффикса тельн– на базе словосочетания с ног сшибать (ср. потусторонний).
Наречие по-братски – циркумфиксное образование от братский (с помощью циркумфикса по – и).
Слово чуть-чуть – сложение, образовано удвоением производящего слова (ср. только-только, голубой-голубой).
Слово вековечный – сложносуффиксальное производное на базе фразеологизма на веки вечные.
Наречие зимой образовано лексико-семантическим способом на базе формы твор. п. ед. ч. существительного зима. Новое слово «покинуло» свою родную часть речи. Иногда этот способ называется морфолого-синтаксическим способом, в данном случае – адвербиализацией (так называемым переходом других частей речи в наречия).
Слово цимлянское образовано по модели шампанское.
Прилагательное скоростной – суффиксальное производное от скорость (ср. проходной и т. п.).
Слово долгорукий – результат основосложения с помощью интерфикса о и окончания– ий (ср. длинноногий, широкоплечий и др. и несколько иные образования – долговечный, длинноствольный с суффиксом – н-).
Существительное надомница – результат суффиксации (суффикс– ниц-) предложно-падежной формы на дому (работающая).
Слова дояр, вдохновить, пускать, приземлить – образованы обратным словообразованием, называемым в лингвистике редеривацией, на базе слов доярка, вдохновение, пущать, приземлиться. Путем заполнения третьей клетки словообразовательного квадрата при решении словообразовательной пропорции: санитар – санитарка = дояр > Предыдущая | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник
Олимпиады по русскому языку 9, 10 класс
Олимпиады по русскому языку 9, 10 класс
1.
Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.
Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий.
2.
Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец.
3.
Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова?
4.
Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?
5.
Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте.
а) Вообрази: я здесь одна. Никто меня не понимает…
б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой. Когда-то властвовал предобрый старый Дук.
г) Еще одно последнее сказанье. И летопись окончена моя.
д) Науки, чуждые музыке, были. Постылы мне. Упрямо и надменно. От них отрекся я и предался. Одной музыке…
Напишите доверенность на получение какого-либо документа.
Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: «Колокола».
6.
Назовите автора и произведение, откуда приведен этот отрывок. Какие выразительные средства использованы в тексте. Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.
7.
Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени?
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Ответы олимпиады по русскому языку 10 класс
1.
[С] /коса/, [с’] /косить/, [з] /сгиб/, [з’] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] ‘ /мыться/, [с]/ссылка/, [с’] /иссякнуть/
2, 3.
Пошляпно — приставочно-суффиксальным, щен — бессуффиксным /от щенок/,
4.
Слова-паронимы. Виноватый — I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный — такой, на котором лежит вина, совершивший проступок
Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.
Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.
Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении.
5.
Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?
В смысловом — называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.
В морфемном — содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: -в- (отц-ов&), -ин- (пап-ин&), -ий- (лис-ий&). В грамматическом — имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий — ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, — ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), — ср. бел-ом
6.
Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Своё мнение обоснуйте
а) Вообрази: я здесь одна. Никто меня не понимает…
Слово одна — называет признак предмета: я (какова?) одна,
соотносится с подлежащим Я, выполняет функцию именной части сказуемого;
можно заменить кратким прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.
б) Выхожу один я на дорогу.
Слово один называет признак действия: выхожу (каким образам?> один;
Зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства образа действия,
Можно заменить наречием одиноко или предложно-падежным сочетанием без кого-либо (людей, друзей и т. п.)
Вывод: слово употреблено в значении наречия.
в) В одном из городов Италии счастливой. Когда-то властвовал предобрый старый Дук.
Слово один указывает на неопределенный признак предмета: властвовал (где?> в одном из городов.
Согласуется с существительным город в числе и в роде, вместе с этим существительным зависит от сказуемого властвовал, выполняет функцию обстоятельства места. Можно заменить неопределённым местоимением какой-то. Вывод: слово употреблено в значении неопределённого местоименного прилагательного.
г) Еще одно последнее сказанье. И летопись окончена моя. Слово один называет количество предметов (ср. два, три последних сказанья), соотносится с существительным сказанья, вместе с ним выполняет функцию главного члена назывного предложения. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.
