ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. №4 Измерение объема тела. Номер №1
Цель работы:
Научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы:
Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.
Указания к работе:
1 . Определите цену деления мензурки.
2 . Налейте в мензурки столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.
3 . Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку (рис. 201 ), и снова измерьте объём жидкости.
4 . Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
5 . Результаты измерений запишите в таблицу 9 .
Дополнительное задание.
Если тело неправильной формы не входить в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда (рис. 202 ). Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погружённого в жидкость тела.
Таблица 9 .
рис. 201
рис. 202
Решение
Объём тела неправильной формы точно измерить с помощью измерительных приборов нельзя. Поэтому для измерения объема воспользуемся мензуркой. Тело, полностью погружённое в жидкость, вытесняет объём жидкости, который равен объёму самого тела. Воспользуемся этим законом и найдем объёмы некоторых тел следующим образом. Нальем достаточное количество воды в мензурку, а затем погрузим полностью туда наше тело. Разница между первоначальным объёмом и объёмом жидкости, в которое погружено тело, равна объёму этого тела.
$V = V_ <2>— V_<1>$ , где $V_<2>$ − объём воды и тела, $V_<1>$ − начальный объём воды в мензурке.
- Прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора нужно определите цену деления его шкалы.
Для определения цены деления необходимо взять 2 соседних числа, найти их разницу (от большего отнять меньшее), а затем разделить полученное число на количество маленьких штрихов между этими числами.
На шкале цилиндра возьмём, к примеру, числа 20 и 30 .
Таким образом, цена каждого деления будет равна
$\frac<30 - 20><2>= \frac<10><2>$ = 5 мл. - В мензурку нальём столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду. Начальный объём воды равен 70 $см^<3>$ .
- Опустим тело, объём которого надо измерить (шарик, брусок, цилиндр), в воду, удерживая его за нитку, и снова измерим объём жидкости.
Вычисления.
$V_ <бр>= 95 — 70 = 25 см^<3>$
$V_ <ц>= 85 — 65 = 20 см^<3>$
$V_ <ш>= 75 — 60 = 15 см^<3>$ - Результаты измерений запишем в таблицу 9 .
№ опыта | Название тела | Начальный объём воды в мензурке $V_<1>, см^<3>$ | Объём воды и тела $V_<2>, см^<3>$ | Объём тела V, $см^<3>$ $V = V_<2>-V <1>$ |
---|---|---|---|---|
1 | Брусок | 70 | 95 | 25 |
2 | Цилиндр | 65 | 85 | 20 |
3 | Шарик | 60 | 75 | 15 |
Вывод. В ходе лабораторной работы мы научились измерять объёмы тел с помощью измерительного цилиндра и выяснили, что объём тел равен разнице объёма воды, в которое погружено тело, и первоначального объёма воды.
Источник
Урок по теме «Объем тела»
План-конспект урока физики по теме:
«Измерение объема тел правильной и неправильной формы»
Тип урока Изучение новой темы и формирование умений и навыков по изученной теме.
Урок применения знаний и умений.
Цель : Научится определять объем тела правильной и неправильной формы
Форма урока : Урок-практикум.
повторить материал по теме «Определение цены деления прибора»;
обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса и объем тел и их единицах измерения;
выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);
научить, практически использовать полученные знания;
использовать кратные приставки в устном и письменном описании величины (см3 и мл);
знать значение термина объем и единицы его измерения
описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования.
формировать умение умение логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, самостоятельно делать выводы;
развивать ответственность и самостоятельность при обучении ;
развивать умение работать в группах;
активизировать мышление школьников
способствовать осознанному усвоению материала;
развивать умение проявлять инициативу, активность, самостоятельность, творческий интерес;
развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
формировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование : измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.
Методы: беседа, практическая работа в парах и группах
I. Организационная часть (2 мин)
На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами как масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.
Задачи сегодняшнего урока:
научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.
II . Актуализация знаний учащихся (4 мин)
На уроках математики, учащиеся рассчитывали объем фигур правильной формы (куб, параллелепипед), знают параметры (длина, ширина, высота).
На предыдущих уроках учащиеся изучили понятие цена деления прибора, умеют записывать результат прямого измерения с учетом погрешности. Знакомы с правилами заполнения таблицы при сборе данных.
На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.
Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, что ответы находятся справо.
Ниже приведены вопросы и ответы.(тест)
1)Цена деления прибора
2) Физическая величина.
4) Физическое тело.
6) Природное явление.
8) Раздел физики.
9) Единица измерения.
Организационный момент, подготовка к исследованию, техника безопасности на урок.
Получение материала и приборов для измерения. Для развития самостоятельности предложите ученикам самим взять оборудование со стола лаборанта.
Определение объема тела правильной формы.
Как провести измерение ?
Цель выполняемого задания: вспомнить понятие объем, вычислить объем при помощи формулы. V=a×b×c. Работа выполняется в парах. Ответ транслируется на класс от каждой пары.
Задание.
При помощи ученической линейки определите объем коробка.
Ответы учеников записываются на доске. Обратите внимание на единицы измерения величины, при необходимости повторите другие значения единиц измерения.
Если результаты сильно различаются, задайте вопрос из-за чего это могло произойти, ученики должны сделать предположения. (Например, неправильно приложил линейку, неправильно смотрел на линейку и т.д.)
Вопросы для учащихся после измерения и вычисления.
Какие измерения вы производили? (длина, ширина, высота)
Как смогли узнать объем коробка? (Использовали формулу объема для вычисления величины)
Можно ли использовать эту формулу, если вы хотите узнать объем ручки? (нет, т.к. форма ручки не правильная)
Предложите свой способ, как узнать объем тела, имеющего неправильную форму.
( спичечный коробок, измерьте объем книги или другого предмета прямоугольной формы).
II. Работа в парах. (25 мин.)
Во время выполнения задания постоянно проводится обратная связь, учитель должен проверять работу каждого учащегося и в случае затруднения, задавать вопросы, чтобы ученики поняли, как правильно измерять.
Измерение объёма с помощью измерительного цилиндра
Цель: Определить цену деления измерительного цилиндра, научиться пользоваться им и определять с его помощью объём жидкости, объем тела неправильной формы.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр, стакан с водой, другие сосуды, тело.
Порядок выполнения работы
Определить цену деления мензурки. Ц.д.=_____см3
Налить воду в мензурку и измерить её объём. V1=______см3
Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и измерьте объем жидкости с телом V2; V2=______см3
Посчитайте объем тела V = V2 — V1 .
Налить жидкость в другие сосуды и поочередно определяем объем жидкости с помощью мензурки, для этого жидкость первого сосуда переливаем в мензурку и определяем объем, освобождаем мензурку, определяем объем жидкости другого сосуда и т.д.
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструкцией.
Сначала выполняют практическую работу по карточке №1
Определение объема тела правильной формы :
определите цену деления мензурки.
налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
результаты измерений запишите в таблицу:
Расчет объема тела правильной формы
Начальный объем жидкости в мензурке
Объем жидкости и тела V2, см 3
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3
Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:
Определение объема тела неправильной формы:
определите цену деления мензурки.
в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V1, см 3 .
погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V2, см 3 .
результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V2 — V1
результат вычисления запишите в таблицу №1.
Расчет объема тела неправильной формы
Начальный объем жидкости в мензурке
Объем вылившейся жидкости V2, см 3
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см 3
В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.
Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2
Результаты измерений объема тел различной формы
Начальный объем жидкости в мензурке
Объем жидкости и тела V2, см 3
тела правильной формы
тела неправильной формы
Выводы по лабораторной работе : в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).
Когда тела имеют правильную форму, то объем можно узнать, если знаешь …………………………………………………………
Объем небольших тел неправильной формы измеряют с помощью ………………………………………………..
Для этого нужно сначала измерить……………………………………….…. затем …………………………………, разница ……………………и есть объем тела.
Дополнительное задание для учащихся с повышенной учебной мотивацией.
Определите объем тел:
(7 мин) Решение задачи.
Итог урока: (2 мин)
Ребята сдают рабочие листы с выполненной лабораторной работой.
Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание
Рефлексия урока. Дает возможность учителю осмыслить прошедший урок.
Напишите на стикерах
Что меня сегодня поразило
Что меня сегодня удивило
Что я сегодня узнал
Чему я научился
1.В канистру налито 20 л бензина. Выразите данный объем в дм3 и м3.
2.Рассчитайте количество кирпичей, которое пошло на строительство стены высотой 2,4 м, шириной 40 см и длиной 50 дм, если объем одного кирпича равен 2400 см3.
Все ученики должны : знать понятие объема, единицы измерения объема. ТБ: осторожно работайте с бьющимся материалом (мензурка) Вычислять объем тела по формуле и измерять объем тел неправильной формы.
Смогут проводить самостоятельно весь процесс измерения и вычисления результатов
Источник
Мастер- класс по теме в 5 классе: «Определение объема тела неправильной формы»
мастер- класс по теме в 5 классе:
«Определение объема тела неправильной формы»
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, измерительный цилиндр (мензурка), лотки с набором лабораторного оборудования, в который входит тела правильной и неправильной формы., заготовки к уроку (таблица для записи результатов, план проведения измерений, карточки для проведения самостоятельной работы)
Цели занятия: выяснить способ измерения объема тел неправильной формы, изучить приборы для измерения объема тел неправильной формы, открыть возможности измерения для решения практических задач.
Задачи по воспитанию и развитию учащихся:
— способствовать развитию аналитического мышления учащихся, а также развитию их познавательного интереса к изучению наук естественного цикла;
— создать условия для воспитания грамотности устной речи и информационной культуры.
I. Организационно-мотивационный этап. Слайд 1
Чему бы ты не учился, ты учишься для себя. ( Гай Петроний)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. ( Монтескьё)
Учитель спрашивает мнение учащихся о высказываниях философов. Спрашивает: какое отношение имеют данные высказывания к нашему уроку? Затем сообщает, что на уроке их ждёт много нового.
II . Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Ребята, обратите внимание на физические тела, находящиеся на ваших столах. На какие группы их можно разделить?
Ученики. Тела правильной и неправильной формы.
Учитель. Ребята, на уроках математике и наших занятиях вы уже научились вычислять объем тела правильной формы. Выберите каждый себе по одному телу правильной формы и вычислите его объем.
Учитель. Запишите на доске формулу, по которой вы будете вычислять объем. Теперь вы можете проводить измерения. Предлагаю вам проверить ваш результат с эталоном. Приложение 2. Слайд 2
Учитель. Молодцы, ребята! Вы уже умеете определять объем тела правильной формы, значит тема сегодняшнего занятия….
Ученики. Определение объема тела неправильной формы. Слайд 3
Учитель. Молодцы. А какие же задачи будут стоять перед нами?
Ученики. Как и с помощью чего можно определить объем тела неправильной формы.
Учитель. Молодцы! Решение этих задач и будет целью нашего урока.
У вас на столах есть тела неправильной формы. Подумайте, как можно определить объем такого тела? Этот же вопрос был поставлен царем Гейероном II перед Архимедом ( Слайд 4 — ролик 1).
Ученики. Как определить объем тела неправильной формы.
IV . Первичное усвоение новых знаний.
Учитель. У вас на столах, ребята, лежит план проведения данного измерения, но к сожаления все пункты данного плана перепутаны. Давайте, прежде, чем делать измерения восстановим план его проведения. Работайте в парах. Приложение 3 Слайд 7
(Проверяем на доске составленный план работы учащихся)
Учитель. Молодцы, ребята! Приступайте к выполнения измерения. Таблица для записи результатов у вас у каждого лежит на столе. Приложение 4. Слайд 8
Обратите внимание на примечание: 1 мл = 1 см 3 .
(Учащиеся выполняют самостоятельно по 2 измерения. По мере выполнения задания заполняют такую же таблицу на доске.)
VI . Первичная проверка
Учитель. Ребята, давайте проверим ваши результаты, сравнив их с доской. Молодцы, все справились на отлично!
VII . Закрепление полученных знаний.
Молодцы! Вы все справились замечательно! С этой темой мы встретимся с вами в дальнейшем при изучении курса физики 7 класса. А как вы думаете, она имеет практическое значение? Где мы можем применить полученные нами сегодня знания в жизни?
Учитель. Ребята, мне очень хочется, узнать было ли вам комфортно и интересно на сегодняшнем занятии. У вас на партах стоят мензурки и стаканы с раствором перманганата калия. Возьмите их и налейте в мензурку столько жидкости, какому уровню соответствует ваше состояние. Приложение 6. Слайд 10
IX . Подведение итогов занятия.
Учитель. Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили в начале занятия? (Эпиграф, цели занятия). Как вы считаете? Научились ли Вы чему-нибудь на нашем занятии? Что нового узнали? Что вас заинтересовало? Что еще нужно повторить на следующем занятии? О чем вы сможете рассказать своему близкому другу после сегодняшнего занятия? Кто работал на занятии лучше всех? Кого Вы считаете еще нужно отметить за хорошую работу на занятии?
Учитель. До встречи на следующем занятии!
Источник