- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Как люди узнали, что от этого бывают дети?
- Каким способом размножается человек
- Оплодотворение
- Роды
- Послеродовое развитие организма человека (постэмбриональный онтогенез)
- Размножение человека
- Механизм размножения человека
- Стадии развития человека
- Готовые работы на аналогичную тему
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Как люди узнали, что от этого бывают дети?
Когда и каким образом человечество смогло узнать, что физическая близость приводит к рождению детей? Связь между этими явлениями не всегда очевидна: от секса дети появляются не всегда, а если появляются, то между интимной близостью и ее последствиями проходит довольно много времени – обычно требуется несколько недель, чтобы появились первые признаки. Поэтому хочется знать – хотя бы приблизительно, на каком этапе развития находился человек, как вид, когда его вдруг «осенило»?
Вообще-то, человек знал об этом с самого начала. И, несмотря на то, что антропологи и биологи-эволюционисты не могут назвать точное время, все имеющиеся доказательства позволяют предполагать, что люди понимали, что между соитием и рождением ребенка существует какая-то связь. Дело в том, что гомо сапиенс продемонстрировал первые заметные признаки своего когнитивного развития где-то между появлением человеческого рода 200 тысяч лет назад и, по всей вероятности, формированием человеческой культуры около 50 тысяч лет назад. Материальных свидетельств этого знания очень мало, однако на одной из дощечек, найденных археологами во время раскопок в районе Чатал-Хююк (Çatalhöyük) (крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся неолитическое поселение, обнаруженное в южной Анатолии в Турции – прим. перев.), похоже, изображено, как люди себе все это представляли в эпоху неолита. На рисунке с одной стороны изображена обнимающаяся пара, а на другой стороне – мать с ребенком. Более основательный вывод можно сделать, исходя из того, что, хотя объяснения механизма зачатия, принятые в различных современных культурных сообществах людей, могут разительно отличаться, все же каждое из них ясно дает понять, что между физической близостью и появлением на свет детей существует, по крайней мере, частичная связь.
Что же касается того, каким образом люди приобрели то, что биолог-антрополог Холли Дансворт (Holly Dunsworth) называет «репродуктивным сознанием», то здесь предположения еще более туманны. Вероятнее всего, они уловили суть вопроса, наблюдая циклы воспроизводства животных и вообще замечая, что женщины, которые не спят с мужчинами, не беременеют. Однако это не означает, что древние люди – а, по правде говоря, и современные тоже – воспринимали или воспринимают это явление с практической, «прикладной» точки зрения – как процесс, во время которого сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. Такое понимание доступно только тем, кто достаточно образован в этой области.
Приблизительно в начале 20 века некоторые антропологи, которые работали в таких местах, как Австралия и Новая Гвинея, сообщали, что объекты их исследований не видят связи между половой жизнью и рождением детей. Однако последующие исследования показали, что эти ошибочные сообщения были в лучшем случае полуправдой. Например, в 1927 году Бронислав Малиновски (Bronislaw Malinowski) заявил, что, по мнению жителей островов Тробриан (официальное название – острова Киривина, принадлежащие Папуа-Новой Гвинее – прим. перев.), в зачатии ребенка отец не играет никакой роли. Правда, позднее антропологи, занимавшиеся изучением этой же самой группы людей, услышали от островитян, что мужское семя необходимо для «свертывания» менструальной крови, остановка которой, по их мнению, приводит к образованию зародыша.
И даже при том, что традиционные толкования механизма зачатия, принятые у жителей островов Тробриан, кажутся примитивными и странными, в них все-таки в какой-то мере признается связь между физической близостью и рождением ребенка. И, разумеется, прежде, чем мы, жители Запада, начнем ощущать свое превосходство, следует заметить, что наши преставления о зачатии тоже не отличаются вразумительностью и не соответствуют действительности (во всяком случае, судя по количеству случаев незапланированной беременности в США). Специалист по вопросам феминологии Синтия Эллер (Cynthia Eller) отмечает, что даже допуская, что «возможно, необходимы и еще какие-нибудь события, например, вхождение духовного ребенка через макушку (как у жителей островов Тробриан) или же вселение души в оплодотворенную яйцеклетку (как у католиков) … просто не верится, что женщины рожают детей без какого-либо участия особей мужского пола».
И если мы, люди, по сути дела, всегда как бы понимали, что близость заканчивается роддомом, то сказалось ли это знание на развитии людей как общества? Холли Дансуорт утверждает, что во всем животном мире «репродуктивное сознание» присуще только человеку. Именно благодаря этому особому знанию можно объяснить и возникновение связанных с сексом табу, и наше умение использовать в своих целях репродуктивный потенциал всего живого вокруг – от выведения новых пород собак, до контроля рождаемости людей.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Каким способом размножается человек
Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В природе существуют две формы размножения — бесполое и половое. При половом размножении участвуют два организма — материнский и отцовский. Человеку, как и большинству живых существ, свойственно половое размножение.
Размножение человека — физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е. с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток — начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 9 месяцев. В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище «изгоняется» зрелый плод — рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед). Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.
