Практические работы по географии для 8 класса
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Таштагольский Многопрофильный Техникум»
по географии для 8 класса
Разработала преподаватель географии
СП по ООП при ФКУ ИК-4
Ефремова Ольга Николаевна
п. Таштагол, 2015г
Значение практических работ на уроках географии
Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия и развитию самостоятельности.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и другими. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т д.; определять направления, широту и долготу ; измерять расстояния, азимуты .; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний обучающихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, обучающиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте. Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно.
В своей работе провожу следующие виды практических работ
Географическое положение и формирование государственной территории России
Примечание. Ссылки даны на учебник: Раковская Э.М., Баринова И.И. Природа России. 8 класс. — М.: Просвещение, 2013г.
Практическая работа №1
Географическое положение России
1) Дать характеристику географического положения страны.
2) Выяснить, каким образом сказывается северное положение территории России на особенностях природы и условиях жизни.
3) Сравнить географическое положение России с другими странами.
Последовательность выполнения работы
1. Обозначьте на контурной карте границу России. Выделите, с какими иностранными государствами Россия имеет:
а) самую длинную государственную границу;
б) самую короткую государственную границу.
Обозначьте соседние государства на контурной карте.
2 . Выделите, какими морями омывается территория нашей страны. На контурной карте России подпишите их названия.
3. Обозначьте крайние точки нашей страны, обозначьте на карте о. Новая Земля, о.Северная Земля, Новосибирские острова, о. Сахалин.
4. Покажите, как проходит Северный морской путь, подпишите названия крупнейших портов Северного морского пути.
5.Определите, по какой широте проходит южная граница России, сравните, на какой широте расположена большая часть государств Европы и проживает большая часть населения Канады. Сделайте вывод о влиянии климата на жизнь людей на территории нашей страны.
Практическая работа № 2
Специфика административно-территориального устройства России.
1) Выявить специфику административно-территориального деления России.
2) Объяснить причины такого устройства.
Последовательность выполнения работы
1.Проанализировать карту административно-территориального деления России. Найти на ней все субьекты
2. Обозначить на контурной карте: — республики и их столицы;
— города федерального значения;
— края и автономные округа.
3. Объяснить, почему в России такое сложное административно-территориальное деление, Выводы записать в тетрадь.
Практическая работа № 3
Определение поясного времени по карте часовых поясов
Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника — § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:
Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.
Последовательность выполнения работы
I. Теоретическая часть ( время выполнения 15 мин).
Изучив текст § 4 и рис. 5 на с. 17:
Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за I ч, за 4 мин.
Какое время называется местным?
Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
Какой часовой пояс принято считать нулевым?
Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
В каком часовом поясе находится Ставрополь?
Что называется поясным временем?
Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
Какое время называют декретным, летним, московским?
Обсуждение вопросов (10 мин).
II . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).
Пример : определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия : Москва — 10 ч.
Последовательность выполнения задания:
определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва — во 2-м, Якутск — в 8-м;
определить разницу между часовыми поясами:
определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
Ответ: в Якутске 16 ч.
Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч вечера.
Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
Чем отличается поясное время от декретного?
Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?
Практическая работа № 1
Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей
1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа.
2. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указанных в таблице форм рельефа.)
Тектонические структуры, залегающие в основании территории
Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры
Источник
Практические работы по географии 8 класса Домогацких Е.М. «География России «
Практическая работа (урок №1) Характеристика географического положения России.
План характеристики географического положения страны
На каком материке находится страна, в какой его части?
Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?
В каких поясах освещенности находится страна?
Каковы сухопутные и морские границы страны?
Какой город является столицей?
В какой части страны он находится?
Какие имеет географические координаты?
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу России;
Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);
Подпишите названия приграничных с Россией государств;
Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
Практическая работа (урок №3)
Тема: «Определение поясного времени по карте часовых поясов»
1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.
Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).
1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
Какое время называется местным?
Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
Какой часовой пояс принято считать нулевым?
Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
В каком часовом поясе находится Ставрополь?
Что называется поясным временем?
Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
11. Какое время называют декретным, летним, московским?
2. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени
Пример: определить поясное время в Я кутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.
Последовательность выполнения задания:
1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва — во 2-м, Якутск — В 8-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
Ответ: в Якутске 16 ч.
1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.
2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
Практическая работа (урок №9)
Тема : «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»
Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.
2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Практическая работа (урок №12)
Тема: «Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков»
1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.
2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где — меньше всего?
Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Практическая работа (урок №17)
1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.
Последовательность выполнения работы
Проведите анализ синоптической карты
Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.
1. Температура воздуха
2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)
3. Облачность; если есть осадки, то какие
4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды
5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время
Практическая работа (урок №20)
Тема: « Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. «
Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, го дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источ ники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб ника, табл. «Реки России», составьте характеристику реки Лена по предло женному плану.
Источник