Каким способом была принята конституция саудовской аравии 1992 года парламентом

Принятие конституций

Также как и разработка проектов конституций, принятие их осуществляется несколькими способами.

Самый демократический способ принятия Конституции – путем проведения общегосударственного голосования избирателей – то есть референдума. Так были приняты, например, Конституции Франции 1958 г., Алжира 1996 г. и ряд других.

В то же время в Греции, Родезии путем референдума были приняты реакционные конституции.

Конституции Туниса 1956 г., Намибии 1990 г. и ряда других стран были приняты Учредительным собранием. Само Учредительное собрание не во всех странах полностью избирается гражданами. Так, в Нигерии в 1978 г., Гане в 1979 г., Турции в 1982 г. оно частично избиралось из представителей различных групп населения, частично назначалось военными властями.

Конституции Шри-Ланки 1972г., Нидерландов 1983 г., Бразилии 1988 г., Замбии 1992 г. приняты парламентами этих стран провозгласившими себя для этого Учредительными собраниями.

Парламентами Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Грузии 1995 г., Украины 1996г., и других стран конституции приняты парламентами без переименования в Учредительное собрание;

Конституции некоторых государств принимались так называемыми надпарламентскими органами. Так приняты конституции Монголии 1992 года Великим народным хуралом; Афганистана 2003 года – Великой джиргой; Индонезии 1945 года – Народным консультативным конгрессом.

Один из наименее демократических способов принятия конституции – октроирование – то есть дарование конституции односторонним актом главы государства – монархом. Таким способом приняты Конституции Монако и Непала 1962 г., Свазиленда 1978 г., Саудовской Аравии 1992 г.

Преамбула Конституции Княжества Монако 1962 г. провозглашает: «Мы – Князь Ренье III – решили даровать государству новую конституцию, которая по Нашему высочайшему желанию будет отныне рассматриваться как Основной Закон Государства».

Иногда применяется комбинированный способ принятия конституции заключающийся в том, что на референдум выносятся конституции уже обсуждавшиеся и принятые учредительным собранием или парламентом. Таким способом приняты Конституции Греции, Испании, Польши, Венесуэлы.

В некоторых африканских странах – Конго 1973г., Анголе и Мозамбике 1975г. конституции были приняты на съезде правящей партии.

Достаточно редко применяется и такой способ как приятие конституции на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и слоев населения. Так принята Конституция Боснии и Герцеговины 1995г.

В Турции в 1982г., Нигерии 1989г. конституции были утверждены в качестве последней инстанции военными советами этих государств.

Источник

Анализ конституции Саудовской Аравии

Прежде всего, хотелось отметить, что Саудовская Аравия является страной религиозной правовой семьи, а потому не имеет конституции в ее современном понимании. Роль Конституции Саудовской Аравии de jure выполняют священные книги ислама (Коран и сунна): «конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка»[1]. Основным законом Саудовской Аравии считается Низам или положение королевства Саудовской Аравии, принятое в 1922 году. Так, данный правовой акт и является Конституцией de facto.

В данном акте закреплены основы правового статуса личности, о них упоминается в двух главах Низама: Глава третья, которая посвящена в свою очередь семье, как основе общества в Саудовской Аравии, а Глава пятая содержит перечень основных прав и свобод человека. Так же, безусловно, Низам уделяет значительное внимание экономическим и финансовым вопросам жизни государства. В частности, в Главе четвертая изложены основные экономические принципы Саудовской Аравии, в Главе шестой, уделяется внимание безопасности подданных и иностранцев исламского государства. Глава седьмая посвящена регулированию государственной власти, а также финансовых взаимоотношений законами и бюджетным вопросам, а Глава восьмая, в свою очередь, упорядочивает финансы, предусматривает обязательность проведения аудита деятельности ряда органов государственной власти. В Главе десятой описаны общие положения и курс выполнения «основ» Низама, так же упоминается о том, что не допускается приостановление действия статей Низама, однако временное приостановление возможно исключительно при введении военного или чрезвычайного положения[2]. Исходя из перечисленного мной выше содержания основного закона Саудовской Аравии на первый вгляд может показаться, что по своей структуре и содержанию Низам напоминает многие конституции зарубежных стран, но это далеко не так.

Итак, в данной стране, исходя из Низама статьи первой, отдаются приоритеты религиозным нормам. Хотелось бы так же отметить, что Низам Саудовской Аравии не предусматривает какого-либо особого порядка внесения изменений в этот акт[3], изменения же вносятся таким же образом, каким был провозглашен основной закон данного государства.

Читайте также:  Как помогать бездомным людям способы

Думаю, что требуется уделить достаточно большое внимание конституционному статусу личности Саудовской Аравии, оторый определяется из официальной религии данной страны.

Основной низам о власти закрепил государственную религию страны, которой является ислам, а конституцией считается книга Всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка. В Низаме указывается, что саудовское общество базируется на исламской вере, подчёркивая ее первостепенность и важность[4]. Так в положениях Низама предусматривают, что основой саудовского общества является семья. Ее члены должны воспитываться на основе исламской веры, предусмотренной ею преданности и покорности Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти, уважать законы и выполнять их, любить и ценить свою Родину и ее славную историю. Саудовское общество основывается на следовании его членами ислама, их благочестивом, бережном и солидарном взаимном отношении без всяких противоречий. Укрепление национального единства является обязанностью каждого. Государство препятствует всем действиям, вносящим раскол, смуту и разобщенность. В Конституции так же содержатся предписания исповедовать ислам и не допускать распространения никакой другой религии. Государство призвано соблюдать предписания ислама и применять в своей деятельности нормы шариата, в частности, защищать исламскую веру и права человека в соответствии с шариатом[5]. Согласно реализуемой концепции единственным законодателем является Аллах, а его воля выражена в Коране и Сунне.

Так же, что достаточно интересно Низам провозглашает Саудовскую Аравию социальным государством, путем достижения формирования государственного бюджета не из налоговых поступлений, а из доходов от продажи нефти, следовательно, социальные и культурные права в государстве реализованы на достаточно высоком уровне. В пример модно привести медицину, которая являясь бесплатной, осуществляется на высшем уровне. Иным примером может служить получение высшего образования за рубежом, данная процедура довольно таки сильно поощряется путем оплаты за счет средств государственного бюджета, так же стоит упомянуть, что пособие по безработице составляет около шестисот долларов. Однако, прежде, чем спешить отправляться в Саудовскую Аравию, стоит помнить, что получения всех мною перечисленных социальных и культурных благ зависит от наличия или отсутствия гражданства. А В Саудовской Аравии, как нам известно существует достаточно строгое законодательство о гражданстве, прежде всего, предусмотрено получение гражданства по рождению, и что немаловажно, приоритетное значение имеет гражданство отца. Так, исходя из Низама подданным (гражданином) Саудовской Аравии признается любое лицо, родившееся в Королевстве Саудовская Аравия или за его пределами, чей отец и мать являются подданными Саудовской Аравии, или чья мать является подданной Саудовской Аравии, а отец неизвестен или является лицом без гражданства. Любое лицо, родившееся в Саудовской Аравии, родители которого являются иностранцами, или мать которого является подданной Саудовской Аравии, а отец – иностранцем, признается иностранцем.

Хочется отметить, что закрепления в Низаме такого факта, «государство должно защищать права человека в соответствии с шариатом», стало по истине первым в Саудовской Аравии формальным признанием на государственном уровне концепции прав человека. Не стоит забывать, что, однако идет речь о арабском государстве, и зачастую в таких нормативно-правовых актах достаточно четко прослеживается преобладающее положение государства над личностью, фактический примат высших органов государственной власти. Низам гарантирует лишь некоторые права и свободы граждан исламского государства. Закреплены личные права и свободы, такие как: неприкосновенность жилых помещений, вход в которые осуществляется с разрешения владельца, обыск жилых помещений производится только в случаях, установленных соответствующим законом; защита почтово-телеграфной переписки, телефонных переговоров и иных видов связи, их просмотр или прослушивание осуществляются исключительно в случаях, определенных законом; экономические права, такие как: свобода частной собственности и ее неприкосновенность гарантированы государством, конфискация частной собственности возможна только по судебному решению; предоставление государством каждому трудоспособному гражданину возможности трудиться в любой сфере деятельности. Можно заметить, что перечень прав и свобод является достаточно узким, ведь даже такие, априори естественные права человека, как право на жизнь, право на уважение чести и достоинства в законе Саудовской Аравии отсутствуют. В обязанности же граждан, которые проживают на территории Королевства Саудовская Аравия, является соблюдение законов государства, уважение к ценностям саудовского общества, его традиций, так же, несомненно, обязанностью каждого является защита исламской веры и Отечества, бережное отношение к государственной собственности.

Также, хочется отметить, что в Низаме существует интересное положение об обязанностях государства, это не те обязанности, которые государство принимает перед своим народом и тем самым предоставляет дополнительные права своим подданным. Это обязанности по укреплению арабской семьи, сохранению исламских семейных ценностей; препятствование любым действиям, которые вносят в общество раскол, смуту, разобщенность; охрана государственной собственности; защита исламской веры; забота о науке, культуре, литературе, поощрение научных исследований; обеспечение общего образования; здравоохранение, защита здоровья каждого подданного, сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды.

Читайте также:  Способ применения ушных капель ципромед

Даже с учетом того, что Низам Саудовской Аравии был принят в двадцатом веке, положения о правах человека не нашли в нем достаточного развития. Да, проблемы конституционного статуса личности все еще продолжают решатся на основе традиций и норм шариата, таких как наследование, брачно-семейные отношения, отношения детей и родителей, религиозный статус личности, имущественные отношения и т. д.

Исламская религия всегда будет являться стержнем актов конституционного характера Королевства Саудовская Аравия. Будучи флагом и идеологией объединения начала двадцатого века, таким образом обуславливая легитимность всех последующих преобразований в государстве, являясь основой национального единства, внешней и внутренней политики страны.

Источник: ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Электронный ресурс:https://worldconstitutions.ru/?p=86

[1] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Глава первая. Основные принципы. Статья 1.

[2] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Глава десятая. Общие положения. Статья 82.

[3] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года Глава десятая. Общие положения. Статья 83.

[4] ОСНОВНОЙ НИЗАМ О ВЛАСТИ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ от 1 марта 1992 года. Глава третья. Основы саудовского общества. Статья 11.

[5] То же. Глава пятая. Права и обязанности.

Источник

Конституция Саудовской Аравии: особенности и конституционные основы королевства

Королевство под названием Саудовская Аравия представляет собой независимую арабско-исламскую империю. Его убеждения основываются на исламе, законы которого полностью отображены в Конституции – Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка. Официальный язык – арабский, главный центр – г. Эр-Рияд.

Немного о том, как появилось и развивалось Королевство.

Саудовская Аравия находится в юго-западной части Азии и расположена на большей ее территории. Имеет выход к Внутреннему морю Индийского океана и омывается Персидским заливом. Некоторые называют территории империи «песчаными», так как очень большой объем земли занят пустынными дюнами.

Само независимое государство было основано в далеком восемнадцатом веке сильнейшим кланом Саудов, во главе которого стоял Ад-Дирийя Мухаммад ибн Сауд. Объединившись с известным исламским проповедником того времени Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом, который впоследствии стал основоположником ваххабизма, он создал первое Саудовское государство со столицей в Ад-Дирийе. Однако вскоре оно подверглось серьезному давлению османов. Спустя 73 года после своего появления Саудовское государство пало.

Спустя всего 7 лет оно возродилось, а столица переместилась в Эр-Рияд. Второе Саудовское государство просуществовало 67 лет и вновь было уничтожено.

В третий раз, словно феникс из пепла, оно возродилось в 1902 году. Именно в этот период было доказано превосходство клана Саудов над Эр-Риядом, который в последующем стал центром королевства. Правление Саудовской Аравии возглавил Абдул Азиз Ибн Сауд. В настоящее время каждый житель империи знает, что фундаментом общества и политики, а также самой системы правления стал ваххабизм.

Осуществляется правление, как сказано в книге Заветов, в монархическом порядке, и придерживаются права престолонаследия людей, в чьих жилах течет кровь клана Саудов.

Что такое ваххабизм и кто такой ваххабит?

Ваххабазм считается корнем учения о религии и вере, который имеет свой поток в политической сфере и мобилизует жителей Саудовской Аравии к возврату первых религиозных верований. Так, по мнению ваххабитов, мусульмане должны поклоняться одному богу, отказаться от восхваления святых и пророков, а также соблюдать закон, который не позволяет пользоваться изобретениями других государств.

Ваххабитами названы представители первых религиозных убеждений, которые считают, что современное религиозное течение неверно, так как позволяет всем представителям мусульман считаться представителями одного клана. Важное место в ваххабизме занимает джихад – священная война, направленная против всех, кто «нечист в вере» и не является ваххабитом, даже против мусульман.

Свидетельства законодательного права Саудовской Аравии

Конституция Саудовской Аравии как отдельный правящий документ не существует. Если следовать Основному низаму духовного правителя, который сам являет в себе систему прав мусульман, главным документом, описывающим законы человека, является Коран и Сунна. Каждый представитель государства по-своему понимает значение описанных в книге прав.

Читайте также:  Способы получения химических свойств солей

Правящей династии давно известно, что никакая книга, какой бы священной она ни была и когда бы ни была написана, не может в полной мере осуществлять конституционные основы власти. В связи с этим монарх инициировал написание Основного низама, который постоянно обновляется, принося определенные новшества в систему управления страной.