Внутриутробное развитие организма человека начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка.
Оплодотворение
Слияние сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворение) происходит обычно в маточной трубе. Сперматозоиды попадают во влагалище во время полового акта, они самостоятельно продвигаются по женской половой системе и через 1,5—2 ч попадают в маточные трубы. При встрече с яйцеклеткой сперматозоид прикрепляется к ней, акросомальные ферменты растворяют её оболочки, и гаплоидное ядро сливается с ядром яйцеклетки.
После проникновения сперматозоида образуется оболочка, препятствующая проникновению в яйцеклетку других сперматозоидов. Образовавшаяся диплоидная зигота продвигается по направлению к матке и делится, в результате чего возникает комочек из мелких, внешне недифференцированных клеток. Зародыш в течение 4—5 дней спускается по маточной трубе в матку, несколько дней остаётся в ней и на 7-й день внедряется в её богатую кровеносными сосудами слизистую оболочку. В этот период продолжается деление клеток зародыша, вокруг него образуются зародышевые оболочки и происходит дифференцирование клеток в первичные ткани. Наружная зародышевая оболочка (хорион) несёт ворсинки, с помощью которых зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки. На 9-й неделе внутриутробного развития образуется плацента (детское место) — дисковидный орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период беременности. С этого момента развивающийся организм называется плодом.
Через плаценту устанавливается тесный контакт между кровеносными системами плода и матери: через тонкие стенки капилляров питательные вещества и кислород поступают из крови матери в кровь зародыша, одновременно в кровь матери переходят продукты жизнедеятельности плода. В плаценте вырабатываются некоторые гормоны, влияющие на организм матери. Продолжительность внутриутробного развития (беременности) у человека составляет девять месяцев (270—280 дней). Во время беременности под действием прогестерона происходит подготовка молочных желёз к выкармливанию ребёнка. К моменту рождения плод имеет рост 50-55 см и массу тела — 3000-3500 г.
Роды
По истечении срока внутриутробного развития плод изгоняется из матки в процессе родов. В подготовке и осуществлении родов участвуют центральная и периферическая нервные системы, гормоны и другие биологически активные вещества, нервно-мышечный аппарат самой матки.
Роды начинаются схватками, в результате которых расширяется шейка матки, чтобы обеспечить прохождение через неё плода. После раскрытия шейки матки к схваткам присоединяются потуги — сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы, возникающие рефлекторно и непроизвольно. Одновременное повышение внутриматочного давления (схватки) и внутрибрюшного давления (потуги) способствует тому, что плод устремляется в родовые пути. Первые 12 ч за счет сокращений матки он продвигается вниз к шейке матки, шейка расширяется, плод может пройти через нее. В это время происходит разрыв амниона, жидкость выходит из организма матери. После отхождения вод схватки стихают. Через 15-20 мин, когда мускулатура матки приспосабливается к уменьшенному объему, схватки возобновляются. В последующие 20-60 мин плод проходит через шейку матки и влагалище и рождается.
С первым криком новорождённый ребёнок начинает дышать атмосферным воздухом. После прекращения пульсации сосудов пуповину, соединяющую ребёнка с плацентой, перевязывают и перерезают. Через 10—15 мин после рождения ребёнка в результате сокращений матки рождается послед — плацента с плодными оболочками.
Послеродовое развитие организма человека
(постэмбриональный онтогенез)
Физиологи условно делят человеческую жизнь на большие возрастные периоды: детский — от рождения до начала периода полового созревания (примерно до 13 лет); подростковый — от начала полового созревания до 16 лет у девочек и до 18 лет у мальчиков; юношеский — до 25—26 лет; взрослый — до 40 лет у женщин и до 45 лет у мужчин; зрелый — до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин; пожилой — до 75 лет у женщин и мужчин; старческий — свыше 75 лет. Такая периодизация основана частично на биологических и частично на социальных признаках.
Детский период подразделяется на период новорождённости, который продолжается от рождения до 4-х недель жизни; грудной (младенческий) период (до 1 года) — период максимально быстрого роста и развития. В ясельный период (раннего детства) (от 1 года до 3-х лет) и дошкольный период (от 3 до 7 лет) продолжаются процессы роста и формирования организма, движения ребёнка становятся более согласованными, быстро развиваются речь и мышление. В младший школьный период (от 7 до 12 лет) формируются мелкие мышцы кисти руки. Дети обучаются грамоте, чтению, у них развивается логическое мышление.
Онтогенез человека заканчивается смертью. Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы.
Это конспект 8 класса по теме «Размножение и развитие организма человека». Выберите дальнейшие действия:
Источник
Размножение человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Размножение человека – это процесс воспроизведения себе подобных особей в ходе индивидуального развития.
Механизм размножения человека
Размножение человека напрямую связано с системой полового созревания или перехода организма из состояния незрелости в промежуточную стадию пубертата.
Пубертат – это период полового созревания, при котором происходят физиологические процессы, меняющие состояние половой системы и дающие организму возможность воспроизводить потомство.