д) Науки, чуждые музыке, были. Постылы мне. Упрямо и надменно. От них отрекся я и предался. Одной музыке… (ср.: только — частица)
Соотносится со словом музыка, служит для выделения его в предложении, может быть заменено частицей только.
Вывод: слово употреблено в значении выделительной частицы.
7.
Доверенность обычно составляется по следующей форме:
I/ наименование документа;
2/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/ доверителя;
З/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/доверенного лица;
4/ содержание доверенности /что конкретно доверяется/;
5/ подпись доверителя;
6/ дата выдачи доверенности;
7/ наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;
8/ дата удостоверения подписи и печать.
9.
М.А. Гончаров «Обломов». Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера Гончарова М.А. отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)
10.
Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.
Олимпиада по русскому языку 9 класс
Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов?
Лев Владимирович Щерба
Александр Афанасьевич Потебня
Алексей Александрович Шахматов
Михаил Васильевич Ломоносов
Дмитрий Николаевич Ушаков
(«Российская грамматика» — 1, «Толковый словарь русского языка» — 2, «Курс истории русского языка» — 3, «О частях речи в русском языке» — 4, «Мысль и язык» — 5). (4 б.)
Как в русском языке выражается категория времени. Приведите примеры.
Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого.
Слова простой и простой — омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду?
Лисичка по отношению к лиса — это словообразование или словоизменение? Докажите.
Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее.
Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения.
Домик над рекою.
В окнах — огонек.
Простое предложение.
Простое предложение.
Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения.
Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.
Сделайте лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус», используя элементы литературоведческого анализа.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1) Является ли это стихотворение пейзажно-символическим? Докажите правильность своего ответа.
2) Какое мироощущение (сентиментальное, романтическое, реалистическое) выражено в стихотворении? Обоснуйте свое мнение.
3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для изображения картины моря и паруса в нем? На каких свойствах языка они основаны?
4) Какова реакция поэта? Что Вам дало возможность ее почувствовать?
5) Определите роль повторов — контрастов, слова «счастие», роль глаголов движения.
6) Что означает счастие для Лермонтова?
Напишите 2 миниатюры на одну из заданных тем в научном и художественном стилях. Темы: «Вдохновение», «Творчество», «Судьба», «Учитель».
Ответы олимпиады по русскому языку 9 класс
А. А. Шахматов — 3
М. В. Ломоносов- 1
Формы категорий времени свойственны изъявительному наклонению глагола и причастиям. В изъявительном наклонении категория времени представлена: формой настоящего времени несов. и сов. вида, полностью совпадающей с формами лица (пишу, никак не напишу); формой прошедшего времени для обоих видов (писал, написал) и двумя формами будущего времени (напишу, буду писать).
Толсто’го и то’лстого.
[т алсто’ва] [то’лстава]
Просто’й. Простая задача. (Не трудная…)
Просто’й. Борьба с простоями машин. (Вынужденное бездействие). Надо употребить слово в тексте (контексте).
Лиса (лисица) — хищное млекопитающее из семьи собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Уменьш.-ласк. ли’сонька.
Лисица — уменьш. лисичка.
Лисичка -1. см. лисица 2. Съедобный гриб желтого цвета.
Слова могут иметь разные значения.
в знач. сказ. нар. глаг. сущ. прил.
Должен поскорее запрячь тройку порезвее.
Домик над рекою.
В
окнах — огонек.
Простое предложение.
Простое предложение.
1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой, 2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и 3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников, пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать, 4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами, 5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.
«Парус» — пейзажно-символическос стихи ширение Лермонтова
(1832). Стихотворение можно рассматривать как своего рода
предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики)
Поэт в первых двух строках каждой строфы дает меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних — реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь.
Изображенная во второй строфе буря («Играют волны, ветер свищет») не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существования.
Парус не ищет счастья — ибо как нет его в гармоничной умиротворенности стихни, так нет его и в буре.
В «Парусе» открыта трагедия вечного несогласия.
Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов — контрастов.
Двукратный повтор выделяет слово «счастие».
Счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.
Многими русскими читателями «Парус» воспринимается как выражение свободолюбивых настроений»
Источник