- Ошибки при формулировании проблемы текста в сочинениях ЕГЭ
- Примеры (анализ) ошибок с разбором
- Непонимание проблемы
- Неумение сформулировать проблему.
- Неоправданное расширение или сужение проблемы.
- Замена проблемы авторской позицией.
- Подмена формулировки проблемы пересказом.
- Рекомендации по правильному формулированию проблемы
- Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?
- Задача формулировки проблемы
- Способы формулировки проблемы
- Формулирование проблемы своими словами
- Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
- Формулирование проблемы цитированием
- Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
- Где в сочинении формулировать проблему текста?
- Формулировка проблемы во введении
- Формулировка проблемы в основной части сочинения
- Типовые речевые конструкции
- Как использовать типовые речевые конструкции?
Ошибки при формулировании проблемы текста в сочинениях ЕГЭ
Ошибки при формулировании проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда выпускник не может различить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует использование языковых средств, не замечает иронии писателя и тому подобное.
Приведенные ниже примеры типичных ошибок при формулировании проблемы и способы их устранения помогут выпускникам избежать подобных ошибок в экзаменационных сочинениях.
Примеры (анализ) ошибок с разбором
Ошибки, связанные с неправильной формулировкой проблемы можно разделить на несколько видов:
- Непонимание проблемы.
- Неумение сформулировать проблему.
- Неоправданное расширение или сужение проблемы.
- Подмена проблемы авторской позицией.
- Подмена формулировки проблемы пересказом.
Чтобы не допускать подобных ошибок выпускникам, необходимо знать причины их возникновения, а также уметь их видеть и заменять правильным вариантом формулировки.
Ниже подробно описаны все ошибки с примерами, разбором и правильными вариантами формулирования проблемы.
Непонимание проблемы
Причины подобной ошибки — невнимательное чтение текста, неумение различать основную и дополнительную информацию текста.
Ошибочная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема бедной жизни старого охотника ».
Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста предложение (В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой).
Прежде чем формулировать проблему, необходимо дочитать текст до конца.
Правильная формулировка: «В данном тексте поднимается проблема самоотверженной родительской любви ».
Ошибочная формулировка: « У автора есть проблема , из-за которой он очень переживает. Это проблема смысла жизни».
В данной формулировке произошла подмена проблемы, над которой размышляет автор текста, и проблемы, возникающей в его личной жизни (у автора — проблема). В сочинении выпускник должен сформулировать не проблемы, которые могут существовать в жизни писателя, а проблемы, которые он анализирует в своем тексте.
Правильная формулировка: «Автор анализирует в тексте актуальную во все времена проблему смысла жизни ».
Ошибочная формулировка: «Главная проблема этого текста – это умение «жить, потому что всё впереди ».
В этом примере показана неудачная формулировка с использованием цитаты, так как автор в данном тексте размышляет не об умении жить, а о проявлении заботы о людях.
Правильная формулировка: «Автор заставляет задуматься над проблемой проявления заботы о людях или Почему так важно проявлять заботу о людях и поддерживать их? ».
Ошибочная формулировка: « В чем проблема Власова? Над этим вопросом размышляет автор».
Проблема заявлена формально, оценить понимание проблематики текста невозможно.
Правильная формулировка: « Какова сила любви? Над этим вопросом размышляет автор».
Неумение сформулировать проблему.
Выпускник показал верное понимание проблемы текста в целом, однако не сумел правильно и точно сформулировать мысль.
Ошибочная формулировка: «Автора данного текста беспокоит проблема о преданности людям… ».
Это очень распространенная грамматическая ошибка, которую допускают выпускники, – нарушение связи слов в словосочетании (в данном случае, управления): существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа.
Правильная формулировка: « проблема преданности людям ».
Существительное «проблема» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
Например: проблема ( чего ?) роли детских воспоминаний.
Существительное «вопрос» сочетается только с именем существительным, употреблённым в форме предложного падежа.
Например: вопрос ( о чём? ) о роли детских воспоминаний.
Ошибочная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему , как определение роли Родины в жизни человека. Эта тема очень актуальна сегодня».
В данном примере присутствует нарушение сочетаемости слов «высказывает проблему», в результате чего происходит подмена понятий (такую проблему — эта тема): тема и проблема – это не одно и то же.
Правильная формулировка: «В прочитанном мною тексте автор анализирует проблему определения роли Родины в жизни человека ».
Неоправданное расширение или сужение проблемы.
Неоправданное расширение или сужение проблематики текста связано с игнорированием ключевых слов текста и/или опорой только на информацию отдельно взятого предложения.
Ошибочная формулировка: «Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер …».
Данная формулировка представляет собой громоздкую фразу, часто встречающуюся в сочинениях.
Правильная формулировка: «…автор поднимает важную социальную проблему …».
Ошибочная формулировка: «Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, совести и справедливости ».
В этом примере показана крайне неудачная формулировка, которая не дает возможности понять, о какой из нравственных проблем идёт речь. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».
Скорее всего, автор сочинения хотел написать, что в тексте затронута одна из нравственных проблем, которую надо сузить и сформулировать более конкретно.
Правильная формулировка: « Какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека? ».
Ошибочная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме « Левитановской зари ».
В данной формулировке произошел перевод проблемы в узкий план (в план темы): на самом деле при внимательном чтении текста выпускник увидел бы, что писатель рассуждает в тексте о проблеме приобщения к творчеству художника.
Правильная формулировка: «Автор посвящает свой текст проблеме приобщения к творчеству художника ».
Замена проблемы авторской позицией.
Данная ошибка заключается в том, что вместо формулирования проблемы учеником формулируется позиция автора.
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – ответ на этот вопрос.
Чтобы избежать подобных ошибок, найдите авторскую позицию и задайте к ней вопрос (это и будет проблема). Более подробно об этом читайте в статье «Что такое проблема текста«.
Ошибочная формулировка: «Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью ».
В этом примере вместо проблемы (совести и ответственности человека за свои поступки) формулируется позиция автора.
Правильная формулировка: «Автора волнует проблема совести и ответственности человека за свои поступки ».
Подмена формулировки проблемы пересказом.
Причины подобной ошибки кроются в неумении различать основную и дополнительную информацию текста.
Ошибочная формулировка: « Проблема в том, что герой, оставшись на войне без обеих ног, радуется тому, что остался живым ».
В данном примере формулировка проблемы подменяется пересказом текста.
Правильная формулировка: «Автор затрагивает важную проблему влияния войны на человека ».
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
Данную информацию вы можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии.
Например: писатель — журналист — публицист — автор — фамилия автора.
Рекомендации по правильному формулированию проблемы
Для правильно сформулированной проблемы текста можно воспользоваться следующими советами:
- Избегайте чересчур общих формулировок проблемы текста. Верно сформулированная проблема отражает тот вопрос, который обозначен автором исходного текста.
- Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на ключевые слова. Не «подгоняйте» текст под известные, отработанные на уроках проблемы. Каждый текст уникален, как уникален его автор.
- Используйте не заранее заготовленные формулировки, а типичные синтаксические конструкции, более всего подходящие для формулирования проблемы. Это поможет избежать подмены проблемы авторской позицией или пересказом текста.
Каждый год ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) включает в состав экзаменационных материалов новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы часто повторяются, поэтому материалы статьи помогут в формулировке проблемы текста.
Напоминаем, что формулировка проблемы текста должна быть размещена либо в конце введения, либо в начале основной части сочинения.
Объём: 1-3 предложения.
Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментированию этой проблемы, о котором читайте в статье «Комментирование проблемы текста».
Источник
Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?
Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.
Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.
Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.
Задача формулировки проблемы
От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:
- комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
- отражение позиции автора исходного текста;
- выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.
В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!
У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?
Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.
Способы формулировки проблемы
Существуют четыре способа формулировки проблемы.
Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.
Формулирование проблемы своими словами
Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.
В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).
Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)
Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)
Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.
Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)
В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)
Формулирование проблемы цитированием
Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.
Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.
«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)
«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)
«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)
Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).
Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.
При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.
В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.
В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)
Где в сочинении формулировать проблему текста?
Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).
Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.
Формулировка проблемы во введении
В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.
А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.
В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.
Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.
Как дети относятся к своим родителям ? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)
Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне , а также сочувствия к своему врагу . (Текст №14)
Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.
«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. (Текст №35)
Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .
Формулировка проблемы в основной части сочинения
Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.
Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.
Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне . Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)
В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.
Типовые речевые конструкции
Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.
При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:
- Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
- Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
- Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения.
- Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
- Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
- Автора текста волнует проблема…
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает важную проблему…
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
- Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
- Проблема, поднимаемая…, – это…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
- Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
- Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .
Данные клише можно использовать, но нельзя ими загромождать своё сочинение, так как при использовании большого количества подобных «домашних заготовок» сочинение довольно часто предстает перед проверяющим экспертом как набор шаблонных фраз, мало связанных между собой и не отражающих содержание исходного текста.
Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.
Как использовать типовые речевые конструкции?
- Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
- В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
- Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.
Источник