- Как быстро развивать новые навыки
- Составьте список навыков, которые хотите изучить
- Полезные привычки в обучении
- Как быстро изучать новые навыки?
- Вложите эмоции, деньги и время
- Создайте подходящую среду
- Подпитывайте мозг и тело
- Задавайте как можно больше вопросов
- Войдите в состояние обучения
- Развитие умений и навыков: этапы и общие правила
- Немного об умениях и навыках
- Этапы формирования навыков
- Развитие умений и навыков: основные рекомендации
- Развитие умений и навыков в короткие сроки
- Правило первое: один период времени – один навык
- Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество
- Правило третье: многократная практика нового навыка
- Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах
Как быстро развивать новые навыки
Найдя правильный подход, почти всегда можно добиться большего за то же самое время. Этот подход, по сути, набор привычек, которые нужно развить в себе. С ними вы быстрее усваиваете информацию, лучше ее обрабатываете и используете.
Да, учиться чему-нибудь новому нелегко. Это требует силы воли, настойчивости и преднамеренной практики. Но ничто не сможет остановить вас, если вы достаточно решительны. Думайте о том, что обучение — это инвестиция в самого себя. Все усилия окупятся, если применять знания в работе.
Составьте список навыков, которые хотите изучить
Сядьте, возьмите лист бумаги и перечислите все навыки, которые вы хотели бы освоить. Вероятно, таковых наберется 10-15.
По логике, вы не можете освоить все сразу. В лучшем случае можно начать изучать 2-3 навыка одновременно, например, на работе и в свободное время.
Итак, вопрос заключается в том, как определить приоритетные навыки. Существует несколько важных критериев:
- Смысл навыка: дополнительный заработок, хобби для души или саморазвитие?
- Спрос и предложение: если дело в заработке, тогда важно понять, какие навыки пользуются большим спросом. Хобби, как правило, не приносят дохода (хотя все зависит от вас). Итак, что же важнее сейчас: деньги или приятное занятие?
- Талант: не стоит растрачивать свой талант впустую. Определите, в чем у вас есть способности, а в чем нет.
- Ваши цели: возможно, вы уже создали план на ближайшие пять лет и уверены, что это то, что нужно. Соответствует ли навык целям?
- Текущие возможности: можно ли обучиться навыку бесплатно или при минимальных вложениях? Быть может, родные, близкие или друзья могут стать вашим преподавателем?
- Ресурсы: навык требует времени, денег и эмоциональной энергии. Будьте реалистом и трезво оцените, хватит ли у вас всего этого.
- Жизненная ситуация: иногда жизнь ставит нас в жесткие условия, от которых зависит способность эффективно обучаться. Привязано ли ваше обучение к конкретному месту? Зависит ли от физических кондиций или других людей?
Оцените каждый навык по этим критериям по шкале от 1 до 10. Сложите все числа и посмотрите, за какой навык нужно взяться прежде всего.
Полезные привычки в обучении
Эти привычки нацелены на то, чтобы сэкономить время или улучшить понимание.
Утренний обзор
Все, что вы изучали вчера, нужно просмотреть сразу после пробуждения. Это важно для того, чтобы вспомнить и лучше усвоить информацию. Проснитесь на полчаса раньше и перечитайте все ключевые моменты, которые записали вчера. Это могут быть цитаты, понятия, формулы, правила. Заведите себе блокнот обучения для каждого навыка.
Проходите тридцатидневные испытания
Популярный блогер Стив Павлина утверждает, что если чем-нибудь заниматься в течение месяца, это станет привычкой. Неважно чем: изучать иностранный язык, бегать по утрам или прекратить жаловаться. Поставьте своей целью придерживаться плана на протяжении 30 дней, без отговорок.
Используйте подход «Три в одном»
Это значит, что, обучаясь, вы задействуете разные ресурсы:
- Читаете книги.
- Проходите курсы.
- Смотрите обучающие видео.
Делая так, вы закрепите все ключевые понятия на разных уровнях сознания, что положительно скажется на скорости приобретения навыка.
Моментально связывайте навык с повседневной жизнью
Нет ничего лучше объединения теории и практики. Многие люди боятся переносить знания в реальную жизнь, пока не достигнут определенного уровня. И это самая большая ошибка, которую можно совершить.
Прекратите считать, что если наделаете ошибок, то будете выглядеть глупым. Неудачи на начальном этапе — это нормально и даже правильно. Только стоит всегда понимать, где именно произошла ошибка.
Читайте книги по теме
Особенно важно читать те книги, которые косвенно касаются вашего навыка. Почему? Так вы сможете найти пересечение в областях, что положительно сказывается на понимании.
Можно даже перечитывать русскую классику и находить то, что так или иначе связано с вашим навыком. Это увлекательно и позволяет всегда помнить об учебе.
Пишите как можно больше
Несмотря на развитие технологий в образовании, именно писать от руки — самый важный навык. Это полезно потому, что вы записываете мысль и параллельно ее усваиваете.
Записывайте все, что вызывает затруднения. Мы часто что-то не понимаем лишь потому, что не записали понятие и не проанализировали его. Делите фразу на части и пытайтесь осмыслить каждую из них.
Перефразируйте новые понятия своими словами
Чтение ради чтения не очень-то способствует запоминанию: оно не оставляет неизгладимого впечатления в долговременной памяти. Перефразируйте то, что узнали, своими словами. Именно этот прием свяжет новые знания с тем, что вы уже знаете.
Как быстро изучать новые навыки?
Следующие советы будут не только практическим руководством, но и хитростями, которые вы можете применить сразу же.
Вложите эмоции, деньги и время
Сначала спросите себя: «Зачем?».
Всегда задавайте себе этот вопрос. Когда вы осознаете истинную причину (эмоциональный стимул для улучшения), то сможете преодолеть все препятствия на пути к цели. Когда позитивные эмоции примешаны к какой-либо деятельности, человека не остановить.
Есть очень много «зачем?», которые могут добавить скорости в изучении навыка. Вот наиболее распространенные из них:
- С каждым новым навыком я удваиваю свои шансы на успех.
- Больше навыков — больше дохода.
- Прививая навык, можно гарантировать, что потенциал будет использован на полную.
- Чтобы жить полноценной жизнью, необходимо каждый день заниматься телом, душой и разумом.
- Чтобы получить новую работу.
- Чтобы уважать себя.
- Новые навыки улучшают творческое мышление. Это как новый инструмент для него.
- Жизнь станет более насыщенной и интересной.
- С проблемами станет справляться легче.
Но бывает и так, что у вас может быть очень сильная причина учиться, но вы все равно лежите на диване и ничего не делаете. Что делать? Создать четкий пошаговый план действий, а не жалеть себя. Купите календарь или скачайте приложения для тайм-менеджмента. Пока не включите эту задачу в список, дело не сдвинется с мертвой точки.
И конечно, нельзя забывать о старом трюке: если вы покупаете что-либо, то принимаете на себя обязательство. Шансы на то, что вы просмотрите курс или прочтете книгу возрастают в несколько раз. Глупо терять деньги никто не любит.
Создайте подходящую среду
Окружающая среда так же важна, как и способности в обучении. Лучше выделить несколько часов и правильно ее настроить, чем потерять значительно больше из-за того, что постоянно будете отвлекаться.
Имея это в виду, каковы характеристики идеальной среды обучения? Прежде всего, ваша учебная среда должна способствовать легкости и расслаблению, однако не настолько, чтобы вызывать сонливость.
Создание расслабляющей учебной среды требует объединения визуальных, слуховых и физических объектов, которые естественным образом расслабляют и способствуют более глубокому познанию.
Ваша среда должна в то же время мотивировать и вдохновлять вас на достижение новых высот и уровней совершенства. Звучит фантастически, верно? Но стоит лишь заняться каждым элементом отдельно, окажется, что все это вполне реально.
Окружающая среда с низким уровнем стресса
Прежде всего, вы должны удалить все раздражители из помещения. Это могут быть физические объекты, звуки, запахи и все остальное, что отвлекает от цели. Обратите внимание на цвета: слишком яркие (например, красные и желтые) стимулируют мышление, однако могут повысить уровень стресса. Темные цвета являются нежелательными, если вы хотите улучшить концентрацию.
Подлинная и привлекательная учебная среда
Ваша учебная среда должна быть приятной для чувств. Наиболее идеальными цветами, которые способствуют длительному изучению, являются пастельный блюз и зеленые оттенки. Это успокаивающие цвета, которые помогут получить вдохновение и сосредоточиться. Кроме того, они также поощряют творческие мысли.
Как создать подлинность? Если вы находите вдохновение в естественных чудесах нашей Земли, вешайте на стены панорамы, картины и плакаты природы. Вы ограничены лишь своим воображением.
Среда, что способствует вашему личному стилю обучения
Мы помним 20% того, что читаем, 30% того, что слышим, 40% того, что видим, 50% того, что нам говорят, и 60% того, что делаем.
Окружающая среда должна быть спроектирована таким образом, чтобы естественным образом улучшать способность воспринимать знания с использованием вашего личного стиля обучения. Это предполагает эффективное использование пространства и инструментов при организации вашей среды разумными способами, что делают обучение более интересным и приятным.
Среда, имеющая правильную подачу воздуха, хорошее освещение и чистую воду
Воздух, которым мы дышим, свет, который получаем, и вода, которую потребляем, жизненно важны для организма. Без этих основ мы не можем функционировать и просто перестанем существовать.
Если в вашей учебной среде не будет достаточного количества всех трех ингредиентов, тогда производительность, скорее всего, пострадает.
Вдыхаемый кислород должен быть высокого качества. Сидение в душной среде приведет к тому, что мозг перестанет функционировать оптимально. Откройте окно — это поможет улучшить его деятельность.
Свет — еще один важный компонент эффективного обучения. По сути, организм ищет естественный свет, который исходит от солнца. Если ваша комната темная и мрачная, это повысит усталость, прокрастинацию и лень. Поэтому всегда следите за тем, чтобы у вас было достаточное естественное освещение.
Наконец, не душите свое тело кофеином или энергетическими напитками, пока учитесь. Пейте чистую, свежую воду.
Хорошо организованное пространство
Выделите время на организацию своего пространства таким образом, чтобы повысить производительность. Неорганизованная среда усложняет процесс обучения.
Более того, неряшливость означает, что вы будете тратить драгоценное время на поиск вещей, которые были случайно потеряны или выброшены. Это тот случай, когда к вам незаметно подкрадывается прокрастинация.
Очистите стол от ненужных предметов и купите все, что может понадобиться для текущей задачи: словарь, канцелярские товары и прочие материалы. Убедитесь, что у вас есть все инструменты, необходимые для обучения, на расстоянии вытянутой руки.
Минимальное количество отвлекающих факторов
Нужно убрать все посторонние шумы и визуальные отвлекающие факторы. Если есть возможность, закройте дверь, чтобы никто не смог вас побеспокоить. Предупредите домашних, что будете заняты.
От некоторых шумов (звуки соседского ремонта) избавиться невозможно, поэтому наденьте наушники и включите музыку без слов. Она позволить отфильтровать все лишнее, создав щит между желательными и нежелательными звуками.
Подпитывайте мозг и тело
Нет никаких сомнений в том, что наше здоровье и благополучие тесно связаны с ясностью мыслей. Поэтому сейчас мы рассмотрим тему еды и стимуляторов, что направляют и преобразуют наши модели мышления. Мы также обсудим упражнения и то, как они приносят пользу мозгу.
Мы должны быть осознанными и не потреблять продукты и напитки, которые заставят нас чувствовать себя вялыми, а также снизят концентрацию. Кофеин, сладости, алкогольные напитки, крахмал вам никак не помогут, а то и наоборот. Они притупляют чувства и приводят к усталости. Несмотря на то, что кофеин изначально работает как стимулятор, он вскоре дает супрессивный эффект и обезвоживает тело.
