Каким способом распространяется горох

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян

В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.

В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).

Рис. 1 Саморазбрасывание семян

Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.

У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.

Рис.2 Распространение семян ветром

Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.

У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).

Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).

Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой

Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.

Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка

У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.

Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.

От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.

Плоды

Источник

Распространение плодов и семян

Плоды и семена часто оказываются очень далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что одни плоды и семена разносятся ветром, другие распространяются животными, человеком, водой, а некоторые саморазбрасыванием, как у акации и бешеного огурца.

Ветром распространяются семена тополя и некоторых других растений.

Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, созревают в мае. Спадая с ветвей, они разносятся ветром, скапливаются на земле, напоминая хлопья снега. Благодаря пушистым волоскам ветер разносит семена тополя на большие расстояния. Так же распространяются плоды одуванчика.

Рис. 9. Распространение плодов и семян: 1 — одуванчик; 2 — рябина; 3 — лопух; 4 — череда.

Плоды клена имеют два крылатых выроста. Опадая с ветвей, плоды быстро вертятся в воздухе. Поэтому они долго не падают на землю и уносятся далеко в сторону от дерева. Некоторые засохшие степные растения ветер легко отламывает у корня, несет их по земле, перекатывая с места на место, и семена рассеиваются. Степные растения, гонимые ветром, так и называются «перекати-поле».

Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и наземных. Например, плоды ольхи, которая часто растет по берегам рек, осыпаются в воду, и течением уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы часто падают в море и долго плавают, прежде чем пристанут к берегу и прорастут.

Семена многих сорных растений иногда невольно разносят животные и люди. Так, корзинка лопуха с плодами, называемая соплодием, цепляется за шерсть животных или одежду человека, и плоды оказываются далеко от растений, на которых созрели.

По канавам, около прудов и рек растет сорное растение череда. Соцветия у нее — маленькие корзинки желтого цвета, а плоды — семянки с шипами, покрытыми зубчиками, которые загибаются назад. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет другое животное или человек — и маленькие шиповатые плодики плотно прицепятся к. шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать руками. Попадаются растения не только с цепкими, но и с приклеивающимися плодами. Такие плоды у незабудки.

Читайте также:  Функции способы задания функции графики элементарных функций

Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют птицы . Они поедают эти плоды и, перелетая с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

Рис. 10. Распространение плодов и семян: 1 — береза; 2 — клен; 3 — бешеный огурец; 4 — мак.

Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам и тюкам с грузом и оказываются в укромных уголках вагонов, автомобилей, самолетов. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают и часто находят себе новую родину. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник, который встречается на тропинках и дорогах. Вот почему коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».

Саморазбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы акации.

Разбрасывают свои семена и плоды гороха, бобов, фасоли. Поэтому плоды этих растений надо собирать, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, урожай погибнет.

В окрестностях Одессы и в Крыму на сухих склонах и морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой вылетает из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Распространение плодов и семян таблица с примерами (3 класс, окружающий мир)

Растения производят огромное количество семян. Для их прорастания и дальнейшего благополучного роста и развития необходимо достаточное количество влаги, питательных веществ, места. Если все семена останутся возле материнского растения, то шансов, что большинство из них получит благоприятные условия для существования, будет гораздо меньше. Задача распространения семян решается растениями с помощью плодов.

Способы распространения плодов и семян

Возможные варианты распространения плодов и семян удобно представить в таблице.

Способ распространения плодов и семян

Приспособление к распространению

Семена покрыты пушистыми волосками

Берёза, ясень, клён

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Ольха, кокосовая пальма

Створки плода высыхают, разрываются, скручиваются, семена разбрасываются

Недотрога, горох, фасоль, акация

Острые зубчки, крючки, цепляющиеся за шерсть, одежду

Семена с плотной непереваривающейся оболочкой находятся внутри сочных плодов. Обычно зрелые плоды приобретают яркую окраску, привлекающую птиц и других животных-распространителей.

Рябина, малина, калина, брусника, черемуха

Таким образом, семена растений распространяются:

Плоды не только защищают семена, но и способствуют их распространению.

Орехи кокосовой пальмы преодолевают большие расстояния, плавая в морской воде. Благодаря этому кокосовая пальма расселилась по тропическим побережьям и островам.