Следует обратить внимание, что данное государство поддерживает статус верующей правовой семьи, о чем говорят акты конституционного права. Правительство содействует прочности создаваемой ячейки общества, которая будет придерживаться ценностей арабской и исламской семьи.

Важность положения прав личностей Саудовской Аравии

Важным моментом является то, что гражданином государства может стать только мусульманин. Те, кто ими уже являются, непреклонно верны правителю и его законам. Конституция Саудовской Аравии предполагает полное разделение граждан по половому признаку, что подтверждает Коран. Представительницы слабого пола не имеют равных прав с мужчинами и подчиняются им. Основной низам содержит информацию о правах государства, его жителей и обязанностях обеих сторон.

Личные права граждан:

  • Неприкосновенность человеческой личности, его места жительства и тайны общения.
  • Граждане имеют право на заботу со стороны государства.

Политические права граждан:

  • Каждый гражданин обязан укреплять единство нации.
  • Проявлять солидарность и понимание к другим представителям общества.
  • Обязаны блюсти законодательство и уважать правительство.
  • Не должны вести собрания и показательные выступления в обществе.

Социально-экономические права граждан:

  • Каждый представитель государства имеет право на поддержку государства в случае болезни, в различных чрезвычайных ситуациях, при достижении пенсионного возраста.
  • Имеют право на получение рабочего места.
  • На получение поддержки со стороны государства в сфере науки, медицины или искусства.

Конституция Саудовской Аравии определяет следующие права государства:

  • Защищать вероисповедание.
  • Применять законы шариата.
  • Оказывать поддержку священных храмов и монастырей.
  • Создавать оптимальные условия мусульманам, живущим в других странах, для посещения Мекки.
  • Оказывать поддержку нации, которая стремится к солидарности и единству (одна из основных идей для Саудовской Аравии).

Какие права и обязанности возлагаются на монарха?

В Основном низаме сказано, что форма государственного правления Саудовской Аравии осуществляется системами судебной, исполнительной и законодательной власти, во главе которых стоит монарх, контролирующий их деятельность.

Правление государством осуществляется непосредственно сыновьями первого правителя Абдула Азиза аль Сауда и сыновьями его сыновей. Монарх при выборе престолонаследника издает указ о назначении коронного принца, кандидатура которого рассматривается специально созданным «комитетом принцев». На одобренного принца возлагается определенный груз прав и обязанностей по отношению к государству и его гражданам.

Конституция Саудовской Аравии гласит, что после смерти короля проходит процедура баях, что означает избрание принца на престол королевской семьей. Если процедура прошла единогласно, принц становится королем.

В праве правителя выпускать новые низамы и декреты, согласуя их с представителями государственной власти. Также он имеет право:

  • Проводить национальную политику, опираясь на нормы ислама.
  • Контролировать работу государственной власти в соответствии с нормами законов.
  • Назначать своих заместителей в Совете и освобождать их от ряда обязанностей.
  • Командовать армией королевства.
  • Назначать послов в других государствах.
  • Передавать часть полномочий своему правопреемнику.

Работа судебной власти

Вся деятельность данной системы осуществляется на основе священного Корана и сунны. Прохождение судебных заседаний также проходит с применением этих священных книг и привлечением исламского шариата. Возглавляет эту систему Высший совет. Назначение и смещение с должности судьи происходит только указом духовного правителя и Высшего совета.

Деятельность исполнительной власти

Во главе данной власти стоит сам монарх со своим Советом министров. Все заместители и непосредственные представители Совета могут быть назначены или же сняты с должности указом короля. Каждый член совета несет ответственность перед правителем за вверенные ему министерства и ведомства.

Работа законодательной власти

Этот вид управления империей предполагает непосредственную деятельность правителя совместно с Консультативным советом, называемым Меджлис аш-Шура. Характеристика конституции Саудовской Аравии предоставляет монарху право самостоятельно распускать и реорганизовывать Консультативный совет и проводить совместные заседания Советов министров и Консультантов.

В заключение хочется сказать, что Саудовская Аравия является одним из уникальных и независимых государств, которые имеются на планете. В этой империи монарх возлагает на себя ответственность за обучение детей исламских семей. Государство полностью оплачивает расходы на получение знаний. Казна государства формируется за счет продажи нефтепродуктов другим странам. Также многие пенсионеры не платят налогов и пошлин, наоборот, правительство оказывает им всяческую поддержку для того, чтобы они спокойно дожили отведенные годы.

Источник

Оцените статью
Разные способы