- Каким способом должны быть закреплены концы канатных стропов подвески люльки для подъема людей
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Требования безопасности
- 5.1 Общие требования
- 5.2 Требования к подъемным механизмам
- 5.3 Расчеты на прочность
- Каким образом должны осуществляться подъем и транспортировка людей в подвесных люльках?
Каким способом должны быть закреплены концы канатных стропов подвески люльки для подъема людей
Оборудование для подъема людей
Cranes. Equipment for the lifting of persons. Safety requirements*
Дата введения 2016-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 803-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33168-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейских стандартов EN 14502-1:2010* Cranes — Equipment for the lifting of persons Part 1: Suspended baskets (Краны. Оборудование для подъема людей. Часть 1. Подвесные кабины (люльки)) и EN 14502-2:2009 Cranes — Equipment for the lifting of persons — Part 2: Elevating control stations (Краны. Оборудование для подъема людей. Часть 2. Подъемные посты управления).
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оборудованию для подъема и транспортировки людей при помощи грузоподъемных кранов. Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейских стандартов EN 14502-1:2010 Cranes — Equipment for the lifting of persons Part 1: Suspended baskets (Краны. Оборудование для подъема людей. Часть 1. Подвесные кабины (люльки)) и EN 14502-2:2009 Cranes — Equipment for the lifting of persons — Part 2: Elevating control stations (Краны. Оборудование для подъема людей. Часть 2. Подъемные посты управления). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия данного оборудования требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP ТС 010/2011).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оборудованию для подъема и транспортировки людей при помощи грузоподъемных кранов.
В данном стандарте рассматриваются возможные риски при использовании подвесных кабин (люлек), а также способы предотвращения аварийных ситуаций при условии использования кабин (люлек) по назначению и в соответствии с условиями, предусмотренными изготовителем кабин (люлек).
Настоящий стандарт не распространяется на подвесные кабины (люльки), изготовленные до введения настоящего стандарта.
Настоящий стандарт применим ко всем новым кабинам (люлькам), изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии — организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.058-81 Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.2.071-90 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Краны контейнерные. Требования безопасности
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-5-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения
ГОСТ 33169-2014 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности
ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ ISO 12100, [1]-[3], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 подвесная кабина (люлька): Устройство для подъема людей при помощи крана, подвешиваемое на грузозахватный орган.
3.2 номинальная грузоподъемность: Груз максимальный массой, включающей массу людей и массу дополнительного оборудования, для которого спроектирована кабина (люлька).
3.3 максимальная скорость: Максимальная скорость подъема или опускания кабины (люльки) при загрузке, соответствующей номинальной.
4 Общие положения
4.1.1 Описываемые в стандарте устройства должны применяться таким образом, чтобы гарантировать безопасную работу крана с учетом его типа.
4.1.2 Климатическое исполнение проектируемых подвесных кабин (люлек) (далее — «кабины (люльки)») должно соответствовать ГОСТ 15150.
4.1.3 Кабины (люльки) должны подвешиваться к крану на гибких канатных или цепных стропах или с использованием контейнерного захвата (спредера).
Примечание — Примеры подвесных кабин (люлек) с гибкими стропами показаны на рисунках 1-3.
Рисунок 1 — Кабина (люлька) длиной не более 2 м
Рисунок 2 — Кабина (люлька) длиной более 2 м
Рисунок 3 — Кабина (люлька) с одним стропом
5 Требования безопасности
5.1 Общие требования
5.1.1 Кабины (люльки) должны быть изготовлены из огнестойких материалов.
5.1.2 Кабины (люльки) должны быть окрашены в предупредительные цвета в соответствие с ГОСТ 12.2.058.
5.1.3 С целью минимизации риска удара головой при нахождении людей в кабине (люльке) расстояние по высоте от пола кабины (люльки) до любого возможного препятствия: крыша кабины (люльки), балка каркаса кабины, перекладина и т.п. должно быть не менее 2 м.
5.1.4 Если существует риск падения предметов на людей, находящихся в кабине (люльке), она должна быть снабжена крышей. Размер отверстий (при наличии) в крыше должен быть таким, чтобы через них не мог пройти шар диаметром 20 мм.
5.1.5 Крыша кабины (люльки) должна выдерживать падение стального шара массой 7 кг с высоты 2 м. При этом остаточная деформация не должна превысить 50 мм.
5.1.6 Кабина (люлька) должна быть спроектирована таким образом, чтобы при приложении испытательной нагрузки в 1,5 раза превышающей номинальную грузоподъемность в любом месте настила кабины (люльки) наклон пола (настила) не превышал 20° как в подвешенном состоянии, так и при нахождении кабины (люльки) на земле.
5.1.7 Элементы конструкции кабины (люльки) должны быть защищены от коррозии.
5.2 Требования к подъемным механизмам
Кабины (люльки) могут использоваться только на кранах, соответствующим следующим требованиям:
— при подвеске кабины (люльки) на гибких стропах имеется не менее чем двукратный запас по грузоподъемности по сравнению с суммой массы самой кабины (люльки), массы стропов и ее номинальной грузоподъемности;
— при подвеске кабины (люльки) на спредере имеется не менее чем двукратный запас по грузоподъемности на спредере по сравнению с суммой массы самой кабины (люльки) и ее номинальной грузоподъемности;
— обеспечивающих максимальную скорость подъема/спуска, не превышающую 0,33 м/с;
— система управления обеспечивает плавный пуск и остановку механизмов;
— имеется неразрывная кинематическая связь элементов в механизмах подъема груза, изменения вылета и подъема стрелы крана. Исключено применение фрикционных, прессовых и других подобных соединений, а также фрикционных и кулачковых муфт;
— опускание груза может осуществляться только от работающего двигателя;
— крюк крана оснащен предохранительным замком.
5.3 Расчеты на прочность
5.3.1 Общие требования к расчетам установлены ГОСТ 33169.
5.3.2 В расчетах кабин (люлек) на прочность при проектировании принимается (с коэффициентом 2,0):
Источник
Каким образом должны осуществляться подъем и транспортировка людей в подвесных люльках?
+Под контролем специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС |
Под контролем помощника крановщика (оператора) |
Под контролем специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС |
Под контролем сигнальщика из числа стропальщиков |
Вопрос №44
Каким образом должна поддерживаться связь между персоналом в люльке и крановщиком (оператором) при подъеме люльки на высоту более 22 метров?
Предупреждающей звуковой сигнализацией |
Знаковой сигнализацией |
+Радио- или телефонной связью |
Любым из перечисленных способов |
Вопрос №29
Каким способом должны быть закреплены концы канатных стропов подвески люльки, используемой для подъема и транспортировки кранами людей?
Одним из способов, разрешенных нормативными документами по изготовлению стропов |
+При помощи заплетенных коушей или коушей с зажимами |
При помощи обжимных втулок |
При помощи заплетенных коушей или обжимных втулок |
При помощи коушей с зажимами или обжимных втулок |
Вопрос №27
Каким требованиям должны отвечать перила ограждения по всему периметру пола люльки для подъема и транспортировки людей кранами?
Перила ограждения должны быть высотой не менее 1100 мм и мягкими, чтобы предотвратить травмирование персонала при раскачке люльки ветром во время транспортировки |
Перила ограждения должны быть мягкими и выдерживать (на разрыв) горизонтальную нагрузку не менее половины паспортной грузоподъемности люльки |
Конструкцию перил люльки определяет разработчик и согласовывает ее с Ростехнадзором при согласовании ППР на транспортировку персонала |
Требования к конструкции ограждения люльки назначают по аналогии с требованиями, изложенными в стандартах на ограждения кабин кранов |
+Перила ограждения должны быть жесткими, высотой не менее 1100 мм, и выдерживать горизонтальную нагрузку не менее половины паспортной грузоподъемности люльки |
Вопрос №28
Каким требованиям промышленной безопасности должна отвечать люлька для подъема и транспортировки людей кранами в случаях, когда транспортируемый персонал, занимает положение у одной из сторон люльки, создавая наибольший опрокидывающий момент?
Исключать возможность крена |
Исключать возможность недопустимого раскачивания |
+Исключать возможность опрокидывания |
Иметь специальные устройства для сохранения горизонтального положения пола |
Ограничивать положение персонала центральной частью люльки после начала ее подъема краном |
Вопрос №34
Какова должна быть длина фала страховочного устройства человека, соединяющего его пояс с местом крепления в подвесной люльке, при ее транспортировке краном?
Не более полутора метров |
Не более двух метров |
Длина фала страховочного устройства должна быть такой, чтобы человек в случае аварии люльки мог беспрепятственно выбраться наружу |
+Длина фала страховочного устройства должна быть такой, чтобы человек в любом случае оставался в пределах люльки |
Вопрос №3
Какой документ подтверждает соответствие ПС требованиям технических регламентов?
Паспорт ПС |
Протокол испытаний, проведенный изготовителем |
+Сертификат или декларация соответствия |
Акт технического освидетельствования |
Вопрос №31
Какой запас по грузоподъемности должны иметь канатные стропы, используемые для подвеса люльки?
+Не менее 10 |
Не менее 8 |
Не менее 6 |
Не менее 5 |
Вопрос №30
Какой запас по грузоподъемности должны иметь цепные стропы, используемые для подвеса люльки?
Не менее 4 |
Не менее 5 |
Не менее 7 |
+Не менее 8 |
Определяется требованиями нормативных документов, по которым изготовлена люлька |
Вопрос №4
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы
Источник