Половое созревание стимулируется гонадотропным гормоном, который выделяется передней долей гипофиза, а именно аденогипофизом.
Для мальчиков пубертат запускается в ходе увеличения секреции гормонов – андрогенов, которые впоследствии превращаются в активный гормон тестостерон, также стимулирующий процесс полового созревания.
Тестостерон вместе с собственными метаболитами вызывают ряд характерных изменений в физиологии организма. К ним относят:
- увеличение размеров гортани;
- «ломка» голоса;
- увеличение массы костной ткани;
- изменение характера волосяного покрова организма.
Для девочек наступление пубертата обусловливается увеличением выработки яичниками женских половых гормонов – эстрогенов. Изначально у них развиваются молочные железы и откладывается жир в нижней части туловища и на бедрах. Завершается период полового созревания появлением менструаций.
Для представителей любого пола в период полового созревания характерен соматический рост организма, который зависит не только от половых гормонов, но и от гормона роста – соматотропина.
Стадии развития человека
Для понимания механизмов полового размножения необходимо разбираться в системе созревания гамет или гаметогенезе. Данный процесс состоит из сперматогенеза – процесса образования сперматозоидов и овогенеза или процесса образования яйцеклеток. Сперматогенез происходит в сперматогенном эпителии извитых канальцев яичек.
Готовые работы на аналогичную тему
Сперматогенез состоит из нескольких периодов:
- периода размножения (сперматогонии образуются путем митоза)
- периода роста (сперматоциты первого порядка увеличиваются не значительно);
- периода созревания (созревание сперматоцитов второго порядка и сперматид);
- периода формирования (образование сперматозоидов из сперматид).
Овогенез, в отличие от сперматогенеза, включает в себя три периода.
- период размножения или образование овогониев из стволовых клеток путем многократно повторяющегося митотического деления;
- период роста или образования овоцитов первого порядка при активном синтезе и накоплении различных веществ;
- период созревания овоцитов второго порядка и яйцеклетки в ходе митоза.
Основным процессом, который позволяет объединиться генетическому материалу при половом размножении является оплодотворение.
Оплодотворение – это процесс слияния ядер гамет (женских и мужских половых клеток), который приводит к образованию зиготы. Зигота имеет диплоидный набор хромосом.
Достигая яйцеклетки, сперматозоид последовательно преодолевает три барьера: лучистый венец, состоящий из фолликула, прозрачную оболочку, а также плазматическую мембрану самой яйцеклетки.
Оплодотворение человека во многом зависит от сперматозоида. Его роль в размножении заключается в следующем: он дает половину диплоидного набора хромосом, стимуляция дробления зиготы, формирование генетического пола нового организма.
После оплодотворения наступает беременность, которая зависит от успешности имплантации зародыша в матку. У зародыша формируется несколько зародышевых оболочек, а именно: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис. Амнион является водной оболочкой плода. Хорион представляет собой серозную плодную оболочку. Хорион является соединительнотканной оболочкой плода.
Желточный мешок выполняет ряд весьма значимых функций: запасание питательных веществ, участие в эриторопоэзе, формирование первичной плодной кровеносной системы, является источником половых клеток эмбриона, способствует синтезу белков.
Особенной зародышевой оболочкой является плацента. Она реализует следующие функции: транспорт питательных веществ, синтез гормонов и белков, иммунологическую защиту плода, удаление продуктов плодной жизнедеятельности. Эмбрион связывается с плацентой через пуповину. Плацентарные животные получили ряд существенных преимуществ и, благодаря, наличию такой зародышевой оболочки могут считаться значительно более защищенными в эмбриональном периоде развития, чем другие организмы, не имеющие плаценты.
Для того, чтобы обеспечить последующее размножение и сделать онтогенез человека более адекватным, необходимо определить этапы раннего постнатального онтогенеза. Первый этап называется неонатальным периодом и длится от одного до 10 дней. Второй этап называется грудным возрастом и длится до 1 года. Ранее детство протекает в период от одного до трех лет, первое и второе детство длится от 4 до 7 лет и 8- 12 лет соответственно. Подростковый возраст протекает во временных рамках от 13 — 16 лет для мальчиков, 12 — 15 лет девочек. Далее наступает юношеский возраст, зрелость и старость. В последнем периоде все физиологические процессы теряют свою интенсивность, поскольку энергетические запасы клеток не в состоянии покрывать энергетические расходы организма.
Каждый из указанных периодов ознаменован психологическими и физиологическими новообразованиями. Например, в подростковом возрасте завершается созревание висцеральных систем и протекает третья фаза организации мыслительного процесса.
Таким образом, основой размножения человека является половой процесс, он базируется на оплодотворении и конкретных изменения генетического аппарата человеческих клеток. Основой полового размножения является мейоз, а именно первое – редукционное деление, так как именно в нем за счет конъюгации и кроссинговера формируется генетическое разнообразие продуцирующее возникновение комбинативной изменчивости и существенно повышающее адаптивные возможности организма.
Источник