Советы пчеловоду: как разговаривают пчелы?
Натуралистов, ученых и пчеловодов всегда поражали слаженность жизни медоносных пчел, сотрудничество особей, обмен информацией, их взаимопомощь, необыкновенный порядок в гнезде, где, кажется, все до мелочей продумано и все члены сообщества руководствуются законами, понятными только им одним и для них священными. Не случайно жизнь пчёл овеяна легендами. Люди приписывали этим существам чуть ли не человеческий разум.
Как поддерживается высокий уровень организованности в многотысячном скоплении насекомых? Как они «договариваются» между собой и «объясняются» друг с другом?
Взаимоотношения членов этого загадочного сообщества долгое время, вплоть до наших дней, оставались тайной. Теперь в какой-то степени сложный язык медоносных пчел расшифрован. Это язык звуков, запахов, жестов, движений.
Подойдите поближе к улью, и вы услышите шум семьи, глухой, ровный, единоголосый. Подобен он звуку кипения. Это звук повседневного пчелиного труда. Ведь пчелы находятся в гнезде в постоянном движении и работе, не зная дня и ночи, при любой погоде. Одни чистят и шлифуют ячейки, другие кормят личинок или запечатывают их воском, третьи достраивают соты, четвертые по тесным улочкам пробираются к меду и пыльце, чтобы набрать корм или, наоборот, сложить его там. Таков безостановочный ритм и голос сильной, благополучной, занятой делом семьи.
Медоносные пчелы издают и сами воспринимают ультразвуки и колебания в стотысячную долю миллиметра, тут же реагируя на них.
Расстроенный шум, когда то в одной, то в другой стороне гнезда выделяются жалобные попискивающие голоса, говорит о неблагополучии в семье. Пчелы будто жалуются, просят помощи. Таков голос безматочной, осиротевшей семьи.
В едином монотонном гуле пасеки можно выделить звуки то занятых делом быстро пролетающих рабочих пчел, то встревоженных пчел-часовых, оберегающих свое добро, то трубящий бас играющих трутней. Значит, пасека живет своей нормальной жизнью.
В роевую пору, когда из-за непогоды задерживается выход роя, можно различить так называемое пение маток — старой и молодой.
Сильные, резкие, односложные звуки матки-хозяйки «пи-и-и-и-и-пи-пи-пи», хорошо слышимые даже в нескольких шагах от улья, содержат угрозу претендентке «трона». Это вызов на битву. Высокий тон сигналов «пи», при каждом пении настойчиво повторяющийся до двадцати раз, и быстрое перемещение матки по гнезду в поисках соперницы говорят о сильном возбуждении и решительности матки-хозяйки. На её угрозы и вызов отвечает молодая, полная энергии и силы матка, пока ещё находящаяся в маточнике-колыбели под контролем и защитой пчёл. Своими приглушенными звуками «ква-ква-ква» она принимает вызов и подтверждает, что также готова к единоборству. Матки будто переговариваются, притом почти никогда не перебивая друг друга.
Рабочие пчелы спокойно реагируют на эти призывные воинственные угрозы, лишь только чуть затихая. Сгрудившись, они не допускают схватки.
Пение маток особенно отчетливо раздается в предвечерней тишине. Это сигнал и пчеловоду: завтра выйдет новая семья — рой; надо подготовиться к тому, чтобы не упустить его. А перед выходом роя можно услышать резкие короткие звуки — условный знак роения. Много и других звуков у пчел, но они пока не полностью разгаданы.
Исключительно важную роль в жизни медоносных пчёл играет и так называемый «химический язык» — запахи.
Это самый древний, наиболее совершенный и преобладающий способ общения в животном мире, в том числе у насекомых. Запахи несут ценнейшую информацию, которая необходима для сохранения жизни пчел, определяет различные формы их поведения.
Гнездо пчёл переполнено ароматическими веществами. Нектар и цветочная пыльца разных растений, мед, растительный клей, собранный с березы, тополя, осины и каштана, воск, спиртовой дух пчелиного яда, гормональные выделения матки, пчёл и личинок — все это создает неповторимый букет запахов улья. Для каждой семьи он особый. Запах служит паролем. По нему часовые улья пропускают в жилище возвращающихся домой пчел, без труда опознают пчел-воровок или заблудившихся, отличают свою матку от чужих, им незнакомых. Секретом пахучей железы, расположенной на конце брюшка, пчелы метят источники нектара, пыльцы или воды. Облетая вокруг этих мест, пчела-разведчица оставляет пахучий след, по которому ее сестры-сборщицы быстро обнаруживают найденный источник. Так же пчелы указывают дорогу к новому жилью.
Секрет пахучей железы может служить пропуском в чужое жилище, если пчела заблудилась и ищет пристанища в другом доме. В обычном состоянии железа закрыта.
Пчела, просясь в чужое гнездо, открывает ее, опустив кончик брюшка и распространяя запах взмахами крыльев. Часовые мирно пропускают её в свой дом, и она становится полноправным членом этой семьи.
Густо покрытое волосками тело пчелы пропитывается запахом цветов, на которых она побывала, и хорошо удерживает его. Это очень важно для других сборщиц, особенно если это растение представляет интерес как медонос. По запаху-паролю, внесенному в гнездо, они находят нужное растение. Гормональные выделения кожных желез матки, которые разносятся по всему гнезду пчелами, контактирующими с ней, способствуют единению семьи, активизируют её жизнедеятельность.
Пахучее маточное вещество является тем средством, которое придает семье слаженность в действиях её многочисленных членов. Стоит матке потеряться, как уже через 2-3 часа, а то и значительно раньше, сработает сигнал бедствия, и семья придет в сильное смятение. Буквально все население улья охватывает тревога. По маточному веществу пчелы отличают матку плодную, откладывающую яйца, от неплодной, ещё не спарившейся с трутнями. Поэтому при подсадке молодой матки или маточника взамен старой требуется большая осторожность. Новую матку или маточник, из которого вот-вот должна выйти матка, заключают в сетчатую металлическую клеточку и держат её там несколько дней, пока к ней не привыкнут пчелы.
Часто рои, выходящие в разное время, прививаются на одном и том же месте.
Видимо, роевых пчёл привлекает оставшийся на дереве сильный запах матки. Он стойко сохраняется даже после дождя. По секрету пахучих желез, выделяемому личинками, пчелы во тьме улья без труда и безошибочно узнают их возраст и пол и дают им разный, соответствующий растущему организму корм. Вероятно, личинки, из которых развиваются матки, имеют иной запах, чем личинки рабочих пчёл и трутней, поэтому пчелы кормят их особым маточным молочком.
Своими усиками-приемниками пчелы способны улавливать тончайший запах.
В пчелином гнезде будто расставлены тысячи ароматических указателей, которыми пчелы пользуются в своей повседневной жизни. Одни показывают место расположения расплода, и сюда идут молодые пчелы-кормилицы; другие — строительный участок, и в эту сторону следуют пчелы-мастеровые с готовым стройматериалом — воском; третьи указывают на медовое отделение, и сюда, в ячейки, пчелы-грузчики сливают нектар. Видимо, поэтому в гнезде среди огромного скопления насекомых не бывает неразберихи и толчеи и каждый занят своим делом. Специфическим запахом матка привлекает трутней во время брачных полетов. Даже на высоте 20-30 м в 3-5 км от пасеки, в бескрайних воздушных просторах быстрокрылые самцы довольно скоро находят матку.
Запахи, таким образом, служат пчелам средством общения, взаимоотношения, управляют их поведением. В практическом пчеловодстве, чтобы направить насекомых на растения, плохо посещаемые пчелами, в гнездо искусственно вводят возбуждающие запахи. Так повышают урожайность семенников клевера и люцерны, огурцов и томатов, которые выращивают в теплицах. Для возбуждения и активизации летной и поисковой энергии иногда в улей вводят даже чуждые пчелам пахучие вещества, переносят рамки из одной семьи в другую. Ведь каждая семья пахнет по-особому.
Важнейшее средство общения между пчелами — особые телодвижения на сотах, так называемые «танцы».
Действительно, в этих движениях, как в настоящем танце, есть ритм, какие-то определенные фигуры, довольно четкие повороты, пробеги, кружения. Наблюдательные пчеловоды такое поведение насекомых назвали пляской. Полагали, что пчела пляшет от радости, что идет хороший медосбор и гнездо наполняется свежим душистым медом. Пчеловоды замечали, что эта пляска вызывает интерес у пчел, находящихся рядом. Они следуют за веселой энергичной пчелой, пытаясь повторить её движения, притом делают это неоднократно.
Виляющий танец пчелы-сборщицы: а, б, в, г, д, е — последовательные стадии этого танца; 1,2 — ячейки, на которых происходит танец
Как оказалось, танцующая пчела своими движениями передает сестрам определенную информацию. При этом этот язык движений, как теперь стало известно, пчелы отлично понимают. Она танцами говорит, что нашла много цветущих растений и зовет пчёл туда. Особи, которые внимательно следят за её движениями, не дожидаясь прекращения танца, покидают сот, направляются в путь и без провожатого, не блуждая, запомнив лишь то, что «рассказала» танцующая пчела-разведчица, находят источник корма.
В ходе многочисленных экспериментов установлено, что с помощью языка жестов пчела-разведчица способна указать место расположения обильного источника корма и сообщить даже расстояние до него, известить о силе нектаровыделения.
В танце можно различить фигуры в виде буквы «С» или серпа, зигзагообразные, круговые, напоминающие букву «О», петлеобразные, очень похожие на цифру «8». Кажется, будто пчелы знакомы с алфавитом и цифровыми обозначениями и с успехом пользуются ими. Пока расшифрованы наиболее популярные среди пчёл круговой и восьмерочный танцы. Танцевальной площадкой служит им не горизонтальная поверхность, а отвесный сот. Круговой танец исполняется, когда расстояние до цветущего массива не превышает 100 м от жилища, а восьмерочный — дальше. У пчёл будто имеется счетчик, который безошибочно определяет метраж.
Подмечено: чем богаче нектаром цветущий массив, тем энергичнее и живее пчелиные танцы.
Если «восьмерка» исполняется спокойно и медленно, словно танцовщица устала, пчелы-зрители понимают — за нектаром надо лететь далеко. Как разведчица сообщает о направлении полета? Оказывается, ориентиром ей служит солнце. Пчелам оно всегда помогает. Ведь они хорошо различают ультрафиолетовые лучи, а значит, видят солнце даже тогда, когда оно закрыто облаками. Если пробег танца направлен вверх, значит, надо лететь от улья по направлению к солнцу; если вниз, то в противоположную сторону от него; если влево, то от солнца налево; если вправо, то лететь надо вправо от солнца. Но ведь солнце не стоит на месте. И пчелы это учитывают, делают поправки, изменяют солнечный угол и точно, как по компасу, указывают направление полета. Вот так подробно и точно смогли расшифровать ученые смысл танцевальных фигур медоносных пчёл.
Танцовщица обычно охотно делится с пчелами нектаром, они её ощупывают усиками, прикасаются к ней язычками. Аромат нектара, запах цветов, сохранившиеся на её теле, помогают им найти нужные растения. В танце пчела издает ультразвуки, будто подпевает, но эти пульсирующие, неодинаковые по продолжительности и тону звуки, несомненно, имеют сигнальное значение. Ученые их пока не разгадали. Загляните в гнездо во время обильного цветения нектароносов, приподняв хотя бы один сот. На нем вы увидите танцующих пчёл. Они почти не обратят внимания на вторжение и инстинктивно будут кружиться или петлять, виляя брюшком в коротких пробежках. Даже по этим движениям опытный пчеловод может определить направление полета за нектаром. Разведчицы оповещают и мобилизуют семью не только тогда, когда найден богатый источник нектара, но и когда обнаружен источник пыльцы, прополиса и даже воды, особенно когда она очень нужна. Танцовщицы роя сообщают ему о найденном жилище и зовут его в новый дом.
Если пчелы разведки подыскали несколько дупел и из них надо выбрать самое лучшее, рой летит за той, которая танцует энергичнее и дольше, перетанцовывает других, и все пчелы начинают исполнять её танец. В сильной семье пчел-разведчиц значительно больше, чем в слабой. Такая семья быстрее обнаруживает и лучше использует открывшийся медосбор. Пчела ведь артелью сильна. Вот почему на пасеках важно иметь сильные семьи.
© 2014. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Сельская жизнь
Источник
Как общаются пчелы
Человек немыслим без общества, а общество немыслимо без языка, без речи. Но человек – не единственное «общественное животное». В организованных группах живут некоторые насекомые, к примеру, пчёлы. Им тоже просто необходимо общаться. Это значит, что у них должен быть какой-то свой особый язык. И он действительно есть.
Как пчелы распределяют обязанности?
Пчелы, подобно муравьям, живут большой и дружной семьей, каждый член которой играет свою определенную роль. Сложности и организованности пчелиного жилища можно только позавидовать: каждая пчела четко знает свое дело и, в результате, улей превращается в бесперебойно работающий «механизм». Молодые рабочие пчелы занимаются только тем, что заботятся о личинках, появившихся из яичек, отложенных главными пчелами улья — матками. Благодаря тому, что молодые пчелы в большом количестве выделяют маточное молочко, им не составляет никакого труда прокормить пчелиных «младенцев». Чуть более старшие пчелы занимаются строительством: их восковые железы производят воск, который идет на постройку ячеек новых сотов. Следующие по старшинству пчелы чистят, проветривают ульи и обеспечивают в них определенную температуру. Работа пчел «в возрасте» заключается в сборе пыльцы и нектара для производства меда.
Пчелиный танец вместо слов
Обнаружив новое место, где можно собрать много нектара, пчела должна «рассказать» об этом другим пчелам, чтобы они отправились туда и собрали пищу. Но у пчел нет голоса. Как же она это делает? Она использует своеобразный «язык жестов». Исследователи называют его пчелиным танцем.
В этом танце есть всего два основных «па». Обнаружив цветы в пределах ста метров от дома, насекомое начинает летать по кругу. Если же место расположено дальше, пчела описывает фигуру, представляющую собой два кольца, соединенных прямой. Линия, соединяющая круги, показывает направление, в котором нужно лететь помощницам.
Чем медленнее пчела танцует, тем дальше находится пища. Причем по скорости исполнения «па» пчёлы весьма точно узнают расстояние. Чем оживленнее выглядит «танцовщица», тем больше пищи она нашла, тем больше помощниц с ней отправится. Обнюхав пчелу, нашедшую цветы, остальные рабочие пчёлы узнают, что именно она нашла. Таким образом, танец рассказывает практически всё: где, как далеко, что и в каком количестве нашла «танцовщица».
Почему пчёлам нужно общаться?
Язык танца интересен тем, что пчёлы его не изучают. Они знают его от природы. Это свойство очень важно для пчёл, ведь им довольно сложно искать пищу из-за слабого зрения. Пчела способна разглядеть цветок с расстояния двух сантиметров! При полете она замечает лишь очень крупные объекты: деревья, дома. Если бы каждой пчеле приходилось разыскивать источник пищи, эти насекомые не смогли бы собирать достаточно пищи.
Источник