Каким способом образован глагол озвучить

Образование глаголов в русском языке

Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.

1. Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под-, при-, до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления. Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать, подшить), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать, пришить), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать, дошить); от-, у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать, откатить), а приставка у— полное удаление с какого-либо места (уехать, уползать); в- (во-) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать, вшить); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать, выгнать); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать, нашить); с- (со-) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать, сбросить); о- (об-, обо-) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать, обжарить, обшить, обойти); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины, объехать весь город); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала, пройти мимо стадиона) или на определенном расстоянии (пробежать километр, проплыть 200 м); пере- — движение из одного места в другое (переехать, перебросить); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес), в) движение за предмет (зайти за дом).

2. Приставки с временны́ми значениями:

по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти, побежать); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить, постоять, поработать);

за-, по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть, застучать; подуть, почувствовать);

пере-, ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением «по-новому, иначе» (переделать, перевоспитать, перешить, реинвестировать, рефинансировать);

де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать, деполитизировать от политизировать).

3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:

пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть, переохладить, переварить);

недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать, недоварить, недопить).

Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель, комплектовать от комплект, бичевать от бич, конверсировать от конверсия, слесарничать от слесарь, хитрить от хитрый, пустовать от пустой, гуманитаризировать от гуманитарный, откровенничать от откровенный;

-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота, звереть от зверь, белеть от белый, краснеть от красный.

Читайте также:  Способ добычи нефти эцн

Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синитьсинеть, белитьбелеть. Первые имеют значение «сделать каким-либо», а вторые — «выявлять признак».

Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.

1. Суффикс -и- с некоторыми приставками (за-, о-, об-) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым, заболотить от болото, затруднить от трудный; озвучить от звук, окрестьянитъ от крестьяне, обналичить от наличные, облегчить от легкий.

2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль, обезналичить от наличные.

Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся, присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать, подпитываться от подпитывать, раскручиваться от раскручивать.

Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.

1. Приставка с- и постфикс —ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать, слететься отлететь.

2. Приставка раз- (рас-) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать, разлететься отлететь.

Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять, самовоспламениться от само и воспламениться.

Источник

Урок русского языка «Словообразование глаголов»

Автор: Оникова С.В., учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словообразование глаголов»

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель : Изучить способы образования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы. Поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.

-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.

-Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.

-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг. Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух.

Учащийся: Что за диво,

Зима лес посеребрила.

Серебристый клён стоит,

Серебряный ковёр лежит.

Под ногами серебро.

Всё вокруг украшено!

-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?

(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)

-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.

-Что у нас получилось?

(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)

-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.

(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.

2) Серебряный – сделанный из серебра.

3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)

-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.

(Окончание –о, основа — серебр-, корень — -серебр-.)

-Можете назвать способ образования данного существительного?

-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?

(Прилагательные образованы суффиксальным способом)

-Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.

-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?

Читайте также:  Способ применения сиропа амброксол

-Докажите что это глагол.

-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.

-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

( Мы будем изучать способы образования глаголов)

-Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать способы образования глаголов)

А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать)

-Давайте сейчас запишем тему урока.

-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила , давайте познакомимся с основными способами образования глаголов.

-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, так сейчас вам предстоит поработать в группе.

Задание 1. Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.

Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:

1 группа — выписывает глаголы обозначающие начало действия;

2 группа – окончание действия;

3 группа — неполное действие.

запеть, побежать, полететь;

допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;

приоткрыть, привстать, приболеть.

-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов.

Работа у доски и в тетрадях.

Похожее задание вам предстоит выполнять в парах. Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Задание 2. Работа в паре.

Задание : рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.

Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;

Обедать – суффикс -а-;

Краснеть — суффикс -е- ;

Белеть – суффикс –е-;

-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)

-А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?

Итак, с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных.

Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.

Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).

-Вернёмся к слову посеребрила .

-Посмотрите на СЛАЙД (4)

-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.

Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает , что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро .

-Кто из них прав? Как вы считаете?

Вывод : О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи — от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)

Читайте также:  Получение пентен 1 всеми способами

-Обратите сейчас внимание на СЛАЙД (6). Перед вами существительные, приставки и суффиксы.

Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше». Кто больше образует слов приставочно-суффиксальным способом.

сущ. приставка суффикс глагол

тень на- -и- затенить, притенить

земля за- -е- приземлить, заземлить

дым при- надымить, задымить, подымить

золото по- позолотить, зазолотить (начать золотить, окрасить в золотистый цвет)

плотный у- -и- уплотнить

прямой вы- выпрямить

Итак, ребята, сколько же и о каких способах словообразования глаголов мы сегодня говорили? СЛАЙД (7).

Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)

Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.

-Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)

Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.

а) Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать ,
Суффикс в слове кричать,
Окончание в слове пить. (Расписать)

б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать ,
Суффикс в слове сказать,
Окончание в слове петь . (Завязать)

в) Его корень в слове красивый,
Приставка в слове уехал,
Суффикс в слове стелить,
Суффикс в слове мыл. (Украсил)

г) Его корень в слове садовник,

Приставка в слове наездник,

Суффикс в слове печалить,

Суффикс в слове подал,

Окончание в слове мыши. (Насадили)

Тест по теме «Словообразование глаголов»

1. В каком слове нет суффикса -К-?

А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) улыбка

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки?

А) примерить Б) прищепить В) принцесса Г) пристроить

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать Б) придумать В) походить Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный Б) ночевать В) усложнять Г) размешать.

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) постукивать Б) новизна В) охотник Г) отнести

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть Б) управлять В) распланировать Г) белеть.

Проверка с экрана: СЛАЙД (9)

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какими способами образуются глаголы в русском языке?

— В чем особенность каждого из способов?

— Что получилось? Что показалось трудным?

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Источник

Оцените статью
Разные способы