Нельзя забывать и о физических упражнениях, потому что есть прямая связь между работой мозга и тела. Утренняя зарядка обязательна. Если же вы хотите получить максимум от обучения, тогда начинайте бегать и плавать.
И последнее: упражнения для мозга. Его нужно тренировать каждый день, чтобы намного эффективней схватывать сложные правила и концепции. На нашем сайте вы можете найти большой арсенал логических и творческих игр, которые станут отличным фитнесом для мозга.
Задавайте как можно больше вопросов
Мы часто чувствуем себя неловко, когда надо публично задать вопрос и что-то уточнить. И переносим эту плохую привычку и на самообразование.
Не имеет значения, занимаетесь ли вы с репетитором или же в одиночку, всегда задавайте вопросы. Такой подход очень полезен потому, что ответ вы, скорее всего, запомните лучше, чем просто «потребив» информацию. Говорят, что раньше память у людей была лучше — и все потому, что им приходилось искать ответы на свои вопросы в огромных словарях и энциклопедиях. Никому не хотелось ворочать эти «кирпичи» дважды ради одного и того же.
Вы можете также завести дневник, в котором будете записывать все вопросы. Когда накопится около ста, можно будет пригласить друга на ужин, который разбирается в теме, и получить все ответы за один раз. Задумайтесь: на сто белых пятен станет меньше.
Никогда не занимайтесь обучением бессознательно, всегда будьте активны.
Войдите в состояние обучения
Изменить свое состояние — это также навык, который требует практики. Крайне сложно заставить себя садиться за учебники, если вы только что посмотрели фильм ужасов или плотно пообедали. Но все возможно: если расставить правильные триггеры, то можно превратить себя в идеальную машину для обучения.
Безусловно, нужно начать с целей. Пока что не было придумано ничего значительно лучшего, чем SMART. Цели должны быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными по времени. Помимо этого пользуйтесь визуализацией: закройте глаза и представьте, что изучили навык.
После этого расслабьтесь и успокойтесь. Войти в новое состояние можно лишь тогда, когда вы отпустите старое. А для этого нет ничего лучше, чем небольшой отдых. Избавьтесь от стресса — это враг памяти.
Источник
Развитие умений и навыков: этапы и общие правила
Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.
Немного об умениях и навыках
Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.
Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.
Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его максимально осознанно, сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.
Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, ребенок учится читать, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.
Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.
Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.
Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.
Этапы формирования навыков
Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:
- Этап первый. Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.
- Этап второй. Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании. Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.
- Этап третий. Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический. Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.
- Этап четвертый. Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.
А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:
Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.
Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.
Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи «Как быстро развивать новые навыки», «Развитие интеллекта» и «Развитие мышления», в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.
Развитие умений и навыков: основные рекомендации
Представленным ниже рекомендациям вы можете с успехом следовать сами, либо использовать их для формирования навыков у детей, у дошкольников, у школьников и т.д. Вот лишь несколько областей, для которых они прекрасно подходят:
- развитие учебных умений и навыков;
- развитие творческих умений и навыков;
- развитие социальных умений и навыков;
- развитие речевых умений и навыков;
- развитие умения и навыка базового и делового письма и т.д.
Всего же мы предлагаем десять рекомендаций:
- Освоение умений и навыков, обучение им и их совершенствование должно быть непрерывным процессом. Он включает в себя получение нового опыта, знакомство с идеями и методами профессионалов, усложнение решаемых задач, применение полученного опыта в жизни.
- Процесс овладения новыми навыками необходимо подчинить конкретной системе. Овладевать чем-то можно и бессистемно, но намного эффективнее найти или разработать собственную программу занятий и тренировок. Лучше всего, если в ней будет место для ежедневной практики.
- К развитию нужно подходить комплексно. Это значит, что следует использовать различные форматы обучения умениям и навыкам и их совершенствования. Материалы могут быть какими угодно: книги, видео, аудио, интерактивные упражнения в Интернете, тесты и т.д. Главное – получать как можно больше практики.
- Важно развивать в себе любопытство к окружающей информации. Нужно изучать все, что касается области ваших интересов и применения осваиваемых навыков: достижения и разработки, инновации и новые тренды, бизнес-процессы и т.д. Любопытство и широта кругозора многократно усиливают эффект овладения навыками и умениями.
- Развитие необходимо не просто подчинять системе, но и планировать. Любой навык следует развивать поэтапно, не преследуя цель в одночасье стать профессионалом. При этом важно определить наиболее приоритетные области развития, достижения в которых помогут вам стать успешнее и прийти к новым результатам в жизни, учебе и работе.
- Обязательно формируйте новые привычки. В частности, привыкайте ежедневно читать литературу и посещать сайты, касающиеся областей ваших интересов, а также сферы достижения успеха и личной эффективности. О других полезных привычках читайте в нашей статье «Полезные для жизни привычки».
- Стремитесь развивать и совершенствовать личные и профессиональные навыки не только в свободное, но и в рабочее время. Не бойтесь брать на себя ответственность, решать сложные задачи и работать над необычными и креативными проектами. Выход из зоны комфорта прекрасно способствует личностному развитию.
- Развитие навыков зависит от круга общения. Чтобы лучше чему-то научиться, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, общайтесь с людьми уже имеющими опыт в том, что вам интересно. Они смогут рассказать и показать вам, как и что правильно делать, помогут избежать множества ошибок.
- Одним из показателей успешного или не успешного овладения тем или иным навыком следует считать обратную связь, поступающую от окружающих людей. Следите за тем, как люди оценивают то, что вы делаете, анализируйте это и делайте соответствующие выводы, чтобы стать лучше.
- Не пренебрегайте возможностями дополнительного образования там, где живете. Ищите и посещайте тренинги, семинары и мастер-классы по интересующим направлениям. Но предварительно, конечно, читайте отзывы и интересуйтесь мнениями людей, которые посещали подобные мероприятия.
На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:
- Одним из самых лучших, полезных и действенных способов развития навыков (и развития вообще) является самообразование. Чтение книг, статей, научных работ, блогов, руководств и т.д. способствует получению новых знаний и освоению успешных моделей действий и поведения.
- Обратная связь уже была нами упомянута, но все же повторимся, что благодаря ее получению от друзей, коллег, наставников, руководителей и экспертов вы сможете узнать огромное количество сведений о том, как вы делаете то, что делаете, в чем уже успели поднатореть, а над чем еще стоит поработать.
- Ментворкинг. По сути, это обучение на опыте других людей. Нужно найти человека (или нескольких), достигшего успеха в актуальной для вас области и обладающего всеми интересующими вас компетенциями и сделать его своим наставником или ментором – человеком, с которого вы будете брать пример.
- Выполнение специальных заданий, которые вы можете давать себе сами, – не менее эффективный путь к развитию навыков и умений. Особенно он касается развития творческих умений, развития учебных умений и развития социальных умений. Постепенно повышайте свою планку – результат не заставит себя долго ждать.
- Постоянное совершенствование умений и навыков. Имеется в виду то, что работать над собой необходимо постоянно – всегда и везде: дома, на прогулке, на работе, в спортзале и т.д. При желании можно найти массу способов улучшения своих способностей в различных условиях и жизненных обстоятельствах.
Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.
Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.
Развитие умений и навыков в короткие сроки
Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.
Правило первое: один период времени – один навык
Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.
Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они учатся управляться с предметами, говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.
С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.
В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.
Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.
Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество
Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.
На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.
Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.
Примите за истину: человек учится в десятки раз быстрее, просто повторяя одни и те же действия, чем если бы он раз за разом пытался довести их до идеала с первых попыток. А что касается усложнения задач для себя, то обязательно почитайте нашу статью «Состояние потока».
Правило третье: многократная практика нового навыка
Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.
Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.
Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.
Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.
Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах
Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.
Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.
Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.
Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!
Источник