Каким способом был казнен калашников

Самостоятельная работа «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 кл)
тест по литературе (7 класс)

Самостоятельная работа взята из сборника тестов Е.Н. Зубовой. С ответами

Скачать:

Вложение Размер
samost_pesnya_pro_tsarya.docx 16.55 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А1. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?

1) задумал недоброе дело;

2) служба надоела;

3) конь захромал;

А2. Что, убегая, оставила в руках Кирибеевича Алёна Дмитриевна?

1) узорный платок и фату;

А3. Как звали мужа Алёны Дмитриевны?

1) Парамон Пахомович;

2) Степан Парамонович;

3) Степан Прохорович;

4) Прохор Степанович.

А4. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Алёной Дмитриевной?

2) царя Ивана Васильевича;

3) младших братьев;

4) лучшего друга.

В1. Куда пришёлся удар Кирибеевича Калашникову в кулачном бою?

В2. Объяснил ли Калашников царю, за что убил Кирибеевича?

С1. Докажите связь «Песни…» с фольклором.

М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алёна Дмитриевна замужем;

2) что он собирается покинуть службу;

3) что у него «мало казны»;

4) что он собирается в степь на «вольное житьё».

А2. Чем закончилась встреча Алёны Дмитриевны и Кирибеевича?

1) опричник, получив отказ, ушёл;

2) Алёна Дмитриевна решила уйти от мужа;

3) Алёна Дмитриевна вырвалась и убежала;

4) опричник ушёл, поклявшись убить её мужа.

А3. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова;

2) в палатах царских;

4) на Москве-реке.

А4. Каким способом был казнён Калашников?

2) его расстреляли;

3) ему отрубили голову;

4) его четвертовали.

В1. Откуда затемно возвращалась домой Алёна Дмитриевна в тот вечер, когда встретила Кирибеевича?

В2. Ударом в какую часть тела был убит Кирибеевич?

С1. Какие национальные черты русского характера отражены в образах героев «Песни…»?

Ответы к тесту «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В2. В левый висок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича» по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича.

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

На презентации находядся иллюстрации к «Песне», которые можно использовать на уроке.

План-конспект урока по теме: «Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся.

Презентация к уроку литературы в 7 классе «Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и в иллюстрациях В.Васнецова.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сравнительная характеристика главных героев — Калашникова и Кирибеевича.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.

Урок литературы в 7 классе.

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника .

Источник

Тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» для 8 класса

Тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?

1) задумал недоброе дело
2) служба надоела
3) захромал его конь
4) влюбился

А2. Что, убегая, оставила в руках у Кирибеевича Алёна Дмитриевна?

1) узорный платок и фату
2) кольцо
3) туфельку
4) шаль

А3. Как звали мужа Алёны Дмитриевны?

1) Парамон Пахомович
2) Степан Парамонович
3) Степан Прохорович
4) Прохор Степанович

А4. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Алёной Дмитриевной?

1) отца
2) царя Ивана Васильевича
3) младших братьев
4) лучшего друга

В1. Куда пришёлся удар Кирибеевича Калашникову в кулачном бою?

В2. Объяснил ли Калашников царю, за что убил Кири­беевича?

С1. Докажите связь «Песни…» с фольклором.

2 вариант

А1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алёна Дмитриевна замужем
2) что он собирается покинуть службу
3) что у него «мало казны»
4) что он собирается в степь на «вольное житьё»

А2. Чем закончилась встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушёл
2) Алёна Дмитриевна решила уйти от мужа
3) Алёна Дмитриевна вырвалась и убежала
4) опричник ушёл, поклявшись убить её мужа

А3. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова
2) в палатах царских
3) в лесу
4) на Москве-реке

А4. Каким способом был казнён Калашников?

1) его повесили
2) его расстреляли
3) ему отрубили голову
4) его четвертовали

В1. Откуда затемно возвращалась домой Алёна Дмитри­евна в тот вечер, когда встретила Кирибеевича?

В2. Ударом в какую часть тела был убит Кирибеевич?

С1. Какие национальные черты русского характера отражены в образах героев «Песни…»?

Ответы на тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» для 8 класса
1 вариант
А1-4
А2-1
А3-2
А4-3
В1. В грудь
В2. Нет
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-4
А4-3
В1. Из церкви
В2. В левый висок

Источник

Конспект и презентация по литературе «М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Описание разработки

Цель: продолжить изучение поэмы М. Ю. Лермонтова, формировать умение давать портретные характеристики героям;

Задачи урока:

— развивать навыки групповой работы, исследовательской деятельности, построения аргументированного высказывания, выразительного чтения;

— прививать любовь к художественному слову

Оборудование: презентация, план характеристики героя, карточки с заданиями

Тип урока : комбинированный

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, «Мозговая атака», «Фишбоун», стратегия «6 шляп», «Арабская грамота», кластер

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Вступительное слово учителя. Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее (В. Г. Белинский)

«Песня про купца Калашникова. . . » — это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху Ивана Грозного. Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для современников. Сегодня на уроке мы расскажем о главных героях поэмы, имена которых вынесены в название произведения. Цель нашего урока — выяснить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами русского национального характера обладает этот герой.

  1. А как будет называться наш урок, какова его цель вы мне сейчас подскажите сами

«Арабская грамота» (слайд)

4. История создания «Песни…. » (слайд)

  1. Проверим, как вы знаете текст поэмы (тест на слайде)
  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы

2. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?

1) задумал недоброе дело

2) служба надоела

3) захромал его конь

3. Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна?

1) узорный платок и фату

4. Как звали мужа Алены Дмитриевны?

1) Парамон Пахомович

2) Степан Парамонович

3) Степан Прохорович

4) Прохор Степанович

5. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной?

2) царя Ивана Васильевича

3) младших братьев

4) лучшего друга

1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алена Дмитриевна замужем

2) что он собирается покинуть службу

3) что у него мало казны

4) что он собирается в степь на «вольное житье»

2. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала

4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа

3. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова

2) в палатах царских

4) на Москве — реке

4. Каким способом был казнен Калашников?

2) его расстреляли

3) ему отрубили голову

4) его четвертовали

5. Стратегия «6 шляп»

6. «Лингвистический ералаш»

Это что за ералаш?

Здесь из слов сварили кашу?

Я приказываю вам:

Все расставить по местам

7. «Узнай героя»

Критик В. Г. Белинский, анализируя поэму, дал характеристику трем ее главным героям. Прослушайте отрывки из статьи критика и определите кого из основных персонажей поэмы они характеризуют:

«. . . Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего. . . но сильного и благородного по природе своей духа. . . . »

— О ком так пишет критик?

— Об Иване Грозном.

Иван Грозный советует подарить ей «перстенек яхонтовый и ожерелье жемчужное». Царь как бы толкает Кирибеевича на преступление. Взяв драгоценности из рук царя и воспользовавшись его советом, Кирибеевич преследует Алену Дмитриевну. Иван Грозный – свирепый тиран, он жесток, суров по отношению к тем, кого он считает своим врагом. Милостив по отношению к опричникам. Способен на добрые поступки (отношение к семье Калашникова)

К кому относится данная характеристика?

« Какая сильная, могучая натура! Ее страсть — лава, ее горесть тяжела и трудна. . . Вы видите, что любовь. . . — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!»

Кирибеевич не считается с Божьим законом, преследует замужнюю, венчанную в церкви жену купца Калашникова, не считается с тем, что он оскорбляет Алену Дмитриевну, что видят его преследования соседи, он совершенно не заботится о чести любимой им женщины.

  • К кому из героев относится эта характеристика Белинского:

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. . . Есть души, лозунг которых — все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы. . . »

Степан Парамонович – глава семьи, дома. Он защитник чести и жены, и всего своего рода. Услышав о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены. Он выступает защитником своего рода, защитником народа, но он нарушает христианский закон «не убий».

8. Работа в группах. Составить кластер (портретные характеристики)

Обращаться к плану характеристики героя.

  1. Описание внешности героя
  2. Социальное положение
  3. Речевая характеристика
  4. Поступки героя
  5. Взаимоотношения с другими персонажами
  6. Авторская оценка героя

9. Рекламная пауза

«Почему так говорят?»

Как и когда появилось выражение «Пришел к шапочному разбору»

10. «Мозговая атака»

Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне. Как проявляется любовь к ней у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их?

11. Сопоставительный анализ отрывка Н. М. Карамзина, романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», текста «Песни…» М. Ю. Лермонтова об опричнике и опричниках.

Источник

Презентация «М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Добро пожаловать на урок!

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Тема: Песня на старинный лад
(фольклорные традиции в «Песне…»)

Цели: продолжить изучение поэмы М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова;
раскрыть роль фольклора в создании характеров героев и формы произведения;
развивать навыки групповой работы, исследовательской деятельности, выразительного чтения;
побудить обучающихся обдумать и понять конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства;
прививать нравственные качества (уважение к семье, к национальным традициям) через работу над художественным текстом;
прививать любовь к художественному слову

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов
(1814 – 1841)
«Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях»
(1830)

Описание слайда:

Тесты
Вариант 1.
А1. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?
1) задумал недоброе дело
2) служба надоела
3) захромал его конь
4) влюбился
А2. Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна?
1) узорный платок и фату
2) кольцо
3) туфельку
4) шаль
А3. Как звали мужа Алены Дмитриевны?
1) Парамон Пахомович
2) Степан Парамонович
3) Степан Прохорович
4) Прохор Степанович
А4. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной?
1) отца
2) царя Ивана Васильевича
3) младших братьев
4) лучшего друга
В1. Куда пришелся удар Кирибеевича Калашникову в кулачном бою?
В2. Объяснил ли Калашников царю, за что убил Кирибеевича
Вариант 2.
А1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?
1) что Алена Дмитриевна замужем
2) что он собирается покинуть службу
3) что у него мало казны
4) что он собирается в степь на «вольное житье»
А2. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?
1) опричник, получив отказ, ушел
2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа
-4-
3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала
4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа
А3. В каком месте состоялся кулачный бой?
1) возле лавки Калашникова
2) в палатах царских
3) в лесу
4) на Москве-реке
А4. Каким способом был казнен Калашников?
1) его повесили
2) его расстреляли
3) ему отрубили голову
4) его четвертовали
В1. Откуда затемно возвращалась домой Алена Дмитриевна в тот вечер, когда встретила Кирибеевича?
В2. Ударом в какую часть тела был убит Кирибеевич?

Описание слайда:

ответы
1-й вариант. 2-й вариант.
А1 – 4 А1 — 1
А2 — 1 А2 — 3
А3 — 2 А3 — 4
А4 – 3 А4 — 3
В1 — в грудь В1 — из церкви
В2 — нет В2 — в левый
висок

Описание слайда:

Вглядитесь в краски «Песни…», в буквальном смысле этого слова: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченный ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, косы золотистые, ленты яркие, грудь белая, белая скатерть, снег белый, синие горы, заря алая, стена белокаменная, рубаха красная, запонка яркая – все ясные, определенные тона: белый, черный, синий, красный, алый, — совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней…»
Мендельсон Н.М., историк литературы

Источник

Читайте также:  Куриное бедро способ приготовления
Оцените статью
Разные способы