Упразднение избыточных функций
Суть
Выявление и упразднение избыточных государственных функций
Реформа функций и структуры исполнительной власти
Один из первых шагов по реформированию исполнительной власти был связан с аудитом государственных функций, которым в 2003 г. занималась Комиссия по административной реформе при Правительстве РФ. Впервые в российской истории были проанализированы установленные в нормативных правовых актах функции государства и подготовлены рекомендации по сокращению «избыточных и дублирующих» функций. Однако на практике значимого сокращения государственных функций не произошло, хотя избыточных и дублирующих насчитывалось около 30% от общего числа.
Уменьшение избыточных функций и полномочий государственных органов является известным, аксиоматичным условием повышения эффективности государства. Эта работа не должна стать одноразовой кампанией, поскольку в этом случае не будут созданы гарантии оптимизации бюрократии в будущем. Необходим постоянно работающий механизм, позволяющий поддерживать оптимальный состав полномочий органов исполнительной власти и препятствующий неэффективному государственному вмешательству в экономику и другие сферы жизни общества.
Ключевое значение в административной реформе принадлежит идентификации и упразднению избыточных функций.
Чтобы идентифицировать избыточные, каждая функция должна быть проверена: на соответствие целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных отношений; на адекватность формы и методов реализации функции целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных отношений; на соответствие минимально необходимому уровню власти.
Для определения избыточности функции необходимо сопоставить цели и задачи указанной функции с целями и задачами, предусмотренными нормативными правовыми актами и политическими документами. К таким нормативным правовым актам следует отнести Конституцию (в особенности главу первую, в которой сформулированы цели государства), программы социально-экономического развития Российской Федерации, планы действий Правительства РФ, программы и концепции развития определенной отрасли (сферы общественных отношений), утвержденные Президентом РФ и Правительством РФ, а также основополагающие международные конвенции и договоры. К политическим документам относятся послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на текущий год и бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на текущий год.
Анализ на адекватность форм и методов реализации функции целям и задачам государственной политики выявляет, насколько способы реализации функции позволяют достигнуть заявленной цели и решить поставленные задачи государственного регулирования. Значение легитимности функции состоит в том, что на основе данного критерия функция может быть признана избыточной безотносительно к двум вышеуказанным критериям, поскольку отсутствие надлежащей правовой формы делает ее выполнение лишенным правовых оснований.
Функция может быть признана избыточной для данного уровня власти: федеральной или региональной, если ее выполнение наиболее эффективно может осуществляться на нижестоящем уровне власти в соответствии с принципом субсидиарности.
Идентификация избыточных функций завершается их упразднением. Можно выделить основные варианты упразднения функции:
1) ликвидация функции;
2) сокращение масштаба выполнения функции;
3) передача функции участникам рынка;
4) передача функции саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка;
5) передача функции на минимально необходимый уровень власти;
6) передача функции на аутсорсинг;
7) придание функции процессуального характера.
Ликвидация функции означает либо исключение указанной функции из нормативного правового акта без замены иными государственными функциями или без передачи ее иным субъектам правоотношений с прекращением ее выполнения, либо прекращение выполнения функции, не закрепленной нормативными правовыми актами.
Ликвидация функции происходит в четырех типичных случаях:
1) функция формально закреплена нормативным правовым актом, но реально не выполняется в течение длительного времени без ущерба для регулирования в определенной сфере общественных отношений;
2) функция не закреплена нормативным правовым актом;
3) функция закреплена нормативным правовым актом, противоречащим акту большей юридической силы;
4) функция закреплена актом недостаточной юридической силы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
ТестАдмреформа_v1_2008_05_26 (1). Учебнику «Административная реформа и проблемы государственного управления»
Название | Учебнику «Административная реформа и проблемы государственного управления» |
Дата | 11.06.2020 |
Размер | 0.76 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | ТестАдмреформа_v1_2008_05_26 (1).doc |
Тип | Учебник #129621 |
страница | 1 из 4 |
Тестовые задания к электронному учебнику «Административная реформа и проблемы государственного управления» 1. В каком году и в связи с каким событием подготовительный, концептуальный этап подготовки административной реформы перешел в начальный этап её реализации? a) в 1991 году, после развала СССР; b) в 1993 году, после принятия Конституции Российской Федерации; c) в 2000 году, после избрания В.В. Путина Президентом Российской Федерации; d) в 2002 году, после Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 2. Что входит в понимание административной реформы в Российской Федерации (можно выбрать несколько вариантов): a) модернизация государственной власти, включающая в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти; b) реформа структуры исполнительной власти, функций государственных органов и порядка их исполнения; c) реформа административно-территориального устройства государства; d) разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью; e) процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти; f) создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития. 3. Определите степень взаимосвязанности реформ государственного управления, которые проводятся в настоящее время в России: a) реформа государственной службы не связана с административной и бюджетной реформой; b) административная, бюджетная реформа и реформа государственной службы тесно взаимосвязаны; c) достижения каждой реформы не оказывают влияние на реализацию других реформ. 4. Каким нормативным правовым актом были определены приоритетные направления реализации административной реформы на 2003-2004 годы: a) постановлением Правительства Российской Федерации; b) Указом Президента Российской Федерации; c) Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 5. Какие направления административной реформы определены приоритетными на 2003 — 2004 годы (можно выбрать несколько вариантов): a) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; b) исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; c) радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти вместо сохраняющегося директивного управления; d) повышение роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений, принятие упреждающих мер, позволяющих предотвращать негативные политические явления и социально-экономические процессы; e) организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; f) завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 6. Выделите основные цели административной реформы в Российской Федерации на период 2006-2008 годов (можно выбрать несколько вариантов): a) повышение качества и доступности государственных услуг; b) повышение эффективности бюджетных расходов; c) снижение дисбаланса в экономическом развитии регионов Российской Федерации; d) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; e) развитие системы ипотечного кредитования; f) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти; g) укрепление демократических институтов гражданского общества. 7. По каким критериям может быть оценена избыточность государственной функции (можно выбрать несколько вариантов): a) ограничение конституционных прав и свобод; b) значительные материально-технические и финансовые затраты государства на исполнение функции; c) исполнение функции требует сложной межведомственной координации; d) коренное изменение внутренней и (или) внешней обстановки, в связи с чем отпадает необходимость и (или) целесообразность осуществления функции; e) функция не включена в положение о ведомстве; f) функция исполняется другими организациями; g) для реализации функции у государственного органа недостаточно материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов. 8. Каким способом можно упразднить избыточную функцию (можно выбрать несколько вариантов): a) ликвидация функции; b) сокращение масштаба исполнения функции; c) объединение двух функций в одну; d) передача функции участникам рынка и саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка; e) закрепление функции за подведомственными государственными учреждениями; f) передача функции на аутсорсинг. 9. Какие виды федеральных органов исполнительной власти предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (можно выбрать несколько вариантов): b) федеральные надзоры; c) федеральные агентства; d) федеральные службы; e) федеральные инспекции. 10. Какие из ниже перечисленных функций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» не могут исполняться федеральным министерством, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации: a) по принятию нормативных правовых актов; b) по назначению проверок деятельность внебюджетных фондов; c) по управлению государственным имуществом; d) по оказанию государственных услуг. 11. Какие из ниже перечисленных функций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» не могут исполняться федеральным агентством, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации: a) по изданию индивидуальных правовых актов; b) по контролю и надзору; c) по управлению государственным имуществом; d) по оказанию государственных услуг. 12. Какие функции органов исполнительной власти отнесены исключительно к контрольно-надзорным полномочиям службы (можно выбрать несколько вариантов): a) надзор за исполнением законодательства; b) контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций; c) выдача лицензий и разрешений на осуществление определенного вида деятельности; d) регистрация актов, объектов, прав; е) издание индивидуальных правовых актов. 13. Поставьте к каждому направлению административной реформы мероприятие:
13 – В, Д, Г, А, Е, Б 14. Какие мероприятия в рамках административной реформы необходимо организовать для реализации направления по стандартизации и регламентации (можно выбрать несколько вариантов): а) подготовка необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг; b) формирование перечней государственных услуг; с) разработка методики расчета ресурсного обеспечения поставленных целей и задач; d) совершенствование механизмов досудебного обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц в органах исполнительной власти; е) создание механизмов конкурентного распределения ресурсов в ведомствах. 15. Какие из мероприятий административной реформы призваны решить задачу повышения эффективности взаимодействия с гражданским обществом и прозрачности деятельности органов исполнительной власти: a) пробные проекты управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти; b) проведение мероприятий по оптимизации контрольных и надзорных функций; c) развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и мониторинге административной реформы; d) создание нормативно-правовой базы по вопросам разрешения конфликта интересов. 16. Назовите мероприятия, которые включены в План по проведению административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 годы (можно выбрать несколько вариантов): а) разработка процедур обязательного доказательства необходимости введении новых функций; b) разделение федеральных органов исполнительной власти на министерства, агентства и службы в соответствии с возлагаемыми на них типами функций;
16 – a, d, i, j 17. К основным показателям достижения целей административной реформы относятся (можно выбрать несколько вариантов): а) оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг; b) оценка эффективности расходов бюджета; с) уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров;
е) уровень информатизации органов исполнительной власти. 17 – а, с, d Вариант 1 (простой уровень) 1. В соответствии с Концепцией административной реформы в первую очередь предполагалось: a) реализация пробных проектов по созданию и внедрению процедур управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти; b) завершение разработки нормативно-правовой базы управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; c) внедрение типовых процедур управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти; d) реализация процедур управления по результатам в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2. В соответствии с Концепцией административной реформы в 2007 году предполагалось: a) реализация пробных проектов по созданию и внедрению процедур управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти; b) начало разработки нормативно-правовой базы управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти; c) проведение мониторинга результативности проектов по созданию и внедрению процедур управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти; d) реализация процедур управления по результатам в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3. Основная проблема формирования системы управления по результатам по состоянию на момент принятия Концепции административной реформы в Российской Федерации: a) отсутствие в системе ведомственной отчетности показателей результативности; b) отсутствие документа, определяющего цели органов исполнительной власти; c) отсутствие у государственных служащих необходимых знаний и навыков; d) отсутствие концепции результативного бюджетирования. 4. Требования к показателям результативности перечислены: a) в Концепции административной реформы; b) в Методических рекомендациях по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования; c) в Методических рекомендациях по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; d) в постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ». 5. В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования должно содержаться описание: a) системы ведомственного планирования деятельности; b) содержания мероприятий по реализации бюджетных программ; c) рисков неисполнения целевых значений показателей результативности; d) учетной политики субъекта бюджетного планирования. 6. Согласно Концепции административной реформы при постановке целей органа исполнительной власти необходимо обеспечить: a) предварительное внедрение системы внутреннего аудита; b) привязку целей к конкретным исполнителям; c) стабильность системы показателей результативности; d) постановку тех же целей для подведомственных организаций. 7. Согласно Правилам оказания поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2006 — 2008 годах проекты по созданию и внедрению процедур управления по результатам могли подавать: a) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; b) только федеральные органы исполнительной власти; c) только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; d) проекты по созданию и внедрению процедур управления по результатам в 2006 – 2008 годах не были предусмотрены. 8. Какие мероприятия административной реформы по созданию и внедрению процедур управления по результатам должны быть скоординированы с мероприятиями, реализуемыми в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса и ФЦП «Электронная Россия»? a) формирование системы показателей результативности деятельности; b) создание единой государственной информационной системы планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти; c) внедрение элементов управленческого учета в органах исполнительной власти; Источник |