Вопросы по Островскому «Гроза»
Вопросы по дикому:
1) Кто такой Дикой по своему социальному положению?
2) в чем сказывается его стремление к наживе, как он добывает деньги?
3) какие поступки и суждения дикого указывают на его грубость, самодурство, невежество, суеверия?
4) как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него
Ответ:
Объяснение:
2)Дикой очень богат, добывает деньги тем, что заставляет работать на себя, обсчитывает, недоплачивает: «я по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается»
3)Сам он говорит, что у него сердце такое. Герой держит в страхе своих близких,почтителен только с Кабанихой, ему ничто не стоит обругать человека, унизить.Например, когда Кулигин просит у него денег на установление в городе солнечных часов, тот говорит ему в ответ: что ты ко мне лезешь
4)С гусаром Дикой предпочёл не связываться, а злость выместил на своих
Объяснение: смотри нак копьвщвщбмгзц
В одном саду росли цветы. И был там один цветок,съев лепесток которого, человек начинал жить вечно, но никому не говорили, что это за цветок. и все кто заходил выбирал самый красивый, и отщипывал лепесток, в результате съели почти все розы, но этот цветок был обычный, просто он содержал в себе какой то микроэлемент. никто его не съел..не догадался. и все умерли.
Брат и сестра Карик и Валя, основные герои повествования, проживают около леса и озера в обычной многоэтажке. Рядом по соседству проживает знаменитый опытный ученый-энтомолог Иван Енотов. Однажды, когда ребята были в гостях у профессора, они увидели и выпили без разрешения удивительный раствор, который придумал профессор. Буквально через пару секунд дети стали ростом в пару миллиметров. Карик и его сестра Валя стали совсем малюсенькими человечками, что даже муха и обычная стрекоза казались им большущим чудищем. На стрекозе, которая залетела в профессорский кабинет, брат с сестрой отправились в необыкновенное путешествие в фантастический мир природы, который не заметен обычному человеку.
Когда профессор, методом обо всем догадался и все понял, он тут же отправился за детьми. Подойдя к озеру, профессор установил опознавательную метку, воткнув в землю длинную палку на которой был красный флажок. Тут же была оставлена коробка с отверстием для входа, в ней находились его изобретения и увеличивающий порошок.
Профессор, нашедший вскоре детей, пережили вместе массу приключений, некоторые были весьма опасны, когда они прокладывали себе путь к сокровенной коробке. Их кусали большущие комары, муравьи и пауки. Несчастные скитальцы питались молочком тлей, а на гусеницах ездили как на лошадях.
Благодаря познаниям профессора Енотова, все завершилось благополучно и ребята с ученым снова стали нормальными людьми, а Карик и Валя с удовольствием стали изучать жизнь растений и насекомых. Ведь ученье это свет, не будь у профессора необходимых знаний, горе путешественники могли бы и не вернуться в мир обычных людей.
Источник
II. Работа с текстом.
Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.
«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. — это принципы жизни в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.
— Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?
Вывод.Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)
3. Каковы жители, обитающие здесь?
4. Из каких источников черпают калиновцы знания о мире?
5. Каковы основные черты странницы Феклуши?
(Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)
5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное появление — вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
Дикой
- Кто он по своему материальному и общественному положению?
- В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
- Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
- Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?
- Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?
- Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?
Кабаниха
- Кто она по своему общественному и материальному положению?
- На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
- В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
- Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
- Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
- Каковы особенности речи Кабанихи?
- Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?
Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой | Кабаниха |
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» | О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет,а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» |
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. | Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меняи подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. |
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур | Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом |