- Контрольный тест по русскому языку по теме: «Имя существительное» 6 класс тест по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс
- Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
- «Памятка для определения способа образования слов в русском языке»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Контрольный тест по русскому языку по теме: «Имя существительное» 6 класс
тест по русскому языку (6 класс) на тему
Контрольный тест по русскому языку по теме: «Имя существительное» 6 класс, 2 варианта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_imya_sushchestvitelnoe.odt | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест. Имя существительное (6 класс)
- Укажите способ образования выделенного в предложении имени существительного.
Остались свидетельства того, что в глубокой древности человек пересекал океан.
- В каком ряду оба слова образованы приставочным способом?
1. подснежник, подбородок
2. подоконник, наколенник
- собеседник, подзаголовок
- беспорядок, привкус
- 3. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: «корень + 2 суффикса».
4. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + 2 суффикса + окончание.
5. В каком примере имя существительное имеет мужской род?
1. шерстян.. кашне
6. В каком ряду оба слова являются существительными женского рода?
1. бандероль, гармонь
2. шампунь, девушка
7. Какое существительное имеет форму только множественного числа?
8. Укажите, в роли какого члена предложения употреблено выделенное в данном предложении имя существительное.
Свистящим шепотом перекликались между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей .
9. В каком ряду оба существительных пишутся слитно?
1. (пол)пути, (юго)запад
2. (лесо)руб, (пол)страны
3. (зоо)магазин, (пол)лимона
4. (полу)станок, (пол)Антарктиды
10. В каком ряду оба существительные пишутся через дефис?
1. (пол)листа, (полу)автомат
2. (универ)маг, (северо)запад
3. (пол)озера, (Санкт)Петербург
4. (пол)Азии, (пол)реки
11. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
12. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
13. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется слитно.
1. (Не)место красит человека, а человек место. (Пословица)
2. Она была далеко (не)красавица . (М. Лермонтов)
3. (Не)видимкою луна освещает снег летучий. (А. Пушкин)
4. Добро по указу — (не)добро. (И. Тургенев)
14. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется раздельно.
1. Всю ночь читаешь (не)былицы, и вот плоды от этих книг. (А. Грибоедов)
2. Глаза Сени выражали (не)преклонность и готовность защищаться. (Г. Троепольский)
3. Я просил милости, а (не)правосудия . (А. Пушкин)
4. (Не)вежество хуже темной ночи. (Пословица)
15. В каком слове неправильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Тест. Имя существительное (6 класс)
1. Укажите способ образования выделенного в предложении имени существительного.
Финикийцы славились своим мастерством мореходов.
- В каком ряду оба слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1. признак, предвкушение
2. переносица, подсвечник
4. недруг, распорядок
- 3. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: «корень + 2 суффикса».
4. Укажите имя существительное, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание.
5. В каком примере дано имя существительное мужского рода?
2. трехцветн.. знамя
3. горяч.. картофель
4. безрезультатн.. беготня
6. В каком ряду оба слова являются существительными женского рода?
2. бандероль, кровля
3. щупальце, грач
4. конопля, рельс
7. Какое существительное имеет форму только множественного числа?
8. Укажите, в роли какого члена предложения употреблено выделенное в данном предложении имя существительное.
Огнедышащие горы с незапамятных времен обожествлялись людьми . (В. Мезенцев)
9. В каком ряду оба существительных пишутся через дефис?
1. (био)сфера, (пол)ложки
2. (пол)круга, (пол)игры
3. (юго)восток, (пол)апельсина
4. (пол)Франции, (пол)стакана
10. В каком ряду оба существительные пишутся через дефис?
1. (микро)район, (пол)арбуза
2. (полу)оборот, (пол)дня
3. (пол)часа, (Санкт)Франциско
4. (спец)одежда, (пол)ложки
11. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
12. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
13. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется раздельно.
1. Внимание его устремилось на (не)приятеля . (А. Пушкин)
2. Юноша был одет с умышленной (не)брежностью.
3. Брань ваша свидетельствует о вашей (не)воспитанности . (А. Толстой)
4. Без правды — (не)житьё а вытьё . (Пословица)
14. Укажите предложение, в котором НЕ с выделенным именем существительным пишется раздельно.
1. К беде (не)опытность ведет. (А. Пушкин)
2. (Не)глаза видят, а человек. (Пословица)
3. (Не)достатки перенимать легко, достоинства — трудно. (С. Маршак)
4. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. (Л.Толстой)
15. В каком слове неправильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование имен существительных» 6 класс
Тема урока : Словообразование имён существительных.
предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.
личностные: дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
познавательные: структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
Образовательные : Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», окончание, основа.
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности
Развивающие : определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Формировать коммуникативную компетентность ( сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)
Воспитательные :
Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Использование образовательных технологий и методов : ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная (фронтальный опрос).
Оборудование: презентация, раздаточный материал
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?
Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.
Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа.
Подготовка к уроку.
Приветствие друг друга, гостей.
коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)
2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
3. Вхождение в тему урока.
— Взгляните на этот красивый цветок. Все ли знают из каких частей он состоит?
— Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Даже слова имеют свой строительный материал.
— Как называется этот строительный материал?
— Какие морфемы вы знаете?
— Какие морфемы называются словообразующими?
— Какие морфемы называются формообразующими?
— Перед вами листочек со словом. Определите часть речи и выполните морфемный разбор слова.
— Встаньте те, чьи слова состоят из следующих морфем:
— Назовите способ их образования.
— Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь.
-это предметы, они имеют свое название, а слово, которое их называет тоже состоит из частей.
Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный.
УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)
3. Постановка учебной задачи. Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Какие задачи мы будем решать с вами на уроке? Попробуйте их сформулировать, используя опорные слова:
ПОВТОРЮ: способы образования имен существительных
НАУЧУСЬ: определять способ образования слова, выполнять словообразовательный и морфемный анализ
Использовать знания в орфографической зоркости
Моя цель : закрепить полученные вами знания о способах образования имен существительных. Наши цели совпали. Работаем!
УУД: познавательные (Пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формулирование цели);
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)
5. Закрепление по теме.
А) «Четвертый лишний»
— В каждой группе найдите лишнее слово, выпишите его, выполните морфемный и словообразовательный разбор.
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
— Какое значение придает словам суффикс?
2. Пригород, приход, подоконник , привяжет.
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
— Какая орфограмма их объединяет?
— Почему в словах пишется при-?
3. Небосвод, птицелов, велосипедист , луноход.
— У вас у всех есть велосипед. А с какого возраста и где вы можете ездить на велосипеде?
— Какое это слово по своему происхождению?
— Какие еще слова в своем составе имеют корень ВЕЛО ?
— Каким способом образованы оставшиеся слова?
1. сложение с соединит. гласной
Пароход — пар + ходить
Обозначают лиц по профессии.
Правописание приставки при-.
Обозначает близость, приближение, присоединение.
Заимствованное СЛАЙД 5
Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, веломарафон, велокамера, велодром.
Сложение с соединительной гласной
УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)
Б) Развитие орфографической зоркости.
— Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Игра «Соедини». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:
Источник
«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»
слов в русском языке
(продукт проектной деятельности учащихся
11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна
При выборе производящего слова
(при имеющемся производном)
При определении способа словообразования
Неправильное восстановление словообразовательной цепочки
Что нужно знать?
В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:
В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:
Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
писать→ за писать→запис ыва ть
Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорош о
Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ пра дедушка
Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.
В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:
существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:
Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).
Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.
Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),
из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),
из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).
Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.
Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.
Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:
-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например: близорук ость/
лес н ой, здоров енн ый.
Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:
-выбери слова с приставкой и суффиксом;
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Схема словообразовательного разбора:
определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.
определить способ образования исследуемого слова.
Пример словообразовательного разбора :
имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»
слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1506039
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник