Каким способом объединяет государство людей

3. Формы общества;

4. материи; 5. ощущений.

Вопрос 2. Чем является территориальная организация людей?

1. общиной; 2. государством;

3. общностью; 4. структурой;

Вопрос 3. Каким способом объединяет государство людей?

1. демографическим; 2. материальным;

3. психологическим; 4. юридическим;

Вопрос 4. Какой институт выступает юридическим способом объединения людей в государстве?

1. Институт гражданства;

2. институт принуждения;

3. институт убеждения;

4. институт насилия;

5. институт повиновения.

Вопрос 5. Назовите форму общества, выступающую единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления?

1. парламент; 2. администрация;

3. департамент; 4. комитет;

5. Государство.

Задание 2. (оценка 5)

Вопрос 1. Кому принадлежит верховная власть в монархическом государстве?

1. народу; 2. парламенту; 3. феодалам;

4. наследственному монарху; 5. буржуазии.

Вопрос 2. В каком году была записана в Конституции США фраза: «мы народ… устанавливаем и принимаем…»?

1. 1786 г. ; 2. 1787 г. ; 3. 1788 г. ; 4. 1789 г. ; 5. 1790 г..

Вопрос 3. Для какого века характерно признание достоинств и перспективности демократического государства?

1. XX в. ; 2. XIX в. ; 3. XVIII в. ; 4. XVII в. ;

Вопрос 4. На что существенно влияет выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти?

1. на формы организации;

2. на общественные структуры;

3. На государственное управление;

4. на типы организации;

5. на форму власти.

Вопрос 5. Какие виды государств подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти?

1. федеративные; 2. парламентские;

3. монархические; 4. демократические;

5. Унитарные.

Задание 3. (оценка 3)

Вопрос 1. Кому принадлежит выражение: «Функция – это существование, мыслимое нами в действии»?

1. Ильину И.; 2. Гете И.;

3. Тихомирову Л.; 4. Шлезингеру А.;

Вопрос 2. Какая функция государства направлена на обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина?

1. социальная; 2. политическая;

3. экономическая; 4. организационная;

Вопрос 3. Кто является автором вывода: «Политические и стратегические мотивы, национальное могущество и национальная безопасность обладают своими собственными жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности»?

1. Ильин И. ; 2. Гете И. ;

3. Шлезингер А. ; 4. Тихомиров Л. ;

5. Поппер к.

Вопрос 4. В каком обществе существует плюрализм?

1. в правовом; 2. в социальном;

3. в феодальном; 4. в рабовладельческом;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Скованные одной цепью: как объединить человечество ради общего будущего

Общество организовано настолько нерационально, что даже дети замечают его недостатки. Большинство из нас понимает, что можно производить меньше бытовых отходов, сократить использование личного транспорта и быть более экономным потребителем. В политике и экономике мы замечаем недостатки управления и ненужные расходы ресурсов. Причины, по которым разумные субъекты приходят к неудовлетворительным результатам в совместной деятельности, исследовали экономисты, философы и математики.

Математики смоделировали известную ситуацию, в которой рациональный субъект закономерно приходит к невыгодному для себя и окружающих выбору.

Ситуация: Полиция арестовала двоих преступников и предложила каждому из них одну и ту же сделку со следующими условиями:

  • если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет);
  • если оба молчат, каждый из них приговаривается к 6 месяцам тюрьмы;
  • если оба свидетельствуют друг против друга, они получают по 2 года.

Каждый заключенный выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой.

Сотрудничество более выгодный выбор, но его должны сделать одновременно все участники. Так как каждый участник в отдельности не может повлиять на выбор остальных, он вынужден искать стратегии с меньшим риском, но и меньшей выгодой. Поэтому единственным правильным ходом в этой игре будет предательство, которое позволит избежать наихудшего результата для индивида.

Перенесем эту модель на повседневные реалии. Владельцы компаний не могут тратить больше средств на утилизацию отходов, чем их конкуренты, так как в этом случае их продукция станет дороже. Поэтому приходится экономить на вопросах экологии, условиях труда, зарплате. В итоге каждая компания и отрасль в целом получают далеко не лучший из возможных результатов. Почему же компании не могут договориться во благо всех участников рынка? Посмотрим на следующую модель.

Ситуация: У общины есть пастбище, на котором жители пасут скот. Ресурсы пастбища ограничены, поэтому при большой нагрузке оно начинает истощаться. Если не ограничить выпас, в перспективе пастбище станет непригодным для использования всей общиной. Перед каждым стоит выбор — пасти ли скот на общем пастбище и получить выгоду, либо ограничить поголовье скота и свой доход.

Читайте также:  Печерский нефтяной бассейн способ добычи

Вернемся к предприятиям. Допустим, они решают договориться об экологических стандартах, условиях труда и повысить зарплату рабочим. В соответствии с моделью «Трагедия общин» каждому в отдельности было бы выгодно нарушать договоренности, в то время как остальные бы их соблюдали. Тогда нарушитель получил бы больше прибыли и вытеснил бы конкурентов.

В данной модели мы не рассматриваем внешних регуляторов, которые бы наказали нарушителей. Мы ищем возможности саморегуляции системы так, чтобы предательство было слишком рискованно и невыгодно. Искусство политиков, бизнесменов и даже школьных учителей состоит в том, чтобы создавать такие системы, в которых конкуренция служит общей пользе группы. Конечно, идеальной была бы система, в которой каждый стремился бы к сотрудничеству и взаимопомощи с той же мотивацией, с какой обычно индивид стремится к личной выгоде. Этого удается достичь в командных видах спорта и иногда в управлении бизнесом. Но при масштабировании такие системы оказываются неустойчивы.

Технология для сотрудничества

11 лет назад удалось запустить систему, которая балансирует интересы отдельных индивидов без централизованных регуляторов. Это открытая сеть биткоина, которая состоит из равноправных узлов. Децентрализованные технологии оказались устойчивы и продолжили свое развитие. Сегодня технологии могут поддерживать не только альтернативные финансовые системы, но и расширяют возможности любых информационных систем.

Ситуация: биткоин потребляет электроэнергии больше, чем некоторые страны. Однако он является эффективной системой, и количество его пользователей растет. Подобная система не выдержит конкуренции, если ее широко использовать в качестве IT-инфраструктуры для бизнеса и пользователей. Поэтому сегодня децентрализованные технологии развиваются в сторону увеличения эффективности, масштабируемости и снижения энергопотребления. В частности, полноправными участниками сети становятся смартфоны и устройства интернета вещей.

Децентрализованные технологии стремятся обеспечить свободное сотрудничество через следующие принципы.

  1. Свести к нулю риски обмана со стороны участников системы. В дилемме заключенного выгодно сотрудничество заключенных друг с другом, но риск предательства вынуждает каждого предать самому. Механизмы консенсуса в децентрализованных системах обеспечивают невозможность обмана в определенных операциях.
  2. Мотивировать участников на такой вклад, который был бы выгоден всей системе, и наоборот, мотивировать воздержаться от невыгодных для системы действий. Представьте, если бы ущерб для общего поля от каждого пастуха автоматически оценивался и списывался с его счета. В распределенных системах вклад каждого участника соответственно вознаграждается из общего дохода системы.

Децентрализованные технологии не являются регулятором поверх системы. Каждый участник равноправен и все подчиняются единым правилам, не имея возможности обмануть других. Решение об участии в системе каждый принимает сам, исходя из рыночной конкурентоспособности системы.

Смогут ли такие принципы объединить человечество ради общего будущего? Мы полагаем, что да. Становится возможным сквозное отслеживание любых процессов, от логистики товаров до вклада каждого сотрудника в конечный результат. Общие информационные системы позволяют получить значительное количество данных и с высокой точностью выявить влияние каждого индивида на результат с помощью таких технологий как искусственный интеллект, big data, машинное обучение. Например, в той же промышленной отрасли распределенные базы данных, интернет вещей и анализ данных уже позволяют создавать эффективные цепочки поставок из множества участников из разных стран.

Экономические и политические системы развиваются в сторону укрупнения и усложнения. Децентрализованные технологии помогут им стать более эффективными, открытыми и прозрачными. То есть будущее технологий — это не только появление новых товаров, услуг и лекарств от болезней. Это еще и обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией, выгодного для каждого в отдельности и для общества в целом.

Источник

Теория государства и права

Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Глава 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

3.1. Понятие государства, его признаки

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Читайте также:  Какие способы борьбы со стрессами вы знаете

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Читайте также:  Коронавирус способ борьбы с ним

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Источник

Оцените статью
Разные способы