Рис. 1. Так путешествуют плоды кокосовой пальмы.

Семена преодолевают океан с помощью человека

Семена некоторых растений через океан переправились с помощью человека. И речь здесь не только о культурных растениях, таких как томат, картофель, баклажан, кукуруза и других, прибывших к нам из Южной и Центральной Америки. Например, всем известный подорожник проделал обратный путь на обуви первых европейцев, высадившихся на американский берег. Индейцы даже прозвали неведомый им до того подорожник «следом белого человека». А всё потому, что клейкие семена подорожника пристают к обуви и так распространяются.

Рис. 2. Плоды подорожника готовы к распространению.

Когда семена растений попадают в благоприятные условия, где могут получить всё необходимое для дальнейшего развития, они прорастают и начинают осваивать новую территорию. Конечно, получают такой шанс далеко не все семена, а потому растения и производят их в таких больших количествах.

Бешеный огурец получил свое название за особый способ распространения семян. В процессе созревания внутри плода создается высокое давление, и в один момент жидкость вместе с семенами «выстреливает» на расстояние свыше шести метров.

Рис. 3. Бешеный огурец разбрасывает семена.

Что мы узнали?

Семена растений распространяются с помощью ветра, по воде, путем саморазбрасывания, при участии животных и человека. Плоды растений снабжены приспособлениями, помогающими распространять семена разными способами. О разных способах распространение семян можно рассказать в докладе на уроке по окружающему миру в 3 классе.

Источник

Урок 31. Плоды. Разнообразие и способы распространения плодов

Урок 31. Плоды. Разнообразие и способы распространения плодов

Цели: сформировать представление о плоде как важном ге- неративном органе покрытосемянного растения; познакомить с многообразием плодов и семян, со строением плодов, их функ- циями и различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции.

Оборудование и материалы: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», «Типы плодов»; комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии раз- личных растений, коллекции сухих и сочных плодов, семян, му- ляжи плодов, соплодия ольхи, плоды яблока, томата, апельсина, киви и т. д.

Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплод- ник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односе- мянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрываю- щиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, листовка, кры- латка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец); способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных, человека, саморазбрасывания.

I. Актуализация знаний

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

– Каким органом растения является плод? (Это генеративный орган цветкового растения.)

Читайте также:  Способ приобретения гражданства лицами ранее утратившими его по различным причинам

– Из каких частей цветка образуются плоды покрытосемян- ных растений? (Плоды чаще всего образуются из завязей пе- стиков.)

– Какое условие необходимо для образования плодов? (Опы- ление и оплодотворение.)

– Какова основная функция плода? (В нем происходит обра- зование и созревания семян.)

Как мы уже знаем, плод состоит из семян и околоплодника.

– Какова основная функция околоплодника? (Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пере- сыхания и различных неблагоприятных воздействий окружаю- щей среды.)

Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена за- щищены плодом, их и называют покрытосемянными.

В природе существует огромное разнообразие плодов. (Учи- тель демонстрирует изображения и коллекции плодов различных растений.)

Такое разнообразие плодов связано с образованием различ- ных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Существует несколько классификаций плодов.

– Рассмотрите плоды и их изображения. На какие группы можно разделить эти плоды? (Учащиеся отвечают, учитель подводит итог.)

По числу семян выделяют односеменные и многосеменные плоды.

– От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.)

Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи. Точнее, от числа оплодотворенных семязачатков, так как не все из них могут быть оплодотворены.

– Приведите примеры растений с односемянными и много- семянными плодами. (Ответы учащихся.)

Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно раз- делить на сухие и сочные.

– Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.) Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на соч-

ном разросшемся цветоложе.

– Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы уча- щихся.)

Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскры- вающимися чаще всего бывают сухие плоды.

Если в цветке только один пестик, то плод, который разви- вается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке не- сколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным.

У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в ре- зультате срастания нескольких плодов из целого соцветия обра- зуется соплодие.

2. Самостоятельная работа учащихся с учебником

– Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой

§ 25; учебник В.В. Пасечника § 30), заполните таблицу.

Тип плода Название плода Особенности строения Примеры растений

Сухие мно- Боб Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. Се- Горох, фасоль, соя, чечевица,

госе- менные плоды мена расположены на стенках плода вика

Стручок Вскрывающийся створками плод. Семена расположены Капуста, редис, горчица, редька,

на внутренней перегородке пастушья сумка

Коробоч- ка Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части Мак, тюльпан, дурман, белена, лен

Листовка (много- листовка) Вскрывающийся по одному шву одногнездный плод Водосбор, ку- пальница, дель- финиум, лютик

Сухие односе- менные плоды Орех (орешек) Невскрывающийся плод с де- ревянистым околоплодником Лещина, липа, гравилат, лотос

Желудь Невскрывающийся плод с ко- жистым околоплодником, погруженным в крышечку- плюску Дуб

Крылатка (двукры- латка) Плод с кожистым около- плодником с выростом в виде крыла Вяз, береза, ясень, клен

Сухие односе- менные плоды Семянка Невскрывающийся одно- гнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные выросты Подсолнечник, одуванчик, чере- да, василек

Зерновка Невскрывающийся одно- гнездный плод с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре Пшеница, рожь, рис, кукуруза, ячмень

Сочные односе- менные плоды Костянка Плод с твердым, деревя- нистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником Вишня, абрикос, слива, персик, калина, манго

Сочные мно- госе- менные плоды Многоко- стянка Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих боль- шое количество пестиков.

Представляет собой сросшие- ся между собой маленькие

костянки Малина, ежеви- ка, костяника, морошка

Ягода Одногнездный или много- гнездный невскрывающийся плод Смородина, виноград, карто- фель, томат

Яблоко (яблочко) Плоды с хрящевидным внут- риплодником. Кроме завязи, в образовании плода участ- вуют и другие части цветка Яблоня, груша, рябина, боярыш- ник

Тыквина Плод с деревенеющим при созревании внеплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе Огурец, арбуз, дыня, тыква, ка- бачок

Фрага (земляни- чина) Многоорешек с разросшимся при созревании мясистым цветоложем Земляника, клубника

Геспери- дий (по- меранец) Многогнездный плод, состоя- щий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы Апельсин, ман- дарин, лимон

(После выполнения работы учитель проверяет качество за- полнения таблицы, подводит итоги, вносит коррективы и допол- нения.)

3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособ- лений к распространению семян.

Очень редко семена прорастают на материнском растении, как это случается у растений мангровых зарослей. Большинство семян распространяется на значительные расстояния от материнского организма.

– Какой в этом биологический смысл? (Это позволяет расте- ниям осваивать новые площади.)

– Кто или что может участвовать в распространении семян? (Человек, животные, ветер, вода.)

Для некоторых растений характерно саморазбрасывание.

– Приведите примеры растений, для которых характерно саморазбрасывание. (Недотрога, бешеный огурец, акация, горох, фасоль.)

– Как вы считаете, почему горох и фасоль собирают, не до- жидаясь полного созревания? (Ответы учащихся.)

При полном созревании створки плодов этих растений высы- хают, скручиваются и семена разбрасываются. Очень интересные приспособления к самораспространению имеют ковыль и аист- ник. Плоды этих растений, попадая на почву, буквально вбурав- ливаются в нее, оказываясь в результате на приличной глубине, где они защищены от перегрева, переохлаждения и высыхания. Плоды и семена многих растений распространяются ветром.

Читайте также:  Морские ежи способ питания

– Как вы думаете, какими приспособлениями они должны обладать? (Примерный ответ. Плоды и семена растений, распространяемые при участии ветра, имеют малую массу (как семена орхидей, грушанки, заразихи) или снабжены различными выростами в виде хохолков и волосков (оду- ванчик, ива, тополь, иван-чай) или выростов в виде кры- лышек (клен, вяз, ясень, береза).)

В распространении некоторых плодов и семян также может принимать участие и вода.

– Как вы думаете, для каких растений характерен такой спо- соб? (Для водных и околоводных растений.)

Семена различных осок распространяются исключительно при помощи воды. Соплодия ольхи, которая часто растет по бере- гам рек, падая в воду, не тонут, а переносятся течением на значи- тельные расстояния. Плоды кокосовых пальм также переносятся течениями, но морскими.

Очень часто в распространении плодов и семян принимают участие животные. В процессе эволюции многие растения выра- ботали особые приспособления к этому типу распространения.

– Какие приспособления встречаются у растений для рас- пространения при помощи животных? (Ответы учащихся.)

Плоды лопуха, череды, гравилата имеют особые выросты в виде крючочков, липучек, шипиков, с помощью которых при- крепляются к шерсти животных (или одежде человека) и перено- сятся на большие расстояния.

Сочные плоды рябины, бузины, черемухи, брусники, черники поедаются птицами (а иногда и зверями) и переносятся далеко от материнского организма.

– Почему семена этих растений, пройдя через пищеваритель- ный тракт птиц или животных, остаются живыми и не пе- ревариваются? (Они защищены твердой оболочкой, которая не разрушается под действием желудочного сока.)

Семена фиалки, хохлатки, чистотела имеют жировые или са- харистые придатки, которые являются лакомством для насеко- мых, чаще всего для муравьев.

Достаточно велика и роль людей в распространении плодов и семян многих растений. Помимо целенаправленного размно- жения возделываемых культур, человек часто способствует пере- мещению несельскохозяйственных растений, даже не подозревая об этом.

– В каких случаях это происходит? (Ответы учащихся.)

При перевозке различных грузов семена растений могут при- крепляться к мешкам и тюкам. Таким образом они оказываются крайне далеко от родных мест. Иногда даже на другом континенте. Так в свое время из Европы в Америку попали семена подорож- ника. Семена этого растения очень маленькие, и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже в новом месте и прорастают. Индей- цы – коренные жители Америки – называют подорожник следом

белого человека. В свою очередь из Америки к нам случайно были завезены амброзия полынолистная, мелколепестник канадский и ромашка пахучая.

III. Закрепление знаний и умений

Практическая работа 19. РАЗНООБРАЗИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН Цели: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам. Оборудование: коллекции плодов и семян, плоды гороха (фа- соли, акации), сурепки (капусты, редьки), подсолнечника, пше- ницы (ржи, кукурузы), сливы (вишни, персика, абрикоса), томата

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на- помнить учащимся о правилах техники безопасности.

1. Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой ха- рактер околоплодника (сочный или сухой) у этого плода? Какое количество семян находится внутри плода? К какому месту плода прикреплены семена? Как называется данный плод?

2. Рассмотрите внешнее строение плода сурепки. Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой ха- рактер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находится внутри плода? К какому месту плода прикреплены се- мена? Как называется данный плод?

3. Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Ка- кой характер имеет околоплодник данного плода? Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Легко ли отделился околоплодник от семени? Каково количество семян в плоде? Как называется данный плод?

4. Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Попро- буйте отделить околоплодник от семени. Удалось ли вам это? Как называется данный плод?

5. Рассмотрите внешнее строение плода сливы. Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер имеет околоплодник этого плода (сочный или сухой)? Какое количество семян находится внутри плода? Как называется данный плод?

6. Рассмотрите внешнее строение плода томата. Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой ха- рактер имеет околоплодник этого плода (сочный или сухой)? Ка- кое количество семян находится внутри плода? Как называется данный плод?

7. Данные обо всех плодах занесите в таблицу.

Название растения Характер околоплодника Количество семян в плоде Название плода Рисунок

8. Сделайте вывод о сходстве и различиях пар плодов: боба гороха и стручка сурепки, семянки подсолнечника и зерновки пшеницы, костянки сливы и ягоды томата.

IV. Подведение итогов урока Домашнее задание

1. Прочитать параграф, знать основные термины. (Учебник И.Н. Пономаревой § 25; учебник В.В. Пасечника § 30, 31.)

2. Вылепить из пластилина или склеить из картона модели плодов боба и стручка.

1. Вылепить из пластилина различные типы плодов. Изобра- зить внешний вид и строение плода в разрезе.

2. Собрать информацию и подготовить мини-доклад о различ- ных необычных способах распространения семян.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в до- полнительной литературе сведения о том, как называется плод граната и плод шиповника. Узнать, из каких составляющих цветка формируются различные части плода.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы