- Перевозка битума. Оборудование и способы доставки.
- На сегодняшний день существует три основных вида оборудования для перевозки битума на большие расстояния, с помощью:
- Битумные ж/д цистерны.
- Техническая характеристика 4-х- осной цистерны для вязких нефтепродуктов.(типовая)
- Битумные бункерные полувагоны.
- Техническая характеристика битумного бункерного полувагона.(типового)
- Автомобильный битумовоз.
- Основные поставщики битумных ж/д цистерн:
- Особенности хранения и транспортировки битума
- Почему меняются свойства битума
- Особенности хранения битума
- Особенности перевозки битума
- Заключение
- Каким способом должен транспортироваться битум
- Предисловие
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Требования к упаковке (таре) для отбора проб
- 5 Требования к маркировке
- 6 Требования к транспортированию и хранению
- 7 Требования безопасности и охраны окружающей среды
Перевозка битума. Оборудование и способы доставки.
Перевозка битума. Оборудование и способы доставки. Из всех видов, добываемых в природе и технически созданных битумов (строительных, дорожных и кровельных), наибольшее применение нашли дорожные битумы.
Использование битумов в дорожном строительстве обусловлено их химической стойкостью к воздействию агрессивных сред, которые вызывают коррозию цементных бетонов, используемых, при строительстве дорог.
Доставка битума к местам создания дорог является достаточно сложной инженерной задачей, которая решается с помощью специальных транспортных средств, для перевозки битума.
На сегодняшний день существует три основных вида оборудования для перевозки битума на большие расстояния, с помощью:
битумных ж/д цистерн;
бункерных полувагонов;
автомобильных битумовозов.
Для перевозки битумов всеми этими средствами, необходимо учитывать свойства битума как субстанции обладающей: высокими уровнями вязкости, воспламеняемости, взрывоопасности, высокой степенью испаряемости, токсичностью и коррозионным воздействием на металл ёмкости, в которой его перевозят.
Битумные ж/д цистерны.
Типовая ж/д цистерна для перевозки битума (рис.1) представляет собой герметичную ёмкость, установленную на ж/д платформе и состоит из: корпуса, включающего две боковые цилиндрические обечайки 1, центральной обечайки 2, двух эллиптических днищ 3, заливочного люка 4, сливного устройства 5, натяжных хомутов 6, железнодорожной 4-х-осной платформы 7, опорных пят 8, натяжных лент 9.
Центральная обечайка представляет собой цилиндр с двойными стенками, между которыми, для теплоизоляции, уложены маты из стекловолокна или базальта, наружная стенка цилиндра изготовлена из нержавеющей стали, поверх которой установлено зеркальное покрытие.
Цистерна снабжена устройством парового подогрева для надёжного свободного слива битума.
В настоящее время, станции разгрузки битума, из ж/д цистерн, оснащаются устройствами для принудительного слива разогретого битума, состоящие из присоединительной головки, шарнирного битумопровода, винтового насоса и соединяющегося с ним стационарного битумопровода, для перекачки битума в промежуточную ёмкость или в битумное хранилище.
Люк на верхней части цистерны, оборудован автоматической системой контроля погрузки/разгрузки, которая включает в электросеть нагревательные элементы внутри цистерны и обеспечивает работы по сливу, только после нагрева битумной массы до 170-180О С.
После установки ёмкости на опорные пяты, прикреплённые к ж/д платформе, на неё накидывают натяжные ленты и затягивают их на корпусе, прижимая к платформе, обеспечивая надёжное закрепления цистерны, чтобы при скоростях движения состава в диапазоне 100-120км/ч, не было ни боковой сдвижки цистерны и сдвижки её, по продольной оси.
Техническая характеристика 4-х- осной цистерны для вязких нефтепродуктов.(типовая)
Грузоподъёмность, т 58;
масса тары, т 29;
объём цистерны
полный, м 3 70, 1;
полезный, м 3 68,7;
удельный объём цистерны, м3/т 1,19;
внутренний диаметр цистерны, мм 3000;
ширина цистерны максимальная, мм 3230;
длина цистерны наружная, мм 10770;
высота от уровня головки рельса, мм 4615;
до оси автосцепки, мм 1040-1050;
скорость ж/д состава конструкционная, км/ч 120.
Битумные бункерные полувагоны.
Типовой бункерный полувагон для перевозки битума (рис.2) представляет собой ж/д платформу, на которой установлена несущая рама и на ней четыре поворотных бункера с крышками. Между бункерами установлены пять опор и механизмы фиксации бункеров в транспортном положении.
На опорах закреплены зубчатые рейки, на которые, через зубчатые секторы, закреплённые на боковых стенках бункеров, опираются поворотные бункера.
Рама представляет собой конструкцию, состоящую из хребтовой и боковых балок. Опоры бункеров представляют собой сварные коробчатые конструкции в форме трапеций, выполненные из листового проката.
Бункер представляет собой ёмкость, в виде сварной коробки, сверху закрытой крышкой, с установленными на ней люками для загрузки жидкого битума. Бункер выполнен с двумя стенками образующими свободную полость между внутренней и наружной, которая предназначена для подачи в эту полость острого пара, через штуцера, установленные на наружной стенке бункеров.
Пар подаётся в «рубашку» непосредственно перед разгрузкой бункеров, обеспечивая оплавление слоя застывшего битума, примыкающего к внутренней стенке. При опрокидывании бункера, глыба полностью не расплавленного битума, легко удаляется из ёмкости, скользя по оплавленному слою.
Конструкция бункера выполнена т.о., что в гружёном бункере центр тяжести системы находится выше оси поворота бункера и, при освобождении фиксатора, удерживающего бункер, создаётся момент поворота и бункер сам опрокидывается, освобождаясь от груза, а в освободившемся от груза бункере, центр тяжести оказывается ниже оси поворота и бункер самостоятельно возвращается в вертикальную позицию.
Техническая характеристика битумного бункерного полувагона.(типового)
Тара вагона минимальная, т 35,4;
Тара максимальная, т 36,5;
Грузоподъёмность, т 45;
Объём, м 3 46;
База ж/д платформы, мм 9720;
Количество бункеров, шт 4;
Объём полный, м 3 46,4;
Объём полезный, м 3 43, 37;
Уклон боковой стенки бункера к горизонту при разгрузке, град 6;
Длина бункера, мм 2515;
Ширина бункера вверху, мм 2706;
Высота бункера, мм 2615;
Высота от уровня головки рельса, мм 4200;
Максимальная ширина, мм 3160;
Длина по раме, мм 13400;
Высота автосцепки от уровня головки рельса, мм 1040-1080.
Автомобильный битумовоз.
Автомобильный битумовоз предназначен для перевозки битума и других похожих органических вяжущих материалов, по технологии: забор битума в месте его изготовления из битумоплавильных котлов, перевозка от места его изготовления к месту применения, при температурах до 200ОС, без подогрева при транспортировке, прогреве битума в месте его использования и перекачка в промежуточные ёмкости, в месте применения.
Автомобильный битумовоз (рис.3) содержит: тягач 1 снабжённый устройством для шарнирного соединения полуприцепа с установленной на нём цистерной 3. На тягаче установлен обогреваемый битумный насос 12, приводимый от коробки отбора мощности тягача.
Полуприцеп с цистерной представляет собой термически изолированную ёмкость с помощью матов из стекловолокна, установленных внутри металлической обшивки. Передняя часть цистерны опирается на седло тягача, а задняя на его рессорную подвеску.
В верхней части цистерны установлен заливной люк с фильтром 4, внутри цистерны установлены перегородки, для предотвращения гидравлического удара при резких торможениях тягача.
Через перегородки, по всей внутренней длине цистерны проходят жаровые трубы для разогрева битума, которые вне цистерны, имеют уширение перед входом в неё.
Это уширение служит топкой для подаваемого компрессором тягача топлива из бака 10 в горелку 7. Для контроля состояния перевозимого материала цистерна снабжена термометром 5 и указателем уровня 6, а для безопасности перевозки, автомобильный битумовоз снабжён огнетушителем 2.
В нижней части цистерны установлен кронштейн 11, для закрепления рукавов для слива битума и отстойники, один из которых служит для присоединения сливных рукавов.
Перевозка битума всеми вышеперечисленными способами осуществляется в зависимости от расстояния от места изготовления битума до места его использования и, выбор способа осуществляется заказчиком.
Основные поставщики битумных ж/д цистерн:
Завод «Салаватнефтемаш».
Основные поставщики битумных бункерных полувагонов:
ЧАО «Днепровагонмаш».
Основные поставщики автомобильных битумовозов:
Иркутский завод дорожных машин, Курганский завод дорожных машин, ОАО «БЕЦЕНА», ОАО «ГРАЗ».
Опубликовано в категории ДОРОЖНАЯ и СТРОИТЕЛЬНАЯ
Источник
Особенности хранения и транспортировки битума
Большая часть изготавливаемого в нашей стране битума применяется в дорожном строительстве. По этой причине спрос на него – явление сезонное. Пик потребления приходится на период с мая по октябрь, а в остальное время битум хранится на нефтеперерабатывающих заводах или складах компаний-реализаторов. Учитывая специфику материала, его хранение и транспортировка требуют особого подхода.
Битум и битумная эмульсия востребованы в дорожном строительстве
Почему меняются свойства битума
Битум используют только в разогретом виде. Но при температуре 150-180 °С и доступе кислорода материал стареет и его потребительские качества ухудшаются: уменьшается растяжимость, повышается вязкость, снижается пенетрация (показатель, по которому определяют густоту). Происходит это по двум причинам: легколетучие вещества, имеющиеся в битуме, испаряются, а сам материал окисляется при длительном контакте с кислородом, содержащемся в воздухе. В результате образуется твердое соединение, которое не размягчается при нагревании. Соответственно, чтобы сохранить свойства материала, нужно минимизировать его контакт с воздухом и ограничить температуру нагрева, а также избежать многократного нагревания, потому что это тоже приводит к частичной потере характеристик битума.
Особенности хранения битума
Стандартный срок хранения битума – 1 год. Для его размещения используют горизонтальные или вертикальные емкости. Как правило, для районов с расчетной температурой наружного воздуха до -40 °С для их изготовления используют конструкционную углеродистую сталь обыкновенного качества марки Ст3сп, а для районов с более низкой расчетной температурой наружного воздуха – низколегированную конструкционную сталь марки 09Г2С. Внутреннюю поверхность емкостей дополнительно покрывают антикоррозионными составами.
Для успешного хранения нефтяного битума одной емкости недостаточно. Нужно обеспечить подогрев материала и сохранение его температуры. Для этой цели емкости теплоизолируют и оснащают паровыми или электрическими системами подогрева. Чаще всего они автоматически поддерживают требуемую температуру с помощью датчиков, установленных в емкостях. Обычная температура хранения битума – 60-70 °С, но для отгрузки его надо разогреть до 140-180 °С.
Емкости могут быть горизонтальными или вертикальными. Вертикальные занимают меньше места на территории предприятия и при хранении в них битума меньше площадь его контакта с воздухом. На поверхности материала образуется твердая корка, но она не меняет своей площади и формы при изменении уровня битума и не мешает его отгрузке и хранению. Единственная сложность – организовать его разогрев. При вертикальном расположении емкости этот процесс длительный и энергозатратный, но он оправдан, если битум хранится долго.
Вертикальные емкости для хранения битума
В горизонтальных емкостях нет проблем с организацией подогрева. Для этой цели используют обогреватель змеевикового типа, который помещают в нижней части емкости. В этом случае довести температуру битума до оптимальной для его отгрузки достаточно просто, но появляются другие трудности. Так, площадь контакта материала с воздухом заметно увеличивается, а образовавшаяся на его поверхности твердая корка меняет свою площадь и форму при изменении уровня битума, поэтому процесс отгрузки и хранения осложняется. Горизонтальные емкости удобней при коротком сроке хранения битума.
Горизонтальная емкость для хранения битума
Особенности перевозки битума
При перевозке битума его температура должна быть не ниже +130 °С. Для транспортировки чаще всего используют специализированную автотехнику – битумовозы. Для повышения теплоизоляционных характеристик стенки цистерны для битума изготавливают двухслойными. Между стенками помещают теплоизолятор.
Битум в цистерну заливают при температуре +180 °С. При перевозке на короткие расстояния он не успевает остыть ниже +130 °С. Если его транспортируют на длительное расстояние и время перевозки более двух суток или транспортировку выполняют в холодное время года, то битум будет остывать. Для поддержания температуры цистерны битумовозов оснащают нагревательными элементами.
В таких битумовозах перевозят горячий битум
Есть и другой способ перевозки битума – в холодном состоянии. Например, в бочках, кубовидных контейнерах или биг-бэгах. Этот вариант актуален для отдаленных районов, куда доставка материала в горячем состоянии затруднена или невозможна. Далее битум понадобится разогреть и использовать по назначению.
Заключение
Битум – востребованный, надежный, но специфичный материал. Чтобы его характеристики не ухудшились со временем, хранение и перевозку нужно выполнять с соблюдением определенных правил.
Источник
Каким способом должен транспортироваться битум
ГОСТ Р 58911-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ
Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение проб
Automobile roads of general use. Binding petroleum bituminous materials. Packaging, labeling, transportation and storage of samples
Дата введения 2020-08-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр» (ООО «ИТЦ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее — битумные вяжущие), предназначенные для использования в качестве вяжущих материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте (текущем) автомобильных дорог и устанавливает требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению проб.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.4.010 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.124 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования
ГОСТ 6128 Банки металлические для химических продуктов. Технические условия
ГОСТ Р 58407.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Методы отбора проб
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58407.6.
4 Требования к упаковке (таре) для отбора проб
4.1 Для отбора проб битумных вяжущих следует использовать тару для химических продуктов с широкой горловиной по ГОСТ 6128. Тара должна быть чистая и сухая.
4.2 Степень заполнения тары битумным вяжущим должна быть не более 80% от ее объема.
4.3 Размер выбираемой тары должен быть не менее чем на 20% больше объема отбираемой пробы.
4.4 После заполнения тары пробой битумного вяжущего с ее поверхности необходимо удалить капли и подтеки.
4.5 Допускается применение иной безопасной, герметичной, химически-нейтральной тары, обеспечивающей сохранность отобранной пробы.
5 Требования к маркировке
5.1 Маркировка представительной пробы
На тару наносят или прикрепляют в виде этикетки уникальную идентификационную информацию [например, регистрационный номер, специальный код, данные о лице, отобравшем пробу, место отбора пробы, данные о емкости (трубопроводе) и др.].
Маркировку тары рекомендуется выполнять одним из следующих способов:
— наклеиванием этикетки на тару. Этикетка содержит уникальную идентификационную информацию и, при необходимости, другую, дополнительную информацию;
— нанесением информации непосредственно на тару перманентным маркером или другой корректирующей жидкостью для нанесения на любую поверхность. Надпись должна быть четкой, разборчивой и нестираемой.
Допускается дублирование информации на таре использованием дополнительных этикеток или нанесением надписей маркером.
На каждую единицу тары с пробой оформляют документ (акт, запись в журнале учета и др.), содержащий в том числе следующую информацию:
— наименование и адрес изготовителя;
— наименование и адрес поставщика (если он не является изготовителем);
— номер партии (при наличии);
— уникальную идентификационную информацию, нанесенную на тару;
— дату, время и место отбора пробы;
— данные о емкости (трубопроводе, кловертейнере и др.), из которой проводился отбор;
— наименование отобранного материала;
— данные о представителях, присутствующих при отборе проб (должность, ФИО, подпись);
— объем или массу отобранной пробы;
— ссылку на настоящий стандарт.
Форма акта отбора пробы представлена в приложении А.
После отбора арбитражной пробы должен быть оформлен акт отбора пробы по форме, представленной в приложении Б, с обязательной информацией о сроке хранения (дата отбора пробы и дата окончания срока хранения) и указанием индивидуального номера сейф-пакета (если хранение арбитражной пробы будет производиться в нем).
Отобранная арбитражная проба должна быть промаркирована в соответствии с 5.1 и опечатана (опломбирована) одним из следующих способов:
— при помощи сейф-пакета, выполненного из многослойной полиэтиленовой пленки с высокими прочностными характеристиками, стойкой к разрыву, проколу и имеющей различные способы защиты от несанкционированного вскрытия. Каждый сейф-пакет имеет индивидуальный номер, благодаря которому удобно вести учет поступающих арбитражных проб. На тару с арбитражной пробой должен быть нанесен индивидуальный номер сейф-пакета, в котором она будет храниться на протяжении всего срока хранения. Сейф-пакет может быть любого подходящего размера и цвета. При использовании сейф-пакета можно внутрь вместе с пробой помещать копию акта отбора проб;
— при помощи бумажной этикетки, приклеенной к таре таким образом, чтобы при открытии крышки тары бумажная этикетка имела неустранимые повреждения. На бумажную этикетку наносят номер акта отбора пробы (а при необходимости ставится штамп или печать подразделения, осуществившего отбор арбитражной пробы) и другую информацию для идентификации отобранной арбитражной пробы. Обязательно дублирование информации на другой этикетке, приклеенной на корпус металлической банки.
Допускается применение иных способов опечатывания (пломбирования), обеспечивающих сохранность отобранной арбитражной пробы от несанкционированного вскрытия.
6 Требования к транспортированию и хранению
6.1.1 После отбора пробы битумного вяжущего и перед ее транспортированием необходимо убедиться в том, что тара герметично закрыта.
Транспортирование пробы битумного вяжущего до места хранения осуществляют следующими способами:
6.1.2 При транспортировании пробы битумного вяжущего до места хранения вручную следует соблюдать следующие требования:
— по охране труда и технике безопасности работника, транспортирующего отобранную пробу;
— по принятию необходимых мер по предотвращению попадания различных видов осадков на переносимую отобранную пробу битумного вяжущего (например, дождевых, снежных, в виде протечек с крыш и т.д.);
— по переносу пробы (или двух проб и более). Перенос пробы может осуществляться при помощи любого ручного переносного устройства, соответствующего требованиям безопасности.
6.1.3 При транспортировании пробы битумного вяжущего до места хранения на транспортном средстве следует соблюдать следующие требования:
— до транспортного средства проба должна быть доставлена в соответствии с 6.1.2;
— необходимо зафиксировать пробу в транспортном средстве и не допускать ее перемещения по транспортному средству при движении;
— транспортное средство должно быть оборудовано крышей или тентом для предотвращения попадания осадков на перевозимую отобранную пробу битума.
Хранение проб битумного вяжущего следует осуществлять в сухом помещении на стеллажах, без прямого воздействия нагревательных приборов и прямых солнечных лучей на тару, с четким разделением представительских и арбитражных проб.
Срок хранения арбитражной пробы составляет не менее года, если иное не оговорено в акте отбора проб.
7 Требования безопасности и охраны окружающей среды
7.1 Маркировку, упаковку, транспортирование и хранение проб битумных вяжущих следует осуществлять с соблюдением требований по охране труда и технике безопасности работников, установленных на производственных объектах.
7.2 Пробу битумных вяжущих перемещают с использованием рукавиц по ГОСТ 12.4.010 и в специальной одежде и обуви, изготовленных из материалов, не накапливающих статическое электричество, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.124.
7.3 При попадании расплавленного битумного вяжущего на кожу человека пораженное место необходимо охладить под проточной водой, при этом битумное вяжущее с кожи не удалять, так как оно образует защитный стерильный барьер на пораженной коже. Пострадавшего следует немедленно отправить в лечебное медицинское учреждение. При попадании на слизистую оболочку глаз следует обильно промыть водой и немедленно обратиться к врачу.
Источник